Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PHYSICAL PREPARATION IN MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITIES OF MILITARY SERVING AIR AND SPACE FORCES

Borisov A.V. 1 Voronov N.A. 1 Vasin V.N. 1
1 Yaroslavl Higher Military School of Air Defense
The paper notes that the organization of the physical training of officers-teachers of the air defense and missile defense forces of the aerospace forces depends on the organization of their military professional activities. This is, first of all, due to the fact that physical training is background, and not basic, in relation to professional activity. The aim of the study was to study the process of organizing the physical training of officer teachers of a higher military educational institution. In the course of the study, theoretical material on the problems of organizing physical education and physical training in particular was generalized and analyzed, and factors affecting the organization of physical training of teaching officers were studied. It has been established that the main reasons for the low organization of the physical training of military personnel of the air defense and missile defense forces of the aerospace forces are: the lack of a sufficient number of equipped places for training; conducting the necessary cathedral events; lack of real planning of three times a week. It is noted that the organization of physical training in higher military educational institutions, as a scientific problem, should have its own specific research methods, allowing to improve the content of the elements of the organization and determine ways of implementing scientific developments in practice. Attention is drawn to the fact that the design of new organizational technologies for the process of physical training of officer teachers is based on a consistent transition from self-organization of classes to the organization of physical training in small groups. The work concluded that the physical training typical of the dynamism of the flowing in it processes, their dependence on multi-factor, systematic resolution of conflicts between the requirements of physical preparedness of officers-teachers and need them in employment by improving physical training, recreational sports.
physical training
Teachers
military professional activity
assessment
training sessions
military personnel
physical activity

Решение вопросов обеспечения физической подготовленности офицеров-преподавателей высшего военно-учебного заведения в значительной мере обусловлено организационно-управленческими факторами, оказывающими весьма существенное влияние на регулярность занятий, методический инструментарий проведения учебно-тренировочных занятий, объективность контроля над физическим состоянием офицеров.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что существенное отличие физической подготовки офицеров-преподавателей от других видов боевой подготовки связано с тем, что в процессе физической подготовки добиваются положительные изменения в физическом состоянии военнослужащих, совершенствуются качественные особенности двигательной деятельности, обусловленные структурными и функциональными изменениями в организме. Тогда как в других видах боевой подготовки улучшения связаны с формированием специальных навыков и умений. Хотя последнее обстоятельство свойственно и для физической подготовки, но здесь формирование навыков и умений осуществляется по закономерностям физического совершенствования и детерминировано изменениями в функциональном состоянии и физическом развитии.

Проведенные исследования в данном направлении крайне малочисленны и решают в основном задачи определения содержания и оптимизации методики физической тренировки офицеров. Следовательно, проблема обоснования организационно-управленческих основ физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения является актуальной, что также подтверждается исследованиями Борисова А.В. с соавторами [1, c. 31].

При установлении факторов, оказывающих влияние на процесс организации, целесообразно определить целевую установку физической подготовки данной категории военнослужащих. Физическая подготовка направлена на поддержание их физической подготовленности в соответствии с требованиями воинской службы, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование умений в руководстве физической подготовкой, ее организации и проведении, что также отмечается в работах О.В. Ахмаева с соавторами [2]. Очевидно, что для основной массы постоянного состава высшего военного учебного заведения наиболее характерной является первая часть приведенной целевой установки.

Содержание физической подготовки офицерами усваивается в процессе учебных занятий, спортивно-массовой работы и самостоятельной физической тренировки. Изучая организацию физической подготовки как подразделений, так и военнослужащих, принято анализировать организацию боевой подготовки или профессиональной деятельности военных специалистов, поскольку в этих случаях физическая подготовка по преимуществу обеспечивает основную деятельность [3, c. 54].

Разрабатывая тот или иной вариант организации физической подготовки офицерско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения необходимо косвенно подразумевать, что физическая подготовка тем или иным образом оказывает влияние на основную деятельность.

Несомненно, что рациональная организация физической подготовки должна быть «вписана» в организацию служебной деятельности офицера-преподавателя.

Следовательно, организация физической подготовки офицеров-преподавателей зависит от организации их военно-профессиональной деятельности. Из литературных источников известно, что это, прежде всего, связано с тем, что физическая подготовка является по отношению к профессиональной деятельности фоновой, не основной [4, с. 157]. Указанные обстоятельства накладывают определенные ограничения и на процесс организации физической подготовки офицеров-преподавателей.

Организация физической подготовки в высших военных учебных заведениях, как научная проблема, должна иметь свои специфические методы исследования, позволяющие совершенствовать содержание элементов организации и определять пути реализации научных разработок в практику. Следовательно, элементы организации являются средством управления физическим совершенствованием военнослужащего. Аналогичное, по сути, определение организации характерно и в управлении учебным процессом.

Целью нашего исследования является изучение процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей постоянного состава высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил.

Материал и методы исследования. На первом этапе исследования изучался, обобщался и анализировался теоретический материал по проблемам организации физической культуры, и физической подготовки в частности.

На втором этапе исследования изучались факторы, влияющие на организацию физической подготовки офицеров-преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Служебная деятельность офицера-преподавателя высшего военного учебного заведения включает учебную, методическую и научную работу. Кроме этого, значительное место в структуре служебной деятельности офицера-преподавателя занимают различные формы общевоенной деятельности (наряды, общественная нагрузка и т.д.). Необходимо также учитывать, что высшие военные учебные заведения расположены, как правило, в городских населенных пунктах. Поэтому, в зависимости от потребностей, офицеры могут заниматься физической подготовкой на спортивных сооружениях соответствующего городского округа или муниципального образования.

В ряде работ А.В. Бурикова с соавторами отмечается, что офицеры-преподаватели высших военных учебных заведений помимо основных видов работ, связанных с проведением (26%), подготовкой к занятиям (64%), вынуждены дополнительно затрачивать время на проведение консультаций, факультативов, занятия с «задолжниками» [5, c. 199].

Анализ данных, полученных в ходе нашего исследования, свидетельствует о том, что неудовлетворенность функционированием физической подготовки 21% офицеров связывают с недостатками планирования, 26% – с завышенностью нормативных требований, 13% – с неудачным подбором тренировочных и контрольных упражнений и 11% – недостаточно правильным выбором времени занятий, его строгой регламентированностью.

Следует отметить, что при необходимости проведения занятий по физической подготовке с офицерами-преподавателями организационная структура этих занятий в целом не предусмотрена, также не отработана технология тренировочного процесса, система контроля и другие мероприятия, связанные с процессом физического совершенствования [6, c. 11]. Вместе с тем «уход» от организованных занятий к самостоятельной физической тренировке не решает проблемы физической подготовки офицерского состава.

Следовательно, как отмечает В.П. Гришинов с соавторами, систематичность и регулярность физической тренировки для офицеров существенно важнее улучшения показателей их физической подготовленности. Прежде всего, это обусловлено тесной взаимосвязью регулярности занятий и общей работоспособностью офицеров [7, c. 68].

Важное научно-практическое значение имеют: установление типологии лиц, активно занимающихся, «нейтральных» (только сдающих нормативы) и группы лечебной физической культуры; разработка организационно-педагогических условий, обеспечивающих постепенный «перевод» из группы «нейтральных» в группы активно занимающихся физическими упражнениями. В данном случае, по мнению ряда авторов, сама организация физической подготовки должна быть гибкой и вариативной в зависимости от конкретных ситуаций, не носить формальный характер [8, c. 83].

Для определения привлекательности одного или иного вида двигательной активности осуществлялся опрос 103 офицеров-преподавателей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее высокий ранг имеют мини-футбол и волейбол. Исходя из этих видов спорта, можно предположить, что офицеры-преподаватели предпочитают заниматься такими видами спорта, которые служат средством эмоциональной «разрядки» и неформального общения. Очевидно, что совершенствование организации физической подготовки должно осуществляться в направлении создания благоприятных условий для культивирования вышеуказанных видов спорта.

Существующие малочисленные группы занимающихся, как правило, игровыми видами спорта, имеются в большинстве военно-учебных заведений, зачастую самоорганизуясь независимо от специальной организаторской деятельности преподавателей кафедры физической подготовки.

Поскольку создание таких групп в большинстве случаев является исключительно инициативой самих занимающихся, то, по-видимому, специалистам по физической подготовке необходимо только определить оптимальные организационные условия и рационально распределить имеющуюся учебную материально-техническую базу по физической подготовке.

Традиционно существующие формы физической подготовки офицеров постепенно трансформируются в новые организационные формы. Так, для офицеров была включена такая форма, как самостоятельная физическая тренировка. Наметилась тенденция дальнейшей «спортотизации» физической подготовки всех категорий военнослужащих. Прежде всего, это обусловлено тем, что существующее содержание, формы и нормативные основы физической подготовки офицеров и ее организация не обеспечивают возможности систематических занятий физическими упражнениями офицеров-преподавателей. Здесь возникает противоречие между обязательностью занятий конкретными физическими упражнениями и потребностями и интересами самих офицеров в занятиях физической подготовкой.

В данном случае очевидно несоответствие компонентов системы физической подготовки с намерениями самих занимающихся, что также согласуется с результатами других исследований [9, c. 45].

Необходимо отметить, что выходом из такой ситуации является разработка руководств по физической подготовке для соответствующих категорий военнослужащих. На наш взгляд, основная проблема заключается в недостаточно эффективной оперативной организации физической подготовки, отсутствии продуктивных разработок типологии процесса организации занятий по физической подготовке офицеров-преподавателей.

Нам представляется необходимым создание рациональных условий организации физической подготовки офицеров-преподавателей. Отметим некоторые из них:

  • создание групп для занятий физической подготовкой по штатным подразделениям (в составе кафедр);
  • сооружение небольшой учебно-материальной базы (тренажерный зал и т.п.) непосредственно на кафедрах;
  • предоставление офицерам-преподавателям возможности выбора контрольных упражнений при проверке физической подготовки;
  • стимулирование офицеров для перехода из групп «сдающих только нормативы» в группу «активно занимающихся физическими упражнениями».

Такая организация физической подготовки, по сути дела, представляет собой установление порядка построения и осуществления процесса физической подготовки. По-видимому, конечным результатом организации физической подготовки является упорядоченность процесса физического совершенствования военнослужащих. Упорядоченность процесса физической подготовки должна иметь количественные показатели, иначе весьма затруднительно изменить управляемые факторы, оказывающие воздействие на процесс физического совершенствования.

В качестве критериев эффективности процесса физической подготовки обычно выделяют достигнутый уровень физической подготовленности военнослужащих, что выражается в выполнении тестов (контрольных упражнений). В этом случае упорядоченность как бы создает условия для усложнения созданного уровня физической подготовленности. Отметим, что уровень физической подготовленности в конечном счете зависит не только от упорядоченности (организованности) физической подготовки. Прежде всего, на уровень физической подготовленности оказывают влияние следующие факторы: исходный уровень подготовленности занимающихся; направленность используемых средств и методов; состояние материальной базы; подготовленность руководителей занятий и т.д. Очевидно, необходимо учитывать наряду с упорядоченностью и достигнутый уровень физической подготовленности военнослужащих.

По существу эти показатели могут быть выделены как критерии эффективности организации физической подготовки. Единственно, что это будет составной показатель, отражающий вклад качества организации на конечный результат.

Традиционно элементами организации, непосредственно осуществляющими управление процессом физической подготовки, являются: планирование, подготовка руководителей, контроль. Конечно, для изучения внутренних связей между указанными элементами целесообразно проведение количественных измерений [10, c. 12].

Организация физической подготовки офицеров-преподавателей высших военных учебных заведений предполагает согласование вопросов отражения физической подготовки в плане-календаре основных мероприятий военно-учебного заведения на месяц. В частности, с начальником учебного отдела согласовываются дни недели и конкретное время на учебно-тренировочные занятия. Основными причинами низкой организации физической подготовки офицеров-преподавателей являются: отсутствие достаточного количества оборудованных мест для занятий; проведение необходимых кафедральных мероприятий; отсутствие возможности реального планирования трехразовых занятий в неделю.

Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что рационализация организационных аспектов подготовки преподавателей основана на обеспечении постепенного перехода от организации собственной физкультурно-спортивной деятельности, обусловленной потребностью к достижению оптимального состояния оперативной работоспособности, к эффективной организации физической подготовки на кафедре.

В процессе организации физической подготовки военнослужащих создаются связи и взаимодействия между субъектами деятельности для обеспечения стабильности и прогнозируемости их физического совершенствования на основе рационального использования средств, форм и методов физической подготовки.

Проектирование новых организационных технологий процесса физической подготовки офицеров базируется на последовательном переходе от самоорганизации занятий к организации физической подготовки в малых группах (штабных подразделениях).