В рамках высшего медицинского образования одним из обязательных предметов для обучения является судебная медицина. Независимо от того, какую последипломную подготовку будет проходить выпускник, он обязан обучаться основам и данной дисциплины.
Судебная медицина – это отрасль медицинских знаний, которая рассматривает вопросы медико-биологического характера, возникающие у органов правосудия при расследовании гражданских и уголовных дел [1]. Таким образом, знания, которыми обладает судебно-медицинский эксперт, необходимы в тех ситуациях, когда общество сталкивается с деяниями, квалифицируемыми как противоправные.
Преподавание судебной медицины в целом строится по принципу наличия в структуре судебно-медицинской экспертизы как универсальных знаний, так и специфических частных, которые применимы при расследовании определенных правонарушений [2].
Так, определение давности наступления смерти актуально при любых ситуациях, когда обнаруживается мертвое тело, без учета причины и обстоятельств смерти. При обнаружении трупа всегда возникает необходимость оценивать тяжесть имеющихся телесных повреждений. Специфические судебно-медицинские знания применяют, в частности, при расследовании так называемых половых преступлений. При преступлениях против половой свободы и/или неприкосновенности личности могут возникнуть вопросы, которые однозначно не встречаются при иных ситуациях [3].
Таким образом, преподавание данного раздела судебной медицины особенно важно и имеет некоторые особенности.
Целью настоящей работы являлось определение важности включения в процесс преподавания судебной медицины проблем производства экспертиз при половых состояниях и преступлениях. В частности, выявлялись особенности изучения этого раздела как у всех студентов медицинских высших учебных заведений, так и у ординаторов, обучающихся по программе 31.08.10 «Судебно-медицинская экспертиза».
Материалы и методы исследования
Объектами исследования служили специально разработанная образовательная программа для ординаторов рассматриваемой специальности, а также результаты исследований, представленных в виде научных статей, монографий и учебников, посвященных проблемам как преподавания судебной медицины, так и судебно-медицинской сексологии.
Результаты исследования и их обсуждение
В первую очередь, необходимо отметить, что эта часть обучения не имеет однозначного названия. В отличие от иных разделов («Судебно-медицинская танатология», «Судебно-медицинская токсикология», «Транспортная травма», к примеру), она именуется по-разному.
Данный раздел представлен как «Судебно-медицинская экспертиза при спорных половых состояниях и половых преступлениях» [4], «Экспертиза половых состояний и в связи с совершением преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [5], «Судебная гинекология и судебное акушерство» [6], «Судебно-медицинская экспертиза при расследовании половых преступлений» [7]. Согласно программе для ординаторов, составленной сотрудниками ФГБУ РЦСМЭ, рассматриваемый раздел носит название «Экспертиза половых состояний», т.е. каких-либо упоминаний о том, что судебно-медицинские знания могут применяться именно при расследовании уголовных дел, связанных с сексуальным насилием, в нем нет. Однако в его структуре фигурируют не только медицинские понятия, но и «изнасилование» и «развратные действия» [8].
Такая путаница в терминах может быть обусловлена тем, что понятие «половое состояние» имеет нечеткое содержание и объем. Именно поэтому в некоторых случаях в названии фигурирует только оно, в других оно сочетается с расследованием половых преступлений, а в иных его нет вовсе.
В первую очередь необходимо определиться, что понимать под половыми состояниями. Половые состояния – это определенные характеристики (применительно к судебной медицине – антропометрические) человека, которые тем или иным образом связаны с его половой сферой.
Примерами экспертиз половых состояний в судебно-медицинской практике являются следующие: определение пола (при гермафродитизме, в частности); определение половой зрелости (физический составляющей, а не психической); выявление факта беременности и совершения аборта; формирование вывода о производительной способности; установление наличия девственности. Иными словами, все половые состояния могут являться объектами судебно-медицинской экспертизы и без полового преступления как такового. В связи с этим называть раздел «Экспертиза половых состояний» не совсем корректно.
Понятия «судебное акушерство» и «судебная гинекология» по сути своей содержат в себе именно те половые состояния, о которых было сказано ранее [6]. Поэтому называть этот раздел таким образом тоже не верно.
Доктором медицинских наук, судебно-медицинским экспертом и криминальным сексологом Г.Б. Дерягиным был предложен термин «криминальная сексология». Определение звучит следующим образом: «Криминальная сексология – научно-практическое направление судебной медицины и уголовного права, освещающее междисциплинарный комплекс наиболее значимых проблем, связанных с расследованием и профилактикой преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности» [9]. Данное определение было сформулировано в созданной им одноименной учебной дисциплине для юридических факультетов [10].
Преимуществом данного названия является то, что в нем отсутствует явное разграничение или выделение понятия «половое состояние». Автор обозначает, что для решения проблем расследования и профилактики половых преступлений необходимы знания в том числе и судебной медицины. Термин «криминальная» также приемлем, поскольку отражает основное условие производства любой судебно-медицинской экспертизы – наличие правонарушения или преступления, т.е. криминальной составляющей [9].
Недостатком этого определения является то, что из него следует, что криминальная сексология есть научное междисциплинарное направление, поскольку включает в себя знания не только судебной медицины, но и уголовного права (а также криминологии, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, судебной психиатрии и юридической психологии, если рассматривать учебную программу в целом). Поскольку будущие судебные медики должны в первую очередь решать медико-биологические вопросы (в отличие от будущих следователей, психологов и т.п.), то такая широкая трактовка внесет неопределенность в учебно-методический процесс.
Существует другое название: «судебная сексология». Несмотря на то что оно фонетически более подходит для обозначения рассматриваемого раздела, исторически сложилось, что данное название употребляется для раздела судебной психиатрии и юридической психологии [11]. Использовать термин, который в идентичном виде применяется в других научных отраслях, проблематично.
Наиболее подходящим, вероятно, следует считать термин «судебно-медицинская сексология». Он фигурирует в учебнике по судебной медицине под авторством Г.Б. Дерягина [12]. В данном словосочетании имеются понятие «сексология» и характеризующее его прилагательное «судебно-медицинская». Именно такая структура и является главным достоинством этого термина.
Понятие «сексология» включает в себя исследование половых состояний и расследование преступлений, в которых причиной совершения жесткого противоправного поведения выступал именно сексуальный мотив. Прилагательное «судебно-медицинская» сужает объем самого понятия, вычленяя из него все, что связано с уголовным правом, криминологией, криминалистикой, судебной психиатрией и иным, и оставляя только те проблемы, решение которых можно найти с помощью судебно-медицинских знаний.
Разобравшись с терминами, необходимо отметить следующий важный момент, касающийся объема знаний, которые должны предоставляться обучающимся. Так, нагрузка на студента не соизмерима с таковой на клинического ординатора. Безусловно, данное различие обосновано, поскольку студент получает необходимый минимум знаний по всем дисциплинам, а ординатор углубленно изучает конкретную выбранную им специальность [13].
При преподавании судебно-медицинской сексологии студентам необходимо отталкиваться в первую очередь от того, что может пригодиться врачу любой специальности, не обязательно судебному медику. Согласно ст. 58 и ст. 168 УПК РФ следователь вправе привлечь в рамках судебно-следственных действий врача судебно-медицинского эксперта, а при его отсутствии – врача любой другой специальности для консультативной помощи. Иными словами, любой врач может быть привлечен именно как специалист не только в своей специальности, но и в судебной медицине тоже. Поэтому при преподавании данного раздела студентам-медикам необходимо исходить из этого факта.
Врачу, не специализирующемуся по судебно-медицинской экспертизе, при его присутствии на месте предполагаемого произошедшего сексуального насилия необходимо в первую очередь уметь выявлять вещественные доказательства биологического происхождения: следы крови и особенности спермы. Поэтому важным в преподавании является обучение будущих врачей уметь обнаруживать подобные следы, а также иметь представление, как их правильно изымать. Обнаружение спермы на теле, одежде и/или иных объектах – патогномоничный признак семяизвержения, который, в свою очередь, является свидетельством того, что в действиях фигурантов однозначно был сексуальный мотив. Иногда наличие спермы позволяет однозначно квалифицировать преступление по определенной статье УК РФ или их совокупности [14].
Не менее важным является умение врачей обнаруживать повреждения у пострадавших. Поэтому необходимо учить их основам такого раздела судебно-медицинской сексологии, как «Гименология». Гименология изучает, помимо всего другого, повреждения девственной плевы. Стоит отметить, что изучать нужно повреждения не только этого анатомического образования, но и другой локализации [7].
Студентам необходимо также знать, что они могут быть включены в комиссионную судебно-медицинскую экспертизу. Акушер-гинеколог может быть включен тогда, когда должны быть получены ответы на специфические вопросы, связанные с ходом беременности или течением какого-то гинекологического заболевания; дерматовенеролог – чаще всего, когда нужно определить, заражен ли потерпевший или подозреваемый каким-то венерическим заболеванием, в какой стадии оно находится и насколько оно контагиозно; уролог-андролог и медицинский генетик – при подозрении на гермафродитизм и т.п. [12]. Таким образом, студенты, планирующие поступать в ординатуру по определенным специальностям, должны знать, что они иногда должны будут не только заниматься лечением пациентов, но и участвовать в экспертизах.
Понятно, что другие разделы судебно-медицинской сексологии тоже должны освещаться для студентов, но они не первостепенны, поскольку этими полученными знаниями врач, не являющийся судебным медиком, воспользоваться уже не сможет.
Иначе обстоят дела с преподаванием судебно-медицинской сексологии у клинических ординаторов. Если на цикле занятий по судебной медицине студент сталкивается с этим разделом лишь на одном занятии, то ординатор может изучать его целый месяц и даже больше, в зависимости от индивидуальных учебных программ.
Будущий судебно-медицинский эксперт должен ориентироваться в судебно-медицинской сексологии так же хорошо, как и в других разделах судебной медицины. Несмотря на то что большая часть программы направлена на тех, кто будет работать в отделениях освидетельствования пострадавших, потерпевших и иных живых лиц, часть знаний пригодится и будущим работникам танатологических отделов.
Судебная гименология должна изучаться в полном объеме, т.е. врач должен будет не только уметь обнаружить повреждения плевы, но и определить их давность, механизм образования, а также обнаруживать морфологические признаки, позволяющие отличать повреждения от естественных выемок. При убийствах на сексуальной почве эксперт должен использовать навыки правильного изъятия половых органов у погибших для их более детального изучения. Обязательным является обучение судебно-медицинской оценке повреждений не только девственной плевы, но и других органов (чаще всего влагалища и дистального отдела прямой кишки) как у выживших, так и у погибших [9].
Следы спермы на одежде предполагаемых фигурантов дела, на теле и/или в естественных или искусственных отверстиях пострадавшего также должны быть обнаружены и правильно изъяты. Причем, если для врача несудебного медика достаточно просто уметь их обнаруживать и приблизительно указывать следователю, как их изъять, то судебный медик обязан по просьбе правоохранителя объяснить тому процесс изъятия, хранения и доставки поэтапно.
Крайне необходимым является получение будущим судебным медиком знаний по определению производительной способности подэкспертных. Подобные экспертизы наиболее часто возникают при вопросах о спорном отцовстве (когда предполагаемый отец заявляет, что он не может и не мог совершать половые акты), а также и при расследовании половых преступлений. Не вдаваясь в подробности проведения таких мероприятий, необходимо отметить, что их производство может осуществлять именно судебный медик, а не врач другой специальности [12].
Аналогично решаются и вопросы, касающиеся половой зрелости. Определением факта того, достиг ли индивид этого состояния организма, занимается судебно-медицинский эксперт [15], причем комплексно, совместно с врачами некоторых специальностей (урологами-андрологами, акушерами-гинекологами, рентгенологами, психиатрами, сексопатологами и др.) и психологами [16].
Третья особенность преподавания судебно-медицинской сексологии заключается в том, что ее нельзя изучать в отрыве от иных разделов судебной медицины. Так, перед тем как учиться оценивать повреждения, к примеру, половых органов, необходимо знать, что такое повреждения вообще, какие бывают их виды и каков механизм их образования. Иными словами, требуется хорошо знать общую судебно-медицинскую травматологию.
При изучении вещественных доказательств биологического происхождения, в частности следов крови, необходимо знать их медико-криминалистическую классификацию, т.е. уметь определять механизм их формирования, высоту и угол падения, источник и т.д. При изучении следов спермы нужно знать основы судебной биологии и генетики, чтобы правильно изымать, хранить и транспортировать их без невосполнимых ошибок. Более того, часть ординаторов вообще могут после изучения судебно-медицинской сексологии в дальнейшем переквалифицироваться в судебных биологов, генетиков или медицинских криминалистов.
При оценке половой зрелости и производительной способности необходимо также давать минимальные ориентировочные знания по сексопатологии, психологии, урологии и андрологии, акушерству и гинекологии. Если имеется такая возможность, то целесообразно привлекать для чтения хотя бы одной лекции соответствующих специалистов.
Естественно, ординатор уже должен обладать минимальным навыком вскрытия трупов и исследования потерпевших и пострадавших, чтобы уметь не только анализировать уже обнаруженные кем-то другим находки, но и добывать их сам.
Иными словами, судебно-медицинская сексология – это тот раздел судебной медицины, который однозначно не должен преподаваться в начале обучения как у студентов, так и у ординаторов. Вероятнее всего, наиболее целесообразно преподавать этот раздел после прохождения обучающимися тем, посвященных следующим областям данной дисциплины:
- судебно-медицинской травматологии;
- судебно-медицинской экспертизе потерпевших, подозреваемых и иных лиц;
- судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств;
- особенностям участия врача-специалиста в следственных мероприятиях (осмотре трупа/пострадавшего на месте происшествия, участия в следственном эксперименте).
Студенты лечебного факультета проходят полный курс судебной медицины в течение двух недель или 48 академических часов (на примере ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»). Каждое практическое занятие проводится в течение 4 академических часов. Проблемам судебно-медицинской сексологии уделяется внимание лишь на практическом занятии, посвященном судебно-медицинской экспертизе живых лиц в целом. Следует выделить отдельное занятие (4 академических часа) на эту тему в связи с тем, что судебно-медицинская сексология включает в себя обследование не только пострадавших, подозреваемых и иных живых лиц, но также трупов и ряда вещественных доказательств.
При обучении в ординатуре (на примере ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет») судебно-медицинская сексология в качестве дисциплины «Экспертиза половых состояний» является одним из подразделов судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. Таким образом, так же как и в случае с преподаванием студентам, предпочтительнее выделить это направление в судебной медицине как отдельный раздел. Преподавать его следует после прохождения разделов, посвященных судебно-медицинской экспертизе трупа, живых лиц и вещественных доказательств. Чтобы не превышать общий объем академических часов (1044), стоит из раздела «Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц» убрать 18 часов для трех практических занятий, 2 часа для одной лекции и 2 часа для одного семинара и оформить как отдельный раздел дисциплины. В связи с тем, что преподавание судебно-медицинской сексологии предполагается после изучения некоторых других разделов судебной медицины, одной лекции вполне достаточно для освещения особенностей этого раздела. На протяжении трех практических занятий и одного семинара вполне реально обсудить вопросы, возникающие при судебно-медицинской экспертизе трупов, живых лиц и вещественных доказательств, обнаруженных на месте происшествия, которые связаны именно с судебно-медицинской сексологией.
Заключение
Таким образом, судебно-медицинская сексология как одна из составляющих учебной дисциплины судебной медицины имеет несколько особенностей.
- Отсутствует общепринятое название данного раздела. Имеющиеся варианты либо не полностью охватывают весь его объем, либо подразумевают изучение разработок тех научных дисциплин, которые непосредственно к судебной медицине отношения не имеют. Наиболее приемлемым термином является «судебно-медицинская сексология».
- Различие в объеме знаний, предоставляемых студентам медицинских вузов и клиническим ординаторам. Студенту, который не свяжет свою жизнь с судебной медициной, нужно знать лишь некоторые аспекты судебно-медицинской сексологии, необходимые в случаях привлечения его в качестве специалиста при следственных действиях. Ординатор должен знать материал по данному разделу в полном объеме.
- Для освоения материала по судебно-медицинской сексологии обучающийся должен уже иметь определенный объем знаний по судебной медицине. Это обусловлено тем, что для ответа на ряд специфических для судебно-медицинской сексологии вопросов необходимо обладать знаниями по судебно-медицинской травматологии, экспертизе вещественных доказательств, осмотру места происшествия и т.п.
Библиографическая ссылка
Теньков А.А., Лунёва З.М., Кривохатько А.А., Лобанов А.М. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЕКСОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30273 (дата обращения: 09.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.30273