Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK AT THE DEPARTMENT OF SOCIALLY SIGNIFICANT INFECTIONS AND PHTHISIOPULMONOLOGY

Kolnikova O.V. 1 Gudova S.V. 1 Malashenkova M.E. 1
1 FGBOU VO «First St. Petersburg State Medical University named after I.P. Pavlov»
The aim of the study was to study the characteristics individual work of students of the medical faculty. In the modern educational process, individual work is of great importance. In the Federal State Educational Standard of Higher Education, it is given at least a third of the study time. The study of students' interest in performing individual work in the classroom and out-of-class conditions was carried out. Various options for individual work have been studied. The student's individual work at the Department of Socially Significant Infections and Phthisiopulmonology includes testing, writing tests, drawing up abstracts on the topics of classes, writing an essay, preparing an oral report, working with radiographs, working with situational tasks, independently drawing up situational tasks on the topics of the lesson, preparing and demonstration of presentations on the topics of classes, drawing up diagrams and algorithms for the differential diagnosis of tuberculosis, making visual material in the form of posters on the topics of classes and sanitary and educational work, writing an academic history of the disease, as well as participating in scientific research work and scientific research. As a result of the research, the priorities in the performance of students' individual work were studied, which can be successful if considered as one of the important and basic components of training in a medical university.
higher education
students
independent work
testing
phthisiopulmonology

В современных условиях образование основывается на модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрении психолого-педагогических инновационных технологий и, главное, на активном обучении студентов. Обучение студентов лечебного факультета в Первом Санкт-Петербургском медицинском университете имени академика И.П. Павлова предмету «Фтизиатрия» проходит на 6-м курсе, в 11–12-х семестрах. Это выпускной курс.

Во ФГОС ВО самостоятельная работа выделена отдельно специально для развития активной личностной позиции и инициативы студента, формирования ответственности, компетентностей и умений самостоятельно искать и анализировать информацию, осознанно принимать решения, самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, научиться строить отношения в коллективе [1–3]. На самостоятельную работу сегодня отводится почти треть всего времени обучения студентов на кафедре. Чтобы это время было максимально использовано, не пропало даром, необходимы его правильное планирование и организация, и, конечно, огромное значение имеет непосредственное руководство преподавателя, заинтересованного в конечном результате работы. Самостоятельная работа студентов может быть успешной, если рассматривать ее как один из важных и основных учебных компонентов обучения в медицинском вузе, который предполагает учет психологических, личностных, когнитивных особенностей студентов и вызывает заинтересованность у самих студентов [4–6].

Целями настоящего исследования были изучение особенностей и выявление наиболее рациональных вариантов самостоятельной работы студентов при изучении клинической дисциплины «Фтизиатрия» на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии и использование полученных результатов преподавателями кафедры в дальнейшей работе для повышения мотивации студентов к обучению и обеспечения максимально эффективного освоения ими дисциплины.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова. Применялись эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение творческих заданий самостоятельной работы) и теоретические (анализ литературы, изучение учебно-методических документов, систематизация и обобщение полученных данных) методы. Для обработки полученных данных использовались количественные методы, анализ и интерпретация результатов. Для проведения анкетирования была составлена анкета. В исследовании приняли участие 52 студента в возрасте 22–25 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Учебный процесс в университете проводится в соответствии со ФГОС 3+ ВО. На кафедре предусмотрена цикличная система обучения. Студенты проходят обучение в течение трех недель. Кроме этого, предполагается прочтение шести лекций для обучающихся. Три лекции читаются курсу в целом, а остальные три каждый преподаватель читает на практических занятиях. В конце цикла студенты сдают экзамен. Оценка знаний обучающихся происходит по принятой в университете балльно-рейтинговой системе. 60 баллов предусмотрены за практические занятия, лекции и самостоятельную работу, а 40 баллов студент может получить за ответ на экзамене.

Целями самостоятельной работы студента при изучении фтизиатрии являются закрепление теоретических знаний и получение новых навыков и умений, развитие познавательных, организационных, коммуникативных способностей, воспитание качеств конкурентоспособной личности, формирование потребности в саморазвитии, становление профессионала.

Самостоятельная работа на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии состоит из обязательной работы, а также выбранной студентом по желанию или, в случае невозможности определиться с выбором, предложенной преподавателем. Самостоятельная работа включает тестирование, письменное выполнение контрольных работ, составление конспектов по темам занятий, написание реферата, подготовку устного доклада, работу с рентгенограммами, работу с ситуационными задачами, самостоятельное составление ситуационных задач по темам занятия, подготовку и демонстрацию презентаций по темам занятий, составление схем и алгоритмов по диагностике и дифференциальной диагностике туберкулеза, изготовление наглядного материала в виде плакатов по темам занятий и санитарно-просветительной работе, написание академической истории болезни, а также участие в НИРС, УИРС и СНО. Виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые проводятся на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Виды самостоятельной работы студентов на кафедре фтизиопульмонологии

Для самостоятельной работы в аудитории у каждого преподавателя имеется определенный набор дидактического материала, который включает в себя: комплекты рентгенограмм по темам занятий по диагностике туберкулеза, дифференциальной диагностике туберкулеза с другими заболеваниями, осложнениям и хирургическим методам лечения туберкулеза; ситуационные задачи по темам, включающие в себя легенду и рентгенограмму к ней; таблицы и плакаты по клиническим формам туберкулеза и профилактике туберкулеза; тестовые задания на бумажных носителях с возможностью контроля преподавателем и самоконтролем; набор вопросов для проведения текущего и этапного контроля.

В ходе исследования произведено анкетирование 52 студентов лечебного факультета 6-го курса (5 групп). Среди них преобладали девушки – 43 (82,7%), юношей было 9 (17,3%).

В результате исследования установлено, что студенты предпочитают аудиторный вид самостоятельной работы (85%) над внеаудиторной (15%), при этом юношам больше нравится работа над рентгенограммами с обсуждением совместно с преподавателем, а девушки одинаково предпочитали как ситуационные задачи, так и анализ рентгенограмм.

Из внеаудиторной работы студенты с удовольствием выполняют работу над презентацией (65,4%), конспектом по теме занятия, меньше им нравится подготовка устных докладов, хотя подготовку небольших устных сообщений обучающиеся выполняют охотно (77%), особенно по темам современной диагностики, новым видам хирургического лечения, новым, современным методам лечения осложнений туберкулеза. 75% студентов не нравится написание рефератов. При обсуждении этого положения они отмечают большую трудозатратность этого вида работы, работу с большим количеством источников литературы. Для большинства узкие темы рефератов неинтересны по причине непрофильности дисциплины в дальнейшей работе. При этом за большую проделанную работу они получают всего 1 балл из 100 (по БРС). Выполнение презентаций нравится большинству студентов (65,4%), особенно увлекает поиск иллюстративного материала. Обучающиеся отмечают, что в процессе изучения дисциплины текстовый материал воспринимается труднее, нежели визуальный ряд, и тема лучше запоминается при наличии схем, рисунков, фотографий.

Почти все студенты отдали предпочтение тестированию в аудитории (88,5%) и на бумажном носителе (67,3%). Это связано с возможностью уточнить сразу на занятии непонятные вопросы и исправить неправильные ответы, сразу на занятии узнать и исправить ошибки. В этом случае складывается верное представление о поставленной задаче и повышается усвояемость материала. Большинству студентов (86,5%) не нравится тестирование удаленным доступом в системе ACADEMIK NT. Это занимает много времени, обучающийся не может оценить правильность ответа, кроме этого, предусмотрена низкая оценка за тесты в БРС. За пять тестов, состоящих из 150 вопросов, студент максимально получает 5 баллов из общих 60 баллов по БРС за практическое занятие.

Почти все студенты (92,3%) проявляют интерес к изучению рентгенограмм по темам занятий или рентгеновского архива пациентов и их обсуждению совместно с преподавателем.

Исследование историй болезни великих людей увлекает многих студентов (82,7%). Они с удовольствием докладывают на занятиях истории болезни актеров, художников, писателей. Часто бывают сильно удивлены таким фактом, что известные люди с социально сохранным статусом переболели, а иногда и умерли от туберкулеза.

Наглядный материал по профилактической работе для пациентов, а также для практических занятий в большинстве случаев студенты выполняют неохотно, по заданию преподавателя за дополнительное поощрение. Реже это решение самих обучающихся. Только 13,5% студентов положительно оценивают эту работу. Однако если обучающийся самостоятельно выбирает изготовление наглядного материала, то эта работа выполняется качественно.

Особенно хочется отметить отрицательный отзыв студентов о написании истории болезни в 88,5%. Большинство (73%) опрошенных хотели бы заменить написание истории болезни представлением о больном или расширенным обоснованием диагноза. Это происходит потому, что на современном этапе многие студенты, обучаясь в университете, работают в клиниках, где истории болезни заполняются в электронном варианте, часто с использованием шаблонов. Применение современных информационных технологий и инноваций в обучении ставит новые задачи как перед преподавателями, так и перед студентами.

В результате выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы происходят закрепление полученных знаний, получение новых умений и навыков, развитие познавательных, организационно-деятельностных, коммуникативных способностей, развитие качеств конкурентоспособной личности, формирование потребности в саморазвитии, становление профессионала и понимание того, что самообразование является важной частью непрерывного медицинского образования. Повысить интерес к изучению дисциплины можно, если выявить наибольший интерес к определенным видам самостоятельной работы студентов.

Результаты полученных исследований отражены на рисунке 2.

Рис. 2. Отношение студентов к разным видам самостоятельной работы

Заключение. Таким образом, самостоятельная работа студентов имеет большое значение в общей системе обучения студентов, а новые методы, требующие творческого подхода, существенно повышают интерес к занятиям и изучаемому предмету в целом. В результате исследования выявлена высокая мотивация студентов при выполнении аудиторной работы, такой как письменная работа в аудитории (94,2%), изучение рентгенограмм (92,3%), решение ситуационных задач (69,2%), решение тестов на бумажном носителе (67,3%). Среди внеаудиторной работы студенты отдают предпочтение НИРС и УИРС (92,3%), историко-литературному исследованию (82,7%), подготовке устного доклада (76,9%), подготовке презентации (65,4%). Учитывая негативное отношение студентов к проведению тестов в ACADEMIK NT, можно рекомендовать их сделать обучающими и контролирующими, а не только выполняющими контролирующую функцию. Многие студенты указали на несоответствие невысокой оценки по БРС и значительную трудоемкость работ. Кроме этого, студенты не могут увидеть свои ошибки при неверном ответе. Учитывая нежелание обучающихся писать большие рефераты, можно сделать уклон в пользу рекомендаций выполнения небольших тем устных реферативных сообщений, выполняемых студентами.

Полученные данные можно использовать в работе для улучшения качества обучения и лучшего освоения дисциплины. Проведенное исследование позволит оптимизировать методы обучения, внедрить в учебный процесс новые технологии обучения, повышающие производительность труда преподавателей, активно использовать информационные технологии, позволяющие студенту в удобное для него время осваивать учебный материал, сделать подготовку к практическому занятию по непрофильному для обучающемуся предмету интересной и мотивировать его в конечном итоге на изучение дисциплины. Результаты исследования позволят усовершенствовать систему текущего контроля работы студентов, внедрение компьютеризированного тестирования, заинтересовать обучающихся в выполнении научно-исследовательской работы, что даст возможность подготовить их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Выявленные особенности самостоятельной работы дадут возможность преподавателям кафедры социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов в процессе их подготовки к предстоящей профессиональной медицинской деятельности.

По результатам выполненного исследования с целью повышения эффективности учебной работы на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии следует рассмотреть предложения по изменению некоторых вопросов организации самостоятельной работы студентов. Существующий тестовый контроль в системе АКАДЕМИК НТ рекомендуется перевести из разряда контролирующего знания студентов в разряд обучающего и контролирующего. Для этого возможно издание тестового контроля в виде учебно-методического пособия с известными вариантами правильных ответов.

Контролирующую функцию рекомендуется заменить на аудиторный вид тестирования и проведение письменных контрольных работ с проработкой ошибок и обсуждением вместе с преподавателем для всей группы студентов.

Крупные формы самостоятельной работы в виде рефератов на 30–40 страниц, учитывая короткий цикл занятий, стоит заменить на несколько небольших реферативных работ, но выполненных также по правилам, или устные доклады на занятиях.

В некоторых случаях написание полноценной истории болезни целесообразно заменить на «представление о больном» или обоснование диагноза у больного и описание дифференциально-диагностического алгоритма.

Самостоятельную работу в виде выполнения плакатов и наглядных пособий рекомендуется не делать обязательной для всех, а предлагать к выполнению студентам по желанию.

Пример выполнения творческих заданий представлен на рисунках 3, 4, 5.

Рис. 3. Плакат по профилактике туберкулеза, выполненный студенткой с использованием картины Винсента Ван Гога «Звёздная ночь», на котором изображены легкие, пораженные туберкулезом

Рис. 4. Ромашка по противотуберкулезным препаратам основной (первого ряда) и резервных групп (второго ряда)

Рис. 5. Схема патогенеза первичного туберкулеза

Также в воспитательных целях для формирования разностороннего высокообразованного и нравственного специалиста дополнительным вариантом внеаудиторной самостоятельной работы нужно рекомендовать студентам чтение книг, просмотр художественных кинофильмов и посещение театров для просмотра спектаклей с «фтизиатрическим» сюжетом с последующим обсуждением на занятии.