Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1-ГО ТИПА

Рютина Л.Н. 1 Агеева Л.А. 1
1 Иркутский государственный университет путей сообщения
В статье авторы затрагивают актуальную тему индивидуализации физической нагрузки в учебных заведениях для студентов, больных сахарным диабетом 1-го типа, с учетом особенностей течения болезни и физической подготовки.Значительное внимание уделяется наличию медицинского осмотра с заключением врача о допуске студента к занятиям в специальной медицинской группе. В статье рекомендуется комбинировать силовые и кардиотренировки в виде занятий аквааэробикой, танцевальным фитнесом, упражнений с фитнес-лентой и утяжелителями. Также описываются специфика каждого комплекса упражнений, их влияние на повышение толерантности к физическим нагрузкам и формирование позитивного настроения студентов.Длительность исследования составляла три месяца.В качестве основных показателей функционального состояния организма были взяты ЧСС, АД, уровень глюкозы в крови до начала занятий, непосредственно после занятий и через час после физической активности, а также субъективные показатели самоконтроля:желание заниматься, переносимость нагрузки, чувство голода, сонливость, работоспособность, потливость и дыхание во время тренировки. Для оценки влияния физической активности на течение сахарного диабета в начале и в конце эксперимента был проведен анализ гликолизированного гемоглобина (HbA1C).
сахарный диабет 1 типа
физическая культура
индивидуальный подход
методика занятий
комплекс упражнений
1. Дедова И.И. Эндокринология. Национальное руководство / под ред. Дедова И.И., Мельниченко Г.А. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 832 с.
2. Чечетин Д.А. Лечебная физическая культура при сахарном диабете. Гомель: ГУ «РНПЦ РМиЭЧ», 2013. 46 с.
3. Волотовская А. В., Козловская Л.Е. Физические факторы в лечении сахарного диабета и его осложнений // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2013. №2. С. 34-42.
4. Ханас Р. Диабет 1 типа у детей, подростков и молодых людей: как стать экспертом в своем диабете. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2007. 431 с.
5. Гордон Н. Диабет и двигательная активность. М.: Олимпийская литература, 2011. 888 c.

В настоящее время во многих развивающихся и в большинстве развитых стран заболеваемость сахарным диабетом (СД) достигла масштабов эпидемии,и дальнейший рост еще ожидается. Как показывает статистика, в Российской Федерации общая численность пациентов с СД на 31.12.2017 г. составила 4 498 955 человек (3,06% населения страны). Жизнь этих людей непрерывно связана с введением инсулина. Среди них 13% составляют пациенты в возрасте от 18 до 24 лет – это потенциальные студенты, осваивающие программу профессионального обучения. Применяемые в большинстве учебных заведений программные комплексы (ПК) по физической культуре, реализуемые в учебном процессе, не учитывают особенностей, потребностей ивозможностейстудентов с диагнозом СД 1-го типа или являются дорогостоящими.

Безусловно, регулярная физическая активность позволяет снизить уровень глюкозы в крови и уменьшить инсулинорезистентность, т.е. повысить чувствительность к инсулину. Кроме того, благодаря тренировкам улучшается состояние сосудов, увеличивается мышечная масса, развиваются гибкость, чувство равновесия,формируется правильная осанка. Но, поскольку речь идет о людях с тяжелым заболеванием, то и выбирать виды спорта и нагрузки следует с осторожностью. Разумный подход к физической активности самым благоприятным образом влияет на компенсацию заболевания [1, 2].

Из попыток заниматься физкультурой, потому что «надо», обычно не выходит ничего хорошего, поскольку их быстро прекращают. Прежде всего решаются два вопроса.

  1. Следует предварительно проконсультироваться с лечащим врачом в составе врачебной комиссии (ВК), чтобы получить рекомендации, скорректировать питание и дозировку инсулина, а самое главное – получить допуск к определенному уровню физической нагрузки, который будет приносить удовольствие и пользу, а не изнурять. Врач не дает допуск к занятиям (даже в специальную медицинскую группу) при наличии осложнений заболевания, таких как: выраженные изменения на глазном дне (кровоизлияние, пролиферация, ретинопатия), артериальная гипертония, нарушение функции почек, полинейропатия [3].
  2. График занятий по физкультуре должен быть гармонично встроен в жизненный режим студента, больного СД 1-го типа. Лабильность течения заболевания с учетом дозы инсулина, количества принятых углеводов не дает возможности точного прогноза допустимого уровня глюкозы в крови в одно и то же время занятий,установленное графиком кафедры физкультуры. Исходя из вышесказанного, оптимальным является посещение физкультурного зала, бассейна в его рабочие часы. Таким способом исключается строгая временная привязка к расписанию занятий по физкультуре, а студент имеет возможность приступить к занятиям в нормальном физическом состоянии и самочувствии, с допустимым уровнем глюкозы в крови [2, 4].

Преподавателю и студенту следует принять во внимание, что даже при запланированных занятиях по физкультуре необходимо учитывать ограничения, несоблюдение которых может привести к катастрофе. Отказ оправдан и более того – обязателен в период декомпенсации углеводного обмена, при гипергликемии и гипогликемии(гипергликемия – содержание сахара в крови выше 13 ммоль/л, гипогликемия – содержание сахара в крови 4 ммоль/л и ниже, а также состояние после нее в течение часа, при наличии кетоза (ацетона в крови), когда физическая нагрузка не снижает, а напротив, повышает гликемию) [1].

С точки зрения врачей-эндокринологов, при определенных условиях допускается возможность занятий некоторыми видами легкой атлетики, танцами, теннисом, плаванием.

Индивидуализация физической нагрузки является актуальным направлением научных исследований.

Проблема научного исследования заключается в отсутствии на сегодняшний день методических рекомендаций, учитывающих нозологическую группу студентов.

Цель исследования: индивидуализация программы занятий для студентов с заболеванием СД 1-го типа.

Материал и методы исследования. Исследование было проведено студенткой факультета менеджмента, логистики и таможенного дела Л.А. Агеевой (гр. УПп.1-16-1) под руководством к.п.н. Л.Н. Рютиной, доцента кафедры физического воспитания ИрГУПС. В данном эксперименте в силу объективных обстоятельств отсутствовала контрольная группа, поэтому он носил характер линейного и основывался на сравнении контролируемых и зависимых переменных до и после экспериментального воздействия. Анализу подверглась одна и та же группа в лице единственного ее участника.Исследование проводилось на базе кафедры физической культуры и спорта ИрГУПСа –в спортивно-оздоровительном комплексе «Изумруд» с бассейном, тренажерным и физкультурным залами. Авторами статьи были разработаны комплексы физических упражнений и методика их применения, адаптированная к состоянию участника эксперимента. Одновременно было решено провести исследование влияния различных средств физической культуры на повышение толерантности к физической нагрузке, общее самочувствие, уровень глюкозы в крови и квартальный уровень гликолизированного гемоглобина. В ходе эксперимента уровень глюкозы крови контролировался с помощью глюкометра Accu-Check Performa не менее трех раз при каждом занятии: до, непосредственно после занятий и через час после физической нагрузки.

Хотелось бы отметить, что объем и интенсивность физических нагрузок представленной нами экспериментальной программы корректируются с учетом индивидуальных особенностей студента-диабетика, компенсации и тяжести заболевания. У больных сахарным диабетом реакция организма на физическую нагрузку может быть различной в зависимости от исходного уровня гликемии, который отражает степень компенсации сахарного диабета.

Результаты исследования и их обсуждение. Эксперимент продолжался три месяца: с октября 2019 г. по декабрь 2019 г. – и включал 4 комплекса занятий в неделю, все они охватывали физические упражнения, имеющие разную направленность. Занятия проводились под контролем преподавателя 2 раза в неделю по 40–45 минут с чередованием комплексов. Схема занятий представлена в таблице 1.

Таблица 1

Схема занятий физической культурой при сахарном диабете 1-го типа

Дни недели

Виды физической нагрузки

Длительность занятия

Время отдыха

Понедельник

Эллиптический тренажер + аквааэробика

25 минут + 15 минут

5 минут + 1.5 Х.Е

Среда

Силовая в зале со своим весом или гантелями 2 кг

35 минут

10 минут + 1 Х.Е

Четверг

Тренировка с фитнес-лентой + плавание

20 минут + 20 минут

5 минут + 1.5 Х.Е

Пятница

Танцевальный фитнес (зумба)

30–40 минут

10 минут + 1 Х.Е после занятия

 

Экспериментальная программа занятий включала комплекс с преимущественным использованием упражнений на укрепление сердечной мышцы, улучшение функций дыхания и кровообращения, снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, снятие эмоционального напряжения и стресса.

Физическая активность носила плавный, постепенно нарастающий характер. Каждый комплекс занятий включал упражнения на проработку всех групп мышц, их выполнение проводилось с достаточно высокой амплитудой в среднем и медленном темпе до достижения максимальной ЧСС 110 уд./мин. Отдых составлял 5–10 минут ― до восстановления нормы ЧСС. Необходимое время для отдыха определялось по пробе Мартине–Кушелевского, которая позволяет оценить функциональное состояние организма, работоспособность сердца и безопасный уровень физической нагрузки. Основными показателями являются ЧСС и АД. В течение тренировки пульс измерялся 3 раза: в подготовительной части, основной и заключительной. Для выбора субъективных показателей усталости при самоконтроле были взяты следующие параметры: переносимость нагрузки, чувство голода, слабость, работоспособность, потливость и дыхание во время тренировки [5].

Комплексы №1 и №4 обеспечивали прежде всего кардионагрузку, а комплексы №2 и №3 предусматривали отягощение и применение специальных снарядов, таких как гантели 2 кг и фитнес-ленты.

1. Понедельник – комплекс №1: эллиптический тренажер + аквааэробика.

Тренировка на эллипсоиде выглядит следующим образом: разминка (3 мин); умеренные занятия (3 мин) и в максимальном режиме (1 мин) чередуются на протяжении 20 мин; заминка (3 мин).

Примерные упражнения по аквааэрбикев бассейне для развития мышц спины, бедер и ног, выполнять с осторожностью:

  • исходное положение тела – стоя, ноги на ширине плеч, руки вперед ладонями внутрь. На выдохе наклонить корпус назад, поднять рук через стороны за спину, голову наклонить назад, на вдохе принятьисходное положение;
  • завести руки за спину и соединить в замок. Быстрым движением поднять их кверху, соединяя лопатки;
  • выполнить приседания с упором поочередно на правую и на левую ногу;
  • поднять руки вверх и сделать наклоны корпусом попеременно вправо-влево. Затем «описать» туловищем круги, прогибаясь в пояснице;
  • ноги и корпус распределить параллельно поверхности воды, зажавмежду голеностопными суставами резиновый мячик. Опустить ноги с мячом ко дну, держа спину ровно;
  • плавать на спине, отталкиваясь от бортиков бассейна прямыми ногами.

Анализ результатов эксперимента показал, чтосредний показатель уровня сахара в крови до занятий составлял 8,2 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:

– после упражнений снижался в среднем до 5,1 ммоль/л (или на 3,1 ммоль/л);

– через 1 час после занятий в среднем составлял 6,2 ммоль/л.

Выбор данного комплекса обусловлен тем, что тренировки дают организму мягкую, но при этом энергичную кардионагрузку, которая укрепляет сердечно-сосудистую систему и нормализует артериальное давление. Аэробная нагрузка способствует улучшению микроциркуляции [2].

2. Среда –комплекс №2. Силовые тренировки в зале со своим весом или гантелями 2 кг. Каждая тренировка включалав себя от пяти до восьми базовых упражнений на разные мышечные группы (например, два – на нижнюю часть тела, два – на верхнюю и два –на мышцы кора).Каждое упражнение выполняется в 3–5 подходов по 10 раз, статическое положение удерживается от 30 до 60 секунд. 

Усредненный показатель уровня сахара в крови до занятий 7,3 ммоль/л соответствовал допустимому уровню. Показатель глюкозы крови менялся следующим образом:

– сразу после применения силовых упражнений снижался в среднем до 5,6 ммоль/л (или на 1,7 ммоль/л);

– через час после силовых упражнений в среднем составлял 6,7 ммоль/л.

В сочетании с аэробикой тренировки с отягощением вносят существенные улучшения в общий тонус организма, мышечную силу и понижают уровень HbА1С и глюкозы в крови [1].

3. Четверг – комплекс №3: тренировка с фитнес-лентой + плавание. Комплекс упражнений может быть самым разнообразным. Все зависит от поставленных целей и предпочтений (упражнения для верхней части тела, для живота и ног, для бедер и ягодиц).

Среднее значение показателя уровня сахара в крови до занятий составляло 7,6 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:

– после упражнений снижалсядо 5,3 ммоль/л(или на 2,3 ммоль/л);

– через час после занятий в среднем составлял 6,0 ммоль/л.

Выбранные упражнения благотворно влияют на суставы, что особенно актуально для студентов с большим весом. Плавание дает нагрузку только на мышцы, а не на суставы коленей и бедер [5].

4. Пятница – комплекс №4. Танцевальный фитнес (зумба). Все тренировки зумбы по видеоурокам построены по следующей структуре: разминка, закрепление ранее изученных движений, изучение новых элементов и в завершение – исполнение танца целиком.

Среднее значение показателя уровня сахара в крови до занятий составляло 7,9 ммоль/л, что является средним уровнем, при котором можно заниматься физическими нагрузками. Наблюдалось следующее изменение исследуемого показателя глюкозы крови:

– после упражнений снижался в среднем до 6,0 ммоль/л (или на 1,9 ммоль/л);

– через час после занятий в среднем составлял 4,8 ммоль/л.

Полученные в ходе танцевальной тренировки эндорфины избавляют человека от инстинктивного порыва «заесть» плохое настроение пищей из легких углеводов: шоколадками, выпечкой, печеньем [4].

Более подробно изменение исследуемых показателей показано в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика влияния различных физических упражнений на уровень сахара в крови при сахарном диабете 1-го типа

 

Показатели

 

Уровень глюкозы в крови, ммоль/л

ЧСС / АД

 

До заня-тий

После занятий

Через час после физической нагрузки

Подготовительная

Основная (на пике нагрузки)

Заключительная

Комплекс №1

8,2

5,1

6,2

82

107/60

118

117/60

85

110/60

Комплекс №2

7,3

5,6

6,7

85

115/75

110

120/80

90

115/75

Комплекс №3

7,6

5,3

6,0

79

110/70

113

123/78

87

115/70

Комплекс №4

7,9

6,0

4,8

82

105/68

116

125/75

88

120/70

 

В дни занятий участник эксперимента чувствовала себя удовлетворительно, во время занятий дыхание незначительно учащалось, оставалось желание продолжать тренировки, работоспособность в течение дня не снижалась, аппетит не изменялся, нормализовался режим сна. В целом ощущались бодрость и легкость, однако утром следующего дня после занятий был небольшой дискомфорт в мышцах спины, который купировался обычной зарядкой.

Выводы. Разработанные авторами комплексы физических упражнений являются наиболее приемлемым вариантомфизической нагрузки при СД1-го типа. Тренировки оказали укрепляющее действие на сердечную мышцу, улучшая функции кровообращения и дыхания, способствовали равномерному распределению нагрузки на опорно-двигательный аппарат и улучшению психоэмоционального состояния. Повысилась чувствительность к инсулину со снижением суточных доз. Перед началом исследования был определен показатель гликозилированного гемоглобина. До начала эксперимента его значение составляло 7,1%. Через 3 месяца индивидуальной программы занятий контрольный анализ данного показателя показал результат 6,3%, т.е. снизился на 0,8%, таким образом, улучшив прогноз течения сахарного диабета 1-го типа.

Сущность эксперимента сводится к тому, что индивидуализация занятий по физической культуре студентов с СД1-го типа дает им возможность участвовать в общеобразовательном процессе, посещая занятия физической культурой и выполняя комплекс допустимых упражнений с пользой для организма.


Библиографическая ссылка

Рютина Л.Н., Агеева Л.А. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1-ГО ТИПА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29632 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074