Ежегодная актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования требует поиска дополнительных ресурсов по решению задач достижения профессиональных компетенций обучающихся по различным направлениям подготовки в вузе.
В ходе реализации образовательных программ одним из факторов, обеспечивающих формирование у студентов профессионально важных знаний, умений и навыков, является целенаправленное использование средств и методов физического воспитания [1]. Следует отметить, что академические занятия по физической культуре в основном обеспечивают решение задач всесторонней физической подготовки и недостаточно ориентированы на будущую профессиональную деятельность обучающихся [2].
В данном контексте необходим поиск дополнительных эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания студентов, способствующих формированию профессионально важных качеств и способностей.
В сложившейся ситуации, в условиях профильного обучения, помимо базовых вводятся дополнительные компоненты обучения – элективные курсы, являющиеся важным средством построения индивидуальных образовательных программ и связанные с выбором каждого студента содержания образования в зависимости от его способностей, интересов и предстоящих жизненных планов [3]. Понятие «дисциплины по выбору» предполагает самоопределение студентов в сфере физической культуры и спорта, которое им наиболее интересно и доступно с учетом материально-технической базы и кадрового потенциала вуза [4].
Однако следует отметить, что выбор обучающимися элективного курса по физической культуре необходимо связывать и со спецификой их будущих профессий. Важно учитывать требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалистов, а также основные профессионально-прикладные навыки, необходимые для обеспечения высокой производительности и безопасности труда [5].
В связи с различной прикладной направленностью видов спорта возникает необходимость в их систематизации. Из имеющихся в специальной литературе классификаций видов спорта, разработанных с различной целью, отдельные могут быть использованы для формирования необходимых профессиональных компетенций. Так, например, в одних видах спорта основные требования направлены на достижение точности техники выполнения, в других – на параметры исполнения (пространственные, временные, силовые), в третьих - на согласованность действий [6].
Таким образом, взаимосвязь прикладных видов спорта и профессии заключается в сходстве двигательных и психофизиологических механизмов, задействованных в процессе выполнения обоих видов деятельности.
Сравнение элементов профессиограмм групп родственных профессий с элементами спортограмм видов спорта, представленных в университете, позволит скомпилировать и скомпоновать воедино полученные данные и тем самым осуществлять выбор элективного курса с прикладной направленностью.
Цель исследования – проанализировать и систематизировать группы специальностей и направлений подготовки в вузе по совокупности родственных профессий, теоретически обосновать необходимость дифференцированного подхода в построении содержания элективного курса с учётом специфики той или иной профессиональной деятельности.
Основная гипотеза исследования заключается в следующем: достижение положительных изменений уровня развития важных для эффективной профессиональной деятельности качеств обучающихся станет возможным, если выбор элективного курса будет осуществляться ими с учётом прикладной направленности вида спорта.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
- Обобщить и классифицировать в группы родственные профессии по направлениям подготовки в вузе.
- Установить состав профессионально важных качеств, необходимых для эффективной деятельности специалистов рассматриваемых профессий.
- Определить виды спорта, которые преимущественно обеспечивают направленное развитие и совершенствование качеств, определяющих эффективность работы в различных сферах профессиональной деятельности.
Материал и методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: изучения и анализа научно-методической литературы, программно-нормативных документов в вузе, индуктивный метод обобщения и систематизации полученных данных. Теоретической основой исследования послужили научные труды Е.А. Климова, Р.Т. Раевского, С.А. Полиевского, В.И. Ильинича [7-10].
Результаты исследования и их обсуждение. Донской государственный технический университет (ДГТУ) – опорный многопрофильный вуз Ростовской области, включенный по итогам работы в 2016 году Министерством образования и науки РФ в четверку наиболее успешных опорных вузов страны. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов, на 24 факультетах реализуется более 100 направлений подготовки по разнообразным профилям. Такое многообразие специальностей требует определённой систематизации профессий в родственные группы, что позволит составить перечень профессионально важных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности.
Известно, что существует несколько различных классификаций профессий, представленных на основании детализации различных признаков и свойств (по месту работы, по степени самостоятельности, по отраслям промышленности и т.д.). В нашей работе использовалась классификация академика Климова Е.А. [7], где основной акцент в объединении в группы родственных профессий по направлениям подготовки в вузе делался на отношение к предмету труда (табл. 1).
Таблица 1
Классификация родственных групп профессий по отношению к предмету труда (на примере ДГТУ)
Типы профессий |
Направления подготовки |
Виды профессий |
Ключевые ПВК |
«Человек – природа» |
Ветеринария |
Ветеринар |
Наблюда-тельность, образная зрительная память, настойчи-вость, любовь к природе
|
Водные биоресурсы и аквакультура |
Ихтиолог |
||
Техносферная безопасность |
Эколог |
||
Туризм |
Туроператор |
||
«Человек – техника» |
Авиастроение; Автоматизация технологических процессов и производств; Агроинженерия; Биотехнические системы и технологии; Градостроительство; Инноватика; Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; Материаловедение и технологии материалов; Машиностроение; Мехатроника и робототехника; Наземные транспортно-технологические комплексы и средства; Наноинженерия; Приборостроение; Прикладная механика; Продукты питания из растительного сырья; Радиотехника; Стандартизация и метрология; Технологические машины и оборудование; Технология транспортных процессов; Химическая технология; Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения |
Инженер |
Дисципли-нирован-ность, решитель-ность, осторож- ность, точность и быстрота движений, хорошая координа-ция, внимание, объемный глазомер, сила |
Металлургия |
Металлург |
||
«Человек – человек» |
Гостиничное дело |
Менеджер (управленец), администратор |
Коллекти-визм, умение разрешать конфликт, отзывчи-вость наблюда-тельность
|
Педагогическое образование; Профессиональное обучение (по отраслям) |
Педагог |
||
Психология |
Психолог |
||
Менеджмент |
Менеджер |
||
Сервис |
Специалист по работе с клиентами в сфере услуг |
||
Социальная работа |
Социальный работник |
||
Теология |
Теолог |
||
Физическая культура |
Тренер |
||
«Человек - знаковая система» |
Бизнес-информатика; Инфокоммуникационные технологии и системы связи; Информатика и вычислительная техника; Информационная безопасность; Информационные системы и технологии; Компьютерная безопасность; Математическое обеспечение и администрирование информационных систем; Прикладная информатика; Прикладная математика; Прикладные математика и физика; Программная инженерия; Управление в технических системах; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; Электроника и наноэлектроника; Электроэнергетика и электротехника; Энергетическое машиностроение |
Программист, специалист в области информаци-онных технологий |
Внимание, память, простран-ственный глазомер, ловкость пальцев рук
|
|
|
||
Биотехнология
|
Научный работник (исследователь) |
||
Лингвистка |
Лингвист, переводчик |
||
Документоведение и архивоведение |
Документовед
|
||
Землеустройство и кадастры |
Специалист в области кадастра |
||
Геодезия и дистанционное зондирование |
Геодезист |
||
Перевод и переводоведение |
Переводчик |
||
Товароведение |
Товаровед |
||
Торговое дело |
Логист |
||
Управление качеством |
Технолог |
||
Экономика |
Экономист |
||
Юриспруденция |
Юрист |
||
«Человек – художест-венный образ» |
Архитектура
|
Архитектор |
Творческое мышление, терпение, настой-чивость, самодис-циплина, ловкость пальцев рук, простран-ственный глазомер |
Дизайн; Конструирование изделий легкой промышленности |
Дизайнер
|
||
Медиакоммуникации |
Медиаинженер |
||
Реклама и связи с общественностью |
Специалист по рекламе и связям с обществен-ностью |
||
Технология художественной обработки материалов |
Технолог |
Основными факторами, определяющими принадлежность элективного курса в университете к определённому типу профессии, являются обобщённые характеристики прикладной действенности видов спорта, представленные в специальной литературе.
Так, по мнению Раевского Р.Т. [8], виды спорта на координацию развивают такие профессионально важные качества, как ловкость, вестибулярная устойчивость, чувство движения и пространства, координация движения, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, целеустремленность, самостоятельность, решительность и смелость. Виды спорта на выносливость ориентированы в большей степени на общую и статическую выносливость, на устойчивость к гиподинамии и неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды и интоксикации, а в свою очередь, командные виды спорта преимущественно развивают в человеке навыки и умения работы с коллективом, инициативность, помехоустойчивость, коммуникативность, ловкость рук и пальцев, все виды реакции.
Ильинич В.И. [9] отмечает, что занятия различными видами спорта и уровень квалификации спортсмена накладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.
Например, если будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то следует выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.), а если будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, то следует осваивать виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон) и так далее.
Например, по мнению Полиевского С.А. [10], к навыкам личности представителей инженерных профессий следует отнести способность организовать подчинённых, проявление инициативы, смелость, стойкость и решимость, а также устойчивость в эмоциональном плане и быстрое мышление. В физические качества входят общая выносливость, скорость движений, сила мышц и общая ловкость. Для психофизических же важны статическая и эмоциональная выносливость, гиподинамическая выносливость, устойчивость к воздействию неблагоприятных производственных факторов.
Таким образом, при определении направленности элективных курсов необходимо выбирать такие виды спорта, которые в наибольшей степени будут способствовать оптимальной подготовленности к будущей профессиональной деятельности и овладению жизненно необходимыми умениями и навыками.
Сопоставление и корреляция элементов профессиограмм родственных групп профессий и спортограмм видов спорта, представленных в вузе, позволили определить прикладную направленность элективного курса с учётом психофизических, личностных и деловых особенностей труда (табл. 2).
Таблица 2
Профессионально-прикладная направленность элективных курсов в ДГТУ
Тип профессии |
Ключевые ПВК |
Виды спорта |
«Человек – природа» |
Наблюдательность, настойчивость, зрительная память, любовь к природе |
Спортивное ориентирование, спортивное скалолазание, спортивный туризм, конный спорт |
«Человек – техника» |
Дисциплинированность, решительность, внимание, мышечная сила |
Атлетическая гимнастика, гиревой спорт, армспорт, пауэрлифтинг, единоборства |
«Человек – человек» |
Коллективизм, умение разрешать конфликты, лидерские качества, отзывчивость |
Волейбол, футбол, баскетбол, регби, хоккей |
«Человек - знаковая система» |
Внимание, память, пространственный глазомер |
Шахматы, настольный теннис, бадминтон |
«Человек - художественный образ» |
Ловкость пальцев рук, творческое мышление, терпение |
Дартс, бильярдный спорт, аэробика, чир-спорт |
Заключение. Предложенная систематизация видов спорта по прикладной направленности в ДГТУ, безусловно, носит обобщённый характер и требует детализации и конкретизации признаков соответствия определённой группе профессий. Однако теоретическое обоснование необходимости дифференцирования содержания элективного курса в вузе по признакам будущей профессии создаст условия по приобретению обучающимися по различным направлениям подготовки необходимого багажа профессионально важных качеств и способностей.
Таким образом, выбор вида спорта в зависимости от психофизиологических и поведенческих особенностей трудовой деятельности позволит сократить выпускникам вуза адаптационный период к условиям предстоящей трудовой деятельности, повысит уровень работоспособности, уменьшит количество профессиональных заболеваний.