Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,120

PATRIOTIC CULTURE OF YOUTH: EXPANDING BORDERS AND GROWTH POINTS

Timofeev A.A. 1
1 Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems
The relevance of the article is due to the need to draw the attention of the pedagogical community to the problem of forming a patriotic culture of young people. The decline in moral guidelines, which has arisen from gaps in the educational system, and the undermined moral foundations of society lead to a wide range of social and destructive actions by young people, the manifestations of which we are unfortunately seeing more and more often in our country. Patriotic education of a younger person is now the focus of attention of the state, society, educational system, however, due to significant transformations of society and youth caused by evolutionary development, new concepts and mechanisms are needed. The article considers the issue of formation of patriotic culture of young students in modern conditions. Based on critical analysis, the article reveals and analyzes the basic "postulates" of patriotic education. Data of the survey of young students, allowing to identify directions of implementation of the strategy of patriotic education, are given. The author 's vision of patriotic culture of youth as a complex design, including axiological, cognitive and activity components, is presented. The author emphasizes the social importance of patriotic culture and the need to expand its perceptions from the protection and security of the country towards the creation and preservation of values, focus on every citizen. Such a vision contributes to the consolidation of the efforts of society, the unity of the people, the formation of common interests and the development of socially useful, socially significant patriotic activities for the benefit of the country.
youth
patriotic culture
patriotic education
patriotism
values
meanings
behavior

Современное воспитание молодежи носит противоречивый характер восприятия. Это позиционно объяснимо «шлейфом» идеологически обоснованного советского воспитания, формированием демократических прав и свобод, отсутствием государственной идеологии и весьма условным представлением национальной идеи. Однако сейчас нельзя отрицать и возникшие потребности социума в воспитании подрастающего человека. Разрушение советской идеологии не позволило сразу в полной мере осознать потерю историко-культурных ценностей и наследия, гармонизующих межкультурные, этносоциальные и религиозные отношения нашей многонациональной и поликультурной страны.

Прошлое нашей страны, провозглашение демократии, навязывание нового формата жизни (не всегда адекватного) обусловили «крен» в сторону человека-потребителя, не стремящегося к совершенствованию, с акцентом на добыче материальных благ, не задумывающегося о собственных нравственных устоях. Произошедшие события преобразования страны, общественного строя, рыночной экономики совпали и со сменой эпох – от индустриальной к цифровой, расширив информационное пространство и изменив форматы и скорости передачи информации. Такая ситуация «наложилась» на свойственные молодежи любой формации искажение норм, протестную активность, подростковую агрессию, противостояние общепринятым ценностям. Разрыв между ценностями современных родителей и детей слишком велик, на смену советским идеалам и постулатам нравственного воспитания пришел слишком вариативный, интерактивный мир, в котором ценностные, нравственные категории заменяются развивающимися сюжетами, эмоциональными суррогатами, «action–категориями». Вкупе сложившееся состояние и движение в сторону идеологических свобод создало «почву» для проникновения любых, вплоть до деструктивных, идеологий и норм, следование которым зачастую разрушает не только собственную жизнь и карьеру молодого человека, но и существенным образом влияет на все общество. В результате геополитических, социально-экономических и культурных преобразований в российском обществе уже произошли необратимые изменения нравственного контура, которые оказали существенное влияние на молодое поколение. Именно эти проблемы явились отправной точкой формирования новой российской системы патриотического воспитания молодежи и поиска эффективных механизмов ее реализации. Стала очевидной необходимость сохранения отечественных норм, ценностей и традиций человека, общества и государства, выражаемых через патриотизм.

Цель исследования заключается в анализе особенностей современного патриотического воспитания, восприятия патриотизма подрастающим поколением, выявлении сущности патриотической культуры молодежи в современных условиях.

Материал и методы исследования

Обобщение исследований в сфере «патриотизма» и формирования у молодежи патриотических качеств показало, что существует несколько направлений:

историко-культурный «пласт» патриотизма;

различные аспекты патриотизма и патриотизм в целом;

формирование патриотического мышления, сознания и установок;

военно-патриотическое воспитание молодежи в целом и с профессиональной направленностью;

патриотическая культура и ее аспекты.

Направление авторского исследования связано с позиционированием молодого человека как личности с ценностными ориентациями. Патриотизм автором представляется «агрегатором» ценностей, а патриотическая культура – способом самовыражения и поведения молодого человека, развивающегося в процессе его жизнедеятельности.

В работе использованы методы критического анализа состояния вопроса и синтеза теоретических оснований патриотического воспитания молодежи. В качестве эмпирических методов использованы педагогическое наблюдение, опрос и статистический анализ данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Итогом нашего исследования явилось несколько обобщенных представлений и авторское видение их в современных условиях.

1) Генезис понятия «патриотизм» глобально связывается с господствующим государственным строем на протяжении всего периода существования страны. Любовь к Отечеству, его культуре, истории является отправной точкой ее защиты и сохранения безопасности. Позиция гражданственности в значительной мере военизирована, вплоть до самопожертвования.

На взгляд автора, современные представления о патриотизме существенно шире и не ограничиваются этими представлениями. Патриотизм не требует военного времени или угроз безопасности страны для его проявления, его роль может быть видна в каждодневной работе на благо Отечества. Любовь к Родине, гражданская позиция, активная самореализация может быть проявлена через спектр общественной, профессиональной, культурной и спортивной деятельности, участие в целевых проектах, служащих сохранению памяти, истории, спортивных, образовательных и иных мероприятиях, демонстрирующих создание мирных условий для нравственного роста и иных достижений молодежи.

2) Патриотическое воспитание молодежи находится в центре пристального внимания общества и государства, связывая поколения и пронизывая все стороны жизни: геополитическую, социально-экономическую, духовную, правовую и др.

Действительно, развитие воспитательных мер в сфере патриотизма, сохранение исторической памяти является глобальной задачей Российской Федерации как нового государства с глубинной и сложной историей. Однако традиционные для советского периода «форматы» патриотизма вызывают отчуждение не только у самой молодежи, но и представителей среднего поколения. Выросшие в новых условиях поколения не могут считать своей Родиной Россию царского периода или Советский Союз. Для молодежи ‑ это собственная современная страна, с текущим строем, конституционными правами, обязанностями и возможностями, соответственно, современное патриотическое воспитание должно развиваться сообразно текущей ситуации, возможностям и потребностям, безусловно, при сохранении исторической памяти и культуры страны. «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего – свои, у вашего – другие, – писал В.О. Ключевский в курсе русской истории. – И жалко поколение, у которого нет никаких» [1].

В качестве подтверждения представим результаты опроса учащейся молодежи о современном патриотизме. Опрос проходил в течение 2018-2019 гг., всего в опросе принимали участие 378 человек в возрасте 15-18 лет, учащиеся школ и студенты колледжей из городов Москвы (102 человека), Казани (94 человека), Чебоксар (82 человека), 46% опрошенных ‑ юноши, 54% ‑- девушки.

В результате исследования выявлено следующее: патриотизм как ценность признает 89% опрошенных. Патриотизм выражается через любовь к Родине, земле, месту, где родился, семье; патриотизм связывается: с участием в социальной деятельности (84%), с военной службой (48%), с профессиональной карьерой и проживанием в стране (76%), с гражданской активностью (71%), национальной идентичностью (64%), развитием науки, культуры и спорта (84%), сохранением культурных традиций и исторической памяти (74%). Патриотизм большинство опрошенных считает личным и глубоким чувством (82%).

Результаты опроса, а также анализ социологических опросов в сфере патриотического воспитания молодежи, проведенных другими исследователями [2-4], подтверждает наличие патриотизма в смыслосфере молодых людей, то есть рассматриваемый конструкт обсуждается, обдумывается, развивается и применяется молодыми людьми при решении различных задач. Большинство молодых людей признают ценность патриотизма; респонденты демонстрируют четкое понимание общности интересов государства и граждан в сохранении и приумножении культурного наследия, развитии науки и техники. Участвующие в авторском опросе молодые люди проживают в традиционно полиэтнических регионах, гордясь мирным существованием различных наций и конфессий [5].

3) На государстве и на социуме лежит задача помощи молодежи в определении смыслообразующих ориентаций, формировании самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям.

Традиционное представление о воспитании как о задаче семьи и образовательной системы в настоящее время несколько размывается. Это вполне объяснимо трансформацией границ современного мира, в том числе киберсоциализацией [6], создан цифровой виртуальной мир, в котором молодежь живет, развивается, коммуницирует постоянно. Это является частью их жизнедеятельности. Информационно-мировоззренческую подготовку молодежи может вести кто угодно через социальные сети, и эта информация быстрее «доходит» до молодежи, нередки случаи суицидального, деструктивного или экстремистского влияния на подрастающее поколение [7]. Это означает необходимость расширения воспитательных возможностей социума, привлечения новых социальных институтов к реализации воспитательных молодежных проектов и программ.

Безусловно, семье и системе образования (образовательным организациям и педагогам) отводится значительная роль в этом процессе, также необходимо отметить, что задача системы образования заключается в подготовке современных «воспитателей», способных действовать не стихийно, а в рамках законодательства, педагогических законов и правил воспитания через механизмы, транспарентные запросам современной молодежи.

Полученные в результате выводного анализа и эмпирического исследования данные привели автора к необходимости актуализации термина «патриотическая культура» и вопросу идентификации ее составляющих. Попытка обобщения представлений о патриотической культуре молодежи показала сложность и разнообразие представлений исследователей. Основу патриотической культуры (как типа поведения) определяет патриотизм, воспринимаемый как личностное качество, отношение, принцип жизни, ценностное образование, готовность действовать [8]. В то же время патриотическая культура представляет собой, на наш взгляд, более целостное образование человека и социума в целом, базируясь на нескольких позициях:

динамическое образование может как отсутствовать вовсе, так и иметь высокий уровень, способно к формированию и развитию;

‑ является как качеством личности, так и качеством социума в целом;

имеет ценностное и когнитивное основание, создается в виде материальных и духовных ценностей;

‑ может формироваться разнообразными способами воздействия на личность, имеет накопительный эффект;

‑ реализуется в социальном поведении каждого человека и общества в целом, проявляется в созидании, бережном отношении, передаче социального опыта и традиций от поколения к поколению («Память ‑ основа совести и нравственности, память ‑ основа культуры», Д.С. Лихачев [9]).

Основываясь на выделенных позициях, сделаем попытку раскрыть сущность патриотической культуры как интегративного качества личности и социума, базирующегося на ценности отечества, исторической памяти, сохранении и приумножении его духовного, культурного и материального наследия, готовности действовать на благо Родины и каждого человека, реализующегося через социально полезную деятельность.

Как сложный конструкт, патриотическая культура включает ряд компонентов: аксиологический, обусловливающий духовно-нравственные основания и ценностные для личности позиции; когнитивный, включающий патриотические знания (историю своей страны, объективное представление этапов развития страны, политические и геополитические направления развития страны, историю национальностей и религий, устройство государственной системы, законодательную базу и др.); собственные патриотические ценности и патриотические убеждения; функционально-деятельностный компонент как готовность и опыт патриотической социально полезной деятельности с оценкой значимости своего вклада.

Принципиально важным в данном определении является взаимодействие человека и социума в разных аспектах: 1) проявление патриотизма на уровне человека (качество личности) и на уровне социума (качество общества), способствующее консолидации усилий общества, единению народа; 2) реализация общественной патриотической деятельности не только «абстрактно» для страны, но и для каждого ее гражданина; 3) широкий охват патриотических представлений от военно-патриотических до социально значимых.

Соответственно, механизмы формирования патриотической культуры молодежи должны отвечать ее компонентам, коррелировать с личностной и социальной направленностью, непрерывно развиваться в социально полезной деятельности молодежи. Определяя общественно полезной собственную деятельность, ее результативность, молодое поколение осознает собственную значимость в социальном и государственном аспекте, будет стремиться к созиданию и пониманию своей роли и места в развитии Отечества.

Заключение

Современному обществу необходима духовно-культурная реконструкция, обеспечивающая его социальную и национальную безопасность. Основой этого процесса может выступить процесс формирования и развития патриотической культуры молодежи, которая через 10-20 лет будет влиять на состояние государства и его целостность. Очевидным стал факт, что период отсутствия внимания к воспитательному процессу со стороны государства, и соответственно, образовательных организаций как социального института, упор только на личностные потребности без учета государственных нужд и задач вкупе с высокой информационной доступностью и агрессией обусловил социальную изоляцию молодежи. Старые идеалы слишком далеки от современной жизни, не подкреплены устоями общества и не воспринимаются молодежью, что приводит к интенсивному поиску каких-либо идеалов, не всегда положительных. В итоге недостаток воспитания каждого человека и «буксировка» системы воспитания в целом приводит к разрушению эмоционально-ценностного спектра молодого человека, меняя его духовные позиции, а, следовательно, меняя и его жизнь, и социум в целом, не в лучшую сторону.

Современное состояние «идеологической энтропии» в прикладном смысле обусловливает поиск национальной идеи и национальных идеалов. Здесь, на наш взгляд, необходимо прислушаться к мнению молодежи, называющей исторических деятелей прошлого в качестве достойных примеров проявлений патриотизма и формирующей образы мыслящих, думающих достойных людей, реализовавших свои смелые планы на благо Родины. Этот аспект связывает нас с понятием «историческая память», реальными историческими знаниями, концентрируя основу государственной идеологии, государственного патриотизма и социокультурного развития, предопределяя направления реализации стратегии патриотического воспитания. В статье раскрыта сущность патриотической культуры, рассматриваемой автором с точки зрения «общественной полезности» для каждого человека и страны в целом и раскрывающейся в поведении и социальной деятельности современной молодежи.

Воспитательный процесс сейчас претерпевает глобальные трансформации – от полного слома системы воспитания при предыдущем политическом строе до поиска новых методологий и методов в современный период. И это приводит нас к необходимости усиления педагогического взаимодействия всех социальных институтов, а не только семьи и образования, в контексте формирования патриотической культуры молодежи. Исследование, формирование и развитие компонентов патриотической культуры у молодежи вне общеобразовательной системы представляется новой задачей, встающей перед педагогическим сообществом в современных условиях. Способом реализации такого воспитания могут служить общественные организации, действующие в интересах социума и государства, деятельность которых регламентирована и имеет явно выраженный созидательный характер, а также популяризация ценностных идеалов и норм, повышение социальной активности молодежи и реализация социальных проектов как вклад в благополучие Отечества.