Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Бичева И.Б. 1 Ханова Т.Г. 1 Кашина А.С. 2 Исаева А.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 МБОУ Школа № 60, Нижний Новгород
3 МБДОУ «Детский сад 72», Нижний Новгород
В статье рассматривается проблема разработки и формирования профессиональных компетенций педагогов в решении задач преемственности со школой и подготовки детей к успешному школьному обучению. Научно-теоретический анализ позволил авторам выделить основные проблемы исследования, их причины, сформулировать показатели готовности ребенка к школьному обучению в формате компетенций (мотивационных, предметных, универсальных). Представлены результаты исследования педагогов подготовительных групп дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода, выявлены их затруднения в формировании ключевых компетенций выпускников. При разработке структуры профессиональных компетенций педагогов в области подготовки детей к обучению в школе авторы учитывали положения компетентностного подхода. Это позволило предложить и описать следующие компоненты: мотивационно-личностный, коммуникативный, познавательно-деятельностный, рефлексивный. Процесс развития профессиональных компетенций в области подготовки детей к школьному обучению рассматривается как управление методическим сопровождением педагогов в дошкольной образовательной организации и начальной школе на основе применения активных и интерактивных форм. Авторами сделан вывод о влиянии уровня сформированности предлагаемых компонентов профессиональных компетенций педагога на качество подготовки детей к школе, что требует разработки и апробации комплексной программы по повышению ее уровня у педагогов дошкольных образовательных организаций и начальной школы.
дошкольное образование
подготовка к школе
преемственность
профессиональные компетенции педагога по подготовке детей к школьному обучению
методическое сопровождение
1. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240-243.
2. Трубайчук Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: моногр. Челябинск, 2009. 153 с.
3. Белкина В.Н., Тихомирова О.В. Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога в сфере предшкольного образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 186-190.
4. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в образовании // Эйдос. 2014. № 4. С. 7.
5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Рунова Т.А. Технологизация процесса формирования психологической (коммуникативной) готовности детей к обучению в школе в соответствии с требованиями ФГОС // Нижегородское образование. 2018. № 2. С. 87-93.
6. Бичева И.Б., Вялова Н.В., Рязанова Е.А. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 44-47.
7. Ефлова З.Б., Косолапова Е.С. Условия обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования в стандартах образования и в педагогической практике // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). С. 40-49.
8. Кочнева Е.М., Гришина А.В. О создании модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 10.
9. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
10. Ярулина Л.П. Формирование ключевых компетенций дошкольников // Молодой учёный. 2009. № 10 (10). С. 385-387.
11. Вербицкий А.А., Шогина Г.И. Ответственность как ключевая общекультурная компетенция взрослого // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2020. № 1-2. С. 75-87.
12. Belinova N.V., Bicheva I.B., Krasilnikova L.V., Khanova T.G., Hizhnaya A.V. The Role of Managerial Competence of an Executive in Improving the Quality of Pre-school Educational Organization // Lecture Notes in Networks and Systems (см. в книгах). 2020. Т. 91. С. 422-429.
13. Фильченкова И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 4. С. 3.
14. Бичева И.Б., Хижная А.В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта // Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 36-40.
15. Гончарова О.В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 15.10.2020).

Нормативно-правовые и социально-культурные изменения в дошкольном образовании актуализируют значимость непрерывного развития профессиональных компетенций педагогов с целью достижения необходимого качества развития и воспитания детей в различных образовательных областях [1–4]. Подготовка детей к школе – одно из важных направлений в деятельности педагога дошкольной образовательной организации (далее – ДОО), предполагающее формирование основных показателей физической, эмоционально-волевой, личностной и социально-психологической, интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. В то же время в исследованиях отмечаются трудности выпускников ДОО при начале обучения в школе, во многом обусловленные применением неэффективных способов подготовки детей со стороны педагогов. Так, Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой показано, что «…при решении задач коммуникативной готовности проведение групповой работы с детьми на основе сотрудничества вызывает затруднения у воспитателей и учителей» [5, с. 89]. Также отмечаются приоритет интеллектуальной подготовки дошкольников (обучение письму, чтению, счету) и недостаточная развитость эмоционально-волевой сферы, отсутствие системы работы во взаимодействии с социумом, что свидетельствует о проблемах преемственности дошкольного и начального образования, неэффективности сотрудничества педагогов, родителей и учителей [6–8]. Вышеизложенное позволяет выявить противоречие между требованиями ФГОС ДО к развитию ключевых компетенций выпускников ДОО и недостаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций педагогов в области подготовки детей к школе, поскольку не определены их структура и содержание.

Цель исследования: обоснование структуры и особенностей развития профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к школе.

Материал и методы исследования. При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы, экспериментальное изучение по проблеме исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Основываясь на ожидаемых образовательных результатах, которые прописаны в Программе «От рождения до школы» [9, с. 3233], можно сформулировать показатели готовности выпускника ДОО в формате мотивационных, предметных, универсальных компетенций.

Мотивационные компетенции выражаются в проявлении инициативы, позитивного отношения к себе, миру, другим людям, труду, в уверенности в своих силах, ответственности за начатое дело, первичных представлениях о том, «что такое хорошо и что такое плохо», отношении к образованию как к ведущей жизненной ценности, стремлении к здоровому образу жизни.

Предметные компетенции характеризуются владением основными культурными способами деятельности, универсальными предпосылками учебной деятельности, основными движениями, устной речью, развитием предпосылок грамотности, крупной и мелкой моторики.

Универсальные компетенции включают сформированность когнитивных, коммуникативных и регуляторных способностей.

Сформированность когнитивных способностей характеризуется любознательностью ребенка, развитием воображения, умениями видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения, принимать собственное решение с опорой на свои знания и умения, самостоятельно выделять и формулировать цель, искать необходимую информацию, осуществлять анализ, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, доказывать, аргументировать свои идеи.

Развитие коммуникативных способностей выражается в умении общаться и взаимодействовать с партнерами (сверстниками, взрослыми), учитывая их позиции, обмениваться информацией, планируя и организовывая совместные виды деятельности (в том числе работая в одной команде), согласовывая свои действия с действиями других участников.

Развитие регуляторных способностей характеризуется умениями ребенка подчинять свои действия правилам и социальным нормам, ставить цель и планировать способы ее достижения, осуществлять прогнозирование, самоконтроль, адекватную оценку достигаемых результатов, их коррекцию.

Наиболее успешное развитие различных параметров указанных компетенций обеспечивается посредством современных образовательных технологий: развивающих, личностно-ориентированных, проблемных, проектных и др. Их применение в воспитательно-образовательном процессе вызывает у детей желание проявить самостоятельность, мотивационную, познавательную и творческую активность. Как справедливо отмечает Л.П. Ярулина: «Проектирование гибких педагогических технологий личностно-ориентированного, развивающего образования сообразно психофизиологическим особенностям воспитанников обеспечивает возможность динамики развития дошкольников с целью формирования ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения» [10, с. 385].

Высокая значимость формирования у выпускников ДОО необходимого уровня мотивационных, предметных, универсальных компетенций обусловливает изучение уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов в области подготовки детей к школьному обучению. С этой целью нами проведено исследование, в котором участвовали 27 педагогов подготовительных групп ДОО г. Нижнего Новгорода.

Полученные данные свидетельствуют, что все педагоги понимают важность комплексного решения задач по подготовке детей к школе при взаимодействии с родителями и учителями начальных классов. 78% педагогов отметили, что постоянно изучают те или иные вопросы, в которых раскрываются психолого-педагогические особенности старших дошкольников, методы и формы работы с детьми и родителями, требования к организации предметно-пространственной развивающей среды в группе. Однако лишь 24% педагогов используют для этого научные публикации, вебинары, представленные авторами современных образовательных программ дошкольного образования. Большинство педагогов просто знакомятся с опытом своих коллег, в том числе в сети Интернет. 64% педагогов указали, что используют в своей работе проектные и проблемно-игровые технологии, но им не всегда удается полностью реализовать алгоритм данных технологий.

В целом результаты исследования указывают на достаточный уровень знаний педагогов по показателям готовности детей к школе, стремление использовать активные методы и приемы обучения. В то же время было выявлено недостаточное владение современными технологиями реализации задач по подготовке детей к школьному обучению, соответствующими новой образовательной модели. Среди затруднений педагогов, снижающих качество подготовки детей к школе, отметим следующие:

– в развитии мотивационных компетенций: недостаточное умение использовать технологии, формирующие у детей ответственность за начатое дело, стремление довести работу до результата; непонимание способов, воспитывающих у детей отношение к образованию как к ведущей жизненной ценности;

– в развитии когнитивных способностей: фрагментарное использование методов проблемного и проектного обучения, отсутствие умения учитывать индивидуальный опыт ребенка, что приводит к низкому уровню сформированности у детей умения выдвигать гипотезы, ставить цель и определять эффективные способы решения проблемы, анализировать и делать правильные выводы, доказательно аргументировать свои идеи;

– в развитии коммуникативных способностей: затруднения в формировании у детей умения работать в одной команде, в развитии способности согласовывать свои действия и действия других участников;

– в развитии регуляторных способностей: низкий уровень владения методами развития у детей самоконтроля, адекватной оценки своих результатов.

Таким образом, в профессиональной деятельности педагогов в реализации задач по подготовке детей к школе сохраняются способы профессиональной деятельности, в большей степени соответствующие традиционной педагогической практике, что не отвечает требованиям современного дошкольного образования, развивающегося в режиме инновационного поиска на основе компетентностного подхода. Актуальность и востребованность данной проблемы очевидны, поскольку педагог несет персональную ответственность за непрерывный процесс развития ключевых компетенций выпускников при взаимодействии с родителями и учителями начальных классов. В данном контексте ответственность педагога проявляется в аналитических, проектировочных, прогностических и исполнительских способностях и соответствует принятым общественным ценностям, моральным нормам, правилам, традициям [11]. Поэтому важной представляется разработка структуры профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к школьному обучению. Учитывая положения компетентностного подхода, авторы предлагают следующие ее компоненты: мотивационно-личностный, коммуникативный, познавательно-деятельностный, рефлексивный.

Мотивационно-личностный компонент определят общекультурную и профессионально-творческую направленность педагога: готовность непрерывно саморазвиваться в вопросах подготовки детей к школьному обучению, проявлять активность, ответственность за результат профессиональной деятельности в области подготовки детей к школьному обучению, стремление использовать разные информационные источники для повышения уровня самообразования, разрабатывать собственный новаторский опыт.

Коммуникативный компонент способствует эффективности информационно-коммуникационной подготовки педагога: это владение средствами вербального и невербального общения, способность взаимодействовать с родителями, детьми, учителями начальных классов на основе профессиональных норм, проявлять выдержанность, тактичность, доброжелательность, уважение; умение вовлекать детей в совместные виды познавательной деятельности, приобщать родителей к сотрудничеству.

Познавательно-деятельностный компонент обусловливает информационно-методическую и технологическую подготовку педагога: знание психолого-педагогических закономерностей развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, современных образовательных программ дошкольного образования, технологий подготовки детей к школьному обучению, умение применять их на практике, проектировать и создавать ситуации развития (в том числе индивидуальные) для достижения каждым ребенком необходимых компетенций; организовывать предметно-пространственную развивающую среду для решения задач по подготовке детей к школе.

Рефлексивный компонент характеризуется способностью анализировать и объективно оценивать результаты профессионального развития/саморазвития по подготовке детей к школьному обучению, определять индивидуальные проблемы, способы их решения, проводить диагностику параметров готовности детей к школе и проектировать целевую помощь конкретному ребенку.

Сформированность представленных компонентов рассматривается как достижение педагогом уровня, который обеспечивает его определяющую роль в подготовке выпускников к школьному обучению. Их развитие и совершенствование в условиях конкретной ДОО предполагают целенаправленное методическое сопровождение педагогов с учетом положений компетентностного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и принципов непрерывности, последовательности и систематичности; индивидуализации и дифференциации; активности и диалогичности. Задачами методического сопровождения педагогов в рамках проблемы формирования профессиональных компетенций в области подготовки детей к школьному обучению являются:

– обеспечить научно-теоретическую и практико-ориентированную подготовку педагогов к формированию у детей старшего дошкольного возраста компетенций, обеспечивающих успешный переход к школьному обучению;

– способствовать совершенствованию организационно-методических форм взаимодействия с учителями начальных классов по преемственности дошкольного и начального образования детей;

– способствовать овладению методами эффективного сотрудничества с родителями по подготовке детей к школьному обучению.

Процесс развития профессиональных компетенций в области подготовки детей к школьному обучению предполагает, во-первых, управление методическим сопровождением педагогов как в ДОО, так и в начальной школе. Это повышает роль руководителей с целью анализа, проектирования, организации и рефлексии профессиональной деятельности педагогов, установления сотрудничества с социальными, образовательными и научными организациями, создания условий для повышения творческого потенциала педагогов и внедрения педагогических инноваций [12]. Как подчеркивает И.Ф. Фильченкова, «…педагог будет инновационно активным, если управление инновационной деятельностью будет основываться на способах и технологиях образовательного менеджмента» [13]. Во-вторых, это обусловливает применение активных и интерактивных форм методического сопровождения (проблемных лекций, видеолекций, семинаров-практикумов, профессионально ориентированных ситуаций, полемики и др.) [14, 15], посредством которых обеспечиваются самостоятельность педагогов, учет их индивидуального опыта, повышается степень готовности к решению имеющихся проблем по развитию ключевых компетенций у выпускников. Кроме того, использование в процессе методического сопровождения данных форм будет являться средством овладения современными технологиями работы с дошкольниками, поскольку педагоги смогут на практике упражняться в их применении, осваивая особенности, специфику, а также алгоритм конкретной технологии. Отметим исследование Е.Г. Гуцу, Е.В. Кочетовой, Т.А. Руновой, в котором убедительно доказывается «целесообразность поэтапного введения идей сотрудничества в коммуникативное взаимодействие детской группы на учебных занятиях» [5, с. 89]. Освоение педагогами ДОО и учителями начальных классов содержания каждого этапа (диагностического, подготовительного, деятельностного, контрольно-оценочного) в процессе совместно организуемой методической деятельности позволит им освоить групповые формы работы с детьми, обеспечивая развитие коммуникативной готовности к обучению в школе.

Выводы. Достижение педагогами высокого уровня развития всех компонентов профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к обучению в школе оказывает непосредственное влияние на качество формирования ключевых компетенций выпускников ДОО, способствует эффективному взаимодействию с родителями и учителями, обеспечивает целенаправленность преемственных связей между ДОО и начальной школой.

Процесс развития и совершенствования профессиональных компетенций педагога в области подготовки детей к обучению в школе и организации преемственности между ДОО и начальной школой во взаимодействии всех субъектов образовательной деятельности является важным направлением управления методической работой в ДОО.

Перспектива дальнейших исследований предполагает разработку и апробацию комплексной программы по повышению уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов и учителей в решении задач преемственности и подготовки детей к успешному школьному обучению.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Ханова Т.Г., Кашина А.С., Исаева А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30303 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674