Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF RESEARCH IN THE STUDY OF THE SCHOOL COURSE OF ECONOMICS IN THE PROCESS OF INTEGRATION OF GENERAL AND ADDITIONAL EDUCATION

Kurkina N.R. 1 Starodubtseva L.V. 1 Suldina O.V. 1
1 Mordovia M. E. Evseviev State Pedagogical Institute
Economic education included in all levels of the system has recently become increasingly important in a dynamically changing economic environment. One of the important directions of development of education is the formation of cognitive and creative abilities of the individual, the acquisition of the experience of independent cognitive activity by students. The achievement of this goal will be facilitated by project-research activities in the system of close interaction between the primary and secondary education of schoolchildren. The paper analyzes the prerequisites for the actualization of the study at all levels of education of the subjects of the economic cycle (fundamentals of economics, entrepreneurship, financial literacy). As a research methodology, a multi-level concept of methodological knowledge was chosen, defining a strategy for finding new knowledge and structuring an array of existing knowledge on the problem. The main research methods are: a theoretical analysis of the literature and Internet content on the formation and development of schoolchildren’s abilities to design research work in the field of economic sciences, a synthesis of practical experience on the problem. The results of a study organized in the period of work with gifted children in the system of additional education based on the scientific and educational center "Academy of Success" of the change "School of the Young Economist". The main purpose of which was the formation and development of their ability to design and research in the field of economic sciences. The experience of conducting classes as part of a research and educational shift made it possible to conclude that students who were actively engaged in research activities were seriously motivated to obtain new knowledge and showed great interest in the content of research and in their forms. The use of experience developed in the implementation of the scientific and educational change will help activate such forms of economic information that can interest and motivate students to further immersion in this subject area, increase schoolchildren’s motivation for knowledge and creativity, contribute to their research and project competencies areas of economics.
economic education
financial literacy
design and research activities
additional education
scientific and educational change

В наши дни дополнительное образование детей стало частью образовательного процесса. Изначально система дополнительного образования была представлена различными кружками и секциями, и только потом перешла в систему, которая тесно связана с образовательным и воспитательным процессами и стала продолжением общего образования. При этом за последние годы была осуществлена колоссальная работа по реформированию системы дополнительного образования.

На сегодняшний день существует объективная потребность в качественном и структурном изменении образовательной среды с учетом потребностей и тенденций современного общества. Актуализируется значение повышения эффективности, качества и персонализированности образовательного процесса путем интеграции всех уровней общего и дополнительного образования, с учетом кооперации общеобразовательных организаций с организациями профессионального образования, что находит свое отражение в нормативно-правовых актах различного уровня [1].

Для достижения обозначенных руководством государства направлений развития образования следует переключить внимание с уровня базовых знаний обучающихся на развитие познавательных и созидательных способностей личности, приобретение опыта развития самостоятельной деятельности, включенность обучающихся в процесс выбора собственной образовательной траектории и их личной ответственности за результаты обучения.

Нарастающая глобализация экономических процессов и динамично и повсеместно развивающиеся рыночные отношения побуждают мировое сообщество, в том числе на государственном уровне, к осознанию определенной необходимости в массовом получении населением базовых знаний в области экономики и различных прикладных экономических наук. Особое значение при этом отводится недостаточной грамотности населения в вопросах финансово-кредитных отношений. Осознавая данную проблему современного общества, Министерство финансов Российской Федерации и Центробанк Российской Федерации предложили проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования», затрагивающий все категории населения, а особенно обучающихся школ и высших учебных заведений.

Повышение финансовой грамотности населения в отношении стратегии развития страны уже считается важнейшим фактором успеха. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. рост уровня финансовой грамотности определяется в качестве основного направления [2]. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 г. [3] и Концепция создания международного финансового центра в РФ рассматривают повышение финансовой грамотности населения как важное условие развития финансового рынка в России, стабилизации финансовой системы и повышения конкурентоспособности экономики России [4].

Обучение финансовой грамотности начало внедряться на всех уровнях образования, далее предполагается включить его и в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, о чем свидетельствует состоявшееся заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг. [5].

Действительно, самым эффективным способом решения обществом поставленных задач можно считать экономическое, финансовое и предпринимательское образование, включенное в систему среднего, основного и даже дошкольного образования. Вместе с тем экономика как школьный предмет не включается в программы общего образования как обязательная дисциплина и изучается в разных формах интеграции, чаще как экономический блок в содержании курса обществознания, а также на основе взаимосвязей экономики с другими науками (с математикой, историей, географией и т.д.). Как полноценный предмет для изучения с промежуточной аттестацией экономика практически существует только в общеобразовательных организациях, где сформированы классы социально-экономического профиля. Это незаслуженно мало, так как аудиторная нагрузка экономического модуля в курсе «Обществознание» по сравнению с объемом содержания курса «Экономика» мала и профессиональный уровень учителей-обществоведов в области экономики невысок. Также большинство учителей-предметников (математиков, географов, историков и т.д.) не имеют профильного экономического образования [6].

Цель исследования: изучить возможности исследовательской деятельности школьного курса «Экономика» в активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе интеграции общего и дополнительного образования.

Материал и методы исследования

Методологической базой настоящего исследования послужили многочисленные публикации по вопросам реализации дополнительного образования, работы с одаренными детьми. Часть авторов пытается дать ответ на вопросы становления и развития дополнительного образования (Б.В. Куприянов, Н.А. Морозова и др.) [7]. Другие ученые занимаются исследованием методологических подходов в теории и практике дополнительного образования (В.П. Голованов, В.А. Березина и др.) [8].

Вопросы осмысления дополнительного образования с точки зрения развития личности освещены в работах А.Г. Асмолова, Н.Б. Крыловой [9, 10]. Некоторыми исследователями (Г.Ф. Гаврилычевой, Г.А. Добрыниной и др.) [11] дополнительное образование рассматривается как компонент системы непрерывного образования.

В последнее время стали разрабатываться такие направления исследования системы дополнительного образования, как технологии управления дополнительным образованием, мониторинг качества дополнительного образования, взаимодействие типа «школа – вуз» в целях развития и обогащения системы дополнительного образования и многое другое.

О современном содержании проектной и исследовательской деятельности, а также об интеграции в этой связи системы общего и дополнительного образования множество трудов написано на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева такими учеными, как В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина [12], М.В. Лапшина [13] и др. В частности, ими обобщается опыт вуза в системе дополнительного образования школьников и выделяются основные компоненты инновационной работы в этом направлении.

Вопросами актуальности изучения экономики в системе общего и дополнительного образования задавались в своих педагогических исследованиях Н.В. Кузнецова, В.И. Пачинов, И.В. Солодкой, Р.И. Хасбулатов [14] и др.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве эмпирической базы настоящей работы выступила образовательная, научно-исследовательская и проектная деятельность, осуществляемая в рамках образовательной смены «Школа юного экономиста» научно-образовательного центра «Академия успеха». Данный центр был создан в рамках Послания Главы Республики Мордовия Госсобранию от 28 февраля 2017 г. на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Деятельность центра состоит в выявлении и развитии у обучающихся творческих способностей, развитии познавательных интересов [15].

Значимым направлением в деятельности научно-образовательного центра «Академия успеха» будет дальнейшее сопровождение обучающихся в их профессиональном самоопределении. Решению этой задачи содействуют организация вебинаров, консультаций по подготовке к олимпиадам и конкурсам, реализация проекта «Школьная суббота», организация сессий Малой школьной академии, организация и проведение Евсевьевской олимпиады школьников и другие направления деятельности.

При разработке программы «Школа юного экономиста» кафедрой ставилась цель повысить мотивацию школьников к познанию и творчеству, сформировать у них исследовательские и проектные компетенции в области экономики. Сама программа предусматривает реализацию трех модулей: «Национальная микро- и макроэкономика», «Лаборатория институциональной экономики» и «Мировая экономика», изучение которых не повторяет школьную программу, а служит средством расширения и углубления знаний, умений и навыков обучающихся, а также формирования и развития способностей к проектно-исследовательской работе в области экономических наук.

Какие же формы организации занятий в научно-образовательной смене наиболее полно будут способствовать обогащению знаний обучающихся в области экономики, предпринимательства и финансовой грамотности? Такими методами являются в первую очередь интерактивные. Это деловые и имитационные игры, всевозможные дискуссии, кейс-метод, мозговой штурм, проектные и исследовательские задания. Весь этот набор методов позволяет привести в движение творческие и мыслительные процессы, а самое главное – обеспечить школьников бесценным опытом для дальнейшего обучения и взрослой жизни. Использование в обучении различного рода деловых и имитационных игр позволяет обучающимся при определенных условиях увидеть и почувствовать себя во всевозможных жизненных ситуациях, смоделировать в связи с этим собственные действия.

Еще одним популярным и достаточно часто используемым интерактивным методом обучения на сегодняшний день является кейс-метод (так называемый Case-study). Он предполагает активное обучение в процессе применения деятельностного, практико-ориентированного подходов и обогащение ими процесса простого накопления знаний. Данный метод на сегодняшний день можно считать наиболее популярным в мировой практике среди других практико-ориентированных методов изучения экономики, предпринимательства и финансовой грамотности в процессе интеграции общего и дополнительного образования.

Сутью кейс-метода является проведение анализа конкретной ситуации, имеющей определенную проблему. Здесь очень важен факт наличия как индивидуальной, так и групповой работы, предполагающей масштабный анализ, дискуссию и последующее синтезирование ответов на «проблемные» вопросы [16].

При осуществлении работы в группах по таким темам, как «Спрос», «Предложение» и «Рыночное равновесие», необходимо принимать во внимание, что, выполняя исследовательское задание подобного рода, обучающиеся не используют незнакомых терминов и понятий, а ведут речь именно о понятных им вещах, которые ежедневно их окружают, то есть используют в рассуждениях свой личный социальный опыт [17].

На следующем этапе группового исследования, уже имея определенные представления о предмете (спросе, предложении, равновесии), участники смены начинают анализ теоретического материала.

Такой подход с использованием элементов исследовательской деятельности при изучении темы дает возможность подводить обучающихся к тому, что более глубокая проработка пройдет интенсивно и материал воспримется легко.

Заключительный этап исследовательской деятельности по изучению материала сводится вновь к работе с кейсами. Она может быть реализована как изучение проблемной ситуации, групповой анализ научной статьи (например, статьи по исследованию рыночных или отраслевых ситуаций) [18].

Большой интерес вызывает индивидуальная и командная аналитическая работа научного материала, например статьи. При этом задание, связанное с анализом статьи, может быть наиболее затратно по времени. На начальном этапе обучающиеся слабо владеют навыками свободного выступления, использования компьютерных презентаций. Но практика показала, что ученики легко овладевают необходимыми компетенциями при условии, что им будет ясно, почему выгодно организовывать свою работу так, а не другим образом [19].

Деятельность, осуществляющаяся в процессе интеграции общего и дополнительного образования на базе педагогического вуза, свидетельствует о положительных результатах сотрудничества с образовательными организациями Республики Мордовия, что позволит на данной основе разработать инновационную модель организационно-педагогического сопровождения развития у обучающихся способностей к проектно-исследовательской работе в области экономических наук.

Опыт проведения занятий в рамках научно-образовательной смены дал возможность заключить, что обучающиеся, активно занимавшиеся исследовательской деятельностью, были всерьез замотивированы на получение новых знаний, проявляли большой интерес к содержанию исследований и к их формам. В частности, это проявлялось в следующем:

1) у участников смены изменилось либо скорректировалось отношение к поисково-исследовательской деятельности вообще и в области экономических наук в частности;

2) в процессе проведения смены постепенно уходил страх перед осуществлением самостоятельной деятельности, публичными выступлениями и возможностью высказывать собственную точку зрения;

3) участники смены смогли сопоставить и адаптировать исследовательскую деятельность для дальнейшей учебы [20].

В результате использования подобных форм работы участники научно-образовательной смены по экономике овладевают заявленными в целях освоения программы умениями и навыками, значительно легче воспринимают сложный для понимания материал.

Вместе с тем обучающиеся не ощущают чрезмерной «наукомкости» экономики, а наоборот, она им понятна и интересна в результате того, что начинают понимать взаимосвязь науки с практикой.

Заключение

На занятиях, проходивших в рамках научно-образовательной смены «Академия успеха», была создана атмосфера, которая позволила активизировать познавательную деятельность обучающихся, заставить их ориентироваться в актуальной экономической информации, осуществлять самостоятельный мыслительный процесс по «добыче» новых знаний. Немаловажным оказалось приобретение либо закрепление умения критически мыслить, сопоставлять явления и факты, отстаивать собственную точку зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию.

Если обобщать более масштабно, то главной проблемой для обучающихся, связанной с развитием дополнительного образования, является определение его основополагающего предназначения. Система направлена на раскрытие потенциальных возможностей, оказание помощи в профессиональном определении. Поэтому возникает потребность во внедрении системы дополнительного образования для различных слоев населения [21, 22].

При реализации способностей обучающихся через систему дополнительного образования большую роль играют и родители. Возникает необходимость ведения с ними просветительской работы, проведения для них мастер-классов с целью осмысления целей и задач системы дополнительного образования и выявления первичной заинтересованности. Поэтому с уверенностью можно заявить о том, что значимость и ценность системы дополнительного образования для подрастающего поколения очень велика.

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта по мероприятию 2 «Проектирование и разработка компетентностно-ориентированного содержания и технологий образования» по теме «Роль исследовательской деятельности в изучении школьного курса экономики в процессе интеграции общего и дополнительного образования».