Сегодня в отечественном образовании формируется новая модель подготовки специалистов – компетентностная, которая включает не только знания, умения и навыки, но и способы их применения в профессиональной деятельности. Цели образования соотносятся с интегрированными требованиями к результату образовательной деятельности. На первое место выходят качественные характеристики личности. Решение задач профессионального развития человека в соответствии с потребностями общества становится приоритетом в реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в системе среднего профессионального образования [1–3].
Реализация концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [2] активизировала развитие инновационных процессов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО) и потребовала не только качественного обновления целей, но и совершенствования учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В связи с этим возросла роль и методической деятельности в сфере профессионального образования.
Образовательные программы для специальностей/профессий среднего профессионального образования потребовали сопряжения с потребностями общества, экономики, требованиями компетенций Worldskills Russia (WSR), профессиональных стандартов (ПС). Особенно это актуально для тех специальностей, которые входят в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (ТОП-50). Развитие образования в таких условиях невозможно без качественного методического обеспечения [4–6]. В связи с этим можно выделить основные противоречия, которые не позволяют профессиональным образовательным организациям обеспечить требуемое качество подготовки обучающихся:
1) методическая деятельность преподавателей системы профессионального образования отражает способы решения задач формирования у обучающихся общих и профессиональных компетенций, закрепленных в ФГОС по конкретной профессии, и при этом недостаточно показывает процесс профессионального развития обучающегося в соответствии с потребностями общества;
2) имеются расхождения между существующими концепциями формирования образовательной программы и реальной образовательной деятельностью. Профессиональные образовательные организации (ПОО) при формировании образовательных программ должны учитывать требования ФГОС, ПС и компетенций WSR. К сожалению, в настоящее время отсутствует методология сопряжения требований этих трех элементов;
3) существует необходимость оперативно корректировать образовательную программу с учетом обновления нормативно-правовых документов, однако нет соответствующих методик проведения педагогическим составом данной работы.
Данные противоречия позволили сформулировать:
– проблему исследования – какова должна быть методика проектирования образовательной программы, эффективно отражающей требования нормативно-правовых документов (ФГОС, профессиональных стандартов);
– цель исследования – разработать и апробировать методику обучения преподавателей системы СПО, формирующую у них способность учитывать требования нормативно-правовых документов при создании учебно-методических материалов.
Именно качество учебно-методического обеспечения обеспечивает качество реализации основных профессиональных образовательных программ. Качественным учебно-методическим руководством должны быть обеспечены все стадии учебно-образовательного процесса: его планирование и организация, регулирование, контроль, оценка, анализ и корректировка. Поэтому от качества построения и содержания образовательной программы зависит качество подготовки выпускника – будущего специалиста: чем качественнее учебно-методическая (программная) документация, тем выше процент достижения поставленной цели формирования грамотного специалиста, настоящего профессионала.
Материал и методы исследования. Разработка учебно-методических материалов по ФГОС новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (ТОП-50), должна осуществляться преподавателями системы СПО с учетом требований новых нормативно-правовых документов. Отсутствие у педагогического работника способности создавать качественную учебно-методическую документацию, соответствующую требованиям профессиональных стандартов и новых ФГОС, – угроза для качества подготовки конкурентоспособных специалистов.
Предложенная теоретическая модель проектирования методики формирования способности преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам (ФГОС СПО) предусматривает учет ценностей профессионального образования в современных условиях, формализованных норм и требований к подготовке специалистов, а также учитывает сложившиеся теоретико-методологические положения педагогики.
Разработанная модель отражает процесс формирования способности преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам по специальности «Технология парикмахерского искусства» с обязательным соблюдением требования сопряжения в содержании разработанных учебно-методических материалов положений ФГОС, профессионального стандарта и миссии профессии «Парикмахер», требований стандартов WORLDSKILLS.
Продуктивная часть модели включает проектно-методический, процессуально-технологический, результативно-аналитический блоки. Все компоненты модели образуют системное единство за счет прямых и обратных связей.
Реализация модели осуществляется с применением проектной технологии обучения. Деятельность, заложенная в продуктивной части модели, может быть охарактеризована как «проект в проекте». Проект первого уровня – это деятельность методиста образовательной организации по проектированию образовательной программы колледжа по специальности 43.02.13. «Технология парикмахерского искусства». Проект второго уровня – деятельность преподавателей и мастеров колледжа по проектированию содержания учебных дисциплин и модулей с учетом сопряжения требований ФГОС, ПС, компетенций WSR, миссии профессии «Парикмахер».
Методика формирования способности преподавателей системы среднего профессионального образования к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам по специальности «Технология парикмахерского искусства», представленная ранее моделью второго уровня, состоит из 10 этапов.
- Организационное собрание рабочей группы с целью актуализации темы деятельности, определения проблемы и вытекающих из нее задач.
- Анкетирование педагогов (на входе) для выявления уровня подготовленности, компетентности преподавателей, мастеров ПО к проектированию образовательной программы.
- Участие педагогов в методическом семинаре для повышения уровня подготовленности, компетентности преподавателей, мастеров ПО к проектированию образовательной программы.
- Изучение педагогами нормативной и методической документации для определения исходных положений проектирования образовательной программы.
- Проведение функционального анализа нормативных документов для сопряжения требований ФГОС, ПС, компетенций WSR, миссии профессии.
- Формулировка ОК и ПК образовательной программы по специальности для формализации требований к результатам освоения образовательной программы по специальности СПО 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства».
- Определение требований к результатам (умений, знаний, практического опыта) обучения по специальности СПО 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства» для формализации результатов обучения, профессиональных компетенций, соответствующих видам деятельности.
- Разработка структуры и содержания образовательной программы освоения ФГОС 43.02.13.
- Проведение содержательной экспертизы образовательной программы.
- Анкетирование педагогов (на выходе) для выявления эффективности методики проектирования образовательной программы.
Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная методика апробирована и реализована в АПОУ УР «Экономико-технологический колледж» при создании образовательной программы, соответствующей ФГОС СПО по специальности 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства».
Были выбраны следующие инструменты для проведения опытно-экспериментальной работы.
- Анкета для преподавателя СПО.
- Методическая разработка обучающего семинара.
- Раздаточный материал для педагогов:
– выдержки из нормативно-правовой документации;
– таблицы сопоставления требований ФГОС, профессионального стандарта, компетенций WSR.
- Педагогическая технология разработки содержания образовательной программы – проектная деятельность.
- Описательная, качественная, статистическая оценка данных.
После проведения качественного анализа и анкетирования группы педагогов колледжа для них был разработан и проведен обучающий семинар на тему «Методика сопряжения требований ФГОС, ПС, стандартов WRS при формировании содержания образовательной программы для специальности СПО».
Далее группа педагогов была разделена на микрогруппы, в которых и проходила последующая работа по формированию содержания образовательной программы для специальности «Технология парикмахерского искусства». Принцип деления на микрогруппы – принадлежность предмета, преподаваемого преподавателем, к одному из циклов: общеобразовательному, общему гуманитарному и социально-экономическому, математическому и общему естественнонаучному, профессиональному. Каждая микрогруппа осуществляла проектную деятельность по формированию своей части содержания образовательной программы.
Формирование каждой части образовательной программы микрогруппа реализовывала в аналитических таблицах сопряжений ФГОС, профессионального стандарта, компетенций WSR.
Цель работы педагогов с аналитическими таблицами – выявить несоответствия по содержанию компетенций WSR, ПС требованиям ФГОС СПО по профессиям и специальностям. Это позволит определить недостающие компетенции, условия реализации, ожидаемые результаты и скорректировать содержание образовательной программы в нужном направлении.
После сопоставления единиц ФГОС, ПС, WSR и формирования списка результатов обучения, охватывающих все требования всех нормативных документов, можно приступать к заполнению таблицы по определению структуры и содержания образовательной программы специальности.
Результатом работы в проекте стал разработанный перечень УД с конкретизацией знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций по каждой его позиции. Составленный перечень впоследствии послужил основой создания учебного плана для специальности «Технология парикмахерского искусства».
Анкетирование педагогов колледжа «на выходе» работы в проекте показало, что ответы на многие вопросы анкеты изменились качественно, что показывает положительный эффект от работы педагогов в проекте. До участия в проекте только 15 из 25 человек (60%) считали, что введение ФГОС нового поколения положительно скажется на качестве подготовки обучающихся. После участия в проекте так стали считать 23 человека из 25, что составляет 92%.
После участия в проекте количество педагогов, считающих, что сопряжение в образовательной программе требований ФГОС, ПС и WSR необходимо, увеличилось с 18 до 24 человек, то есть с 72% до 96%.
До участия в проекте 100% педагогов считали необходимым учитывать в образовательной программе требования ФГОС, уменьшая при этом роль требований профессионального стандарта и компетенций WSR. Эти документы согласны были учитывать при составлении образовательной программы соответственно 80% и 32% педагогов. После участия в проекте необходимость учета требований профессионального стандарта приняли 100% педагогов, требований стандартов WSR – 60%.
Участие в проекте изменило мнение педагогов о том, что в большей степени обеспечит сопряжение в образовательной программе требований ФГОС, профессионального стандарта и требований стандартов WSR. До участия в проекте, по мнению педагогов, максимальную степень сопряжения могли обеспечить:
– разнообразие видов профессиональной деятельности преподавателя;
– «пакеты» методических разработок;
– процедуры аттестации и эффективного контракта.
После участия в проекте, по мнению педагогов, максимальную степень сопряжения способны обеспечить:
– организация внешней независимой экспертизы деятельности профессиональной организации;
– создание авторских программ при кооперации усилий преподавателей и работодателей;
– повышение качества методической работы;
– разнообразие видов профессиональной деятельности преподавателя (проектной, инновационной, аналитической, экспертной и др.).
Положительным эффектом от участия в проекте можно считать и тот факт, что среди педагогов колледжа выросло количество тех, кто считает себя творческой личностью, готовой к освоению инноваций (с 50% до 72%).
Данные, полученные в ходе анкетирования педагогов, были проанализированы с помощью программы Statistica 10. Результат расчетов попадает в зону значимости, следовательно, можно сделать вывод о том, что разработанная методика формирования способностей преподавателей системы СПО к разработке учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам является эффективной и позволяет достичь планируемых результатов.
Заключение. Разработанная методика послужила основой формирования у преподавателей системы СПО способности разработки учебно-методических материалов в условиях перехода к новым нормативно-правовым документам и сделала возможным создание образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 43.02.13 «Технология парикмахерского искусства», обеспечивающей сопряжение требований ФГОС СПО, профессионального стандарта по профессии «Парикмахер», компетенций WSR.
Библиографическая ссылка
Мухачева Е.В., Причинин А.Е., Титов А.В., Шарафутдинов Р.Н. ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29703 (дата обращения: 14.12.2024).