Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОК

Шамсутдинов Ш.А. 1 Ермолаев А.П. 1 Султанов А.Д. 2
1 ФГБОУ ВО Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Современное состояние и динамика развития баскетбола требуют применения в тренировочном процессе абсолютно всех компонентов подготовки, особенно физической и технико–тактической. Интенсивность и продолжительность соревновательных нагрузок, обуславливающих высокую результативность игры, ощутимо возросла. Сложившиеся методы тренировки и подготовки уже не удовлетворяют запросам спортивной практики. Необходимо совершенствовать и обновлять применяемые в тренировочном процессе методики и их комбинации. В тренировочной работе были применены комплексы упражнений с целевой установкой, дифференцированные согласно индивидуальной кондиционной подготовленности баскетболисток и их соревновательному опыту. Воздействуя на такие качества, как сила, быстрота, прыгучесть, специальная выносливость, точность движений, была обеспечена физическая готовность именно к профилирующим двигательным элементам, используемым в соревнованиях. Особенностью проведения работы в исследуемых группах явилось применение средств и методов развития физических качеств, которые востребованы в баскетболе, а также умение применить свою кондиционную подготовку в тактических действиях. Одновременно проводили работу по специализированному совершенствованию техники и методического обеспечения системы физической подготовки. В совокупности это позволило решать задачи универсальной подготовки баскетболисток с большим эффектом, реализуемым в соревновательном цикле.
баскетбол
технико – тактическая подготовка
физическая подготовка
игровые амплуа
студентки
группы спортивного совершенствования
дифференцированные комплексы упражнений
1. Дифференцированный подход в системе многолетней подготовки спортсменов различной квалификации, специализирующихся в игровых видах спорта: материалы Всерос. с междунар. участием очно-заочной науч. конференции. (Малаховка, 17-18 апр. 2012 г.) / ред.: В.Б. Коренберг, ред.: В.П. Черемисин, ред.: В.С. Левин. Малаховка: МГАФК, 2012. 372 с.
2. Ионова Н.А. Влияние дифференцированного использования подвижных игр на занятиях по баскетболу со студентами на уровень физического развития и техническую подготовленность // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 58-59.
3. Шамсутдинов Ш.А., Ермолаев А.П. Использование дифференцированного подхода в технико-тактической подготовке баскетболисток гуманитарного вуза: Монография. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2017. 100 с.
4. Забелина Л.Н. Дифференцированная методика развития физических качеств студентов технического вуза с учетом их индивидуальных особенностей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Тула, 2011. 164 с.
5. Рахматов Д.И. Дифференцированный подход в физическом воспитании студентов высших учебных заведений на примере университета железнодорожного транспорта: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 179 с.

Значение физической подготовки в современном баскетболе беспрерывно возрастает. Она формирует функциональную основу для выполнения технических приемов на высокой скорости, обеспечивает активность тактических взаимодействий, обусловливает рост функций, ответственных за адаптацию спортсменок к высоким тренировочным и соревновательным нагрузкам, а также правильное протекание восстановительных процессов в организме.

Тренировка девушек-баскетболисток напрямую сопряжена с решением вопросов, связанных непосредственно с углубленной специализацией, что требует от них всесторонней подготовленности. Необходимость дифференциации тренировочного процесса на учебно–тренировочном этапе неоднократно подчеркивалась специалистами в области спортивной тренировки [1-3]. Поэтому научное обоснование рационального соотношения средств общей и специальной подготовки в годовом периоде занятий, а также разработка и обоснование методов специальной подготовки считаются исключительно значимыми условиями, конкретизирующими содержание тренировочной работы с баскетболистками на стадии спортивного совершенствования.

Все это возможно реализовать, только применяя новые технологии в учебно-тренировочном цикле, предусматривающие сознательную моторную работу студенток гуманитарного университета, тренирующихся в секциях спортивного совершенствования. Практическая реализация метода индивидуализации, как базового принципа, в баскетболе обычно сводится к выбору тренером конкретных упражнений и методов тренировки спортсменок в зависимости от их индивидуальных особенностей, выявленных опытным путем. Результатом не раскрытых научно обоснованных путей к персональной подготовке баскетболисток является стабилизация спортивного мастерства игроков, при том что степень развития двигательных качеств и работоспособность незначительно повышаются. Таким образом, мы можем говорить о возникающем противоречии между высоким объемом тренировочной деятельности, проделанной игроками, и небольшим смещением их характеристик соревновательной работы.

Как показывает практика, у квалифицированных баскетболисток выявляется невысокая степень реализации скоростно-силовых качеств при исполнении базовых технико-тактических приемов. Причиной этого служат:

1) воздействие сложнокоординационной структуры исполняемого технического упражнения; 2) неполная степень овладения техникой при реализации двигательных операций; 3) стабилизация пространственно-временных параметров системы технико-тактических приемов из-за длительного их использования на одном и том же уровне развития скоростнo-силовых качеств [4].

Отсюда понятно, что и физическая, и технико-тактическая подготовленность баскетболисток требует корректировки. Следовательно, нужно улучшать процесс подготовки, учитывая особенности возрастного развития. В усовершенствовании нуждается также и само методическое обеспечение процесса подготовки баскетболисток.

Для устранения первой причины необходимо сделать упор на развитие скоростно-силовых компонентов, а также специфической выносливости баскетболисток [5].

Анализ второй причины показывает, что есть необходимость в изменении методического подхода путем применения элементов дифференцированной методики, то есть на использовании заданий с определенной целевой установкой в ходе физической и технико-тактической подготовки.

Следовательно, нужно сориентироваться на необходимость качественного целенаправленного усовершенствования процесса подготовки баскетболисток. При этом необходимая степень физической подготовленности - это обязательное условие как технического мастерства, так и реализации тактических планов, основанное на убежденности в своих физических возможностях. Необходим совершенно иной методический подход, который позволит раскрыть резервы физического потенциала девушек-студенток в рамках тренировочного цикла. Таким способом, как нам представляется, является метод заданий с целевой установкой, основанный на правилах дифференциации. Этот метод позволяет:

а) более разумно дозировать тренировочные задания по их двигательной структуре; б) в ходе физической подготовки предельно реализовать особенности, присущие возрасту; в) направленно и углубленно развивать «сильные» и «слабые» стороны подготовки как отдельных спортсменок, так и игроков разных игровых статусов.

Противоречие между потребностью в высококвалифицированных игроках и недостаточностью учебно-тренировочного времени, отведенного в вузе, определило проблему оптимизации тренировочного процесса по баскетболу с девушками.

Цель исследования - разработка и реализация дифференцированной методики улучшения процесса физической и технико-тактической подготовки с учетом подготовленности баскетболисток различных игровых специализаций.

Материал и методы исследования

В исследовании были применены следующие методы исследования:

  1. Анализ спортивно-педагогической литературы использовался для изучения состояния вопроса в педагогической теории и практике.
  2. Метод педагогических наблюдений проводился для выявления применения основных технико-тактических приемов баскетбола на учебно-тренировочных занятиях со студентками вуза.
  3. Метод пульсометрии проводился для выявления индивидуальных норм физической нагрузки, базирующейся на реакции сердечно-сосудистой системы (ЧСС).
  4. Метод педагогического тестирования проводился с целью изучения двигательной и технической подготовленности студенток.
  5. Фиксирование технико-тактических показателей соревновательной деятельности применялось с целью оценки, анализа и последующей корректировки тренировочного процесса.
  6. Математическая обработка полученных значений проводилась для статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе исследований в экспериментальных группах было проведено тестирование игроков всех амплуа для сравнения с необходимыми нормами, выведенными для игроков женской лиги дивизиона «Толпар» Ассоциации студенческого баскетбола.

Таблица 1

Сравнительные результаты тестирования на первом этапе исследования (Х±g)

Контрольные тесты

Игровое амплуа

Должные нормы

Результаты группы А

Результаты группы Б

1

Рывок на 20 м, сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

3,01±0,4

3,15±0,3

3,30±0,4

3,11±0,4

3,31±0,5

3,42±0,6

3,10±0,5

3,29±0,5

3,43±0,5

2

Выпрыгивание вверх с места, см

Защитник

Нападающий

Центровой

57±1,8

55±1,6

50±1,2

51±1,9

48±1,8

44±1,8

52±1,9

48±1,9

45±1,8

3

Прыжок в длину с места, см

Защитник

Нападающий

Центровой

258±2,8

256±2,6

246±2,1

249±2,8

250±2,7

242±2,7

249±2,7

250±2,8

242±2,9

4

Скоростно-силовая выносливость (2x40 с), м

Защитник

Нападающий

Центровой

417±6,5

408±6,3

412±6,2

405±6,6

394±6,3

400±6,3

406±6,4

394±6,5

400±6,4

5

Прыжковая выносливость, кол-во раз за 30 сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

45±2,8

47±2,8

42±2,4

40±2,9

40±3,0

39±2,9

41±2,9

40±2,9

40±2,8

6

Защитные передвижения (6х5 м), сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

8,42±0,8

8,55±0,8

9,09±0,9

8,55±0,9

8,66±0,9

9,24±0,9

8,56±0,8

8,62±0,9

9,22±0,9

 

В целях доведения физической подготовленности баскетболисток исследуемой группы А по степени прыгучести и выносливости до должного уровня проведен эксперимент, предусматривающий акцент на физическую подготовку. Система специальной физической подготовки включала в себя: 1) силовую тренировку тех групп мышц, которые участвуют в выполнении прыжков; 2) углубленное дифференцирование применяемых технико–тактических действий баскетболисток, имеющих различные игровые статусы. Направленность методики была акцентирована на развитии скоростно-силовых качеств баскетболисток (прыгучесть, скоростно-силовая выносливость).

В тренировочном процессе были использованы различные упражнения, разделенные по игровым ролям.

Для защитников:

1) ведение мяча – передача – кувырок на гимнастическом мате, получение обратной передачи и быстрый проход к щиту с броском в движении;

2) лежа спиной на гимнастическом мате подбросить мяч вверх, сделать полный переворот лежа вправо, поймать мяч, быстро встать и выполнить бросок в прыжке;

3) передвижения в максимальном темпе в защитной стойке левым-правым боком (расстояние 4 м) с касанием пальцами пола при изменении направления движения;

4) ведение мяча с сопротивлением защитника в парах. Игрок с мячом стоит на лицевой линии на расстоянии 1,5-2 м от впереди стоящего игрока без мяча. По сигналу тренера игрок с мячом веде­т и бросает мяч в кольцо, игрок без мяча противодействует и старается отобрать мяч;

5) передвижение спиной вперед в защитной стойке зигзагом от лицевой линии до середины площадки, быстро, без остановки. Обратно к лицевой линии с ускорением.

Для нападающих:

1) рывки из различных исходных положений (ле­жа на спине, на животе, упор лежа, сидя) 4x28 м;

2) броски мяча с сопротивлением и отклонением назад;

3) прыжки на гимнастических матах:

  • на одной ноге с подниманием бедра к груди, по 10 прыжков на каждой ноге;
  • на двух ногах из глубокого приседа 10 прыжков;

4) рывки за мячом, подброшенным вперед на 5-6 м. Игрок стартует в момент соприкосновения мяча с полом и старается поймать его после первого отскока, проход к кольцу, бросок в движении;

5) челночный бег с ведением мяча лицом вперед и обратно спиной вперед на время.

Для центровых:

1) игроки стоят в колонне слева от кольца, по сигналу первый игрок в прыжке бросает мяч в щит и уходит в конец колонны, второй игрок в прыжке ловит отскочивший мяч и, не приземляясь, снова бросает в щит и т.д.;

2) десятикратное пробегание расстояния между щитами с прыжками к кольцу после каждой пря­мой. Начинается упражнение с прыжка к кольцу;

3) прыжки толчком двумя ног - доставая кольцо, 3x15 прыжков;

4) передвижения лицом и спиной вперед (рас­стояние 4 м) с прыжком и имитацией накрывания при изменении направления движения;

5) в парах, борьба в прыжке за падающий сверху воздушный шарик.

Работа в экспериментальной группе Б была построена с использованием кругового метода. Акцент был сделан на применении следующих упражнений:

1) и.п. - стоя на месте, прорезиненный диск для штанги (15 кг) в руках за головой. Подняться на переднюю часть стопы и опуститься на всю стопу; 2) прыжки через барьеры высотой 45-50 см, расположенные друг за другом; 3) выпрыгивание из приседа с гирей 16 кг; 4) передвижения приставными шагами с гантелями по 2 кг в руках; 5) прыжки со скакалкой 1 мин. по 3 серии.

В результате экспериментальной работы в исследуемой группе А был зафиксирован рост исследуемых показателей и доведения физической подготовленности до должных норм.

Таблица 2

Сравнительные результаты тестирования после эксперимента (Х±g)

Контрольные тесты

Игровое амплуа

Должные нормы

Результаты группы А

Результаты группы Б

1

Рывок на 20 м, сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

3,01±0,4

3,15±0,3

3,30±0,4

3,02±0,3

3,14±0,4

3,32±0,4

3,02±0,3

3,20±0,3

3,40±0,3

2

Выпрыгивание вверх с места, см

Защитник

Нападающий

Центровой

57±1,8

55±1,6

50±1,2

57±1,9

54±1,7

50±1,3

54±1,8

50±1,7

47±1,5

3

Прыжок в длину с места, см

Защитник

Нападающий

Центровой

258±2,8

256±2,6

246±2,1

258±2,8

256±2,7

246±2,4

251±2,7

251±2,7

243±2,6

4

Скоростно-силовая выносливость (2x40 с), м

Защитник

Нападающий

Центровой

417±6,5

408±6,3

412±6,2

417±6,3

409±6,3

414±6,3

409±6,4

399±6,5

401±6,4

5

Прыжковая выносливость, кол-во раз за 30 сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

45±2,8

47±2,8

42±2,4

46±2,9

46±2,8

42±2,5

42±2,7

42±2,8

41±2,5

6

Защитные передвижения (6х5 м), сек.

Защитник

Нападающий

Центровой

8,42±0,8

8,55±0,8

9,09±0,9

8,42±0,8

8,53±0,8

9,10±0,8

8,50±0,7

8,60±0,8

9,18±0,8

 

С возрастанием моторной и тактической активности игры испытуемых баскетболисток увеличилось процентное количество мячей, подобранных после отскока от баскетбольного щита и кольца соперника, а также наблюдалось увеличение количества перехватов мяча.

Эффект применения разнонаправленных нагрузок в исследуемых группах рассматривался по изменениям показателей технико–тактических действий в соревновательных условиях. Сравнение начальных и конечных данных исследования (при Р = 0,05) выявило более значимые улучшения в экспериментальной группе А (табл. 3).

Таблица 3

Показатели результативности игровых приемов баскетболисток исследуемых групп (А и Б) до и после эксперимента (Х ± g, Р0 – 0,05)

Показатели ТТД

Группа А

(до эксперим.)

Х ± g

Группа А

(после)

Х ± g

Группа Б

(до эксперим.)

Х ± g

Группа Б

(после)

Х ± g

1

Быстрый прорыв:

- общее количество

- потери мяча

- результативные атаки

 

14,3 ± 1,7

4,1 ± 0,5

9,3 ± 1,7

 

18,1 ± 1,8

2,1 ± 0,4

11,4 ± 1,7

 

13,1 ± 1,7

4,1 ± 0,4

8,6 ± 1,5

 

15,3 ± 1,7

2,7 ± 0,4

10,3 ± 1,5

2

Борьба за отскок на своем щите:

- количество

 

 

26,5 ± 1,8

 

 

30,5 ± 1,8

 

 

25,4 ± 2,4

 

 

27,3 ± 2,4

3

Борьба за отскок на щите противника:

- количество

 

 

11,3 ± 1,2

 

 

14,3 ± 1,2

 

 

11,4 ± 1,2

 

 

13,4 ± 1,2

4

Перехваты мяча

13,3 ± 0,9

18,3 ± 0,9

12,5 ± 1,3

16,2 ± 1,3

5

2-очковые броски:

- количество

- количество попаданий

 

34,3 ± 2,1

16, 1 ± 1,6

 

39,3 ± 2,1

20, 1 ± 1,6

 

34,9 ± 2,1

16,5 ± 1,3

 

39,4 ± 2,1

18,4 ± 1,3

6

3-очковые броски:

- количество

- количество попаданий

 

7,2 ± 1,1

3,1 ± 1,2

 

10,1 ± 1,1

4,5 ± 1,2

 

8,3 ± 1,2

3,4 ± 1,1

 

11,3 ± 1,2

4,1 ± 1,1

7

Штрафные броски:

- количество

- количество попаданий

 

20,3 ± 1,3

12,8 ± 2,1

 

24,4 ± 1,3

15,8 ± 2,1

 

20,5 ± 1,2

12,4 ± 2,1

 

22,5 ± 1,2

14,4 ± 2,1

8

Передачи мяча:

- количество атакующих передач

- количество потерь при передачах

 

 

22,6 ± 2,1

 

10,2 ± 0,9

 

 

28,6 ± 2,1

 

8,2 ± 0,9

 

 

23,4 ± 2,1

 

9,8 ± 0,8

 

 

25,3 ± 2,2

 

8,8 ± 0,9

9

Ведение мяча:

- количество проходов к щиту с ведением

- количество потерь мяча при ведении

 

21,3 ± 2,1

 

14,4 ± 1,2

 

29,3 ± 2,1

 

12,4 ± 1,2

 

23,7 ± 2,1

 

14,3 ± 1,1

 

25,5 ± 2,1

 

11,3 ± 1,1

 

Анализируя сдвиги в этих тестах, отмечаем, что целенаправленное воспитание скоростно-силовых качеств дифференцированным методом в значительной степени влияет на уровень специальной прыжковой выносливости, одновременно улучшая формирование профилирующих двигательных навыков. Успешный подбор мяча, отскочившего от щита и кольца, как важный показатель скоростно–силовой подготовки, в ходе тестирования, так и по показателям двусторонних матчей однозначно свидетельствует о превосходстве баскетболисток опытной группы А.

Выводы.

Сравнительный анализ физических и технико-тактических параметров, проведенный после реализации в эксперименте разработанной методики, позволил сделать следующие выводы:

  1. Разработана дифференцированная методика совершенствования технико–тактических действий баскетболисток с различным уровнем технико–тактической подготовки и игрового амплуа. Использование данной методики предполагает дифференцированное развитие скоростно–силовых качеств и игровых технико–тактических комплексов средств подготовки.
  2. Исследованиями доказано, что применение дифференцированной методики совершенствования технико–тактической подготовки в учебно–тренировочном процессе баскетболисток гуманитарного вуза позволяет более эффективно подобрать адекватные средства для групп с различным уровнем технико–тактической подготовки и довести его до должных норм.

Библиографическая ссылка

Шамсутдинов Ш.А., Ермолаев А.П., Султанов А.Д. КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ПОДГОТОВКИ БАСКЕТБОЛИСТОК // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29357 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674