Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMICS IN INDICATORS OF SOFT SKILLS (EXAMPLE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE) OF LAW STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

Ivanova E.S. 1 Klepalova Y.I. 2
1 Ural State Pedagogical University
2 Ural State Legal University
The issue of development of emotional intelligence as soft-skill in paradigm of educational approach "training through all life" is discussed. The importance of emotional intelligence for effective implementation of activity by experts in the sphere of «people person» is emphasized. By means of test and polling techniques the research of basic and structural components of emotional intelligence of the students studying in the direction of preparation «law» is conducted. Results of the comparative and longitude experiments allowing to confirm earlier revealed tendencies in microage dynamics of the studied indicators for youthful and young age are presented. In general, development of emotional intelligence, happens in the surveyed selection disharmoniously. In the course of vocational training the ability to directly perceive mimic manifestations of person’s emotional condition increases, but the ability to discuss with him his feelings and reactions significantly decreases. Development of emotional intelligence basic components happens in different directions, discordantly. This fact allows to predict emergence of serious barriers in professional activity of young lawyers at communication with clients. The received results are correlated from the requirement of the state educational standard for this direction of preparation. The conclusion is drawn on development of emotional intelligence of this category of students as an important condition of successful professionalizing.
low students
federal state educational standard
competence
soft-skill
socionomikal professions
emotional intelligence
identification and verbalization of emotions

Методологическим основанием исследования выступили новейшие разработки в сфере профессионального образования и необходимость развития мягких навыков у специалистов на основе философии lifelong education [1, 2]. Деятельность по оказанию юридических услуг населению  в современном информационном обществе в значительной мере предъявляет высокие требования к коммуникативным навыкам специалиста, к его умению найти подход и адресно взаимодействовать с потребителем знаковой  продукции, т.е. с другим человеком, группой, аудиторией [3]. Однако исследований в данном направлении недостаточно.

Эмоциональный интеллект как soft skill, включающий в себя опознание, понимание и управление своими эмоциями и, что еще важнее, состояниями других людей, традиционно определяется авторами в качестве ведущего фактора успешности в социономических профессиях [4, с. 54]. Вслед за Д. Гоулманом [5, с. 12] этот тезис озвучивают многочисленные отечественные и зарубежные авторы, однако встает вопрос об эмпирической валидизации этого положения, столь безоговорочно принимаемого исследователями и практиками в настоящее время [6, с. 6].

Проведенные нами ранее исследования [7, 8] показали, что подростковый и юношеский возраст являются сензитивными периодами для развития эмоционального интеллекта и его структурных компонентов – опознания и вербализации эмоций, однако авторы подчеркивают, что эта способность может развиваться всю жизнь, что ставит новые задачи с точки зрения организации и проведения экспериментальных исследований. Особенно это стало актуально после активного внедрения парадигмы «образование через всю жизнь»: когда основные психические функции уже сформировались, личностные особенности созревают, профессиональное педагогическое сообщество подходит к вопросу о выявлении иных механизмов приобретения, переработки и присвоения различных видов опыта, формирования «мягких навыков».

В целом исходя из имеющихся данных можно заключить, что большую роль в развитии эмоционального интеллекта играют средовые факторы. Помимо установки на эффективное общение и саморегуляцию эмоций, личность должна быть вовлечена в динамичный коммуникативный процесс, требующий от нее активизации имеющихся стратегий, а также осознанное присвоение опыта и выработку новых навыков взаимодействия с окружающими.

Таким образом, научной задачей данного исследования является изучение периода студенчества, когда личность погружается в новую социальную среду, осваивает учебно-профессиональную деятельность, расширяет круг общения как среди обучающихся, так и среди действующих специалистов – с целью доказательства о того, что это благоприятный этап для развития и совершенствования эмоционального интеллекта. В связи с этим особенно следует подчеркнуть практическую задачу, а именно влияние содержания обучения, применяемых форм и методов на развитие эмоционального интеллекта, поскольку собственно организация работы студентов, направленная на тренировку и развитие коммуникативной деятельности, особенно в среде социономических профессий, в значительной мере обусловливает, на наш взгляд, вхождение молодого специалиста в организацию, обеспечивает ситуации успеха, повышает устойчивость к стрессогенам, присущим данному типу профессий.

Цель исследования: в центре внимания представляемого исследования выступил феномен изменения мягких навыков студентов, проходящих подготовку по направлению «Юриспруденция» (на примере эмоционального интеллекта), который прослеживался с учетом влияния средовых факторов, связанных с освоением студентами дисциплин специализации.

Материал и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. Первоначально обследовались студенты 2-го и 3-го курсов с целью выявления возрастных различий в показателях эмоционального интеллекта. Затем студенты 2-го курса повторно обследовались на 3-м курсе с целью оценки достоверности сдвигов и подтверждения устойчивости и воспроизводимости полученных ранее результатов. Предполагалось, что полученные различия между студентами 2-го и 3-го курсов, выявленные путем срезового исследования, будут подвергнуты проверке путем лонгитюдного эксперимента, что позволит обоснованно утверждать значимость дисциплин специализации, которые осваивают в данный период обучающиеся, для формирования эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов.

Для достижения цели и реализации задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1) опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) [9];

2) словарь эмоций и чувств (Е.С. Иванова) [10];

3) тест лицевой экспрессии (Е.С. Иванова) [8].

Обработка данных осуществлялась методами математической статистики с использованием описательной статистики, t-критерия Стьюдента, сравнительного анализа по T-критерию Вилкоксона.

В качестве выборки выступили студенты 2-го и 3-го курсов юридического вуза, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», в количестве 74 человек. Подчеркнем, что исследование эмоционального интеллекта у вышеуказанных студентов как представителей социономических профессий в научной литературе отсутствует, при этом сформулированы требования образовательного стандарта в ОК-5, что обусловливает новизну и значимость представляемых результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Описательный и статистический анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (39 третьекурсников и 35 второкурсников), преобладают лица с высоким уровнем значений внутриличностного эмоционального интеллекта (включает в себя три субшкалы: понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, способность контролировать внешние проявления своих эмоций) (35,90% студентов 3-го курса и 45,71% студентов 2-го курса).

По обобщенному показателю межличностного эмоционального интеллекта (включает в себя две субшкалы: понимание чужих эмоций и управление чужими эмоциями) преобладают лица со средним (46,15% студентов 3-го курса и 40,00% студентов 2-го курса) и высоким уровнем значений (37,14% студентов 2-го курса).

Таким образом, студенты юридических специальностей обладают довольно высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта, что позволяет им лучше понимать свои эмоции и управлять ими. Эта компетенция, безусловно, способствует более продуктивной профессиональной деятельности. Достаточно развитый уровень межличностного эмоционального интеллекта студентов позволяет им понимать эмоции других людей и управлять ими, что также является необходимым для работы в социономических профессиях.

По результатам методики «Словарь эмоций и чувств» произведено распределение по группам с низким, средним, высоким и очень высоким объемом активного словаря эмоций. Установлено, что в обследованной выборке преобладают лица со средним (35,90% студентов 3-го курса и 42,86 % студентов 2-го курса) и высоким (41,03% студентов 3-го курса и 42,86% студентов 2-го курса) объемом активного словаря эмоций.

По результатам методики «Тест оценки лицевой экспрессии» можно заключить, что среди обучающихся преобладают лица с низким значением точности опознания лицевой экспрессии (61,54 % студентов 3-го курса и 80,00% студентов 2-го курса).

Таким образом, был сделан предварительный вывод, что существуют возрастные различия таких компонентов эмоционального интеллекта, как управление чужими эмоциями, объем активного словаря эмоций и точность опознания лицевой экспрессии, в обследованных группах студентов-юристов.

Для проверки статистических значений выявленных различий были произведены расчеты, направленные на сравнение показателей в выборках студентов 2-го и 3-го курсов.

В целом различия по базовым и структурным компонентам, а также общим показателям эмоционального интеллекта в обследованной выборке не значимы. Выявленные достоверные различия (t=–2,08) по точности опознания лицевой экспрессии означают, что у студентов 3-го курса способность опознавать эмоциональную экспрессию достоверно выше, чем у студентов 2-го курса, обучающихся по этой же специальности. Полагаем, что увеличение способности опознавать эмоциональную экспрессию связано как с общим развитием личности в этом периоде, что было показано в исследованиях Е.С. Ивановой [7, с. 186],  так и в большей части – с влиянием профессиональной части образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция», которая включает в себя достаточно большое количество дисциплин, характеризующихся высокой алгоритмизированностью (например, уголовный, гражданский и арбитражные процессы), предполагает выполнение в ходе семинарских занятий большого количества практических заданий, отрабатывающих алгоритмы решения. Также нельзя не упомянуть о воспроизводстве студентами модели поведения преподавателей, являющихся практикующими юристами (способов мышления, вербальных и невербальных приемов передачи информации). Все вышеуказанное  направлено на подготовку специалистов, соответствующих профессиональным требованиям, связанным с высоким самоконтролем и саморегуляцией.

Далее были исследованы устойчивость и воспроизводимость тенденций выявленной возрастной динамики показателей эмоционального интеллекта и его базовых и структурных компонентов.

Было проведено повторное обследование (спустя 1 год) 15 студентов 3-го курса. Расчеты производились с помощью Т-критерия Вилкоксона. В результате установлено, что по словарю эмоций наблюдается значимый отрицательный возрастной сдвиг в выборке студентов (Т=31), что характеризует существенное снижение способности осознавать собственные эмоции, точно называть эмоции других людей, правильно их определять и интерпретировать. По результатам теста лицевой экспрессии наблюдается значимый положительный возрастной сдвиг (Т=32), что характеризует существенное увеличение способности распознавать эмоции других людей. По остальным показателям микровозрастная динамика недостоверна, что подтверждает полученные в результате срезового исследования данные. В целом можно заключить, что освоение дисциплин специализации существенно для формирования именно базовых компонентов эмоционального интеллекта и не оказывает воздействия на его структурные составляющие. Этот вывод в значительной мере уточняет полученные ранее результаты [7, 8], акцентируя внимание на влиянии содержательного и деятельностного аспектов среды на развитие эмоционального интеллекта. Фактически можно утверждать, что качественные различия содержания обучения на 2-м и 3-м курсах, которые тесно связаны с предпрофессиональными установками студентов и активно проявляются в ходе освоения дисциплин специализации на 3-м курсе, критическим образом оформляют профиль эмоционального интеллекта молодых юристов, воздействуя на его базовые компоненты.

Заключение

Сопоставив результаты тестов лицевой экспрессии и словаря эмоций, можно сделать следующие заключения. В процессе профессионального обучения навыки распознавания эмоций у студентов-юристов прирастают, но это происходит автономно от системы непосредственного восприятия экспрессии окружающих, т.е. нередко производится независимая, порой субъективная, оценка состояния другого человека вопреки демонстрируемой им экспрессии. Это изменение происходит преимущественно в ходе развития личности, предположительно в силу того, что профессиональная часть образовательного стандарта формирует алгоритмизированное восприятие всех аспектов действительности, в частности эмоций, состояний, переживаний других людей. Полученные результаты подтверждают общую гипотезу о микровозрастном развитии эмоционального интеллекта под воздействием коммуникативной среды и более частную – о том, что траектория изменений существенно зависит от содержания воздействия.

Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» [11], выпускник должен владеть рядом общекультурных компетенций. В контексте нашего исследования необходимо сфокусировать внимание на ОК-5, которая формулируется следующим образом: обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Как следует из представленных данных, можно наблюдать, что развитие эмоционального интеллекта, являющегося основой коммуникативности личности в профессиональной сфере «человек – человек», происходит у студентов дисгармонично: к 3-му курсу повышается способность непосредственно воспринимать мимические проявления эмоционального состояния человека, но существенно снижается способность обсуждать с ним его чувства и реакции, т.е. развитие базовых компонентов эмоционального интеллекта происходит разнонаправленно, несогласованно. Этот факт позволяет спрогнозировать возникновение серьезных барьеров в профессиональной деятельности молодых юристов при общении с клиентами, например: обратившийся за юридической помощью гражданин будет чувствовать себя непонятым, невыслушанным, будет стремиться рассказывать снова и снова детали ситуации, чтобы донести до юриста свои переживания, а специалист не сможет дать ему содержательную обратную связь, будет купировать эмоциональный компонент повествования, провоцируя ощущение непонятости у клиента, создавая ложное впечатление о своей некомпетентности.

Фактически полученные результаты выводят нас в широкое проблемное поле эффективности профессиональной коммуникации, которая в настоящее время активно исследуется в отношении других профессий типа «человек – человек»: врачей, психологов, педагогов, но остается крайне мало изученной и разработанной для юридических специальностей, что для такой социально значимой и постоянно востребованной трудовой деятельности чревато конфликтами с клиентами и эмоциональным выгоранием для специалиста.

Полученные нами данные убедительно демонстрируют, как в течение года, при переходе со 2-го курса на 3-й, в процесс освоения дисциплин специализации, у студентов снижается осознанное восприятие эмоций окружающих, при этом повышается объектное, отстраненное восприятие их экспрессии, которая трактуется нередко произвольно, в соответствии с убеждениями молодого юриста, в отрыве от контекста общения и личности собеседника. Это изменение носит защитный характер, так как профессиональная и личностная позиция специалиста еще не сформировались в полной мере для того, чтобы безопасно контактировать со сложными и порой болезненными переживаниями клиентов и лиц, сопровождающих процесс расследования.

Решением выявленной проблемы представляется введение в учебный план и образовательную программу дисциплины по выбору «Тренинг коммуникативной компетентности» [12, с. 203], которая включала бы в себя практические занятия, направленные на моделирование различных ситуаций работы с клиентами, овладение навыками конструктивной обратной связи, освоение студентами эффективных техник перевода обращения из плоскости психоэмоционального отреагирования клиентом своих проблем в контекст юридических формулировок. Данный тренинг позволил бы развить навык установления контакта, эффективного взаимодействия между клиентом и юристом, работы с запросом, прояснения и конкретизации запроса клиента в пределах действующего законодательства и компетенций юриста. Это создало бы для выпускников важное конкурентное преимущество, уверенность при работе с клиентами различных категорий, а значит, ускорило бы вхождение в профессиональную деятельность, адаптацию к ней и профилактировало бы профессиональное выгорание юристов, что обеспечило бы личностную и профессиональную устойчивость, сохранность специалистов и эффективность их деятельности при работе с клиентами.

Представляется, что методы активного социально-психологического обучения, опыт внедрения которых в образовательный процесс достаточно освоен для такого направления подготовки, как «Психология», могут содействовать более гармоничному развитию эмоционального интеллекта студентов-юристов, что позволило бы повысить уровень оказания юридических услуг населению, профилактировать профессиональное выгорание специалистов данной сферы, повысило бы качество их жизни и значимых межличностных контактов не только в коллективе коллег, но и в семье, позволило бы увеличить ценность человеческого капитала компании или ведомства [13].

Внесение предложенных корректировок в учебный план подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция» рекомендуется производить непосредственно в период обучения на 2–3-х курсах, т.е. в установленный в результате проведенного исследования сензитивный период изменения базовых компонентов эмоционального интеллекта. Перспективами исследования выступают поиск технологий развития структурных компонентов и изучение в долгосрочной перспективе влияния уровня развития данного мягкого навыка на профессиональное становление и профессиональную успешность студентов-юристов.