Значение физической подготовки в современном баскетболе беспрерывно возрастает. Она формирует функциональную основу для выполнения технических приемов на высокой скорости, обеспечивает активность тактических взаимодействий, обусловливает рост функций, ответственных за адаптацию спортсменок к высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также правильное протекание восстановительных процессов в организме.
Тренировка девушек-баскетболисток напрямую сопряжена с решением вопросов, связанных непосредственно с углубленной специализацией, что требует от них всесторонней подготовленности. Необходимость дифференциации тренировочного процесса на учебно–тренировочном этапе неоднократно подчеркивалась специалистами в области спортивной тренировки [1-3]. Поэтому научное обоснование рационального соотношения средств общей и специальной подготовки в годовом периоде занятий, а также разработка и обоснование методов специальной подготовки считаются исключительно значимыми условиями, конкретизирующими содержание тренировочной работы с баскетболистками на стадии спортивного совершенствования.
Все это возможно реализовать, только применяя новые технологии в учебно-тренировочном цикле, предусматривающие сознательную моторную работу студенток гуманитарного университета, тренирующихся в секциях спортивного совершенствования. Практическая реализация метода индивидуализации, как базового принципа, в баскетболе обычно сводится к выбору тренером конкретных упражнений и методов тренировки спортсменок в зависимости от их индивидуальных особенностей, выявленных опытным путем. Результатом не раскрытых научно обоснованных путей к персональной подготовке баскетболисток является стабилизация спортивного мастерства игроков, при том что степень развития двигательных качеств и работоспособность незначительно повышаются. Таким образом, мы можем говорить о возникающем противоречии между высоким объемом тренировочной деятельности, проделанной игроками, и небольшим смещением их характеристик соревновательной работы.
Как показывает практика, у квалифицированных баскетболисток выявляется невысокая степень реализации скоростно-силовых качеств при исполнении базовых технико-тактических приемов. Причиной этого служат:
1) воздействие сложнокоординационной структуры исполняемого технического упражнения; 2) неполная степень овладения техникой при реализации двигательных операций; 3) стабилизация пространственно-временных параметров системы технико-тактических приемов из-за длительного их использования на одном и том же уровне развития скоростнo-силовых качеств [4].
Отсюда понятно, что и физическая, и технико-тактическая подготовленность баскетболисток требует корректировки. Следовательно, нужно улучшать процесс подготовки, учитывая особенности возрастного развития. В усовершенствовании нуждается также и само методическое обеспечение процесса подготовки баскетболисток.
Для устранения первой причины необходимо сделать упор на развитие скоростно-силовых компонентов, а также специфической выносливости баскетболисток [5].
Анализ второй причины показывает, что есть необходимость в изменении методического подхода путем применения элементов дифференцированной методики, то есть на использовании заданий с определенной целевой установкой в ходе физической и технико-тактической подготовки.
Следовательно, нужно сориентироваться на необходимость качественного целенаправленного усовершенствования процесса подготовки баскетболисток. При этом необходимая степень физической подготовленности - это обязательное условие как технического мастерства, так и реализации тактических планов, основанное на убежденности в своих физических возможностях. Необходим совершенно иной методический подход, который позволит раскрыть резервы физического потенциала девушек-студенток в рамках тренировочного цикла. Таким способом, как нам представляется, является метод заданий с целевой установкой, основанный на правилах дифференциации. Этот метод позволяет:
а) более разумно дозировать тренировочные задания по их двигательной структуре; б) в ходе физической подготовки предельно реализовать особенности, присущие возрасту; в) направленно и углубленно развивать «сильные» и «слабые» стороны подготовки как отдельных спортсменок, так и игроков разных игровых статусов.
Противоречие между потребностью в высококвалифицированных игроках и недостаточностью учебно-тренировочного времени, отведенного в вузе, определило проблему оптимизации тренировочного процесса по баскетболу с девушками.
Цель исследования - разработка и реализация дифференцированной методики улучшения процесса физической и технико-тактической подготовки с учетом подготовленности баскетболисток различных игровых специализаций.
Материал и методы исследования
В исследовании были применены следующие методы исследования:
- Анализ спортивно-педагогической литературы использовался для изучения состояния вопроса в педагогической теории и практике.
- Метод педагогических наблюдений проводился для выявления применения основных технико-тактических приемов баскетбола на учебно-тренировочных занятиях со студентками вуза.
- Метод пульсометрии проводился для выявления индивидуальных норм физической нагрузки, базирующейся на реакции сердечно-сосудистой системы (ЧСС).
- Метод педагогического тестирования проводился с целью изучения двигательной и технической подготовленности студенток.
- Фиксирование технико-тактических показателей соревновательной деятельности применялось с целью оценки, анализа и последующей корректировки тренировочного процесса.
- Математическая обработка полученных значений проводилась для статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследований в экспериментальных группах было проведено тестирование игроков всех амплуа для сравнения с необходимыми нормами, выведенными для игроков женской лиги дивизиона «Толпар» Ассоциации студенческого баскетбола.
Таблица 1
Сравнительные результаты тестирования на первом этапе исследования (Х±g)
№ |
Контрольные тесты |
Игровое амплуа |
Должные нормы |
Результаты группы А |
Результаты группы Б |
1 |
Рывок на 20 м, сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
3,01±0,4 3,15±0,3 3,30±0,4 |
3,11±0,4 3,31±0,5 3,42±0,6 |
3,10±0,5 3,29±0,5 3,43±0,5 |
2 |
Выпрыгивание вверх с места, см |
Защитник Нападающий Центровой |
57±1,8 55±1,6 50±1,2 |
51±1,9 48±1,8 44±1,8 |
52±1,9 48±1,9 45±1,8 |
3 |
Прыжок в длину с места, см |
Защитник Нападающий Центровой |
258±2,8 256±2,6 246±2,1 |
249±2,8 250±2,7 242±2,7 |
249±2,7 250±2,8 242±2,9 |
4 |
Скоростно-силовая выносливость (2x40 с), м |
Защитник Нападающий Центровой |
417±6,5 408±6,3 412±6,2 |
405±6,6 394±6,3 400±6,3 |
406±6,4 394±6,5 400±6,4 |
5 |
Прыжковая выносливость, кол-во раз за 30 сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
45±2,8 47±2,8 42±2,4 |
40±2,9 40±3,0 39±2,9 |
41±2,9 40±2,9 40±2,8 |
6 |
Защитные передвижения (6х5 м), сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
8,42±0,8 8,55±0,8 9,09±0,9 |
8,55±0,9 8,66±0,9 9,24±0,9 |
8,56±0,8 8,62±0,9 9,22±0,9 |
В целях доведения физической подготовленности баскетболисток исследуемой группы А по степени прыгучести и выносливости до должного уровня проведен эксперимент, предусматривающий акцент на физическую подготовку. Система специальной физической подготовки включала в себя: 1) силовую тренировку тех групп мышц, которые участвуют в выполнении прыжков; 2) углубленное дифференцирование применяемых технико–тактических действий баскетболисток, имеющих различные игровые статусы. Направленность методики была акцентирована на развитии скоростно-силовых качеств баскетболисток (прыгучесть, скоростно-силовая выносливость).
В тренировочном процессе были использованы различные упражнения, разделенные по игровым ролям.
Для защитников:
1) ведение мяча – передача – кувырок на гимнастическом мате, получение обратной передачи и быстрый проход к щиту с броском в движении;
2) лежа спиной на гимнастическом мате подбросить мяч вверх, сделать полный переворот лежа вправо, поймать мяч, быстро встать и выполнить бросок в прыжке;
3) передвижения в максимальном темпе в защитной стойке левым-правым боком (расстояние 4 м) с касанием пальцами пола при изменении направления движения;
4) ведение мяча с сопротивлением защитника в парах. Игрок с мячом стоит на лицевой линии на расстоянии 1,5-2 м от впереди стоящего игрока без мяча. По сигналу тренера игрок с мячом ведет и бросает мяч в кольцо, игрок без мяча противодействует и старается отобрать мяч;
5) передвижение спиной вперед в защитной стойке зигзагом от лицевой линии до середины площадки, быстро, без остановки. Обратно к лицевой линии с ускорением.
Для нападающих:
1) рывки из различных исходных положений (лежа на спине, на животе, упор лежа, сидя) 4x28 м;
2) броски мяча с сопротивлением и отклонением назад;
3) прыжки на гимнастических матах:
- на одной ноге с подниманием бедра к груди, по 10 прыжков на каждой ноге;
- на двух ногах из глубокого приседа 10 прыжков;
4) рывки за мячом, подброшенным вперед на 5-6 м. Игрок стартует в момент соприкосновения мяча с полом и старается поймать его после первого отскока, проход к кольцу, бросок в движении;
5) челночный бег с ведением мяча лицом вперед и обратно спиной вперед на время.
Для центровых:
1) игроки стоят в колонне слева от кольца, по сигналу первый игрок в прыжке бросает мяч в щит и уходит в конец колонны, второй игрок в прыжке ловит отскочивший мяч и, не приземляясь, снова бросает в щит и т.д.;
2) десятикратное пробегание расстояния между щитами с прыжками к кольцу после каждой прямой. Начинается упражнение с прыжка к кольцу;
3) прыжки толчком двумя ног - доставая кольцо, 3x15 прыжков;
4) передвижения лицом и спиной вперед (расстояние 4 м) с прыжком и имитацией накрывания при изменении направления движения;
5) в парах, борьба в прыжке за падающий сверху воздушный шарик.
Работа в экспериментальной группе Б была построена с использованием кругового метода. Акцент был сделан на применении следующих упражнений:
1) и.п. - стоя на месте, прорезиненный диск для штанги (15 кг) в руках за головой. Подняться на переднюю часть стопы и опуститься на всю стопу; 2) прыжки через барьеры высотой 45-50 см, расположенные друг за другом; 3) выпрыгивание из приседа с гирей 16 кг; 4) передвижения приставными шагами с гантелями по 2 кг в руках; 5) прыжки со скакалкой 1 мин. по 3 серии.
В результате экспериментальной работы в исследуемой группе А был зафиксирован рост исследуемых показателей и доведения физической подготовленности до должных норм.
Таблица 2
Сравнительные результаты тестирования после эксперимента (Х±g)
№ |
Контрольные тесты |
Игровое амплуа |
Должные нормы |
Результаты группы А |
Результаты группы Б |
1 |
Рывок на 20 м, сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
3,01±0,4 3,15±0,3 3,30±0,4 |
3,02±0,3 3,14±0,4 3,32±0,4 |
3,02±0,3 3,20±0,3 3,40±0,3 |
2 |
Выпрыгивание вверх с места, см |
Защитник Нападающий Центровой |
57±1,8 55±1,6 50±1,2 |
57±1,9 54±1,7 50±1,3 |
54±1,8 50±1,7 47±1,5 |
3 |
Прыжок в длину с места, см |
Защитник Нападающий Центровой |
258±2,8 256±2,6 246±2,1 |
258±2,8 256±2,7 246±2,4 |
251±2,7 251±2,7 243±2,6 |
4 |
Скоростно-силовая выносливость (2x40 с), м |
Защитник Нападающий Центровой |
417±6,5 408±6,3 412±6,2 |
417±6,3 409±6,3 414±6,3 |
409±6,4 399±6,5 401±6,4 |
5 |
Прыжковая выносливость, кол-во раз за 30 сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
45±2,8 47±2,8 42±2,4 |
46±2,9 46±2,8 42±2,5 |
42±2,7 42±2,8 41±2,5 |
6 |
Защитные передвижения (6х5 м), сек. |
Защитник Нападающий Центровой |
8,42±0,8 8,55±0,8 9,09±0,9 |
8,42±0,8 8,53±0,8 9,10±0,8 |
8,50±0,7 8,60±0,8 9,18±0,8 |
С возрастанием моторной и тактической активности игры испытуемых баскетболисток увеличилось процентное количество мячей, подобранных после отскока от баскетбольного щита и кольца соперника, а также наблюдалось увеличение количества перехватов мяча.
Эффект применения разнонаправленных нагрузок в исследуемых группах рассматривался по изменениям показателей технико–тактических действий в соревновательных условиях. Сравнение начальных и конечных данных исследования (при Р = 0,05) выявило более значимые улучшения в экспериментальной группе А (табл. 3).
Таблица 3
Показатели результативности игровых приемов баскетболисток исследуемых групп (А и Б) до и после эксперимента (Х ± g, Р0 – 0,05)
№ |
Показатели ТТД |
Группа А (до эксперим.) Х ± g |
Группа А (после) Х ± g |
Группа Б (до эксперим.) Х ± g |
Группа Б (после) Х ± g |
1 |
Быстрый прорыв: - общее количество - потери мяча - результативные атаки |
14,3 ± 1,7 4,1 ± 0,5 9,3 ± 1,7 |
18,1 ± 1,8 2,1 ± 0,4 11,4 ± 1,7 |
13,1 ± 1,7 4,1 ± 0,4 8,6 ± 1,5 |
15,3 ± 1,7 2,7 ± 0,4 10,3 ± 1,5 |
2 |
Борьба за отскок на своем щите: - количество |
26,5 ± 1,8 |
30,5 ± 1,8 |
25,4 ± 2,4 |
27,3 ± 2,4 |
3 |
Борьба за отскок на щите противника: - количество |
11,3 ± 1,2 |
14,3 ± 1,2 |
11,4 ± 1,2 |
13,4 ± 1,2 |
4 |
Перехваты мяча |
13,3 ± 0,9 |
18,3 ± 0,9 |
12,5 ± 1,3 |
16,2 ± 1,3 |
5 |
2-очковые броски: - количество - количество попаданий |
34,3 ± 2,1 16, 1 ± 1,6 |
39,3 ± 2,1 20, 1 ± 1,6 |
34,9 ± 2,1 16,5 ± 1,3 |
39,4 ± 2,1 18,4 ± 1,3 |
6 |
3-очковые броски: - количество - количество попаданий |
7,2 ± 1,1 3,1 ± 1,2 |
10,1 ± 1,1 4,5 ± 1,2 |
8,3 ± 1,2 3,4 ± 1,1 |
11,3 ± 1,2 4,1 ± 1,1 |
7 |
Штрафные броски: - количество - количество попаданий |
20,3 ± 1,3 12,8 ± 2,1 |
24,4 ± 1,3 15,8 ± 2,1 |
20,5 ± 1,2 12,4 ± 2,1 |
22,5 ± 1,2 14,4 ± 2,1 |
8 |
Передачи мяча: - количество атакующих передач - количество потерь при передачах |
22,6 ± 2,1
10,2 ± 0,9 |
28,6 ± 2,1
8,2 ± 0,9 |
23,4 ± 2,1
9,8 ± 0,8 |
25,3 ± 2,2
8,8 ± 0,9 |
9 |
Ведение мяча: - количество проходов к щиту с ведением - количество потерь мяча при ведении |
21,3 ± 2,1
14,4 ± 1,2 |
29,3 ± 2,1
12,4 ± 1,2 |
23,7 ± 2,1
14,3 ± 1,1 |
25,5 ± 2,1
11,3 ± 1,1 |
Анализируя сдвиги в этих тестах, отмечаем, что целенаправленное воспитание скоростно-силовых качеств дифференцированным методом в значительной степени влияет на уровень специальной прыжковой выносливости, одновременно улучшая формирование профилирующих двигательных навыков. Успешный подбор мяча, отскочившего от щита и кольца, как важный показатель скоростно–силовой подготовки, в ходе тестирования, так и по показателям двусторонних матчей однозначно свидетельствует о превосходстве баскетболисток опытной группы А.
Выводы.
Сравнительный анализ физических и технико-тактических параметров, проведенный после реализации в эксперименте разработанной методики, позволил сделать следующие выводы:
- Разработана дифференцированная методика совершенствования технико–тактических действий баскетболисток с различным уровнем технико–тактической подготовки и игрового амплуа. Использование данной методики предполагает дифференцированное развитие скоростно–силовых качеств и игровых технико–тактических комплексов средств подготовки.
- Исследованиями доказано, что применение дифференцированной методики совершенствования технико–тактической подготовки в учебно–тренировочном процессе баскетболисток гуманитарного вуза позволяет более эффективно подобрать адекватные средства для групп с различным уровнем технико–тактической подготовки и довести его до должных норм.