Современное воспитание молодежи носит противоречивый характер восприятия. Это позиционно объяснимо «шлейфом» идеологически обоснованного советского воспитания, формированием демократических прав и свобод, отсутствием государственной идеологии и весьма условным представлением национальной идеи. Однако сейчас нельзя отрицать и возникшие потребности социума в воспитании подрастающего человека. Разрушение советской идеологии не позволило сразу в полной мере осознать потерю историко-культурных ценностей и наследия, гармонизующих межкультурные, этносоциальные и религиозные отношения нашей многонациональной и поликультурной страны.
Прошлое нашей страны, провозглашение демократии, навязывание нового формата жизни (не всегда адекватного) обусловили «крен» в сторону человека-потребителя, не стремящегося к совершенствованию, с акцентом на добыче материальных благ, не задумывающегося о собственных нравственных устоях. Произошедшие события преобразования страны, общественного строя, рыночной экономики совпали и со сменой эпох – от индустриальной к цифровой, расширив информационное пространство и изменив форматы и скорости передачи информации. Такая ситуация «наложилась» на свойственные молодежи любой формации искажение норм, протестную активность, подростковую агрессию, противостояние общепринятым ценностям. Разрыв между ценностями современных родителей и детей слишком велик, на смену советским идеалам и постулатам нравственного воспитания пришел слишком вариативный, интерактивный мир, в котором ценностные, нравственные категории заменяются развивающимися сюжетами, эмоциональными суррогатами, «action–категориями». Вкупе сложившееся состояние и движение в сторону идеологических свобод создало «почву» для проникновения любых, вплоть до деструктивных, идеологий и норм, следование которым зачастую разрушает не только собственную жизнь и карьеру молодого человека, но и существенным образом влияет на все общество. В результате геополитических, социально-экономических и культурных преобразований в российском обществе уже произошли необратимые изменения нравственного контура, которые оказали существенное влияние на молодое поколение. Именно эти проблемы явились отправной точкой формирования новой российской системы патриотического воспитания молодежи и поиска эффективных механизмов ее реализации. Стала очевидной необходимость сохранения отечественных норм, ценностей и традиций человека, общества и государства, выражаемых через патриотизм.
Цель исследования заключается в анализе особенностей современного патриотического воспитания, восприятия патриотизма подрастающим поколением, выявлении сущности патриотической культуры молодежи в современных условиях.
Материал и методы исследования
Обобщение исследований в сфере «патриотизма» и формирования у молодежи патриотических качеств показало, что существует несколько направлений:
‑ историко-культурный «пласт» патриотизма;
‑ различные аспекты патриотизма и патриотизм в целом;
‑ формирование патриотического мышления, сознания и установок;
‑ военно-патриотическое воспитание молодежи в целом и с профессиональной направленностью;
‑ патриотическая культура и ее аспекты.
Направление авторского исследования связано с позиционированием молодого человека как личности с ценностными ориентациями. Патриотизм автором представляется «агрегатором» ценностей, а патриотическая культура – способом самовыражения и поведения молодого человека, развивающегося в процессе его жизнедеятельности.
В работе использованы методы критического анализа состояния вопроса и синтеза теоретических оснований патриотического воспитания молодежи. В качестве эмпирических методов использованы педагогическое наблюдение, опрос и статистический анализ данных.
Результаты исследования и их обсуждение
Итогом нашего исследования явилось несколько обобщенных представлений и авторское видение их в современных условиях.
1) Генезис понятия «патриотизм» глобально связывается с господствующим государственным строем на протяжении всего периода существования страны. Любовь к Отечеству, его культуре, истории является отправной точкой ее защиты и сохранения безопасности. Позиция гражданственности в значительной мере военизирована, вплоть до самопожертвования.
На взгляд автора, современные представления о патриотизме существенно шире и не ограничиваются этими представлениями. Патриотизм не требует военного времени или угроз безопасности страны для его проявления, его роль может быть видна в каждодневной работе на благо Отечества. Любовь к Родине, гражданская позиция, активная самореализация может быть проявлена через спектр общественной, профессиональной, культурной и спортивной деятельности, участие в целевых проектах, служащих сохранению памяти, истории, спортивных, образовательных и иных мероприятиях, демонстрирующих создание мирных условий для нравственного роста и иных достижений молодежи.
2) Патриотическое воспитание молодежи находится в центре пристального внимания общества и государства, связывая поколения и пронизывая все стороны жизни: геополитическую, социально-экономическую, духовную, правовую и др.
Действительно, развитие воспитательных мер в сфере патриотизма, сохранение исторической памяти является глобальной задачей Российской Федерации как нового государства с глубинной и сложной историей. Однако традиционные для советского периода «форматы» патриотизма вызывают отчуждение не только у самой молодежи, но и представителей среднего поколения. Выросшие в новых условиях поколения не могут считать своей Родиной Россию царского периода или Советский Союз. Для молодежи ‑ это собственная современная страна, с текущим строем, конституционными правами, обязанностями и возможностями, соответственно, современное патриотическое воспитание должно развиваться сообразно текущей ситуации, возможностям и потребностям, безусловно, при сохранении исторической памяти и культуры страны. «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего – свои, у вашего – другие, – писал В.О. Ключевский в курсе русской истории. – И жалко поколение, у которого нет никаких» [1].
В качестве подтверждения представим результаты опроса учащейся молодежи о современном патриотизме. Опрос проходил в течение 2018-2019 гг., всего в опросе принимали участие 378 человек в возрасте 15-18 лет, учащиеся школ и студенты колледжей из городов Москвы (102 человека), Казани (94 человека), Чебоксар (82 человека), 46% опрошенных ‑ юноши, 54% ‑- девушки.
В результате исследования выявлено следующее: патриотизм как ценность признает 89% опрошенных. Патриотизм выражается через любовь к Родине, земле, месту, где родился, семье; патриотизм связывается: с участием в социальной деятельности (84%), с военной службой (48%), с профессиональной карьерой и проживанием в стране (76%), с гражданской активностью (71%), национальной идентичностью (64%), развитием науки, культуры и спорта (84%), сохранением культурных традиций и исторической памяти (74%). Патриотизм большинство опрошенных считает личным и глубоким чувством (82%).
Результаты опроса, а также анализ социологических опросов в сфере патриотического воспитания молодежи, проведенных другими исследователями [2-4], подтверждает наличие патриотизма в смыслосфере молодых людей, то есть рассматриваемый конструкт обсуждается, обдумывается, развивается и применяется молодыми людьми при решении различных задач. Большинство молодых людей признают ценность патриотизма; респонденты демонстрируют четкое понимание общности интересов государства и граждан в сохранении и приумножении культурного наследия, развитии науки и техники. Участвующие в авторском опросе молодые люди проживают в традиционно полиэтнических регионах, гордясь мирным существованием различных наций и конфессий [5].
3) На государстве и на социуме лежит задача помощи молодежи в определении смыслообразующих ориентаций, формировании самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям.
Традиционное представление о воспитании как о задаче семьи и образовательной системы в настоящее время несколько размывается. Это вполне объяснимо трансформацией границ современного мира, в том числе киберсоциализацией [6], создан цифровой виртуальной мир, в котором молодежь живет, развивается, коммуницирует постоянно. Это является частью их жизнедеятельности. Информационно-мировоззренческую подготовку молодежи может вести кто угодно через социальные сети, и эта информация быстрее «доходит» до молодежи, нередки случаи суицидального, деструктивного или экстремистского влияния на подрастающее поколение [7]. Это означает необходимость расширения воспитательных возможностей социума, привлечения новых социальных институтов к реализации воспитательных молодежных проектов и программ.
Безусловно, семье и системе образования (образовательным организациям и педагогам) отводится значительная роль в этом процессе, также необходимо отметить, что задача системы образования заключается в подготовке современных «воспитателей», способных действовать не стихийно, а в рамках законодательства, педагогических законов и правил воспитания через механизмы, транспарентные запросам современной молодежи.
Полученные в результате выводного анализа и эмпирического исследования данные привели автора к необходимости актуализации термина «патриотическая культура» и вопросу идентификации ее составляющих. Попытка обобщения представлений о патриотической культуре молодежи показала сложность и разнообразие представлений исследователей. Основу патриотической культуры (как типа поведения) определяет патриотизм, воспринимаемый как личностное качество, отношение, принцип жизни, ценностное образование, готовность действовать [8]. В то же время патриотическая культура представляет собой, на наш взгляд, более целостное образование человека и социума в целом, базируясь на нескольких позициях:
динамическое образование может как отсутствовать вовсе, так и иметь высокий уровень, способно к формированию и развитию;
‑ является как качеством личности, так и качеством социума в целом;
имеет ценностное и когнитивное основание, создается в виде материальных и духовных ценностей;
‑ может формироваться разнообразными способами воздействия на личность, имеет накопительный эффект;
‑ реализуется в социальном поведении каждого человека и общества в целом, проявляется в созидании, бережном отношении, передаче социального опыта и традиций от поколения к поколению («Память ‑ основа совести и нравственности, память ‑ основа культуры», Д.С. Лихачев [9]).
Основываясь на выделенных позициях, сделаем попытку раскрыть сущность патриотической культуры как интегративного качества личности и социума, базирующегося на ценности отечества, исторической памяти, сохранении и приумножении его духовного, культурного и материального наследия, готовности действовать на благо Родины и каждого человека, реализующегося через социально полезную деятельность.
Как сложный конструкт, патриотическая культура включает ряд компонентов: аксиологический, обусловливающий духовно-нравственные основания и ценностные для личности позиции; когнитивный, включающий патриотические знания (историю своей страны, объективное представление этапов развития страны, политические и геополитические направления развития страны, историю национальностей и религий, устройство государственной системы, законодательную базу и др.); собственные патриотические ценности и патриотические убеждения; функционально-деятельностный компонент как готовность и опыт патриотической социально полезной деятельности с оценкой значимости своего вклада.
Принципиально важным в данном определении является взаимодействие человека и социума в разных аспектах: 1) проявление патриотизма на уровне человека (качество личности) и на уровне социума (качество общества), способствующее консолидации усилий общества, единению народа; 2) реализация общественной патриотической деятельности не только «абстрактно» для страны, но и для каждого ее гражданина; 3) широкий охват патриотических представлений от военно-патриотических до социально значимых.
Соответственно, механизмы формирования патриотической культуры молодежи должны отвечать ее компонентам, коррелировать с личностной и социальной направленностью, непрерывно развиваться в социально полезной деятельности молодежи. Определяя общественно полезной собственную деятельность, ее результативность, молодое поколение осознает собственную значимость в социальном и государственном аспекте, будет стремиться к созиданию и пониманию своей роли и места в развитии Отечества.
Заключение
Современному обществу необходима духовно-культурная реконструкция, обеспечивающая его социальную и национальную безопасность. Основой этого процесса может выступить процесс формирования и развития патриотической культуры молодежи, которая через 10-20 лет будет влиять на состояние государства и его целостность. Очевидным стал факт, что период отсутствия внимания к воспитательному процессу со стороны государства, и соответственно, образовательных организаций как социального института, упор только на личностные потребности без учета государственных нужд и задач вкупе с высокой информационной доступностью и агрессией обусловил социальную изоляцию молодежи. Старые идеалы слишком далеки от современной жизни, не подкреплены устоями общества и не воспринимаются молодежью, что приводит к интенсивному поиску каких-либо идеалов, не всегда положительных. В итоге недостаток воспитания каждого человека и «буксировка» системы воспитания в целом приводит к разрушению эмоционально-ценностного спектра молодого человека, меняя его духовные позиции, а, следовательно, меняя и его жизнь, и социум в целом, не в лучшую сторону.
Современное состояние «идеологической энтропии» в прикладном смысле обусловливает поиск национальной идеи и национальных идеалов. Здесь, на наш взгляд, необходимо прислушаться к мнению молодежи, называющей исторических деятелей прошлого в качестве достойных примеров проявлений патриотизма и формирующей образы мыслящих, думающих достойных людей, реализовавших свои смелые планы на благо Родины. Этот аспект связывает нас с понятием «историческая память», реальными историческими знаниями, концентрируя основу государственной идеологии, государственного патриотизма и социокультурного развития, предопределяя направления реализации стратегии патриотического воспитания. В статье раскрыта сущность патриотической культуры, рассматриваемой автором с точки зрения «общественной полезности» для каждого человека и страны в целом и раскрывающейся в поведении и социальной деятельности современной молодежи.
Воспитательный процесс сейчас претерпевает глобальные трансформации – от полного слома системы воспитания при предыдущем политическом строе до поиска новых методологий и методов в современный период. И это приводит нас к необходимости усиления педагогического взаимодействия всех социальных институтов, а не только семьи и образования, в контексте формирования патриотической культуры молодежи. Исследование, формирование и развитие компонентов патриотической культуры у молодежи вне общеобразовательной системы представляется новой задачей, встающей перед педагогическим сообществом в современных условиях. Способом реализации такого воспитания могут служить общественные организации, действующие в интересах социума и государства, деятельность которых регламентирована и имеет явно выраженный созидательный характер, а также популяризация ценностных идеалов и норм, повышение социальной активности молодежи и реализация социальных проектов как вклад в благополучие Отечества.
Библиографическая ссылка
Тимофеев А.А. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДЕЖИ: РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ И ТОЧЕК РОСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29350 (дата обращения: 12.10.2024).