В настоящее время во многих развивающихся и в большинстве развитых стран заболеваемость сахарным диабетом (СД) достигла масштабов эпидемии,и дальнейший рост еще ожидается. Как показывает статистика, в Российской Федерации общая численность пациентов с СД на 31.12.2017 г. составила 4 498 955 человек (3,06% населения страны). Жизнь этих людей непрерывно связана с введением инсулина. Среди них 13% составляют пациенты в возрасте от 18 до 24 лет – это потенциальные студенты, осваивающие программу профессионального обучения. Применяемые в большинстве учебных заведений программные комплексы (ПК) по физической культуре, реализуемые в учебном процессе, не учитывают особенностей, потребностей ивозможностейстудентов с диагнозом СД 1-го типа или являются дорогостоящими.
Безусловно, регулярная физическая активность позволяет снизить уровень глюкозы в крови и уменьшить инсулинорезистентность, т.е. повысить чувствительность к инсулину. Кроме того, благодаря тренировкам улучшается состояние сосудов, увеличивается мышечная масса, развиваются гибкость, чувство равновесия,формируется правильная осанка. Но, поскольку речь идет о людях с тяжелым заболеванием, то и выбирать виды спорта и нагрузки следует с осторожностью. Разумный подход к физической активности самым благоприятным образом влияет на компенсацию заболевания [1, 2].
Из попыток заниматься физкультурой, потому что «надо», обычно не выходит ничего хорошего, поскольку их быстро прекращают. Прежде всего решаются два вопроса.
- Следует предварительно проконсультироваться с лечащим врачом в составе врачебной комиссии (ВК), чтобы получить рекомендации, скорректировать питание и дозировку инсулина, а самое главное – получить допуск к определенному уровню физической нагрузки, который будет приносить удовольствие и пользу, а не изнурять. Врач не дает допуск к занятиям (даже в специальную медицинскую группу) при наличии осложнений заболевания, таких как: выраженные изменения на глазном дне (кровоизлияние, пролиферация, ретинопатия), артериальная гипертония, нарушение функции почек, полинейропатия [3].
- График занятий по физкультуре должен быть гармонично встроен в жизненный режим студента, больного СД 1-го типа. Лабильность течения заболевания с учетом дозы инсулина, количества принятых углеводов не дает возможности точного прогноза допустимого уровня глюкозы в крови в одно и то же время занятий,установленное графиком кафедры физкультуры. Исходя из вышесказанного, оптимальным является посещение физкультурного зала, бассейна в его рабочие часы. Таким способом исключается строгая временная привязка к расписанию занятий по физкультуре, а студент имеет возможность приступить к занятиям в нормальном физическом состоянии и самочувствии, с допустимым уровнем глюкозы в крови [2, 4].
Преподавателю и студенту следует принять во внимание, что даже при запланированных занятиях по физкультуре необходимо учитывать ограничения, несоблюдение которых может привести к катастрофе. Отказ оправдан и более того – обязателен в период декомпенсации углеводного обмена, при гипергликемии и гипогликемии(гипергликемия – содержание сахара в крови выше 13 ммоль/л, гипогликемия – содержание сахара в крови 4 ммоль/л и ниже, а также состояние после нее в течение часа, при наличии кетоза (ацетона в крови), когда физическая нагрузка не снижает, а напротив, повышает гликемию) [1].
С точки зрения врачей-эндокринологов, при определенных условиях допускается возможность занятий некоторыми видами легкой атлетики, танцами, теннисом, плаванием.
Индивидуализация физической нагрузки является актуальным направлением научных исследований.
Проблема научного исследования заключается в отсутствии на сегодняшний день методических рекомендаций, учитывающих нозологическую группу студентов.
Цель исследования: индивидуализация программы занятий для студентов с заболеванием СД 1-го типа.
Материал и методы исследования. Исследование было проведено студенткой факультета менеджмента, логистики и таможенного дела Л.А. Агеевой (гр. УПп.1-16-1) под руководством к.п.н. Л.Н. Рютиной, доцента кафедры физического воспитания ИрГУПС. В данном эксперименте в силу объективных обстоятельств отсутствовала контрольная группа, поэтому он носил характер линейного и основывался на сравнении контролируемых и зависимых переменных до и после экспериментального воздействия. Анализу подверглась одна и та же группа в лице единственного ее участника.Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и спорта ИрГУПСа –в спортивно-оздоровительном комплексе «Изумруд» с бассейном, тренажерным и физкультурным залами. Авторами статьи были разработаны комплексы физических упражнений и методика их применения, адаптированная к состоянию участника эксперимента. Одновременно было решено провести исследование влияния различных средств физической культуры на повышение толерантности к физической нагрузке, общее самочувствие, уровень глюкозы в крови и квартальный уровень гликолизированного гемоглобина. В ходе эксперимента уровень глюкозы крови контролировался с помощью глюкометра Accu-Check Performa не менее трех раз при каждом занятии: до, непосредственно после занятий и через час после физической нагрузки.
Хотелось бы отметить, что объем и интенсивность физических нагрузок представленной нами экспериментальной программы корректируются с учетом индивидуальных особенностей студента-диабетика, компенсации и тяжести заболевания. У больных сахарным диабетом реакция организма на физическую нагрузку может быть различной в зависимости от исходного уровня гликемии, который отражает степень компенсации сахарного диабета.
Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент продолжался три месяца: с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. – и включал 4 комплекса занятий в неделю, все они охватывали физические упражнения, имеющие разную направленность. Занятия проводились под контролем преподавателя 2 раза в неделю по 40–45 минут с чередованием комплексов. Схема занятий представлена в таблице 1.
Таблица 1
Схема занятий физической культурой при сахарном диабете 1-го типа
Дни недели |
Виды физической нагрузки |
Длительность занятия |
Время отдыха |
Понедельник |
Эллиптический тренажер + аквааэробика |
25 минут + 15 минут |
5 минут + 1.5 Х.Е |
Среда |
Силовая в зале со своим весом или гантелями 2 кг |
35 минут |
10 минут + 1 Х.Е |
Четверг |
Тренировка с фитнес-лентой + плавание |
20 минут + 20 минут |
5 минут + 1.5 Х.Е |
Пятница |
Танцевальный фитнес (зумба) |
30–40 минут |
10 минут + 1 Х.Е после занятия |
Экспериментальная программа занятий включала комплекс с преимущественным использованием упражнений на укрепление сердечной мышцы, улучшение функций дыхания и кровообращения, снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, снятие эмоционального напряжения и стресса.
Физическая активность носила плавный, постепенно нарастающий характер. Каждый комплекс занятий включал упражнения на проработку всех групп мышц, их выполнение проводилось с достаточно высокой амплитудой в среднем и медленном темпе до достижения максимальной ЧСС 110 уд./мин. Отдых составлял 5–10 минут ― до восстановления нормы ЧСС. Необходимое время для отдыха определялось по пробе Мартине–Кушелевского, которая позволяет оценить функциональное состояние организма, работоспособность сердца и безопасный уровень физической нагрузки. Основными показателями являются ЧСС и АД. В течение тренировки пульс измерялся 3 раза: в подготовительной части, основной и заключительной. Для выбора субъективных показателей усталости при самоконтроле были взяты следующие параметры: переносимость нагрузки, чувство голода, слабость, работоспособность, потливость и дыхание во время тренировки [5].
Комплексы №1 и №4 обеспечивали прежде всего кардионагрузку, а комплексы №2 и №3 предусматривали отягощение и применение специальных снарядов, таких как гантели 2 кг и фитнес-ленты.
1. Понедельник – комплекс №1: эллиптический тренажер + аквааэробика.
Тренировка на эллипсоиде выглядит следующим образом: разминка (3 мин); умеренные занятия (3 мин) и в максимальном режиме (1 мин) чередуются на протяжении 20 мин; заминка (3 мин).
Примерные упражнения по аквааэрбикев бассейне для развития мышц спины, бедер и ног, выполнять с осторожностью:
- исходное положение тела – стоя, ноги на ширине плеч, руки вперед ладонями внутрь. На выдохе наклонить корпус назад, поднять рук через стороны за спину, голову наклонить назад, на вдохе принятьисходное положение;
- завести руки за спину и соединить в замок. Быстрым движением поднять их кверху, соединяя лопатки;
- выполнить приседания с упором поочередно на правую и на левую ногу;
- поднять руки вверх и сделать наклоны корпусом попеременно вправо-влево. Затем «описать» туловищем круги, прогибаясь в пояснице;
- ноги и корпус распределить параллельно поверхности воды, зажавмежду голеностопными суставами резиновый мячик. Опустить ноги с мячом ко дну, держа спину ровно;
- плавать на спине, отталкиваясь от бортиков бассейна прямыми ногами.
Анализ результатов эксперимента показал, чтосредний показатель уровня сахара в крови до занятий составлял 8,2 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:
– после упражнений снижался в среднем до 5,1 ммоль/л (или на 3,1 ммоль/л);
– через 1 час после занятий в среднем составлял 6,2 ммоль/л.
Выбор данного комплекса обусловлен тем, что тренировки дают организму мягкую, но при этом энергичную кардионагрузку, которая укрепляет сердечно-сосудистую систему и нормализует артериальное давление. Аэробная нагрузка способствует улучшению микроциркуляции [2].
2. Среда –комплекс №2. Силовые тренировки в зале со своим весом или гантелями 2 кг. Каждая тренировка включалав себя от пяти до восьми базовых упражнений на разные мышечные группы (например, два – на нижнюю часть тела, два – на верхнюю и два –на мышцы кора).Каждое упражнение выполняется в 3–5 подходов по 10 раз, статическое положение удерживается от 30 до 60 секунд.
Усредненный показатель уровня сахара в крови до занятий 7,3 ммоль/л соответствовал допустимому уровню. Показатель глюкозы крови менялся следующим образом:
– сразу после применения силовых упражнений снижался в среднем до 5,6 ммоль/л (или на 1,7 ммоль/л);
– через час после силовых упражнений в среднем составлял 6,7 ммоль/л.
В сочетании с аэробикой тренировки с отягощением вносят существенные улучшения в общий тонус организма, мышечную силу и понижают уровень HbА1С и глюкозы в крови [1].
3. Четверг – комплекс №3: тренировка с фитнес-лентой + плавание. Комплекс упражнений может быть самым разнообразным. Все зависит от поставленных целей и предпочтений (упражнения для верхней части тела, для живота и ног, для бедер и ягодиц).
Среднее значение показателя уровня сахара в крови до занятий составляло 7,6 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:
– после упражнений снижалсядо 5,3 ммоль/л(или на 2,3 ммоль/л);
– через час после занятий в среднем составлял 6,0 ммоль/л.
Выбранные упражнения благотворно влияют на суставы, что особенно актуально для студентов с большим весом. Плавание дает нагрузку только на мышцы, а не на суставы коленей и бедер [5].
4. Пятница – комплекс №4. Танцевальный фитнес (зумба). Все тренировки зумбы по видеоурокам построены по следующей структуре: разминка, закрепление ранее изученных движений, изучение новых элементов и в завершение – исполнение танца целиком.
Среднее значение показателя уровня сахара в крови до занятий составляло 7,9 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:
– после упражнений снижался в среднем до 6,0 ммоль/л (или на 1,9 ммоль/л);
– через час после занятий в среднем составлял 4,8 ммоль/л.
Полученные в ходе танцевальной тренировки эндорфины избавляют человека от инстинктивного порыва «заесть» плохое настроение пищей из легких углеводов: шоколадками, выпечкой, печеньем [4].
Более подробно изменение исследуемых показателей показано в таблице 2.
Таблица 2
Характеристика влияния различных физических упражнений на уровень сахара в крови при сахарном диабете 1-го типа
|
Показатели |
||||||||
|
Уровень глюкозы в крови, ммоль/л |
ЧСС / АД |
|||||||
|
До заня-тий |
После занятий |
Через час после физической нагрузки |
Подготовительная |
Основная (на пике нагрузки) |
Заключительная |
|||
Комплекс №1 |
8,2 |
5,1 |
6,2 |
82 |
107/60 |
118 |
117/60 |
85 |
110/60 |
Комплекс №2 |
7,3 |
5,6 |
6,7 |
85 |
115/75 |
110 |
120/80 |
90 |
115/75 |
Комплекс №3 |
7,6 |
5,3 |
6,0 |
79 |
110/70 |
113 |
123/78 |
87 |
115/70 |
Комплекс №4 |
7,9 |
6,0 |
4,8 |
82 |
105/68 |
116 |
125/75 |
88 |
120/70 |
В дни занятий участник эксперимента чувствовала себя удовлетворительно, во время занятий дыхание незначительно учащалось, оставалось желание продолжать тренировки, работоспособность в течение дня не снижалась, аппетит не изменялся, нормализовался режим сна. В целом ощущались бодрость и легкость, однако утром следующего дня после занятий был небольшой дискомфорт в мышцах спины, который купировался обычной зарядкой.
Выводы. Разработанные авторами комплексы физических упражнений являются наиболее приемлемым вариантомфизической нагрузки при СД1-го типа. Тренировки оказали укрепляющее действие на сердечную мышцу, улучшая функции кровообращения и дыхания, способствовали равномерному распределению нагрузки на опорно-двигательный аппарат и улучшению психоэмоционального состояния. Повысилась чувствительность к инсулину со снижением суточных доз. Перед началом исследования был определен показатель гликозилированного гемоглобина. До начала эксперимента его значение составляло 7,1%. Через 3 месяца индивидуальной программы занятий контрольный анализ данного показателя показал результат 6,3%, т.е. снизился на 0,8%, таким образом, улучшив прогноз течения сахарного диабета 1-го типа.
Сущность эксперимента сводится к тому, что индивидуализация занятий по физической культуре студентов с СД1-го типа дает им возможность участвовать в общеобразовательном процессе, посещая занятия физической культурой и выполняя комплекс допустимых упражнений с пользой для организма.