Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FORMING A VALUE ATTITUDE TOWARDS NATURE IN STUDENTS OF BASIC SCHOOL

Polyavina O.V. 1 Nikolaeva S.A. 2
1 Nizhny Tagil state socio-pedagogical Institute (branch) of the Russian state vocational pedagogical University
2 Nizhny Tagil MBOU general secondary schools № 12
The article is devoted to the problem of forming of emotional-value attitude to nature in schoolchildren. The level of formation of subjective attitude to nature and types of dominant attitudes towards nature in students of the basic school was assessed. The effectiveness of the use of methodical approaches in the formation of value orientations in relation to nature in most of the students studied has been shown. It was possible to adjust the types of dominant attitudes in students and to increase the number of children with ethical standards and to reduce the proportion of students with pragmatic orientation. The shift of indicators characterizing the intensity of subjectivity to nature towards higher values was revealed, and the proportion of students with extremely low levels of subjective attitude to nature declined sharply. Positive dynamics could not be achieved in the correction class, and the effectiveness of the methods used was not proved. Implementation of these tools can be effective only if they are used in the process of education, socially useful activities of schoolchildren and extracurricular educational work. The development of an emotional-sensual attitude to nature and the formation of values is facilitated by the implementation of inter-subject environmental ideas based on the content of the subjects of the humanitarian cycle.
value attitude to nature
environmental education
basic school
lesson activities
extracurricular activities
methodological aspects

В условиях глобализации экологических проблем формирование экологически образованного, неравнодушного и готового к принятию адекватных решений, направленных на сохранение окружающей среды, человека является важной задачей воспитания современного подрастающего поколения. В этой связи экологическое образование призвано обеспечить школьников необходимыми знаниями, умениями и навыками природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Опыт ценностного отношения к природе является одним из основных структурных элементов содержания экологического образования и экологической культуры личности [1, с. 249].

Известно, что процесс формирования экологической культуры в целом и эмоционально-ценностного отношения к природе в частности следует ориентировать на приобретение положительного опыта взаимодействия с природой. При этом формируется новое экологическое сознание (экоцентрический тип экологического сознания), глубоко меняющий нравственные принципы поведения людей по отношению к природе [2, с. 180].

Развитие ценностных ориентаций по отношению к природе и экологического самосознания является приоритетными установками в естественно-научном образовании школьников в рамках ФГОС ООО [3, с. 14-16]. Они являются фундаментом становления личности ребенка, определяют характер его деятельности в природе на всех этапах взросления.

Ключевая задача формирования рассматриваемого нами типа отношения к природе заключается в том, чтобы объективные мировоззренческие позиции обучающихся стали значимыми для их собственной личности, субъективными и определяли поведение и поступки в природной среде [4, с. 31].

Цель исследования: поиск методических подходов, обеспечивающих успешность формирования ценностного отношения к природе у обучающихся основной школы.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 12» (г. Нижний Тагил) в течение трех лет (2017-2019 годы). В эксперименте принимали участие 77 обучающихся 5-9-х классов. Первая группа – обучающиеся 5-х (7-х классов на момент окончания эксперимента) – осваивают основную образовательную программу в рамках ФГОС второго поколения. Вторая группа – обучающиеся 7-х (9-х классов на момент окончания эксперимента) – обучаются по старым ФГОС. Обучающиеся 5Б (7Б на момент окончания эксперимента) и 7В (9В на момент окончания эксперимента) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), преимущественно с задержкой психического развития.

Изучение типа доминирующей установки в отношении природы проводилось по методике «ЭЗОП», предложенной С.Д. Дерябо и С.А. Ясвиным [2, с. 82-86]. Тестирование проводилось в стандартных условиях учебного заведения. Интерпретация результатов проведена в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

В вербальной ассоциативной методике «ЭЗОП» используется сочетание рабочих обозначений типов установок: «эмоции», «знания», «охрана», «польза». Эстетическая установка («эмоции») обозначает восприятие природы как объекта красоты, когнитивная («знание») – как объекта для получения новых знаний, этическая («охрана») – как объекта для охраны, прагматическая («польза») рассматривает природу в качестве объекта пользы. Для диагностики уровня субъективного отношения к природе применяли адаптированный опросник «Натурафил» [2, с. 72-76].

Экспериментальная часть работы состояла из трех этапов:

1. Констатирующий эксперимент – изучение начального уровня субъективного отношения к природе и типов доминирующих установок по отношению к природе.

2. Формирующий эксперимент – практическая реализация основных методических подходов, направленных на формирование ценностного (ответственного) отношения к природе.

3. Контрольный эксперимент – выявление конечного уровня субъективного отношения к природе и типов доминирующих установок на заключительном этапе эксперимента.

При статистической обработке материалов использовали непараметрические критерии Крускала-Уоллиса (H) для множественных сравнений, Манна-Уитни (U) для попарных сравнений, а также критерий X2 для сравнения долей. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием пакета прикладных программ Microsoft Exсel 2007 и Statistica 8.0.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка уровня экологического сознания школьников на начальном этапе эксперимента по методике «ЭЗОП» показала, что в у 35% пятиклассников доминирует эстетическая установка в отношении к природе. Доминирование остальных типов установок не превышает 24%. Наблюдаются небольшие различия между 5А и 5Б классами по доле обучающихся с этической установкой, которая в целом является наиболее ценностно-ориентированной, но они не достоверны (U=4, p=0,22). В 5А классе 24% обучающихся воспринимают природу как объект охраны и бережного использования, а в 5Б только 17% (рис. 1).

Рис. 1. Типы доминирующих установок в отношении природы у обучающихся 5-х и 7-х классов (результаты констатирующего эксперимента)

У семиклассников на начальном этапе эксперимента также доминирующей является эстетическая установка, но доля обучающихся с преобладанием этой установки в 7Б классе в 1,4-1,5 раза выше, чем в 7В и в 7А классах (H=9,25, p=0,01). Достаточно высокая доля семиклассников «демонстрирует» доминирование прагматической установки (26-28%), что отражает низкий уровень экологического сознания. Доля обучающихся с доминированием когнитивной и этической установки во всех классах ниже. Однако в 7Б классе доминирование этической и когнитивной установки встречается реже, чем в 7А и в 7В классах, что свидетельствует о наиболее низком уровне формирования зрелого ценностного отношения к природе (в отношении когнитивной установки межгрупповые различия достоверны (H=6,60, p=0,04)).

У обучающихся 7А и особенно 7Б класса различия в степени проявления доминирующих установок более выражены, а в 7В, наоборот, в равной степени проявляются все виды установок. Это мы связываем, с одной стороны, с возрастными особенностями психоэмоционального и когнитивного развития младших школьников и подростков. Семиклассники вступают в период взросления, осознанного отношения к себе и к окружающему миру. Но при этом могут проявляться разнонаправленные тенденции в их мироощущении, поэтому и обнаруживаются межгрупповые различия в типах доминирующих установок. Особенностью 7В класса является развитие этической установки, которая по структуре доминирования не значительно отличается от всех остальных. В целом у обучающихся 7В, в отличие от двух других классов, не проявляется ярко выраженного доминирования определенной установки. По-видимому, в данном случае это отражает своеобразие данной группы: все они относятся к категории лиц с задержкой психического развития. Зачастую эти дети проявляют большую эмоциональность, иногда большую чувствительность по отношению к окружающему пространству, включая природу (рис. 1).

Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента видны различия между обучающимися 5-х и 7-х классов по степени проявления доминирующих установок: в 5-х классах наиболее четко проявляется одна доминирующая установка, а различия между вкладом остальных установок минимальны.

Также нами была проведена диагностика уровня субъективного отношения к природе по адаптированному опроснику «Натурафил».

Рис. 2. Интенсивность субъективного отношения к природе у обучающихся 5-х и 7-х классов (результаты констатирующего эксперимента)

На этапе констатирующего эксперимента большинство семиклассников имеют средний уровень сформированности субъективного отношения к природе, что превышает показатели пятиклассников (X2=3,92-17,89, p<0,05). Результаты обусловлены низким уровнем знаний об окружающей среде у пятиклассников. Достаточно высока доля обучающихся с низким уровнем развития субъективного отношения к природе, особенно среди семиклассников (рис. 2). Такие дети рассматривают природу в первую очередь как источник ресурсов, необходимых для достижения своих целей, то есть характеризуются прагматическим отношением к ней.

В целом, несмотря на то что существуют возрастные особенности в проявлении субъективного отношения к природе у младших и средних подростков, можно отметить, что преобладает непрагматический характер взаимодействия с природными объектами у этой категории обучающихся. Такой характер отношения к природным объектам соответствует возрастным экопсихологическим установкам [5, с. 33].

На этапе формирующего эксперимента в течение 2017-2018 учебного года происходило развитие ценностного отношения к природе во всех экспериментальных группах обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Методология формирования ценностного отношения к природе включала несколько направлений в процессе реализации урочной и внеурочной деятельности. В рамках урочной деятельности уделялось большое внимание современным экологическим проблемам, антропогенной трансформации природной среды, природоохранной деятельности; расширению экологических знаний и формированию нравственных поведенческих позиций по отношению к объектам природы; социальной значимости ответственного отношения к природе.

Опираясь на эти направления, была разработана система заданий на основе психолого-педагогических методов по принципу формирования мыслеобразов.

Принцип формирования мыслеобразов основан на использовании в педагогическом процессе таких методов, которые формируют систему экологических представлений участников не только на основе научной информации, но и на основе произведений искусства, анализа литературного материала, различных философских теорий, ситуативных задач и т.п. [2, с. 379].

Метод экологической идентификации способствует развитию у личности способности ставить себя на место того или иного природного объекта, осознания себя в пространстве, ситуации, обстоятельствах, в которых находится данный природный объект. Кроме того, данный метод способствует формированию соответствующего поведения по отношению к природным объектам [2, с. 381].

Метод экологической эмпатии представлен педагогической актуализацией сопереживания личностью состояния природного объекта, а также сочувствия ему. С помощью данного метода можно добиться стимуляции проекции, т.е. развития способности у личности переносить собственные состояния на природные объекты; переживать те же состояния, которые испытывает растение или животное, через сравнение с ним (сопереживание), кроме того, переживание собственных эмоциональных состояний и чувств по поводу состояния природных объектов (сочувствие). На основе психологических механизмов, актуализируемых данным методом, происходит субъектификация природных объектов [6, с. 117].

Для формирования ценностного отношения к природе целесообразно использовать метод экологической рефлексии, заключающийся в проведении анализа личностью своих действий и поступков, которые направлены на мир природы, с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых оно затрагивает.

Примерами реализации метода ассоциаций в процессе развития отношения к природе может служить использование педагогами ассоциативных образов, выстраивание ассоциативных цепочек (кроссенсов).

Метод художественной репрезентации природных объектов актуализирует художественные компоненты мыслеобразов мира природы средствами искусства. Согласно данному методу особое значение в процессе развития отношения к природе придается роли литературных произведений, изобразительного искусства, музыки [2, с. 379]. Отношение школьников к миру природы и его объектам будет формироваться более эффективно, если, наряду с научной информацией, педагогом будут использоваться средства искусства, например стихи, отрывки из классических и современных литературных произведений с описанием природных объектов, пейзажей. Такой комплекс способен отразить все многообразие восприятия личностью образов природы, позволяя наиболее эффективно формировать субъектно-этическое отношение к ней.

Метод экологических экспектаций позволяет актуализировать эмоционально насыщенные ожидания будущих контактов личности с миром природы. Метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосредственного взаимодействия с ними [2, с. 383].

Метод экологической заботы помогает актуализировать экологическую активность личности, направленную на оказание помощи и содействия благу природных объектов [6, с. 117]. При этом забота о мире природы мотивирует школьников к повышению своей экологической компетентности – к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно делать, и уметь это делать.

Разработанная нами система заданий с использованием вышеназванных методических приемов органично вписывается в учебный материал по биологии. Однако мы считаем, что необходимо реализовывать межпредметные эколого-нравственные установки, опираясь на гуманитарный цикл общеобразовательных предметов. Вопросы гуманизма в отношении к природным объектам, рассмотренные в художественных и литературных произведениях, эмоционально-эстетическое приобщение к миру красоты природы позволяют сформировать разностороннее представление о взаимосвязи человека и природы. И это является результативным подходом в формировании у обучающихся ценностного отношения к миру природы. Реализация данных средств может быть эффективной только в случае использования их в процессе обучения, общественно полезной деятельности школьников и внеклассной воспитательной работы.

В рамках внеурочной деятельности был разработан и реализован социально-педагогический проект «Экология – путь к пониманию души», в реализации которого участвовали обучающиеся среднего звена и педагоги школы. Проект устроен по типу экологической недели, когда каждый день приурочен к какой-либо дате, например Международному дню лесов, Часу Земли, и включает в себя такие виды деятельности, как круглый стол, фотокросс, исторический экскурс, мастер-класс, конкурс эссе, экологический квест. Системная работа над общешкольным проектом являлась ключевым звеном в формировании ценностного отношения к природе и развитии в первую очередь этической установки.

Включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность в целом является ключевым направлением реализации системно-деятельностного подхода. Поэтому в рамках внедрения ФГОС ООО у обучающихся 5-х классов широко использовалась проектная деятельность в процессе обучения и внеурочной работы. Например, обучающиеся принимали участие в создании исследовательского эколого-краеведческого проекта и альбома «10 мест Урала, которые следует посетить». Большое внимание уделено экологически грамотному поведению на этих территориях. Данный вид деятельности позволяет обучающимся в полной мере овладеть поисковыми навыками информации, а значит, и пробудить значительный интерес к окружающей среде родного края.

Большую роль в формировании ценностного отношения к природе играет общественно-полезный труд. На территории МБОУ «СОШ № 12» организовывались экологические субботники, в которых участвовали обучающиеся и педагогический состав. Весной производилась подготовка пришкольного участка к высадке цветов и собственно сама высадка, осенью – сбор семян цветов и уборка высохших растений.

Таким образом, мы реализовали систему методических подходов, направленных на развитие в первую очередь тех установок, которые формируют осознанное отношение к природе, экологообоснованное поведение.

По результатам контрольной диагностики по методике «ЭЗОП» выяснилось, что произошла смена доминирующих установок у некоторых обучающихся. Так, в 7А и 9А классах этическая установка вышла на первый план, на втором месте оказалась эстетическая (X2=4,67-6,66, p=0,01-0,03). Также были скорректированы показатели прагматической установки: в большинстве случаев повысилась доля обучающихся с восприятием природы как объекта изучения и охраны, а как объекта использования понизилась (U=19,0-238,5 p=0,001-0,03) (рис. 3).

Рис. 3. Типы доминирующих установок в отношении природы у обучающихся 7-х и 9-х классов (результаты контрольного эксперимента)

Стоит отметить, что у обучающихся 9В класса никаких значимых изменений в типах доминирующих установок не выявлено (U=19,0-30,5 p=0,17-0,87). В коррекционном классе не удалось добиться положительной динамики, и эффективность использованных методик не доказана.

Уровень познания природы как объекта изучения незначительно повысился только у обучающихся 7Б класса, по сравнению с начальным уровнем (5Б класс), но различия не значимы (U=60,0, p=0,48) (рис. 1, 3).

Рис. 4. Интенсивность субъективного отношения к природе у обучающихся 7-х и 9-х классов (результаты контрольного эксперимента)

По результатам контрольной диагностики было выявлено смещение показателей, характеризующих интенсивность субъектного отношения к природе, в сторону более высоких значений в обеих параллелях, а доля обучающихся с крайне низким уровнем субъективного отношения к природе резко снизилась (рис. 4). Однако среди девятиклассников доля обучающихся с высокими показателями меньше, чем среди семиклассников. С одной стороны, это определяется возрастными психологическими особенностями старших подростков, так как в этом возрасте прослеживается переоценка ценностей по отношению к самому себе и объектам окружающего мира, в том числе к природе. С другой стороны, мы предполагаем, что реализация активных методов обучения в рамках системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС ООО способствовала более эффективному становлению личностных позиций семиклассников.

Таким образом, на основании проведенного эксперимента можно сделать заключение об эффективности применения используемых методических подходов в формировании ценностных ориентиров по отношению к природе у большинства исследуемых обучающихся.

Планомерное продолжение работы учителя в заданном направлении будет способствовать формированию экологической культуры подрастающего поколения, устойчивым ценностным ориентирам к окружающей природе [7, с. 30].

Выводы

1. Обнаруженные межгрупповые различия по степени проявления доминирующих установок на начальном этапе эксперимента между младшими школьниками (обучающимися 5-х классов) и подростками (обучающимися 7-х классов) связаны с возрастными и личностными особенностями психоэмоционального развития школьников. У пятиклассников наиболее четко проявляется одна доминирующая установка, а различия между вкладом остальных установок минимальны; в 7-х классах различия между типами доминирующих более выражены, за исключением группы с задержкой психического развития.

2. Использование педагогической технологии, приемов и методов формирования ценностного отношения к природе приводит к положительной динамике. Удалось скорректировать типы доминирующих установок у обучающихся обеих параллелей и вывести на более высокий уровень количественные показатели доли детей с этической установкой и снизить долю учащихся с прагматической установкой. Реализация данных средств может быть эффективной только в случае использования их в процессе обучения, общественно полезной деятельности школьников и внеклассной воспитательной работы.

3. Основная образовательная программа обучающихся по ФГОС ООО (5-7-е классы) в большей степени предполагает эколого ориентированную деятельность, что позволяет лучше сформировать ответственное отношение к природе.

4. Реализация межпредметных экологических идей, опирающихся на содержание предметов гуманитарного цикла, способствует развитию эмоционально-чувственного отношения к природе и формированию ценностных ориентиров.