Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

FEATURES OF TEACHING FORENSIC MEDICAL SEXOLOGY IN MEDICAL UNIVERSITIES

Tenkov A.A. 1 Luneva Z.M. 1 Krivokhatko A.A. 1 Lobanov A.M. 2
1 Kursk State Medical University
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orel State University named after I.S. Turgenev»
The teaching of forensic medicine in higher education institutions is compulsory. Like all other subjects, this discipline consists of certain sections, the order of study of which depends, in particular, on the already existing knowledge of the students. Forensic sexology, as one of the branches of forensic medicine, is studied not at the initial stages, but only after a certain time. For an adequate study of this section, students must already have some other knowledge. This work highlights the problems of naming this section of forensic medicine and the peculiarities of its teaching, in particular, among students of medical higher educational institutions and residents - future forensic medical experts. In our opinion, the most acceptable name for this section of forensic medicine is «forensic medical sexology». When teaching this section for students, one should be limited only to the amount of knowledge that can be applied when they are involved, as specialists, in investigative actions. The expediency of studying this section not at the beginning of teaching forensic medicine, is associated with the need for students to have a certain amount of knowledge in forensic traumatology, examination of material evidence, examination of the scene, etc.
forensic medicine
forensic medical expertise
higher education pedagogy
medical education
sexology

В рамках высшего медицинского образования одним из обязательных предметов для обучения является судебная медицина. Независимо от того, какую последипломную подготовку будет проходить выпускник, он обязан обучаться основам и данной дисциплины.

Судебная медицина – это отрасль медицинских знаний, которая рассматривает вопросы медико-биологического характера, возникающие у органов правосудия при расследовании гражданских и уголовных дел [1]. Таким образом, знания, которыми обладает судебно-медицинский эксперт, необходимы в тех ситуациях, когда общество сталкивается с деяниями, квалифицируемыми как противоправные.

Преподавание судебной медицины в целом строится по принципу наличия в структуре судебно-медицинской экспертизы как универсальных знаний, так и специфических частных, которые применимы при расследовании определенных правонарушений [2].

Так, определение давности наступления смерти актуально при любых ситуациях, когда обнаруживается мертвое тело, без учета причины и обстоятельств смерти. При обнаружении трупа всегда возникает необходимость оценивать тяжесть имеющихся телесных повреждений. Специфические судебно-медицинские знания применяют, в частности, при расследовании так называемых половых преступлений. При преступлениях против половой свободы и/или неприкосновенности личности могут возникнуть вопросы, которые однозначно не встречаются при иных ситуациях [3].

Таким образом, преподавание данного раздела судебной медицины особенно важно и имеет некоторые особенности.

Целью настоящей работы являлось определение важности включения в процесс преподавания судебной медицины проблем производства экспертиз при половых состояниях и преступлениях. В частности, выявлялись особенности изучения этого раздела как у всех студентов медицинских высших учебных заведений, так и у ординаторов, обучающихся по программе 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза».

Материалы и методы исследования

Объектами исследования служили специально разработанная образовательная программа для ординаторов рассматриваемой специальности, а также результаты исследований, представленных в виде научных статей, монографий и учебников, посвященных проблемам как преподавания судебной медицины, так и судебно-медицинской сексологии.

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь, необходимо отметить, что эта часть обучения не имеет однозначного названия. В отличие от иных разделов («Судебно-медицинская танатология», «Судебно-медицинская токсикология», «Транспортная травма», к примеру), она именуется по-разному.

Данный раздел представлен как «Судебно-медицинская экспертиза при спорных половых состояниях и половых преступлениях» [4], «Экспертиза половых состояний и в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [5], «Судебная гинекология и судебное акушерство» [6], «Судебно-медицинская экспертиза при расследовании половых преступлений» [7]. Согласно программе для ординаторов, составленной сотрудниками ФГБУ РЦСМЭ, рассматриваемый раздел носит название «Экспертиза половых состояний», т.е. каких-либо упоминаний о том, что судебно-медицинские знания могут применяться именно при расследовании уголовных дел, связанных с сексуальным насилием, в нем нет. Однако в его структуре фигурируют не только медицинские понятия, но и «изнасилование» и «развратные действия» [8].

Такая путаница в терминах может быть обусловлена тем, что понятие «половое состояние» имеет нечеткое содержание и объем. Именно поэтому в некоторых случаях в названии фигурирует только оно, в других оно сочетается с расследованием половых преступлений, а в иных его нет вовсе.

В первую очередь необходимо определиться, что понимать под половыми состояниями. Половые состояния – это определенные характеристики (применительно к судебной медицине – антропометрические) человека, которые тем или иным образом связаны с его половой сферой.

Примерами экспертиз половых состояний в судебно-медицинской практике являются следующие: определение пола (при гермафродитизме, в частности); определение половой зрелости (физический составляющей, а не психической); выявление факта беременности и совершения аборта; формирование вывода о производительной способности; установление наличия девственности. Иными словами, все половые состояния могут являться объектами судебно-медицинской экспертизы и без полового преступления как такового. В связи с этим называть раздел «Экспертиза половых состояний» не совсем корректно.

Понятия «судебное акушерство» и «судебная гинекология» по сути своей содержат в себе именно те половые состояния, о которых было сказано ранее [6]. Поэтому называть этот раздел таким образом тоже не верно.

Доктором медицинских наук, судебно-медицинским экспертом и криминальным сексологом Г.Б. Дерягиным был предложен термин «криминальная сексология». Определение звучит следующим образом: «Криминальная сексология – научно-практическое направление судебной медицины и уголовного права, освещающее междисциплинарный комплекс наиболее значимых проблем, связанных с расследованием и профилактикой преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [9]. Данное определение было сформулировано в созданной им одноименной учебной дисциплине для юридических факультетов [10].

Преимуществом данного названия является то, что в нем отсутствует явное разграничение или выделение понятия «половое состояние». Автор обозначает, что для решения проблем расследования и профилактики половых преступлений необходимы знания в том числе и судебной медицины. Термин «криминальная» также приемлем, поскольку отражает основное условие производства любой судебно-медицинской экспертизы – наличие правонарушения или преступления, т.е. криминальной составляющей [9].

Недостатком этого определения является то, что из него следует, что криминальная сексология есть научное междисциплинарное направление, поскольку включает в себя знания не только судебной медицины, но и уголовного права (а также криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной психиатрии и юридической психологии, если рассматривать учебную программу в целом). Поскольку будущие судебные медики должны в первую очередь решать медико-биологические вопросы (в отличие от будущих следователей, психологов и т.п.), то такая широкая трактовка внесет неопределенность в учебно-методический процесс.

Существует другое название: «судебная сексология». Несмотря на то что оно фонетически более подходит для обозначения рассматриваемого раздела, исторически сложилось, что данное название употребляется для раздела судебной психиатрии и юридической психологии [11]. Использовать термин, который в идентичном виде применяется в других научных отраслях, проблематично.

Наиболее подходящим, вероятно, следует считать термин «судебно-медицинская сексология». Он фигурирует в учебнике по судебной медицине под авторством Г.Б. Дерягина [12]. В данном словосочетании имеются понятие «сексология» и характеризующее его прилагательное «судебно-медицинская». Именно такая структура и является главным достоинством этого термина.

Понятие «сексология» включает в себя исследование половых состояний и расследование преступлений, в которых причиной совершения жесткого противоправного поведения выступал именно сексуальный мотив. Прилагательное «судебно-медицинская» сужает объем самого понятия, вычленяя из него все, что связано с уголовным правом, криминологией, криминалистикой, судебной психиатрией и иным, и оставляя только те проблемы, решение которых можно найти с помощью судебно-медицинских знаний.

Разобравшись с терминами, необходимо отметить следующий важный момент, касающийся объема знаний, которые должны предоставляться обучающимся. Так, нагрузка на студента не соизмерима с таковой на клинического ординатора. Безусловно, данное различие обосновано, поскольку студент получает необходимый минимум знаний по всем дисциплинам, а ординатор углубленно изучает конкретную выбранную им специальность [13].

При преподавании судебно-медицинской сексологии студентам необходимо отталкиваться в первую очередь от того, что может пригодиться врачу любой специальности, не обязательно судебному медику. Согласно ст. 58 и ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь в рамках судебно-следственных действий врача судебно-медицинского эксперта, а при его отсутствии – врача любой другой специальности для консультативной помощи. Иными словами, любой врач может быть привлечен именно как специалист не только в своей специальности, но и в судебной медицине тоже. Поэтому при преподавании данного раздела студентам-медикам необходимо исходить из этого факта.

Врачу, не специализирующемуся по судебно-медицинской экспертизе, при его присутствии на месте предполагаемого произошедшего сексуального насилия необходимо в первую очередь уметь выявлять вещественные доказательства биологического происхождения: следы крови и особенности спермы. Поэтому важным в преподавании является обучение будущих врачей уметь обнаруживать подобные следы, а также иметь представление, как их правильно изымать. Обнаружение спермы на теле, одежде и/или иных объектах – патогномоничный признак семяизвержения, который, в свою очередь, является свидетельством того, что в действиях фигурантов однозначно был сексуальный мотив. Иногда наличие спермы позволяет однозначно квалифицировать преступление по определенной статье УК РФ или их совокупности [14].

Не менее важным является умение врачей обнаруживать повреждения у пострадавших. Поэтому необходимо учить их основам такого раздела судебно-медицинской сексологии, как «Гименология». Гименология изучает, помимо всего другого, повреждения девственной плевы. Стоит отметить, что изучать нужно повреждения не только этого анатомического образования, но и другой локализации [7].

Студентам необходимо также знать, что они могут быть включены в комиссионную судебно-медицинскую экспертизу. Акушер-гинеколог может быть включен тогда, когда должны быть получены ответы на специфические вопросы, связанные с ходом беременности или течением какого-то гинекологического заболевания; дерматовенеролог – чаще всего, когда нужно определить, заражен ли потерпевший или подозреваемый каким-то венерическим заболеванием, в какой стадии оно находится и насколько оно контагиозно; уролог-андролог и медицинский генетик – при подозрении на гермафродитизм и т.п. [12]. Таким образом, студенты, планирующие поступать в ординатуру по определенным специальностям, должны знать, что они иногда должны будут не только заниматься лечением пациентов, но и участвовать в экспертизах.

Понятно, что другие разделы судебно-медицинской сексологии тоже должны освещаться для студентов, но они не первостепенны, поскольку этими полученными знаниями врач, не являющийся судебным медиком, воспользоваться уже не сможет.

Иначе обстоят дела с преподаванием судебно-медицинской сексологии у клинических ординаторов. Если на цикле занятий по судебной медицине студент сталкивается с этим разделом лишь на одном занятии, то ординатор может изучать его целый месяц и даже больше, в зависимости от индивидуальных учебных программ.

Будущий судебно-медицинский эксперт должен ориентироваться в судебно-медицинской сексологии так же хорошо, как и в других разделах судебной медицины. Несмотря на то что большая часть программы направлена на тех, кто будет работать в отделениях освидетельствования пострадавших, потерпевших и иных живых лиц, часть знаний пригодится и будущим работникам танатологических отделов.

Судебная гименология должна изучаться в полном объеме, т.е. врач должен будет не только уметь обнаружить повреждения плевы, но и определить их давность, механизм образования, а также обнаруживать морфологические признаки, позволяющие отличать повреждения от естественных выемок. При убийствах на сексуальной почве эксперт должен использовать навыки правильного изъятия половых органов у погибших для их более детального изучения. Обязательным является обучение судебно-медицинской оценке повреждений не только девственной плевы, но и других органов (чаще всего влагалища и дистального отдела прямой кишки) как у выживших, так и у погибших [9].

Следы спермы на одежде предполагаемых фигурантов дела, на теле и/или в естественных или искусственных отверстиях пострадавшего также должны быть обнаружены и правильно изъяты. Причем, если для врача несудебного медика достаточно просто уметь их обнаруживать и приблизительно указывать следователю, как их изъять, то судебный медик обязан по просьбе правоохранителя объяснить тому процесс изъятия, хранения и доставки поэтапно.

Крайне необходимым является получение будущим судебным медиком знаний по определению производительной способности подэкспертных. Подобные экспертизы наиболее часто возникают при вопросах о спорном отцовстве (когда предполагаемый отец заявляет, что он не может и не мог совершать половые акты), а также и при расследовании половых преступлений. Не вдаваясь в подробности проведения таких мероприятий, необходимо отметить, что их производство может осуществлять именно судебный медик, а не врач другой специальности [12].

Аналогично решаются и вопросы, касающиеся половой зрелости. Определением факта того, достиг ли индивид этого состояния организма, занимается судебно-медицинский эксперт [15], причем комплексно, совместно с врачами некоторых специальностей (урологами-андрологами, акушерами-гинекологами, рентгенологами, психиатрами, сексопатологами и др.) и психологами [16].

Третья особенность преподавания судебно-медицинской сексологии заключается в том, что ее нельзя изучать в отрыве от иных разделов судебной медицины. Так, перед тем как учиться оценивать повреждения, к примеру, половых органов, необходимо знать, что такое повреждения вообще, какие бывают их виды и каков механизм их образования. Иными словами, требуется хорошо знать общую судебно-медицинскую травматологию.

При изучении вещественных доказательств биологического происхождения, в частности следов крови, необходимо знать их медико-криминалистическую классификацию, т.е. уметь определять механизм их формирования, высоту и угол падения, источник и т.д. При изучении следов спермы нужно знать основы судебной биологии и генетики, чтобы правильно изымать, хранить и транспортировать их без невосполнимых ошибок. Более того, часть ординаторов вообще могут после изучения судебно-медицинской сексологии в дальнейшем переквалифицироваться в судебных биологов, генетиков или медицинских криминалистов.

При оценке половой зрелости и производительной способности необходимо также давать минимальные ориентировочные знания по сексопатологии, психологии, урологии и андрологии, акушерству и гинекологии. Если имеется такая возможность, то целесообразно привлекать для чтения хотя бы одной лекции соответствующих специалистов.

Естественно, ординатор уже должен обладать минимальным навыком вскрытия трупов и исследования потерпевших и пострадавших, чтобы уметь не только анализировать уже обнаруженные кем-то другим находки, но и добывать их сам.

Иными словами, судебно-медицинская сексология – это тот раздел судебной медицины, который однозначно не должен преподаваться в начале обучения как у студентов, так и у ординаторов. Вероятнее всего, наиболее целесообразно преподавать этот раздел после прохождения обучающимися тем, посвященных следующим областям данной дисциплины:

  • судебно-медицинской травматологии;
  • судебно-медицинской экспертизе потерпевших, подозреваемых и иных лиц;
  • судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств;
  • особенностям участия врача-специалиста в следственных мероприятиях (осмотре трупа/пострадавшего на месте происшествия, участия в следственном эксперименте).

Студенты лечебного факультета проходят полный курс судебной медицины в течение двух недель или 48 академических часов (на примере ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»). Каждое практическое занятие проводится в течение 4 академических часов. Проблемам судебно-медицинской сексологии уделяется внимание лишь на практическом занятии, посвященном судебно-медицинской экспертизе живых лиц в целом. Следует выделить отдельное занятие (4 академических часа) на эту тему в связи с тем, что судебно-медицинская сексология включает в себя обследование не только пострадавших, подозреваемых и иных живых лиц, но также трупов и ряда вещественных доказательств.

При обучении в ординатуре (на примере ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет») судебно-медицинская сексология в качестве дисциплины «Экспертиза половых состояний» является одним из подразделов судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. Таким образом, так же как и в случае с преподаванием студентам, предпочтительнее выделить это направление в судебной медицине как отдельный раздел. Преподавать его следует после прохождения разделов, посвященных судебно-медицинской экспертизе трупа, живых лиц и вещественных доказательств. Чтобы не превышать общий объем академических часов (1044), стоит из раздела «Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц» убрать 18 часов для трех практических занятий, 2 часа для одной лекции и 2 часа для одного семинара и оформить как отдельный раздел дисциплины. В связи с тем, что преподавание судебно-медицинской сексологии предполагается после изучения некоторых других разделов судебной медицины, одной лекции вполне достаточно для освещения особенностей этого раздела. На протяжении трех практических занятий и одного семинара вполне реально обсудить вопросы, возникающие при судебно-медицинской экспертизе трупов, живых лиц и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, которые связаны именно с судебно-медицинской сексологией.

Заключение

Таким образом, судебно-медицинская сексология как одна из составляющих учебной дисциплины судебной медицины имеет несколько особенностей.

  1. Отсутствует общепринятое название данного раздела. Имеющиеся варианты либо не полностью охватывают весь его объем, либо подразумевают изучение разработок тех научных дисциплин, которые непосредственно к судебной медицине отношения не имеют. Наиболее приемлемым термином является «судебно-медицинская сексология».
  2. Различие в объеме знаний, предоставляемых студентам медицинских вузов и клиническим ординаторам. Студенту, который не свяжет свою жизнь с судебной медициной, нужно знать лишь некоторые аспекты судебно-медицинской сексологии, необходимые в случаях привлечения его в качестве специалиста при следственных действиях. Ординатор должен знать материал по данному разделу в полном объеме.
  3. Для освоения материала по судебно-медицинской сексологии обучающийся должен уже иметь определенный объем знаний по судебной медицине. Это обусловлено тем, что для ответа на ряд специфических для судебно-медицинской сексологии вопросов необходимо обладать знаниями по судебно-медицинской травматологии, экспертизе вещественных доказательств, осмотру места происшествия и т.п.