Методологическим основанием исследования выступили новейшие разработки в сфере профессионального образования и необходимость развития мягких навыков у специалистов на основе философии lifelong education [1, 2]. Деятельность по оказанию юридических услуг населению в современном информационном обществе в значительной мере предъявляет высокие требования к коммуникативным навыкам специалиста, к его умению найти подход и адресно взаимодействовать с потребителем знаковой продукции, т.е. с другим человеком, группой, аудиторией [3]. Однако исследований в данном направлении недостаточно.
Эмоциональный интеллект как soft skill, включающий в себя опознание, понимание и управление своими эмоциями и, что еще важнее, состояниями других людей, традиционно определяется авторами в качестве ведущего фактора успешности в социономических профессиях [4, с. 54]. Вслед за Д. Гоулманом [5, с. 12] этот тезис озвучивают многочисленные отечественные и зарубежные авторы, однако встает вопрос об эмпирической валидизации этого положения, столь безоговорочно принимаемого исследователями и практиками в настоящее время [6, с. 6].
Проведенные нами ранее исследования [7, 8] показали, что подростковый и юношеский возраст являются сензитивными периодами для развития эмоционального интеллекта и его структурных компонентов – опознания и вербализации эмоций, однако авторы подчеркивают, что эта способность может развиваться всю жизнь, что ставит новые задачи с точки зрения организации и проведения экспериментальных исследований. Особенно это стало актуально после активного внедрения парадигмы «образование через всю жизнь»: когда основные психические функции уже сформировались, личностные особенности созревают, профессиональное педагогическое сообщество подходит к вопросу о выявлении иных механизмов приобретения, переработки и присвоения различных видов опыта, формирования «мягких навыков».
В целом исходя из имеющихся данных можно заключить, что большую роль в развитии эмоционального интеллекта играют средовые факторы. Помимо установки на эффективное общение и саморегуляцию эмоций, личность должна быть вовлечена в динамичный коммуникативный процесс, требующий от нее активизации имеющихся стратегий, а также осознанное присвоение опыта и выработку новых навыков взаимодействия с окружающими.
Таким образом, научной задачей данного исследования является изучение периода студенчества, когда личность погружается в новую социальную среду, осваивает учебно-профессиональную деятельность, расширяет круг общения как среди обучающихся, так и среди действующих специалистов – с целью доказательства о того, что это благоприятный этап для развития и совершенствования эмоционального интеллекта. В связи с этим особенно следует подчеркнуть практическую задачу, а именно влияние содержания обучения, применяемых форм и методов на развитие эмоционального интеллекта, поскольку собственно организация работы студентов, направленная на тренировку и развитие коммуникативной деятельности, особенно в среде социономических профессий, в значительной мере обусловливает, на наш взгляд, вхождение молодого специалиста в организацию, обеспечивает ситуации успеха, повышает устойчивость к стрессогенам, присущим данному типу профессий.
Цель исследования: в центре внимания представляемого исследования выступил феномен изменения мягких навыков студентов, проходящих подготовку по направлению «Юриспруденция» (на примере эмоционального интеллекта), который прослеживался с учетом влияния средовых факторов, связанных с освоением студентами дисциплин специализации.
Материал и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов. Первоначально обследовались студенты 2-го и 3-го курсов с целью выявления возрастных различий в показателях эмоционального интеллекта. Затем студенты 2-го курса повторно обследовались на 3-м курсе с целью оценки достоверности сдвигов и подтверждения устойчивости и воспроизводимости полученных ранее результатов. Предполагалось, что полученные различия между студентами 2-го и 3-го курсов, выявленные путем срезового исследования, будут подвергнуты проверке путем лонгитюдного эксперимента, что позволит обоснованно утверждать значимость дисциплин специализации, которые осваивают в данный период обучающиеся, для формирования эмоционального интеллекта и отдельных его компонентов.
Для достижения цели и реализации задач исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1) опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин) [9];
2) словарь эмоций и чувств (Е.С. Иванова) [10];
3) тест лицевой экспрессии (Е.С. Иванова) [8].
Обработка данных осуществлялась методами математической статистики с использованием описательной статистики, t-критерия Стьюдента, сравнительного анализа по T-критерию Вилкоксона.
В качестве выборки выступили студенты 2-го и 3-го курсов юридического вуза, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», в количестве 74 человек. Подчеркнем, что исследование эмоционального интеллекта у вышеуказанных студентов как представителей социономических профессий в научной литературе отсутствует, при этом сформулированы требования образовательного стандарта в ОК-5, что обусловливает новизну и значимость представляемых результатов.
Результаты исследования и их обсуждение. Описательный и статистический анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Среди студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (39 третьекурсников и 35 второкурсников), преобладают лица с высоким уровнем значений внутриличностного эмоционального интеллекта (включает в себя три субшкалы: понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, способность контролировать внешние проявления своих эмоций) (35,90% студентов 3-го курса и 45,71% студентов 2-го курса).
По обобщенному показателю межличностного эмоционального интеллекта (включает в себя две субшкалы: понимание чужих эмоций и управление чужими эмоциями) преобладают лица со средним (46,15% студентов 3-го курса и 40,00% студентов 2-го курса) и высоким уровнем значений (37,14% студентов 2-го курса).
Таким образом, студенты юридических специальностей обладают довольно высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта, что позволяет им лучше понимать свои эмоции и управлять ими. Эта компетенция, безусловно, способствует более продуктивной профессиональной деятельности. Достаточно развитый уровень межличностного эмоционального интеллекта студентов позволяет им понимать эмоции других людей и управлять ими, что также является необходимым для работы в социономических профессиях.
По результатам методики «Словарь эмоций и чувств» произведено распределение по группам с низким, средним, высоким и очень высоким объемом активного словаря эмоций. Установлено, что в обследованной выборке преобладают лица со средним (35,90% студентов 3-го курса и 42,86 % студентов 2-го курса) и высоким (41,03% студентов 3-го курса и 42,86% студентов 2-го курса) объемом активного словаря эмоций.
По результатам методики «Тест оценки лицевой экспрессии» можно заключить, что среди обучающихся преобладают лица с низким значением точности опознания лицевой экспрессии (61,54 % студентов 3-го курса и 80,00% студентов 2-го курса).
Таким образом, был сделан предварительный вывод, что существуют возрастные различия таких компонентов эмоционального интеллекта, как управление чужими эмоциями, объем активного словаря эмоций и точность опознания лицевой экспрессии, в обследованных группах студентов-юристов.
Для проверки статистических значений выявленных различий были произведены расчеты, направленные на сравнение показателей в выборках студентов 2-го и 3-го курсов.
В целом различия по базовым и структурным компонентам, а также общим показателям эмоционального интеллекта в обследованной выборке не значимы. Выявленные достоверные различия (t=–2,08) по точности опознания лицевой экспрессии означают, что у студентов 3-го курса способность опознавать эмоциональную экспрессию достоверно выше, чем у студентов 2-го курса, обучающихся по этой же специальности. Полагаем, что увеличение способности опознавать эмоциональную экспрессию связано как с общим развитием личности в этом периоде, что было показано в исследованиях Е.С. Ивановой [7, с. 186], так и в большей части – с влиянием профессиональной части образовательного стандарта по направлению подготовки «Юриспруденция», которая включает в себя достаточно большое количество дисциплин, характеризующихся высокой алгоритмизированностью (например, уголовный, гражданский и арбитражные процессы), предполагает выполнение в ходе семинарских занятий большого количества практических заданий, отрабатывающих алгоритмы решения. Также нельзя не упомянуть о воспроизводстве студентами модели поведения преподавателей, являющихся практикующими юристами (способов мышления, вербальных и невербальных приемов передачи информации). Все вышеуказанное направлено на подготовку специалистов, соответствующих профессиональным требованиям, связанным с высоким самоконтролем и саморегуляцией.
Далее были исследованы устойчивость и воспроизводимость тенденций выявленной возрастной динамики показателей эмоционального интеллекта и его базовых и структурных компонентов.
Было проведено повторное обследование (спустя 1 год) 15 студентов 3-го курса. Расчеты производились с помощью Т-критерия Вилкоксона. В результате установлено, что по словарю эмоций наблюдается значимый отрицательный возрастной сдвиг в выборке студентов (Т=31), что характеризует существенное снижение способности осознавать собственные эмоции, точно называть эмоции других людей, правильно их определять и интерпретировать. По результатам теста лицевой экспрессии наблюдается значимый положительный возрастной сдвиг (Т=32), что характеризует существенное увеличение способности распознавать эмоции других людей. По остальным показателям микровозрастная динамика недостоверна, что подтверждает полученные в результате срезового исследования данные. В целом можно заключить, что освоение дисциплин специализации существенно для формирования именно базовых компонентов эмоционального интеллекта и не оказывает воздействия на его структурные составляющие. Этот вывод в значительной мере уточняет полученные ранее результаты [7, 8], акцентируя внимание на влиянии содержательного и деятельностного аспектов среды на развитие эмоционального интеллекта. Фактически можно утверждать, что качественные различия содержания обучения на 2-м и 3-м курсах, которые тесно связаны с предпрофессиональными установками студентов и активно проявляются в ходе освоения дисциплин специализации на 3-м курсе, критическим образом оформляют профиль эмоционального интеллекта молодых юристов, воздействуя на его базовые компоненты.
Заключение
Сопоставив результаты тестов лицевой экспрессии и словаря эмоций, можно сделать следующие заключения. В процессе профессионального обучения навыки распознавания эмоций у студентов-юристов прирастают, но это происходит автономно от системы непосредственного восприятия экспрессии окружающих, т.е. нередко производится независимая, порой субъективная, оценка состояния другого человека вопреки демонстрируемой им экспрессии. Это изменение происходит преимущественно в ходе развития личности, предположительно в силу того, что профессиональная часть образовательного стандарта формирует алгоритмизированное восприятие всех аспектов действительности, в частности эмоций, состояний, переживаний других людей. Полученные результаты подтверждают общую гипотезу о микровозрастном развитии эмоционального интеллекта под воздействием коммуникативной среды и более частную – о том, что траектория изменений существенно зависит от содержания воздействия.
Согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» [11], выпускник должен владеть рядом общекультурных компетенций. В контексте нашего исследования необходимо сфокусировать внимание на ОК-5, которая формулируется следующим образом: обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
Как следует из представленных данных, можно наблюдать, что развитие эмоционального интеллекта, являющегося основой коммуникативности личности в профессиональной сфере «человек – человек», происходит у студентов дисгармонично: к 3-му курсу повышается способность непосредственно воспринимать мимические проявления эмоционального состояния человека, но существенно снижается способность обсуждать с ним его чувства и реакции, т.е. развитие базовых компонентов эмоционального интеллекта происходит разнонаправленно, несогласованно. Этот факт позволяет спрогнозировать возникновение серьезных барьеров в профессиональной деятельности молодых юристов при общении с клиентами, например: обратившийся за юридической помощью гражданин будет чувствовать себя непонятым, невыслушанным, будет стремиться рассказывать снова и снова детали ситуации, чтобы донести до юриста свои переживания, а специалист не сможет дать ему содержательную обратную связь, будет купировать эмоциональный компонент повествования, провоцируя ощущение непонятости у клиента, создавая ложное впечатление о своей некомпетентности.
Фактически полученные результаты выводят нас в широкое проблемное поле эффективности профессиональной коммуникации, которая в настоящее время активно исследуется в отношении других профессий типа «человек – человек»: врачей, психологов, педагогов, но остается крайне мало изученной и разработанной для юридических специальностей, что для такой социально значимой и постоянно востребованной трудовой деятельности чревато конфликтами с клиентами и эмоциональным выгоранием для специалиста.
Полученные нами данные убедительно демонстрируют, как в течение года, при переходе со 2-го курса на 3-й, в процесс освоения дисциплин специализации, у студентов снижается осознанное восприятие эмоций окружающих, при этом повышается объектное, отстраненное восприятие их экспрессии, которая трактуется нередко произвольно, в соответствии с убеждениями молодого юриста, в отрыве от контекста общения и личности собеседника. Это изменение носит защитный характер, так как профессиональная и личностная позиция специалиста еще не сформировались в полной мере для того, чтобы безопасно контактировать со сложными и порой болезненными переживаниями клиентов и лиц, сопровождающих процесс расследования.
Решением выявленной проблемы представляется введение в учебный план и образовательную программу дисциплины по выбору «Тренинг коммуникативной компетентности» [12, с. 203], которая включала бы в себя практические занятия, направленные на моделирование различных ситуаций работы с клиентами, овладение навыками конструктивной обратной связи, освоение студентами эффективных техник перевода обращения из плоскости психоэмоционального отреагирования клиентом своих проблем в контекст юридических формулировок. Данный тренинг позволил бы развить навык установления контакта, эффективного взаимодействия между клиентом и юристом, работы с запросом, прояснения и конкретизации запроса клиента в пределах действующего законодательства и компетенций юриста. Это создало бы для выпускников важное конкурентное преимущество, уверенность при работе с клиентами различных категорий, а значит, ускорило бы вхождение в профессиональную деятельность, адаптацию к ней и профилактировало бы профессиональное выгорание юристов, что обеспечило бы личностную и профессиональную устойчивость, сохранность специалистов и эффективность их деятельности при работе с клиентами.
Представляется, что методы активного социально-психологического обучения, опыт внедрения которых в образовательный процесс достаточно освоен для такого направления подготовки, как «Психология», могут содействовать более гармоничному развитию эмоционального интеллекта студентов-юристов, что позволило бы повысить уровень оказания юридических услуг населению, профилактировать профессиональное выгорание специалистов данной сферы, повысило бы качество их жизни и значимых межличностных контактов не только в коллективе коллег, но и в семье, позволило бы увеличить ценность человеческого капитала компании или ведомства [13].
Внесение предложенных корректировок в учебный план подготовки специалистов по направлению «Юриспруденция» рекомендуется производить непосредственно в период обучения на 2–3-х курсах, т.е. в установленный в результате проведенного исследования сензитивный период изменения базовых компонентов эмоционального интеллекта. Перспективами исследования выступают поиск технологий развития структурных компонентов и изучение в долгосрочной перспективе влияния уровня развития данного мягкого навыка на профессиональное становление и профессиональную успешность студентов-юристов.
Библиографическая ссылка
Легостаева Е.С., Клепалова Ю.И. ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЯГКИХ НАВЫКОВ (НА ПРИМЕРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА) СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30262 (дата обращения: 13.10.2024).