В настоящее время в структуре университетского педагогического образования появились новые подходы к качеству образования. Отмечается увеличение количества детей с трудностями в обучении и проблемами развития на начальной ступени образования, что обусловливает необходимость погружения будущих учителей в реальные ситуации психолого-педагогического сопровождения таких учащихся на начальной ступени образования [1].
Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, это обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего [2].
В рамках ФГОС последнего поколения и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» актуальной является задача обеспечения равных стартовых возможностей образования поступающих в школу детей с учетом сформированности их школьно-значимых функций [2].
Однако, по мнению Л.Н. Духаниной [3], задача получения образования детей с проблемами в обучении и развитии остается нерешенной.
Автор указывает на недостаточную подготовку профильных специалистов и педагогов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Выявлено, что в образовательных учреждениях недостаточно компьютерной техники, специального программного обеспечения, требующегося для данной категории учащихся. Имеет место негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других учеников и их родителей [3]. В связи с этим необходимо внедрять в современное образование программы подготовки будущих учителей в области начального образования, включающие специальные знания и умения для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации в современных образовательных системах (в том числе в инклюзивном образовании).
Инклюзивное образование (включающее, вовлекающее) – образование, в рамках которого дети с особыми образовательными потребностями интегрированы в класс детей-нормотимиков. Также данная группа школьников обучается по адаптированной образовательной программе (АОП) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2].
В настоящей статье приводится опыт ГОУ ВО «Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета» по формированию и совершенствованию общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов (обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Начальное образование») к проведению и осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации на начальной ступени образования. Информационно-методическая подготовка студентов к проведению данной работы осуществляется с учетом содержания основной профессиональной образовательной программы ФГОС ВПО в процессе изучения студентами следующих учебных дисциплин: «Возрастная психология», «Специальная и коррекционная педагогика и психология», также им предлагаются курсы по выбору: «Коррекционно-развивающая работа в начальном образовании», «Логопедическая работа с младшими школьниками», проектно-технологическая практика «Первые дни ребенка в школе» и др.
Известно, что обучающимся, имеющим особые образовательные потребности, в рамках образовательного учреждения оказывается психолого-педагогическое сопровождение (включающее педагогическую, психологическую, медицинскую помощь). Для данной группы школьников разрабатываются адаптированные образовательные программы (АОП) и коррекционно-развивающие программы, утвержденные на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме [4].
В рамках психолого-педагогического сопровождения создаются условия для личностного развития, школьной адаптации и социализации школьника с проблемами в обучении и развитии. В связи с этим необходима комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с учетом психологических, личностных, физиологических возможностей и особенностей ребенка.
Цель работы: разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5].
Материал и методы исследования
Разработка содержания учебной проектно-технологической практики проводилась на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5], а также на основе анализа профессионального стандарта учителя начальных классов.
Проведенный анализ позволил определить индикаторы достижения компетенций и показатели их оценивания. Это явилось основанием для разработки этапов данного вида практики, оценочных средств и учебных заданий для обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим содержание и набор компетенций, которыми должен обладать будущий учитель, обучающийся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование», которые формируются на втором курсе в рамках освоения учебной проектно-технологической практики «Первые дни ребенка в школе» [6].
Реализация данного вида практики предполагает подготовку студентов к оказанию психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам, в том числе с особыми образовательными потребностями. В рамках прохождения данной учебной практики студенты осваивают следующие универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции [6].
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.
ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ [6].
В связи с этим для учебной практики «Первые дни ребенка в школе» определены индикаторы достижения компетенций, характеризующиеся знаниями, умениями и навыками.
Обучающийся должен знать: риски реализации программы, проекта; методы анализа и оценки результативности программы, проекта и работы исполнителей.
Обучающийся должен уметь: преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программу деятельности и поэтапное планирование достижения цели; выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией) в соответствии с контекстом ситуации.
Обучающийся должен владеть: методами разработки и реализации программ, проектов; действиями оказания адресной помощи обучающимся, в том числе обучающимся с особыми образовательными потребностями; действиями разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; приемами и методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
С учетом указанных компетенций было разработано содержание учебной практики, которая включает три этапа: мотивационно-подготовительный (подготовка к прохождению практики); инструментально-технологический (прохождение практики в образовательной организации); рефлексивно-аналитический (подведение итогов прохождения практики).
Мотивационно-подготовительный этапа практики предусматривает посещение установочной конференции (ознакомление обучающихся с задачами учебной практики, инструктаж о заполнении отчетной документации и обработке полученных данных, тематика докладов на итоговой конференции). На данном этапе осваивается компетенция УК-2. Для ее формирования были составлены проектные задания, которые предусматривают поиск информации по конкретной проблеме: определение форм и методов организационно-ориентировочной работы учителя в первую неделю в 1-м классе; разработка диагностической системы готовности ребенка к школе; разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития ученика 1-го класса с проблемами в обучении, поведении и социализации.
На мотивационно-подготовительном этапе (формирование компетенции ОПК-7) практикантам предложено задание, предусматривающее поиск информации по организационно-правовым вопросам инклюзивного образования (учет особенностей личности, познавательных потребностей младших школьников с трудностями обучения и развития) [7].
Инструментально-технологический этап проектно-технологической практики предполагает следующие виды деятельности обучающихся: наблюдение за деятельностью учителя 1-го класса (проведение переклички, «Дня знаний», объяснение младшим школьникам правил и норм школьной жизни, прав и обязанностей ученика; знакомство ребят друг с другом; организация перемен, дисциплины на уроке, в столовой и др.); заполнение таблицы «Организационно-ориентировочная работа учителя в первую неделю в 1-м классе»; посещение первого родительского собрания, проводимого учителем.
Для формирования компетенции ОПК-7 практиканты определяют состав участников образовательных отношений, их права, ответственность, характер взаимодействия (в том числе с учетом представленных социальных групп), знакомятся с уставом школы, правами и обязанностями учащихся, педагогов, родителей и др. Также на данном этапе выявляются особенности деятельности учителя по определению готовности детей к школе и уровня развития первоклассников. Проводится диагностическая работа с целью изучения готовности ребенка (по выбору с проблемами в обучении, развитии, социализации) к школе (ОПК-7).
С целью формирования компетенции ОПК-6 студентами разрабатывались индивидуальные траектории обучения, развития, воспитания (в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями) с последующим написанием программы психолого-педагогического сопровождения, включающей: психологическую характеристику готовности к школе одного из первоклассников; рекомендации, методы, формы, средства развития и коррекции недостаточно сформированных личностных функций младшего школьника.
В рамках программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника обучающиеся определяют способы преодоления коммуникативных барьеров взаимодействия участников образовательных отношений (ученик – ученик, ученик – учитель и др.) (ОПК-7).
По окончании практики обучающийся на рефлексивно-аналитическом этапе готовит итоговый отчет для руководителя практики и групповой отчет в виде доклада с презентацией, отражающий анализ и оценку организации практики в общеобразовательном учреждении (положительные и негативные моменты, предложения и др.).
Представляя результаты проектов, обучающиеся на завершающей конференции обсуждают возможности психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях начального образования, что формирует общепрофессиональную компетенцию УК-2 [8].
С целью определения качества освоения заявленных компетенций при прохождении учебной проектно-технологической практики студентам предлагалось составить отчетность в форме следующих заданий:
– индивидуальный план-отчет о педагогической практике;
– таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе»;
– психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;
– программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций);
– доклад-презентация на итоговой конференции.
Каждое приведенное задание оценивалось в баллах. За каждое выполненное задание обучающийся получал соответствующий балл, что отражено в таблице.
Система оценочных средств (в баллах)
Оценочные средства |
Количество баллов (минимальное) |
Количество баллов (максимальное) |
План-отчет студента о педагогической практике |
5 |
20 |
Таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе» |
5 |
20 |
Психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями |
15 |
25 |
Программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций) |
26 |
35 |
Доклад-презентация на итоговой конференции |
|
|
Итого: |
51 |
100 |
Выводы
Таким образом, разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования предполагает следующее: освоение обучающимися компетенций, овладение комплексом различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых учителем начальных классов в условиях инклюзивного образования.
Будущему учителю начальной школы необходимо владеть методами диагностики, консультирования, коррекции, обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация, узкие специалисты и т.д.).
Применение вышеперечисленных технологий обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении и развитии на начальной ступени образования.
Библиографическая ссылка
Згурская Т.В., Мартынова А.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29691 (дата обращения: 09.09.2024).