В современных условиях образование основывается на модернизации учебно-воспитательного процесса, внедрении психолого-педагогических инновационных технологий и, главное, на активном обучении студентов. Обучение студентов лечебного факультета в Первом Санкт-Петербургском медицинском университете имени академика И.П. Павлова предмету «Фтизиатрия» проходит на 6-м курсе, в 11–12-х семестрах. Это выпускной курс.
Во ФГОС ВО самостоятельная работа выделена отдельно специально для развития активной личностной позиции и инициативы студента, формирования ответственности, компетентностей и умений самостоятельно искать и анализировать информацию, осознанно принимать решения, самостоятельно действовать в нестандартных ситуациях, научиться строить отношения в коллективе [1–3]. На самостоятельную работу сегодня отводится почти треть всего времени обучения студентов на кафедре. Чтобы это время было максимально использовано, не пропало даром, необходимы его правильное планирование и организация, и, конечно, огромное значение имеет непосредственное руководство преподавателя, заинтересованного в конечном результате работы. Самостоятельная работа студентов может быть успешной, если рассматривать ее как один из важных и основных учебных компонентов обучения в медицинском вузе, который предполагает учет психологических, личностных, когнитивных особенностей студентов и вызывает заинтересованность у самих студентов [4–6].
Целями настоящего исследования были изучение особенностей и выявление наиболее рациональных вариантов самостоятельной работы студентов при изучении клинической дисциплины «Фтизиатрия» на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии и использование полученных результатов преподавателями кафедры в дальнейшей работе для повышения мотивации студентов к обучению и обеспечения максимально эффективного освоения ими дисциплины.
Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие студенты 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ имени академика И.П. Павлова. Применялись эмпирические (наблюдение, анкетирование, изучение творческих заданий самостоятельной работы) и теоретические (анализ литературы, изучение учебно-методических документов, систематизация и обобщение полученных данных) методы. Для обработки полученных данных использовались количественные методы, анализ и интерпретация результатов. Для проведения анкетирования была составлена анкета. В исследовании приняли участие 52 студента в возрасте 22–25 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. Учебный процесс в университете проводится в соответствии со ФГОС 3+ ВО. На кафедре предусмотрена цикличная система обучения. Студенты проходят обучение в течение трех недель. Кроме этого, предполагается прочтение шести лекций для обучающихся. Три лекции читаются курсу в целом, а остальные три каждый преподаватель читает на практических занятиях. В конце цикла студенты сдают экзамен. Оценка знаний обучающихся происходит по принятой в университете балльно-рейтинговой системе. 60 баллов предусмотрены за практические занятия, лекции и самостоятельную работу, а 40 баллов студент может получить за ответ на экзамене.
Целями самостоятельной работы студента при изучении фтизиатрии являются закрепление теоретических знаний и получение новых навыков и умений, развитие познавательных, организационных, коммуникативных способностей, воспитание качеств конкурентоспособной личности, формирование потребности в саморазвитии, становление профессионала.
Самостоятельная работа на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии состоит из обязательной работы, а также выбранной студентом по желанию или, в случае невозможности определиться с выбором, предложенной преподавателем. Самостоятельная работа включает тестирование, письменное выполнение контрольных работ, составление конспектов по темам занятий, написание реферата, подготовку устного доклада, работу с рентгенограммами, работу с ситуационными задачами, самостоятельное составление ситуационных задач по темам занятия, подготовку и демонстрацию презентаций по темам занятий, составление схем и алгоритмов по диагностике и дифференциальной диагностике туберкулеза, изготовление наглядного материала в виде плакатов по темам занятий и санитарно-просветительной работе, написание академической истории болезни, а также участие в НИРС, УИРС и СНО. Виды аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, которые проводятся на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии, представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Виды самостоятельной работы студентов на кафедре фтизиопульмонологии
Для самостоятельной работы в аудитории у каждого преподавателя имеется определенный набор дидактического материала, который включает в себя: комплекты рентгенограмм по темам занятий по диагностике туберкулеза, дифференциальной диагностике туберкулеза с другими заболеваниями, осложнениям и хирургическим методам лечения туберкулеза; ситуационные задачи по темам, включающие в себя легенду и рентгенограмму к ней; таблицы и плакаты по клиническим формам туберкулеза и профилактике туберкулеза; тестовые задания на бумажных носителях с возможностью контроля преподавателем и самоконтролем; набор вопросов для проведения текущего и этапного контроля.
В ходе исследования произведено анкетирование 52 студентов лечебного факультета 6-го курса (5 групп). Среди них преобладали девушки – 43 (82,7%), юношей было 9 (17,3%).
В результате исследования установлено, что студенты предпочитают аудиторный вид самостоятельной работы (85%) над внеаудиторной (15%), при этом юношам больше нравится работа над рентгенограммами с обсуждением совместно с преподавателем, а девушки одинаково предпочитали как ситуационные задачи, так и анализ рентгенограмм.
Из внеаудиторной работы студенты с удовольствием выполняют работу над презентацией (65,4%), конспектом по теме занятия, меньше им нравится подготовка устных докладов, хотя подготовку небольших устных сообщений обучающиеся выполняют охотно (77%), особенно по темам современной диагностики, новым видам хирургического лечения, новым, современным методам лечения осложнений туберкулеза. 75% студентов не нравится написание рефератов. При обсуждении этого положения они отмечают большую трудозатратность этого вида работы, работу с большим количеством источников литературы. Для большинства узкие темы рефератов неинтересны по причине непрофильности дисциплины в дальнейшей работе. При этом за большую проделанную работу они получают всего 1 балл из 100 (по БРС). Выполнение презентаций нравится большинству студентов (65,4%), особенно увлекает поиск иллюстративного материала. Обучающиеся отмечают, что в процессе изучения дисциплины текстовый материал воспринимается труднее, нежели визуальный ряд, и тема лучше запоминается при наличии схем, рисунков, фотографий.
Почти все студенты отдали предпочтение тестированию в аудитории (88,5%) и на бумажном носителе (67,3%). Это связано с возможностью уточнить сразу на занятии непонятные вопросы и исправить неправильные ответы, сразу на занятии узнать и исправить ошибки. В этом случае складывается верное представление о поставленной задаче и повышается усвояемость материала. Большинству студентов (86,5%) не нравится тестирование удаленным доступом в системе ACADEMIK NT. Это занимает много времени, обучающийся не может оценить правильность ответа, кроме этого, предусмотрена низкая оценка за тесты в БРС. За пять тестов, состоящих из 150 вопросов, студент максимально получает 5 баллов из общих 60 баллов по БРС за практическое занятие.
Почти все студенты (92,3%) проявляют интерес к изучению рентгенограмм по темам занятий или рентгеновского архива пациентов и их обсуждению совместно с преподавателем.
Исследование историй болезни великих людей увлекает многих студентов (82,7%). Они с удовольствием докладывают на занятиях истории болезни актеров, художников, писателей. Часто бывают сильно удивлены таким фактом, что известные люди с социально сохранным статусом переболели, а иногда и умерли от туберкулеза.
Наглядный материал по профилактической работе для пациентов, а также для практических занятий в большинстве случаев студенты выполняют неохотно, по заданию преподавателя за дополнительное поощрение. Реже это решение самих обучающихся. Только 13,5% студентов положительно оценивают эту работу. Однако если обучающийся самостоятельно выбирает изготовление наглядного материала, то эта работа выполняется качественно.
Особенно хочется отметить отрицательный отзыв студентов о написании истории болезни в 88,5%. Большинство (73%) опрошенных хотели бы заменить написание истории болезни представлением о больном или расширенным обоснованием диагноза. Это происходит потому, что на современном этапе многие студенты, обучаясь в университете, работают в клиниках, где истории болезни заполняются в электронном варианте, часто с использованием шаблонов. Применение современных информационных технологий и инноваций в обучении ставит новые задачи как перед преподавателями, так и перед студентами.
В результате выполнения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы происходят закрепление полученных знаний, получение новых умений и навыков, развитие познавательных, организационно-деятельностных, коммуникативных способностей, развитие качеств конкурентоспособной личности, формирование потребности в саморазвитии, становление профессионала и понимание того, что самообразование является важной частью непрерывного медицинского образования. Повысить интерес к изучению дисциплины можно, если выявить наибольший интерес к определенным видам самостоятельной работы студентов.
Результаты полученных исследований отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Отношение студентов к разным видам самостоятельной работы
Заключение. Таким образом, самостоятельная работа студентов имеет большое значение в общей системе обучения студентов, а новые методы, требующие творческого подхода, существенно повышают интерес к занятиям и изучаемому предмету в целом. В результате исследования выявлена высокая мотивация студентов при выполнении аудиторной работы, такой как письменная работа в аудитории (94,2%), изучение рентгенограмм (92,3%), решение ситуационных задач (69,2%), решение тестов на бумажном носителе (67,3%). Среди внеаудиторной работы студенты отдают предпочтение НИРС и УИРС (92,3%), историко-литературному исследованию (82,7%), подготовке устного доклада (76,9%), подготовке презентации (65,4%). Учитывая негативное отношение студентов к проведению тестов в ACADEMIK NT, можно рекомендовать их сделать обучающими и контролирующими, а не только выполняющими контролирующую функцию. Многие студенты указали на несоответствие невысокой оценки по БРС и значительную трудоемкость работ. Кроме этого, студенты не могут увидеть свои ошибки при неверном ответе. Учитывая нежелание обучающихся писать большие рефераты, можно сделать уклон в пользу рекомендаций выполнения небольших тем устных реферативных сообщений, выполняемых студентами.
Полученные данные можно использовать в работе для улучшения качества обучения и лучшего освоения дисциплины. Проведенное исследование позволит оптимизировать методы обучения, внедрить в учебный процесс новые технологии обучения, повышающие производительность труда преподавателей, активно использовать информационные технологии, позволяющие студенту в удобное для него время осваивать учебный материал, сделать подготовку к практическому занятию по непрофильному для обучающемуся предмету интересной и мотивировать его в конечном итоге на изучение дисциплины. Результаты исследования позволят усовершенствовать систему текущего контроля работы студентов, внедрение компьютеризированного тестирования, заинтересовать обучающихся в выполнении научно-исследовательской работы, что даст возможность подготовить их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.
Выявленные особенности самостоятельной работы дадут возможность преподавателям кафедры социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов в процессе их подготовки к предстоящей профессиональной медицинской деятельности.
По результатам выполненного исследования с целью повышения эффективности учебной работы на кафедре социально значимых инфекций и фтизиопульмонологии следует рассмотреть предложения по изменению некоторых вопросов организации самостоятельной работы студентов. Существующий тестовый контроль в системе АКАДЕМИК НТ рекомендуется перевести из разряда контролирующего знания студентов в разряд обучающего и контролирующего. Для этого возможно издание тестового контроля в виде учебно-методического пособия с известными вариантами правильных ответов.
Контролирующую функцию рекомендуется заменить на аудиторный вид тестирования и проведение письменных контрольных работ с проработкой ошибок и обсуждением вместе с преподавателем для всей группы студентов.
Крупные формы самостоятельной работы в виде рефератов на 30–40 страниц, учитывая короткий цикл занятий, стоит заменить на несколько небольших реферативных работ, но выполненных также по правилам, или устные доклады на занятиях.
В некоторых случаях написание полноценной истории болезни целесообразно заменить на «представление о больном» или обоснование диагноза у больного и описание дифференциально-диагностического алгоритма.
Самостоятельную работу в виде выполнения плакатов и наглядных пособий рекомендуется не делать обязательной для всех, а предлагать к выполнению студентам по желанию.
Пример выполнения творческих заданий представлен на рисунках 3, 4, 5.
Рис. 3. Плакат по профилактике туберкулеза, выполненный студенткой с использованием картины Винсента Ван Гога «Звёздная ночь», на котором изображены легкие, пораженные туберкулезом
Рис. 4. Ромашка по противотуберкулезным препаратам основной (первого ряда) и резервных групп (второго ряда)
Рис. 5. Схема патогенеза первичного туберкулеза
Также в воспитательных целях для формирования разностороннего высокообразованного и нравственного специалиста дополнительным вариантом внеаудиторной самостоятельной работы нужно рекомендовать студентам чтение книг, просмотр художественных кинофильмов и посещение театров для просмотра спектаклей с «фтизиатрическим» сюжетом с последующим обсуждением на занятии.
Библиографическая ссылка
Кольникова О.В., Гудова С.В., Малашёнкова М.Е. ОСОБЕННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНФЕКЦИЙ И ФТИЗИОПУЛЬМОНОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30291 (дата обращения: 10.11.2024).