Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Агафонов С.В. 1 Мавропуло О.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
Содержание примерных основных образовательных программ в вузе не в полной мере обеспечивает развитие всего спектра профессионально важных качеств, свойств и компетенций, определяющих эффективность профессиональной деятельности будущих специалистов. В данном контексте необходим поиск дополнительных эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания студентов, способствующих целенаправленному формированию профессионально важных качеств, умений и навыков. В статье рассматриваются особенности построения элективного курса по физической культуре в вузе как нового компонента обучения, связанного с дополнением содержания образования обучающихся в зависимости от их способностей, интересов, предстоящих жизненных планов. Предлагается осуществлять выбор вида спорта, представленного в вузе в качестве элективного курса, с учётом специфики предстоящей трудовой деятельности. При этом принимаются во внимание основные личностные, деловые, психофизические и другие ключевые качества и способности, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Предлагается классификация в родственные группы профессий в вузе по отношению к предмету труда, устанавливаются основные профессионально важные качества для каждого типа профессий. Даётся обобщённая характеристика прикладной действенности видов спорта, определяется направленность элективных курсов в вузе в зависимости от специфических особенностей предстоящей деятельности. В работе устанавливается взаимосвязь прикладных видов спорта и профессии, заключающаяся в сходстве двигательных и психофизиологических механизмов, задействованных в процессе выполнения обоих видов деятельности.
элективные курсы
профессия
обучающиеся
прикладная направленность
профессионально важные качества
1. Агафонов С.В. Профессионально важные качества менеджера // Физическая культура, спорт и туризм: мат. всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2016. С. 30-32.
2. Агафонов С.В., Шестаков М.М. Содержание и пути совершенствования физического воспитания студентов, осваивающих управленческие специальности // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 199-203.
3. Кудашова Л.Т., Венгерова Н.Н. Формирование компетенций студентов в рамках элективного курса по физической культуре // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2017. № 3. С. 33-40.
4. Филина С.В., Дудкина С.Н., Панов Г.П., Трухачева Л.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности: учебное пособие. Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2014. 130 c.
5. Жарких А.В. Реализация элективных курсов по физической культуре и спорту в современных высших учебных заведениях // Вестник воронежского института экономики и социального управления. 2018. № 1. С. 89-90.
6. Кабачков В.А., Полиевский С.А., Буров А.Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. М.: Советский спорт, 2010. С. 82-83.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2010. С. 175-192.
8. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: учеб. пособие для техн. вузов. М.: Высш. шк., 1985. 136 с.
9. Ильинич В.И. Физическая культура студента: учебник М.: Гардарики, 1999. 340 с.
10. Полиевский С.А., Старцева А.Д. Физкультура и профессия. М.: Физкультура и спорт, 1988. 159 с.

Ежегодная актуализация федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования требует поиска дополнительных ресурсов по решению задач достижения профессиональных компетенций обучающихся по различным направлениям подготовки в вузе.

В ходе реализации образовательных программ одним из факторов, обеспечивающих формирование у студентов профессионально важных знаний, умений и навыков, является целенаправленное использование средств и методов физического воспитания [1]. Следует отметить, что академические занятия по физической культуре в основном обеспечивают решение задач всесторонней физической подготовки и недостаточно ориентированы на будущую профессиональную деятельность обучающихся [2].

В данном контексте необходим поиск дополнительных эффективных организационных форм, средств и методов физического воспитания студентов, способствующих формированию профессионально важных качеств и способностей.

В сложившейся ситуации, в условиях профильного обучения, помимо базовых вводятся дополнительные компоненты обучения – элективные курсы, являющиеся важным средством построения индивидуальных образовательных программ и связанные с выбором каждого студента содержания образования в зависимости от его способностей, интересов и предстоящих жизненных планов [3]. Понятие «дисциплины по выбору» предполагает самоопределение студентов в сфере физической культуры и спорта, которое им наиболее интересно и доступно с учетом материально-технической базы и кадрового потенциала вуза [4].

Однако следует отметить, что выбор обучающимися элективного курса по физической культуре необходимо связывать и со спецификой их будущих профессий. Важно учитывать требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалистов, а также основные профессионально-прикладные навыки, необходимые для обеспечения высокой производительности и безопасности труда [5].

В связи с различной прикладной направленностью видов спорта возникает необходимость в их систематизации. Из имеющихся в специальной литературе классификаций видов спорта, разработанных с различной целью, отдельные могут быть использованы для формирования необходимых профессиональных компетенций. Так, например, в одних видах спорта основные требования направлены на достижение точности техники выполнения, в других – на параметры исполнения (пространственные, временные, силовые), в третьих - на согласованность действий [6].

Таким образом, взаимосвязь прикладных видов спорта и профессии заключается в сходстве двигательных и психофизиологических механизмов, задействованных в процессе выполнения обоих видов деятельности.

Сравнение элементов профессиограмм групп родственных профессий с элементами спортограмм видов спорта, представленных в университете, позволит скомпилировать и скомпоновать воедино полученные данные и тем самым осуществлять выбор элективного курса с прикладной направленностью.

Цель исследования – проанализировать и систематизировать группы специальностей и направлений подготовки в вузе по совокупности родственных профессий, теоретически обосновать необходимость дифференцированного подхода в построении содержания элективного курса с учётом специфики той или иной профессиональной деятельности.

Основная гипотеза исследования заключается в следующем: достижение положительных изменений уровня развития важных для эффективной профессиональной деятельности качеств обучающихся станет возможным, если выбор элективного курса будет осуществляться ими с учётом прикладной направленности вида спорта.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

  1. Обобщить и классифицировать в группы родственные профессии по направлениям подготовки в вузе.
  2. Установить состав профессионально важных качеств, необходимых для эффективной деятельности специалистов рассматриваемых профессий.
  3. Определить виды спорта, которые преимущественно обеспечивают направленное развитие и совершенствование качеств, определяющих эффективность работы в различных сферах профессиональной деятельности.

Материал и методы исследования.  В исследовании были использованы следующие методы: изучения и анализа научно-методической литературы,  программно-нормативных документов в вузе, индуктивный метод обобщения и систематизации полученных данных. Теоретической основой исследования послужили научные труды Е.А. Климова, Р.Т. Раевского, С.А. Полиевского, В.И. Ильинича [7-10].

Результаты исследования и их обсуждение. Донской государственный технический университет (ДГТУ) – опорный многопрофильный вуз Ростовской области, включенный по итогам работы в 2016 году Министерством образования и науки РФ в четверку наиболее успешных опорных вузов страны. В ДГТУ обучается более 45 тысяч студентов, на 24 факультетах реализуется более 100 направлений подготовки по разнообразным профилям. Такое многообразие специальностей требует определённой систематизации профессий в родственные группы, что позволит составить перечень профессионально важных качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности.

Известно, что существует несколько различных классификаций профессий, представленных на основании детализации различных признаков и свойств (по месту работы, по степени самостоятельности, по отраслям промышленности и т.д.). В нашей работе использовалась классификация академика Климова Е.А. [7], где основной акцент в объединении в группы родственных профессий по направлениям подготовки в вузе делался на отношение к предмету труда (табл. 1).

Таблица 1

Классификация родственных групп профессий по отношению к предмету труда (на примере ДГТУ)

Типы профессий

Направления подготовки

Виды профессий

Ключевые ПВК

 

 

«Человек – природа»

Ветеринария

Ветеринар

Наблюда-тельность, образная зрительная память,

настойчи-вость, любовь к природе

 

 

Водные биоресурсы и аквакультура

Ихтиолог

Техносферная безопасность

Эколог

Туризм

Туроператор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Человек – техника»

Авиастроение; Автоматизация технологических процессов и производств; Агроинженерия; Биотехнические системы и технологии; Градостроительство; Инноватика; Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;

Материаловедение и технологии материалов; Машиностроение; Мехатроника и робототехника; Наземные транспортно-технологические комплексы и средства; Наноинженерия; Приборостроение; Прикладная механика; Продукты питания из растительного сырья; Радиотехника; Стандартизация и метрология; Технологические машины и оборудование;

Технология транспортных процессов;

Химическая технология; Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженер

Дисципли-нирован-ность, решитель-ность, осторож-   ность, точность и быстрота движений, хорошая координа-ция, внимание, объемный глазомер, сила

Металлургия

Металлург

 

 

 

 

 

 

«Человек – человек»

Гостиничное дело

Менеджер (управленец), администратор

Коллекти-визм, умение разрешать конфликт, отзывчи-вость наблюда-тельность

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое образование; Профессиональное обучение (по отраслям)

Педагог

Психология

Психолог

Менеджмент

Менеджер

Сервис

Специалист по работе с клиентами в сфере услуг

Социальная работа

Социальный работник

Теология

Теолог

Физическая культура

Тренер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Человек - знаковая система»

Бизнес-информатика; Инфокоммуникационные технологии и системы связи; Информатика и вычислительная техника; Информационная безопасность; Информационные системы и технологии; Компьютерная безопасность; Математическое обеспечение и администрирование информационных систем; Прикладная информатика;

Прикладная математика; Прикладные математика и физика; Программная инженерия; Управление в технических системах; Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; Электроника и наноэлектроника; Электроэнергетика и электротехника; Энергетическое машиностроение

Программист, специалист в области информаци-онных технологий

Внимание, память, простран-ственный глазомер, ловкость пальцев рук

 

 

 

 

 

 

Биотехнология

 

Научный работник (исследователь)

Лингвистка

Лингвист, переводчик

Документоведение и архивоведение

Документовед

 

Землеустройство и кадастры

Специалист в области кадастра

Геодезия и дистанционное зондирование

Геодезист

Перевод и переводоведение

Переводчик

Товароведение

Товаровед

Торговое дело

Логист

Управление качеством

Технолог

Экономика

Экономист

Юриспруденция

Юрист

 

 

 

 

 

 

«Человек –

художест-венный образ»

Архитектура


Архитектор

Творческое мышление, терпение, настой-чивость, самодис-циплина, ловкость пальцев рук, простран-ственный глазомер

Дизайн; Конструирование изделий легкой промышленности

Дизайнер

 

 

Медиакоммуникации

Медиаинженер

Реклама и связи с общественностью

Специалист по рекламе и связям с обществен-ностью

Технология художественной обработки материалов

Технолог

 

Основными факторами, определяющими принадлежность элективного курса в университете к определённому типу профессии, являются обобщённые характеристики прикладной действенности видов спорта, представленные в специальной литературе.

Так, по мнению Раевского Р.Т. [8], виды спорта на координацию развивают такие профессионально важные качества, как ловкость, вестибулярная устойчивость, чувство движения и пространства, координация движения, эмоциональная устойчивость, оперативное мышление, целеустремленность, самостоятельность, решительность и смелость. Виды спорта на выносливость ориентированы в большей степени на общую и статическую выносливость, на устойчивость к гиподинамии и неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды и интоксикации, а в свою очередь, командные виды спорта преимущественно развивают в человеке навыки и умения работы с коллективом, инициативность, помехоустойчивость, коммуникативность, ловкость рук и пальцев, все виды реакции.

Ильинич В.И. [9] отмечает, что занятия различными видами спорта и уровень квалификации спортсмена накладывают отпечаток на его функциональную подготовленность, на степень владения прикладными двигательными умениями и навыками.

Например, если будущая профессия требует повышенной общей выносливости, то следует выбирать виды спорта, в наибольшей степени развивающие это качество (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.), а если будущий труд связан с длительным напряжением зрительного анализатора, то следует осваивать виды спорта и упражнения, тренирующие микромышцы глаза (настольный теннис, теннис, бадминтон) и так далее.

Например, по мнению Полиевского С.А. [10], к навыкам личности представителей инженерных профессий следует отнести способность организовать подчинённых, проявление инициативы, смелость, стойкость и решимость, а также устойчивость в эмоциональном плане и быстрое мышление. В физические качества входят общая выносливость, скорость движений, сила мышц и общая ловкость. Для психофизических же важны статическая и эмоциональная выносливость, гиподинамическая выносливость, устойчивость к воздействию неблагоприятных производственных факторов.

Таким образом, при определении направленности элективных курсов необходимо выбирать такие виды спорта, которые в наибольшей степени будут способствовать оптимальной подготовленности к будущей профессиональной деятельности и овладению жизненно необходимыми умениями и навыками.

Сопоставление и корреляция элементов профессиограмм родственных групп профессий и спортограмм видов спорта, представленных в вузе, позволили определить прикладную направленность элективного курса с учётом психофизических, личностных и деловых особенностей труда (табл. 2).

Таблица 2

Профессионально-прикладная направленность элективных курсов в ДГТУ

Тип профессии

Ключевые ПВК

Виды спорта

«Человек – природа»

Наблюдательность,

настойчивость, зрительная память, любовь к природе

Спортивное ориентирование, спортивное скалолазание, спортивный туризм, конный спорт

«Человек – техника»

Дисциплинированность, решительность, внимание, мышечная сила

Атлетическая гимнастика, гиревой спорт, армспорт, пауэрлифтинг, единоборства

«Человек – человек»

Коллективизм, умение разрешать конфликты, лидерские качества, отзывчивость

Волейбол, футбол, баскетбол, регби, хоккей

«Человек - знаковая система»

Внимание, память, пространственный глазомер

Шахматы, настольный теннис, бадминтон

«Человек - художественный образ»

Ловкость пальцев рук, творческое мышление, терпение

Дартс, бильярдный спорт, аэробика, чир-спорт

 

Заключение. Предложенная систематизация видов спорта по прикладной направленности в ДГТУ, безусловно, носит обобщённый характер и требует детализации и конкретизации признаков соответствия определённой группе профессий. Однако теоретическое обоснование необходимости дифференцирования содержания элективного курса в вузе по признакам будущей профессии создаст условия по приобретению обучающимися по различным направлениям подготовки необходимого багажа профессионально важных качеств и способностей.

Таким образом, выбор вида спорта в зависимости от психофизиологических и поведенческих особенностей трудовой деятельности позволит сократить выпускникам вуза адаптационный период к условиям предстоящей трудовой деятельности, повысит уровень работоспособности, уменьшит количество профессиональных заболеваний.


Библиографическая ссылка

Агафонов С.В., Мавропуло О.С. ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29864 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674