Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Куркина Н.Р. 1 Стародубцева Л.В. 1 Сульдина О.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический государственный институт им М.Е. Евсевьева"
Экономическое образование, включенное во все уровни системы, в последнее время приобретает все большую значимость в динамично меняющихся современных условиях. Значимыми направлениями развития образования являются формирование познавательных и созидательных способностей личности, приобретение обучающимися опыта самостоятельной деятельности. Достижению этой цели будет способствовать проектно-исследовательская деятельность в системе тесного взаимодействия общего и дополнительного образования школьников. В работе проанализированы предпосылки для актуализации изучения на всех уровнях образования предметов экономического цикла (основ экономики, предпринимательства, финансовой грамотности). В качестве методологии исследования выбрана многоуровневая концепция, определяющая стратегию поиска новых знаний и структурирования массива имеющихся знаний по проблеме. Основные методы исследования: теоретический анализ литературы и интернет-контента по вопросам формирования и развития способностей школьников к проектно-исследовательской работе в области экономических наук, обобщение практического опыта по проблеме. Авторами приведены результаты исследования, организованного в период работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования на базе научно-образовательного центра «Академия успеха» смены «Школа юного экономиста». Основной целью реализации явилось формирование и развитие их способностей к проектно-исследовательской работе в области экономических наук. Опыт проведения занятий в рамках научно-образовательной смены дал возможность заключить, что обучающиеся, активно занимавшиеся исследовательской деятельностью, были всерьез замотивированы на получение новых знаний, проявляли большой интерес к содержанию исследований и к их формам. Использование опыта, выработанного при реализации научно-образовательной смены, поможет активизировать такие формы подачи экономической информации, которые способны заинтересовать и замотивировать обучающихся на дальнейшее погружение в данную предметную область, повысить мотивацию школьников к познанию и творчеству, формировать у них исследовательские и проектные компетенции в области экономики.
экономическое образование
финансовая грамотность
проектно-исследовательская деятельность
дополнительное образование
научно-образовательная смена
1. Распоряжение Правительства РФ «О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»» от 25 сентября 2017 года №2039-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71675558/ (дата обращения: 12.12.2019).
2. Распоряжение Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 года № 1662-р (ред. от 28.09.2018) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения: 12.12.2019).
3. Распоряжение Правительства РФ «О Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» от 29 декабря 2008 года № 2043-р [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12064654/ (дата обращения: 12.12.2019).
4. Концепция создания международного финансового центра в РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48265/pr_1809_3.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
5. Постановление Правительства РФ «О Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы» от 1 февраля 2018 года № 92 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/556388515 (дата обращения: 12.12.2019).
6. Романова М.Ю. Школьный предмет «Экономика»: современное содержание и перспективы развития // Проблемы современного образования. 2015. № 5. С. 112-125.
7. Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. 2001. 277 с.
8. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России. М.: АНО «Диалог культур». 2007. 512 с.
9. Асмолов А.Г. Содействие ребенку – развитие личности // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. С.39-44.
10. Крылова Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? // Народное образование. 2000. № 3. С. 91–97.
11. Добрынина Г.А. Проблемы и пути модернизации системы дополнительного образования: управленческий аспект // Вестник ТГПУ. 2013. № 1 (129). С. 125–131.
12. Кадакин В.В., Шукшина Т.И., Замкин П.В. Роль педагогического вуза в развитии системы дополнительного образования детей в регионе // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 1 (29). С. 56-64.
13. Лапшина М.В., Кулебякина М.Ю. Взаимодействие вуза и школы как условие развития исследовательской компетентности школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 64-71.
14. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учебное пособие для студентов пед. вузов / Б.В. Куприянов и др.; под ред. А.В. Мудрика. М.: ИЦ «Академия», 2004. 240 с.
15. Распоряжение Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2017 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию» от 13 марта 2017 года № 154-Р [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/450231008. (дата обращения: 12.12.2019).
16. Kurkina N.R., Zaitseva N.A., Efremova M.Yu., Larionova A.A., Kurkina N.R., Breusova E.A. Management and evaluation of educational programmes in higher education based on the requirements of employers. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. V. 7. № 2. Р. 167-176.
17. Блидман Д.Л. О преподавании экономики современному школьнику. Анализируем жизнь, а не решаем задачи // Экономика в школе. 2012. № 1 (57). С. 65-72.
18. Сульдина О.В. Некоторые аспекты практико-ориентированного обучения в педагогическом вузе // Учебный эксперимент в образовании. 2016. № 3 (79). С. 14-18.
19. Сульдина О.В., Илякова И.Е. Основные детерминанты экономической природы общественного развития // Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 131-134.
20. Воинова И.В., Мумряева С.М. Направления деятельности физико-математической школы в дополнительном образовании школьников // Гуманитарные науки и образование. 2017. № 3 (31). С. 91-98.
21. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В., Бурляева О.В. Исследование системы стратегического управления в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 5. С. 209-214.
22. Kulebyakina M.Y., Shukshina T.I., Buyanova I.B., Zamkin P.V., Rybina T.M. A model for fostering the successful learning of school-age children by way of interaction between institutions of general and higher learning. Espacios. 2018. V. 39. № 29.

В наши дни дополнительное образование детей стало частью образовательного процесса. Изначально система дополнительного образования была представлена различными кружками и секциями, и только потом перешла в систему, которая тесно связана с образовательным и воспитательным процессами и стала продолжением общего образования. При этом за последние годы была осуществлена колоссальная работа по реформированию системы дополнительного образования.

На сегодняшний день существует объективная потребность в качественном и структурном изменении образовательной среды с учетом потребностей и тенденций современного общества. Актуализируется значение повышения эффективности, качества и персонализированности образовательного процесса путем интеграции всех уровней общего и дополнительного образования, с учетом кооперации общеобразовательных организаций с организациями профессионального образования, что находит свое отражение в нормативно-правовых актах различного уровня [1].

Для достижения обозначенных руководством государства направлений развития образования следует переключить внимание с уровня базовых знаний обучающихся на развитие познавательных и созидательных способностей личности, приобретение опыта развития самостоятельной деятельности, включенность обучающихся в процесс выбора собственной образовательной траектории и их личной ответственности за результаты обучения.

Нарастающая глобализация экономических процессов и динамично и повсеместно развивающиеся рыночные отношения побуждают мировое сообщество, в том числе на государственном уровне, к осознанию определенной необходимости в массовом получении населением базовых знаний в области экономики и различных прикладных экономических наук. Особое значение при этом отводится недостаточной грамотности населения в вопросах финансово-кредитных отношений. Осознавая данную проблему современного общества, Министерство финансов Российской Федерации и Центробанк Российской Федерации предложили проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования», затрагивающий все категории населения, а особенно обучающихся школ и высших учебных заведений.

Повышение финансовой грамотности населения в отношении стратегии развития страны уже считается важнейшим фактором успеха. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. рост уровня финансовой грамотности определяется в качестве основного направления [2]. Стратегия развития финансового рынка РФ до 2020 г. [3] и Концепция создания международного финансового центра в РФ рассматривают повышение финансовой грамотности населения как важное условие развития финансового рынка в России, стабилизации финансовой системы и повышения конкурентоспособности экономики России [4].

Обучение финансовой грамотности начало внедряться на всех уровнях образования, далее предполагается включить его и в федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, о чем свидетельствует состоявшееся заседание Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 гг. [5].

Действительно, самым эффективным способом решения обществом поставленных задач можно считать экономическое, финансовое и предпринимательское образование, включенное в систему среднего, основного и даже дошкольного образования. Вместе с тем экономика как школьный предмет не включается в программы общего образования как обязательная дисциплина и изучается в разных формах интеграции, чаще как экономический блок в содержании курса обществознания, а также на основе взаимосвязей экономики с другими науками (с математикой, историей, географией и т.д.). Как полноценный предмет для изучения с промежуточной аттестацией экономика практически существует только в общеобразовательных организациях, где сформированы классы социально-экономического профиля. Это незаслуженно мало, так как аудиторная нагрузка экономического модуля в курсе «Обществознание» по сравнению с объемом содержания курса «Экономика» мала и профессиональный уровень учителей-обществоведов в области экономики невысок. Также большинство учителей-предметников (математиков, географов, историков и т.д.) не имеют профильного экономического образования [6].

Цель исследования: изучить возможности исследовательской деятельности школьного курса «Экономика» в активизации познавательной деятельности обучающихся в процессе интеграции общего и дополнительного образования.

Материал и методы исследования

Методологической базой настоящего исследования послужили многочисленные публикации по вопросам реализации дополнительного образования, работы с одаренными детьми. Часть авторов пытается дать ответ на вопросы становления и развития дополнительного образования (Б.В. Куприянов, Н.А. Морозова и др.) [7]. Другие ученые занимаются исследованием методологических подходов в теории и практике дополнительного образования (В.П. Голованов, В.А. Березина и др.) [8].

Вопросы осмысления дополнительного образования с точки зрения развития личности освещены в работах А.Г. Асмолова, Н.Б. Крыловой [9, 10]. Некоторыми исследователями (Г.Ф. Гаврилычевой, Г.А. Добрыниной и др.) [11] дополнительное образование рассматривается как компонент системы непрерывного образования.

В последнее время стали разрабатываться такие направления исследования системы дополнительного образования, как технологии управления дополнительным образованием, мониторинг качества дополнительного образования, взаимодействие типа «школа – вуз» в целях развития и обогащения системы дополнительного образования и многое другое.

О современном содержании проектной и исследовательской деятельности, а также об интеграции в этой связи системы общего и дополнительного образования множество трудов написано на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева такими учеными, как В.В. Кадакин, Т.И. Шукшина [12], М.В. Лапшина [13] и др. В частности, ими обобщается опыт вуза в системе дополнительного образования школьников и выделяются основные компоненты инновационной работы в этом направлении.

Вопросами актуальности изучения экономики в системе общего и дополнительного образования задавались в своих педагогических исследованиях Н.В. Кузнецова, В.И. Пачинов, И.В. Солодкой, Р.И. Хасбулатов [14] и др.

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве эмпирической базы настоящей работы выступила образовательная, научно-исследовательская и проектная деятельность, осуществляемая в рамках образовательной смены «Школа юного экономиста» научно-образовательного центра «Академия успеха». Данный центр был создан в рамках Послания Главы Республики Мордовия Госсобранию от 28 февраля 2017 г. на базе МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Деятельность центра состоит в выявлении и развитии у обучающихся творческих способностей, развитии познавательных интересов [15].

Значимым направлением в деятельности научно-образовательного центра «Академия успеха» будет дальнейшее сопровождение обучающихся в их профессиональном самоопределении. Решению этой задачи содействуют организация вебинаров, консультаций по подготовке к олимпиадам и конкурсам, реализация проекта «Школьная суббота», организация сессий Малой школьной академии, организация и проведение Евсевьевской олимпиады школьников и другие направления деятельности.

При разработке программы «Школа юного экономиста» кафедрой ставилась цель повысить мотивацию школьников к познанию и творчеству, сформировать у них исследовательские и проектные компетенции в области экономики. Сама программа предусматривает реализацию трех модулей: «Национальная микро- и макроэкономика», «Лаборатория институциональной экономики» и «Мировая экономика», изучение которых не повторяет школьную программу, а служит средством расширения и углубления знаний, умений и навыков обучающихся, а также формирования и развития способностей к проектно-исследовательской работе в области экономических наук.

Какие же формы организации занятий в научно-образовательной смене наиболее полно будут способствовать обогащению знаний обучающихся в области экономики, предпринимательства и финансовой грамотности? Такими методами являются в первую очередь интерактивные. Это деловые и имитационные игры, всевозможные дискуссии, кейс-метод, мозговой штурм, проектные и исследовательские задания. Весь этот набор методов позволяет привести в движение творческие и мыслительные процессы, а самое главное – обеспечить школьников бесценным опытом для дальнейшего обучения и взрослой жизни. Использование в обучении различного рода деловых и имитационных игр позволяет обучающимся при определенных условиях увидеть и почувствовать себя во всевозможных жизненных ситуациях, смоделировать в связи с этим собственные действия.

Еще одним популярным и достаточно часто используемым интерактивным методом обучения на сегодняшний день является кейс-метод (так называемый Case-study). Он предполагает активное обучение в процессе применения деятельностного, практико-ориентированного подходов и обогащение ими процесса простого накопления знаний. Данный метод на сегодняшний день можно считать наиболее популярным в мировой практике среди других практико-ориентированных методов изучения экономики, предпринимательства и финансовой грамотности в процессе интеграции общего и дополнительного образования.

Сутью кейс-метода является проведение анализа конкретной ситуации, имеющей определенную проблему. Здесь очень важен факт наличия как индивидуальной, так и групповой работы, предполагающей масштабный анализ, дискуссию и последующее синтезирование ответов на «проблемные» вопросы [16].

При осуществлении работы в группах по таким темам, как «Спрос», «Предложение» и «Рыночное равновесие», необходимо принимать во внимание, что, выполняя исследовательское задание подобного рода, обучающиеся не используют незнакомых терминов и понятий, а ведут речь именно о понятных им вещах, которые ежедневно их окружают, то есть используют в рассуждениях свой личный социальный опыт [17].

На следующем этапе группового исследования, уже имея определенные представления о предмете (спросе, предложении, равновесии), участники смены начинают анализ теоретического материала.

Такой подход с использованием элементов исследовательской деятельности при изучении темы дает возможность подводить обучающихся к тому, что более глубокая проработка пройдет интенсивно и материал воспримется легко.

Заключительный этап исследовательской деятельности по изучению материала сводится вновь к работе с кейсами. Она может быть реализована как изучение проблемной ситуации, групповой анализ научной статьи (например, статьи по исследованию рыночных или отраслевых ситуаций) [18].

Большой интерес вызывает индивидуальная и командная аналитическая работа научного материала, например статьи. При этом задание, связанное с анализом статьи, может быть наиболее затратно по времени. На начальном этапе обучающиеся слабо владеют навыками свободного выступления, использования компьютерных презентаций. Но практика показала, что ученики легко овладевают необходимыми компетенциями при условии, что им будет ясно, почему выгодно организовывать свою работу так, а не другим образом [19].

Деятельность, осуществляющаяся в процессе интеграции общего и дополнительного образования на базе педагогического вуза, свидетельствует о положительных результатах сотрудничества с образовательными организациями Республики Мордовия, что позволит на данной основе разработать инновационную модель организационно-педагогического сопровождения развития у обучающихся способностей к проектно-исследовательской работе в области экономических наук.

Опыт проведения занятий в рамках научно-образовательной смены дал возможность заключить, что обучающиеся, активно занимавшиеся исследовательской деятельностью, были всерьез замотивированы на получение новых знаний, проявляли большой интерес к содержанию исследований и к их формам. В частности, это проявлялось в следующем:

1) у участников смены изменилось либо скорректировалось отношение к поисково-исследовательской деятельности вообще и в области экономических наук в частности;

2) в процессе проведения смены постепенно уходил страх перед осуществлением самостоятельной деятельности, публичными выступлениями и возможностью высказывать собственную точку зрения;

3) участники смены смогли сопоставить и адаптировать исследовательскую деятельность для дальнейшей учебы [20].

В результате использования подобных форм работы участники научно-образовательной смены по экономике овладевают заявленными в целях освоения программы умениями и навыками, значительно легче воспринимают сложный для понимания материал.

Вместе с тем обучающиеся не ощущают чрезмерной «наукомкости» экономики, а наоборот, она им понятна и интересна в результате того, что начинают понимать взаимосвязь науки с практикой.

Заключение

На занятиях, проходивших в рамках научно-образовательной смены «Академия успеха», была создана атмосфера, которая позволила активизировать познавательную деятельность обучающихся, заставить их ориентироваться в актуальной экономической информации, осуществлять самостоятельный мыслительный процесс по «добыче» новых знаний. Немаловажным оказалось приобретение либо закрепление умения критически мыслить, сопоставлять явления и факты, отстаивать собственную точку зрения, формулировать и аргументировать собственную позицию.

Если обобщать более масштабно, то главной проблемой для обучающихся, связанной с развитием дополнительного образования, является определение его основополагающего предназначения. Система направлена на раскрытие потенциальных возможностей, оказание помощи в профессиональном определении. Поэтому возникает потребность во внедрении системы дополнительного образования для различных слоев населения [21, 22].

При реализации способностей обучающихся через систему дополнительного образования большую роль играют и родители. Возникает необходимость ведения с ними просветительской работы, проведения для них мастер-классов с целью осмысления целей и задач системы дополнительного образования и выявления первичной заинтересованности. Поэтому с уверенностью можно заявить о том, что значимость и ценность системы дополнительного образования для подрастающего поколения очень велика.

Исследование выполнено в рамках внутривузовского гранта по мероприятию 2 «Проектирование и разработка компетентностно-ориентированного содержания и технологий образования» по теме «Роль исследовательской деятельности в изучении школьного курса экономики в процессе интеграции общего и дополнительного образования».


Библиографическая ссылка

Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В., Сульдина О.В. РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ ШКОЛЬНОГО КУРСА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29477 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674