Сегодня в отечественном образовании формируется новая модель подготовки специалистов – компетентностная, которая включает не только знания, умения и навыки, но и способы их применения в профессиональной деятельности. Цели образования соотносятся с интегрированными требованиями к результату образовательной деятельности. На первое место выходят качественные характеристики личности. Решение задач профессионального развития человека в соответствии с потребностями общества становится приоритетом в реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе среднего профессионального образования [1–3].
Реализация концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2] активизировала развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и потребовала не только качественного обновления целей, но и совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В связи с этим возросла роль и методической деятельности в сфере профессионального образования.
Образовательные программы для специальностей/профессий среднего профессионального образования потребовали сопряжения с потребностями общества, экономики, требованиями компетенций Worldskills Russia (WSR), профессиональных стандартов (ПС). Особенно это актуально для тех специальностей, которые входят в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (ТОП-50). Развитие образования в таких условиях невозможно без качественного методического обеспечения [4–6]. В связи с этим можно выделить основные противоречия, которые не позволяют профессиональным образовательным организациям обеспечить требуемое качество подготовки обучающихся:
1) методическая деятельность преподавателей системы профессионального образования отражает способы решения задач формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС по конкретной профессии, и при этом недостаточно показывает процесс профессионального развития обучающегося в соответствии с потребностями общества;
2) имеются расхождения между существующими концепциями формирования образовательной программы и реальной образовательной деятельностью. Профессиональные образовательные организации (ПОО) при формировании образовательных программ должны учитывать требования ФГОС, ПС и компетенций WSR. К сожалению, в настоящее время отсутствует методология сопряжения требований этих трех элементов;
3) существует необходимость оперативно корректировать образовательную программу с учетом обновления нормативно-правовых документов, однако нет соответствующих методик проведения педагогическим составом данной работы.
Данные противоречия позволили сформулировать:
– проблему исследования – какова должна быть методика проектирования образовательной программы, эффективно отражающей требования нормативно-правовых документов (ФГОС, профессиональных стандартов);
– цель исследования – разработать и апробировать методику обучения преподавателей системы СПО, формирующую у них способность учитывать требования нормативно-правовых документов при создании учебно-методических материалов.
Именно качество учебно-методического обеспечения обеспечивает качество реализации основных профессиональных образовательных программ. Качественным учебно-методическим руководством должны быть обеспечены все стадии учебно-образовательного процесса: его планирование и организация, регулирование, контроль, оценка, анализ и корректировка. Поэтому от качества построения и содержания образовательной программы зависит качество подготовки выпускника – будущего специалиста: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем выше процент достижения поставленной цели формирования грамотного специалиста, настоящего профессионала.
Материал и методы исследования. Разработка учебно-методических материалов по ФГОС новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50), должна осуществляться преподавателями системы СПО с учетом требований новых нормативно-правовых документов. Отсутствие у педагогического работника способности создавать качественную учебно-методическую документацию, соответствующую требованиям профессиональных стандартов и новых ФГОС, – угроза для качества подготовки конкурентоспособных специалистов.
Предложенная теоретическая модель проектирования методики формирования способности преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам (ФГОС СПО) предусматривает учет ценностей профессионального образования в современных условиях, формализованных норм и требований к подготовке специалистов, а также учитывает сложившиеся теоретико-методологические положения педагогики.
Разработанная модель отражает процесс формирования способности преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам по специальности «Технология парикмахерского искусства» с обязательным соблюдением требования сопряжения в содержании разработанных учебно-методических материалов положений ФГОС, профессионального стандарта и миссии профессии «Парикмахер», требований стандартов WORLDSKILLS.
Продуктивная часть модели включает проектно-методический, процессуально-технологический, результативно-аналитический блоки. Все компоненты модели образуют системное единство за счет прямых и обратных связей.
Реализация модели осуществляется с применением проектной технологии обучения. Деятельность, заложенная в продуктивной части модели, может быть охарактеризована как «проект в проекте». Проект первого уровня – это деятельность методиста образовательной организации по проектированию образовательной программы колледжа по специальности 43.02.13. «Технология парикмахерского искусства». Проект второго уровня – деятельность преподавателей и мастеров колледжа по проектированию содержания учебных дисциплин и модулей с учетом сопряжения требований ФГОС, ПС, компетенций WSR, миссии профессии «Парикмахер».
Методика формирования способности преподавателей системы среднего профессионального образования к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам по специальности «Технология парикмахерского искусства», представленная ранее моделью второго уровня, состоит из 10 этапов.
- Организационное собрание рабочей группы с целью актуализации темы деятельности, определения проблемы и вытекающих из нее задач.
- Анкетирование педагогов (на входе) для выявления уровня подготовленности, компетентности преподавателей, мастеров ПО к проектированию образовательной программы.
- Участие педагогов в методическом семинаре для повышения уровня подготовленности, компетентности преподавателей, мастеров ПО к проектированию образовательной программы.
- Изучение педагогами нормативной и методической документации для определения исходных положений проектирования образовательной программы.
- Проведение функционального анализа нормативных документов для сопряжения требований ФГОС, ПС, компетенций WSR, миссии профессии.
- Формулировка ОК и ПК образовательной программы по специальности для формализации требований к результатам освоения образовательной программы по специальности СПО 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства».
- Определение требований к результатам (умений, знаний, практического опыта) обучения по специальности СПО 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» для формализации результатов обучения, профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности.
- Разработка структуры и содержания образовательной программы освоения ФГОС 43.02.13.
- Проведение содержательной экспертизы образовательной программы.
- Анкетирование педагогов (на выходе) для выявления эффективности методики проектирования образовательной программы.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика апробирована и реализована в АПОУ УР «Экономико-технологический колледж» при создании образовательной программы, соответствующей ФГОС СПО по специальности 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства».
Были выбраны следующие инструменты для проведения опытно-экспериментальной работы.
- Анкета для преподавателя СПО.
- Методическая разработка обучающего семинара.
- Раздаточный материал для педагогов:
– выдержки из нормативно-правовой документации;
– таблицы сопоставления требований ФГОС, профессионального стандарта, компетенций WSR.
- Педагогическая технология разработки содержания образовательной программы – проектная деятельность.
- Описательная, качественная, статистическая оценка данных.
После проведения качественного анализа и анкетирования группы педагогов колледжа для них был разработан и проведен обучающий семинар на тему «Методика сопряжения требований ФГОС, ПС, стандартов WRS при формировании содержания образовательной программы для специальности СПО».
Далее группа педагогов была разделена на микрогруппы, в которых и проходила последующая работа по формированию содержания образовательной программы для специальности «Технология парикмахерского искусства». Принцип деления на микрогруппы – принадлежность предмета, преподаваемого преподавателем, к одному из циклов: общеобразовательному, общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профессиональному. Каждая микрогруппа осуществляла проектную деятельность по формированию своей части содержания образовательной программы.
Формирование каждой части образовательной программы микрогруппа реализовывала в аналитических таблицах сопряжений ФГОС, профессионального стандарта, компетенций WSR.
Цель работы педагогов с аналитическими таблицами – выявить несоответствия по содержанию компетенций WSR, ПС требованиям ФГОС СПО по профессиям и специальностям. Это позволит определить недостающие компетенции, условия реализации, ожидаемые результаты и скорректировать содержание образовательной программы в нужном направлении.
После сопоставления единиц ФГОС, ПС, WSR и формирования списка результатов обучения, охватывающих все требования всех нормативных документов, можно приступать к заполнению таблицы по определению структуры и содержания образовательной программы специальности.
Результатом работы в проекте стал разработанный перечень УД с конкретизацией знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций по каждой его позиции. Составленный перечень впоследствии послужил основой создания учебного плана для специальности «Технология парикмахерского искусства».
Анкетирование педагогов колледжа «на выходе» работы в проекте показало, что ответы на многие вопросы анкеты изменились качественно, что показывает положительный эффект от работы педагогов в проекте. До участия в проекте только 15 из 25 человек (60%) считали, что введение ФГОС нового поколения положительно скажется на качестве подготовки обучающихся. После участия в проекте так стали считать 23 человека из 25, что составляет 92%.
После участия в проекте количество педагогов, считающих, что сопряжение в образовательной программе требований ФГОС, ПС и WSR необходимо, увеличилось с 18 до 24 человек, то есть с 72% до 96%.
До участия в проекте 100% педагогов считали необходимым учитывать в образовательной программе требования ФГОС, уменьшая при этом роль требований профессионального стандарта и компетенций WSR. Эти документы согласны были учитывать при составлении образовательной программы соответственно 80% и 32% педагогов. После участия в проекте необходимость учета требований профессионального стандарта приняли 100% педагогов, требований стандартов WSR – 60%.
Участие в проекте изменило мнение педагогов о том, что в большей степени обеспечит сопряжение в образовательной программе требований ФГОС, профессионального стандарта и требований стандартов WSR. До участия в проекте, по мнению педагогов, максимальную степень сопряжения могли обеспечить:
– разнообразие видов профессиональной деятельности преподавателя;
– «пакеты» методических разработок;
– процедуры аттестации и эффективного контракта.
После участия в проекте, по мнению педагогов, максимальную степень сопряжения способны обеспечить:
– организация внешней независимой экспертизы деятельности профессиональной организации;
– создание авторских программ при кооперации усилий преподавателей и работодателей;
– повышение качества методической работы;
– разнообразие видов профессиональной деятельности преподавателя (проектной, инновационной, аналитической, экспертной и др.).
Положительным эффектом от участия в проекте можно считать и тот факт, что среди педагогов колледжа выросло количество тех, кто считает себя творческой личностью, готовой к освоению инноваций (с 50% до 72%).
Данные, полученные в ходе анкетирования педагогов, были проанализированы с помощью программы Statistica 10. Результат расчетов попадает в зону значимости, следовательно, можно сделать вывод о том, что разработанная методика формирования способностей преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам является эффективной и позволяет достичь планируемых результатов.
Заключение. Разработанная методика послужила основой формирования у преподавателей системы СПО способности разработки учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам и сделала возможным создание образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства», обеспечивающей сопряжение требований ФГОС СПО, профессионального стандарта по профессии «Парикмахер», компетенций WSR.