Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREPARING FUTURE TEACHERS FOR PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL SOPROVOZHDENYY PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Zgurskaya T.V. 1 Martynova A.V. 1
1 State Educational Institution Higher Professional Education “Novokuznetsk Branch of the Institute Kemerovo State University”
The article presents the experience of the state educational institution «Novokuznetsk Institute-branch of Kemerovo state University» in developing the structure and content of educational practice for bachelors studying in the field of training 44.03.01 Pedagogical, training profile «Primary education». Special attention is paid to formation of competence of future teachers to provide psychological and pedagogical support of Junior schoolchildren with learning difficulties and development in the conditions of realization of Federal educational standards for primary level education. Within the passage of the educational practice, students learn universal (UK) and professional (CPA) competence, which developed the content of this practice includes three stages: motivational-preparatory (pre-training); music production (internship in educational organizations); the reflexive-analytical (summarizing practice). Children with special educational needs need psychological and pedagogical support, taking into account their psychological, personal, and physiological capabilities and characteristics. The purpose of psychological and pedagogical support is to create conditions for personal development, school adaptation and socialization of children with special educational needs. The content of educational practice involves mastering a complex of various diagnostic, correctional and developmental, preventive, organizational and educational technologies implemented by a primary school teacher in an inclusive education.
psychological and pedagogical support
inclusive education
primary school children with learning and socialization difficulties
universal
general professional competence of students

В настоящее время в структуре университетского педагогического образования появились новые подходы к качеству образования. Отмечается увеличение количества детей с трудностями в обучении и проблемами развития на начальной ступени образования, что обусловливает необходимость погружения будущих учителей в реальные ситуации психолого-педагогического сопровождения таких учащихся на начальной ступени образования [1].

Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, это обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего [2].

В рамках ФГОС последнего поколения и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» актуальной является задача обеспечения равных стартовых возможностей образования поступающих в школу детей с учетом сформированности их школьно-значимых функций [2].

Однако, по мнению Л.Н. Духаниной [3], задача получения образования детей с проблемами в обучении и развитии остается нерешенной.

Автор указывает на недостаточную подготовку профильных специалистов и педагогов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Выявлено, что в образовательных учреждениях недостаточно компьютерной техники, специального программного обеспечения, требующегося для данной категории учащихся. Имеет место негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других учеников и их родителей [3]. В связи с этим необходимо внедрять в современное образование программы подготовки будущих учителей в области начального образования, включающие специальные знания и умения для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации в современных образовательных системах (в том числе в инклюзивном образовании).

Инклюзивное образование (включающее, вовлекающее) – образование, в рамках которого дети с особыми образовательными потребностями интегрированы в класс детей-нормотимиков. Также данная группа школьников обучается по адаптированной образовательной программе (АОП) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2].

В настоящей статье приводится опыт ГОУ ВО «Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета» по формированию и совершенствованию общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов (обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Начальное образование») к проведению и осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации на начальной ступени образования. Информационно-методическая подготовка студентов к проведению данной работы осуществляется с учетом содержания основной профессиональной образовательной программы ФГОС ВПО в процессе изучения студентами следующих учебных дисциплин: «Возрастная психология», «Специальная и коррекционная педагогика и психология», также им предлагаются курсы по выбору: «Коррекционно-развивающая работа в начальном образовании», «Логопедическая работа с младшими школьниками», проектно-технологическая практика «Первые дни ребенка в школе» и др.

Известно, что обучающимся, имеющим особые образовательные потребности, в рамках образовательного учреждения оказывается психолого-педагогическое сопровождение (включающее педагогическую, психологическую, медицинскую помощь). Для данной группы школьников разрабатываются адаптированные образовательные программы (АОП) и коррекционно-развивающие программы, утвержденные на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме [4].

В рамках психолого-педагогического сопровождения создаются условия для личностного развития, школьной адаптации и социализации школьника с проблемами в обучении и развитии. В связи с этим необходима комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с учетом психологических, личностных, физиологических возможностей и особенностей ребенка.

Цель работы: разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5].

Материал и методы исследования

Разработка содержания учебной проектно-технологической практики проводилась на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5], а также на основе анализа профессионального стандарта учителя начальных классов.

Проведенный анализ позволил определить индикаторы достижения компетенций и показатели их оценивания. Это явилось основанием для разработки этапов данного вида практики, оценочных средств и учебных заданий для обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим содержание и набор компетенций, которыми должен обладать будущий учитель, обучающийся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование», которые формируются на втором курсе в рамках освоения учебной проектно-технологической практики «Первые дни ребенка в школе» [6].

Реализация данного вида практики предполагает подготовку студентов к оказанию психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам, в том числе с особыми образовательными потребностями. В рамках прохождения данной учебной практики студенты осваивают следующие универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции [6].

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ [6].

В связи с этим для учебной практики «Первые дни ребенка в школе» определены индикаторы достижения компетенций, характеризующиеся знаниями, умениями и навыками.

Обучающийся должен знать: риски реализации программы, проекта; методы анализа и оценки результативности программы, проекта и работы исполнителей.

Обучающийся должен уметь: преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программу деятельности и поэтапное планирование достижения цели; выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией) в соответствии с контекстом ситуации.

Обучающийся должен владеть: методами разработки и реализации программ, проектов; действиями оказания адресной помощи обучающимся, в том числе обучающимся с особыми образовательными потребностями; действиями разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; приемами и методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

С учетом указанных компетенций было разработано содержание учебной практики, которая включает три этапа: мотивационно-подготовительный (подготовка к прохождению практики); инструментально-технологический (прохождение практики в образовательной организации); рефлексивно-аналитический (подведение итогов прохождения практики).

Мотивационно-подготовительный этапа практики предусматривает посещение установочной конференции (ознакомление обучающихся с задачами учебной практики, инструктаж о заполнении отчетной документации и обработке полученных данных, тематика докладов на итоговой конференции). На данном этапе осваивается компетенция УК-2. Для ее формирования были составлены проектные задания, которые предусматривают поиск информации по конкретной проблеме: определение форм и методов организационно-ориентировочной работы учителя в первую неделю в 1-м классе; разработка диагностической системы готовности ребенка к школе; разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития ученика 1-го класса с проблемами в обучении, поведении и социализации.

На мотивационно-подготовительном этапе (формирование компетенции ОПК-7) практикантам предложено задание, предусматривающее поиск информации по организационно-правовым вопросам инклюзивного образования (учет особенностей личности, познавательных потребностей младших школьников с трудностями обучения и развития) [7].

Инструментально-технологический этап проектно-технологической практики предполагает следующие виды деятельности обучающихся: наблюдение за деятельностью учителя 1-го класса (проведение переклички, «Дня знаний», объяснение младшим школьникам правил и норм школьной жизни, прав и обязанностей ученика; знакомство ребят друг с другом; организация перемен, дисциплины на уроке, в столовой и др.); заполнение таблицы «Организационно-ориентировочная работа учителя в первую неделю в 1-м классе»; посещение первого родительского собрания, проводимого учителем.

Для формирования компетенции ОПК-7 практиканты определяют состав участников образовательных отношений, их права, ответственность, характер взаимодействия (в том числе с учетом представленных социальных групп), знакомятся с уставом школы, правами и обязанностями учащихся, педагогов, родителей и др. Также на данном этапе выявляются особенности деятельности учителя по определению готовности детей к школе и уровня развития первоклассников. Проводится диагностическая работа с целью изучения готовности ребенка (по выбору с проблемами в обучении, развитии, социализации) к школе (ОПК-7).

С целью формирования компетенции ОПК-6 студентами разрабатывались индивидуальные траектории обучения, развития, воспитания (в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями) с последующим написанием программы психолого-педагогического сопровождения, включающей: психологическую характеристику готовности к школе одного из первоклассников; рекомендации, методы, формы, средства развития и коррекции недостаточно сформированных личностных функций младшего школьника.

В рамках программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника обучающиеся определяют способы преодоления коммуникативных барьеров взаимодействия участников образовательных отношений (ученик – ученик, ученик – учитель и др.) (ОПК-7).

По окончании практики обучающийся на рефлексивно-аналитическом этапе готовит итоговый отчет для руководителя практики и групповой отчет в виде доклада с презентацией, отражающий анализ и оценку организации практики в общеобразовательном учреждении (положительные и негативные моменты, предложения и др.).

Представляя результаты проектов, обучающиеся на завершающей конференции обсуждают возможности психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях начального образования, что формирует общепрофессиональную компетенцию УК-2 [8].

С целью определения качества освоения заявленных компетенций при прохождении учебной проектно-технологической практики студентам предлагалось составить отчетность в форме следующих заданий:

– индивидуальный план-отчет о педагогической практике;

– таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе»;

– психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

– программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций);

– доклад-презентация на итоговой конференции.

Каждое приведенное задание оценивалось в баллах. За каждое выполненное задание обучающийся получал соответствующий балл, что отражено в таблице.

Система оценочных средств (в баллах)

Оценочные средства

Количество баллов (минимальное)

Количество баллов (максимальное)

План-отчет студента о педагогической практике

5

20

Таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе»

5

20

Психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

15

25

Программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций)

26

35

Доклад-презентация на итоговой конференции

 

 

Итого:

51

100

 

Выводы

Таким образом, разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования предполагает следующее: освоение обучающимися компетенций, овладение комплексом различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых учителем начальных классов в условиях инклюзивного образования.

Будущему учителю начальной школы необходимо владеть методами диагностики, консультирования, коррекции, обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация, узкие специалисты и т.д.).

Применение вышеперечисленных технологий обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении и развитии на начальной ступени образования.