Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ

Борисов А.В. 1 Воронов Н.А. 1 Васин В.Н. 1
1 ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
В работе отмечается, что организация физической подготовки офицеров-преподавателей войск противовоздушной и противоракетной обороны воздушно-космических сил зависит от организации их военно-профессиональной деятельности. Это, прежде всего, связано с тем, что физическая подготовка является по отношению к профессиональной деятельности фоновой, а не основной. Целью исследования являлось изучение процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения. В ходе исследования обобщался и анализировался теоретический материал по проблемам организации физической культуры, и физической подготовки в частности, а также изучались факторы, влияющие на организацию физической подготовки офицеров-преподавателей. Установлено, что основными причинами низкой организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной и противоракетной обороны воздушно-космических сил являются: отсутствие достаточного количества оборудованных мест для занятий; проведение необходимых кафедральных мероприятий; отсутствие возможности реального планирования трехразовых занятий в неделю. Отмечается, что организация физической подготовки в высших военных учебных заведениях, как научная проблема, должна иметь свои специфические методы исследования, позволяющие совершенствовать содержание элементов организации и определять пути реализации научных разработок в практику. Обращается внимание на то, что проектирование новых организационных технологий процесса физической подготовки офицеров-преподавателей базируется на последовательном переходе от самоорганизации занятий к организации физической подготовки в малых группах. В работе делается вывод о том, что для организации физической подготовки характерны динамичность протекающих в ней процессов, многофакторная их обусловленность, систематическое разрешение противоречий между требованиями, предъявляемыми к физической подготовленности офицеров-преподавателей, и потребностью их в занятиях оздоровительной физической тренировкой, рекреационным спортом.
физическая подготовка
преподаватели
военно-профессиональная деятельность
оценка
тренировочные занятия
военнослужащие
физическая нагрузка
1. Борисов А.В., Широков А.В., Буриков А.В. Специфика физической подготовки специалистов военно-космических сил при выполнении служебных обязанностей // Scientific Discussion. 2017. Т. 1. № 3. С. 31.
2. Ахмаев О.В., Ершов С.А., Круглова Е.В. Общая характеристика организации и управления физической подготовкой военнослужащих // Studia Humanitatis. 2018. № 4. [Электронный ресурс]. URL:http://st-hum.ru/en/content/no-1-2019 (дата обращения: 12.09.2019).
3. Козниенко И.В. Повышение работоспособности при выполнении профессиональной деятельности средствами физической культуры // Colloquium-journal. 2019. № 6-9 (30). С. 53-56.
4. Елькин Ю.Г. Методологическое обоснование средств и методов физического воспитания военнослужащих // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2019. №1 (4). С. 156-160.
5. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Изменение функционального состояния организма военных специалистов при выполнении физической нагрузки в условиях искусственной изоляции от окружающей среды // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 2 (3). С. 197-200.
6. Воронов Н.А. Поступление курсантов в высшее военное училище ПВО // Дневник науки. 2019. № 6 (30). С. 11.
7. Гришинов В.П., Скрипачев С.А., Якунин Н.И. Межличностные отношения курсантов военно-учебного заведения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 67-71.
8. Елькин Ю.Г. Необходимость качественного обучения курсантов вузов по дисциплине «Физическая подготовка» // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 1 (2). С. 83.
9. Буриков А.В. Формирование мотивации личностно-ориентированного поведения военнослужащих // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №7. С. 44-46.
10. Воронов Н.А. Физическая подготовка в жизни военнослужащего // Дневник науки. 2019. № 6 (30). С. 12.

Решение вопросов обеспечения физической подготовленности офицеров-преподавателей высшего военно-учебного заведения в значительной мере обусловлено организационно-управленческими факторами, оказывающими весьма существенное влияние на регулярность занятий, методический инструментарий проведения учебно-тренировочных занятий, объективность контроля над физическим состоянием офицеров.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что существенное отличие физической подготовки офицеров-преподавателей от других видов боевой подготовки связано с тем, что в процессе физической подготовки добиваются положительные изменения в физическом состоянии военнослужащих, совершенствуются качественные особенности двигательной деятельности, обусловленные структурными и функциональными изменениями в организме. Тогда как в других видах боевой подготовки улучшения связаны с формированием специальных навыков и умений. Хотя последнее обстоятельство свойственно и для физической подготовки, но здесь формирование навыков и умений осуществляется по закономерностям физического совершенствования и детерминировано изменениями в функциональном состоянии и физическом развитии.

Проведенные исследования в данном направлении крайне малочисленны и решают в основном задачи определения содержания и оптимизации методики физической тренировки офицеров. Следовательно, проблема обоснования организационно-управленческих основ физической подготовки офицеров-преподавателей высшего военного учебного заведения является актуальной, что также подтверждается исследованиями Борисова А.В. с соавторами [1, c. 31].

При установлении факторов, оказывающих влияние на процесс организации, целесообразно определить целевую установку физической подготовки данной категории военнослужащих. Физическая подготовка направлена на поддержание их физической подготовленности в соответствии с требованиями воинской службы, укрепление здоровья, закаливание, совершенствование умений в руководстве физической подготовкой, ее организации и проведении, что также отмечается в работах О.В. Ахмаева с соавторами [2]. Очевидно, что для основной массы постоянного состава высшего военного учебного заведения наиболее характерной является первая часть приведенной целевой установки.

Содержание физической подготовки офицерами усваивается в процессе учебных занятий, спортивно-массовой работы и самостоятельной физической тренировки. Изучая организацию физической подготовки как подразделений, так и военнослужащих, принято анализировать организацию боевой подготовки или профессиональной деятельности военных специалистов, поскольку в этих случаях физическая подготовка по преимуществу обеспечивает основную деятельность [3, c. 54].

Разрабатывая тот или иной вариант организации физической подготовки офицерско-преподавательского состава высшего военного учебного заведения необходимо косвенно подразумевать, что физическая подготовка тем или иным образом оказывает влияние на основную деятельность.

Несомненно, что рациональная организация физической подготовки должна быть «вписана» в организацию служебной деятельности офицера-преподавателя.

Следовательно, организация физической подготовки офицеров-преподавателей зависит от организации их военно-профессиональной деятельности. Из литературных источников известно, что это, прежде всего, связано с тем, что физическая подготовка является по отношению к профессиональной деятельности фоновой, не основной [4, с. 157]. Указанные обстоятельства накладывают определенные ограничения и на процесс организации физической подготовки офицеров-преподавателей.

Организация физической подготовки в высших военных учебных заведениях, как научная проблема, должна иметь свои специфические методы исследования, позволяющие совершенствовать содержание элементов организации и определять пути реализации научных разработок в практику. Следовательно, элементы организации являются средством управления физическим совершенствованием военнослужащего. Аналогичное, по сути, определение организации характерно и в управлении учебным процессом.

Целью нашего исследования является изучение процесса организации физической подготовки офицеров-преподавателей постоянного состава высшего военного учебного заведения воздушно-космических сил.

Материал и методы исследования. На первом этапе исследования изучался, обобщался и анализировался теоретический материал по проблемам организации физической культуры, и физической подготовки в частности.

На втором этапе исследования изучались факторы, влияющие на организацию физической подготовки офицеров-преподавателей.

Результаты исследования и их обсуждение. Служебная деятельность офицера-преподавателя высшего военного учебного заведения включает учебную, методическую и научную работу. Кроме этого, значительное место в структуре служебной деятельности офицера-преподавателя занимают различные формы общевоенной деятельности (наряды, общественная нагрузка и т.д.). Необходимо также учитывать, что высшие военные учебные заведения расположены, как правило, в городских населенных пунктах. Поэтому, в зависимости от потребностей, офицеры могут заниматься физической подготовкой на спортивных сооружениях соответствующего городского округа или муниципального образования.

В ряде работ А.В. Бурикова с соавторами отмечается, что офицеры-преподаватели высших военных учебных заведений помимо основных видов работ, связанных с проведением (26%), подготовкой к занятиям (64%), вынуждены дополнительно затрачивать время на проведение консультаций, факультативов, занятия с «задолжниками» [5, c. 199].

Анализ данных, полученных в ходе нашего исследования, свидетельствует о том, что неудовлетворенность функционированием физической подготовки 21% офицеров связывают с недостатками планирования, 26% – с завышенностью нормативных требований, 13% – с неудачным подбором тренировочных и контрольных упражнений и 11% – недостаточно правильным выбором времени занятий, его строгой регламентированностью.

Следует отметить, что при необходимости проведения занятий по физической подготовке с офицерами-преподавателями организационная структура этих занятий в целом не предусмотрена, также не отработана технология тренировочного процесса, система контроля и другие мероприятия, связанные с процессом физического совершенствования [6, c. 11]. Вместе с тем «уход» от организованных занятий к самостоятельной физической тренировке не решает проблемы физической подготовки офицерского состава.

Следовательно, как отмечает В.П. Гришинов с соавторами, систематичность и регулярность физической тренировки для офицеров существенно важнее улучшения показателей их физической подготовленности. Прежде всего, это обусловлено тесной взаимосвязью регулярности занятий и общей работоспособностью офицеров [7, c. 68].

Важное научно-практическое значение имеют: установление типологии лиц, активно занимающихся, «нейтральных» (только сдающих нормативы) и группы лечебной физической культуры; разработка организационно-педагогических условий, обеспечивающих постепенный «перевод» из группы «нейтральных» в группы активно занимающихся физическими упражнениями. В данном случае, по мнению ряда авторов, сама организация физической подготовки должна быть гибкой и вариативной в зависимости от конкретных ситуаций, не носить формальный характер [8, c. 83].

Для определения привлекательности одного или иного вида двигательной активности осуществлялся опрос 103 офицеров-преподавателей.

Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее высокий ранг имеют мини-футбол и волейбол. Исходя из этих видов спорта, можно предположить, что офицеры-преподаватели предпочитают заниматься такими видами спорта, которые служат средством эмоциональной «разрядки» и неформального общения. Очевидно, что совершенствование организации физической подготовки должно осуществляться в направлении создания благоприятных условий для культивирования вышеуказанных видов спорта.

Существующие малочисленные группы занимающихся, как правило, игровыми видами спорта, имеются в большинстве военно-учебных заведений, зачастую самоорганизуясь независимо от специальной организаторской деятельности преподавателей кафедры физической подготовки.

Поскольку создание таких групп в большинстве случаев является исключительно инициативой самих занимающихся, то, по-видимому, специалистам по физической подготовке необходимо только определить оптимальные организационные условия и рационально распределить имеющуюся учебную материально-техническую базу по физической подготовке.

Традиционно существующие формы физической подготовки офицеров постепенно трансформируются в новые организационные формы. Так, для офицеров была включена такая форма, как самостоятельная физическая тренировка. Наметилась тенденция дальнейшей «спортотизации» физической подготовки всех категорий военнослужащих. Прежде всего, это обусловлено тем, что существующее содержание, формы и нормативные основы физической подготовки офицеров и ее организация не обеспечивают возможности систематических занятий физическими упражнениями офицеров-преподавателей. Здесь возникает противоречие между обязательностью занятий конкретными физическими упражнениями и потребностями и интересами самих офицеров в занятиях физической подготовкой.

В данном случае очевидно несоответствие компонентов системы физической подготовки с намерениями самих занимающихся, что также согласуется с результатами других исследований [9, c. 45].

Необходимо отметить, что выходом из такой ситуации является разработка руководств по физической подготовке для соответствующих категорий военнослужащих. На наш взгляд, основная проблема заключается в недостаточно эффективной оперативной организации физической подготовки, отсутствии продуктивных разработок типологии процесса организации занятий по физической подготовке офицеров-преподавателей.

Нам представляется необходимым создание рациональных условий организации физической подготовки офицеров-преподавателей. Отметим некоторые из них:

  • создание групп для занятий физической подготовкой по штатным подразделениям (в составе кафедр);
  • сооружение небольшой учебно-материальной базы (тренажерный зал и т.п.) непосредственно на кафедрах;
  • предоставление офицерам-преподавателям возможности выбора контрольных упражнений при проверке физической подготовки;
  • стимулирование офицеров для перехода из групп «сдающих только нормативы» в группу «активно занимающихся физическими упражнениями».

Такая организация физической подготовки, по сути дела, представляет собой установление порядка построения и осуществления процесса физической подготовки. По-видимому, конечным результатом организации физической подготовки является упорядоченность процесса физического совершенствования военнослужащих. Упорядоченность процесса физической подготовки должна иметь количественные показатели, иначе весьма затруднительно изменить управляемые факторы, оказывающие воздействие на процесс физического совершенствования.

В качестве критериев эффективности процесса физической подготовки обычно выделяют достигнутый уровень физической подготовленности военнослужащих, что выражается в выполнении тестов (контрольных упражнений). В этом случае упорядоченность как бы создает условия для усложнения созданного уровня физической подготовленности. Отметим, что уровень физической подготовленности в конечном счете зависит не только от упорядоченности (организованности) физической подготовки. Прежде всего, на уровень физической подготовленности оказывают влияние следующие факторы: исходный уровень подготовленности занимающихся; направленность используемых средств и методов; состояние материальной базы; подготовленность руководителей занятий и т.д. Очевидно, необходимо учитывать наряду с упорядоченностью и достигнутый уровень физической подготовленности военнослужащих.

По существу эти показатели могут быть выделены как критерии эффективности организации физической подготовки. Единственно, что это будет составной показатель, отражающий вклад качества организации на конечный результат.

Традиционно элементами организации, непосредственно осуществляющими управление процессом физической подготовки, являются: планирование, подготовка руководителей, контроль. Конечно, для изучения внутренних связей между указанными элементами целесообразно проведение количественных измерений [10, c. 12].

Организация физической подготовки офицеров-преподавателей высших военных учебных заведений предполагает согласование вопросов отражения физической подготовки в плане-календаре основных мероприятий военно-учебного заведения на месяц. В частности, с начальником учебного отдела согласовываются дни недели и конкретное время на учебно-тренировочные занятия. Основными причинами низкой организации физической подготовки офицеров-преподавателей являются: отсутствие достаточного количества оборудованных мест для занятий; проведение необходимых кафедральных мероприятий; отсутствие возможности реального планирования трехразовых занятий в неделю.

Выводы. В результате проведенного исследования установлено, что рационализация организационных аспектов подготовки преподавателей основана на обеспечении постепенного перехода от организации собственной физкультурно-спортивной деятельности, обусловленной потребностью к достижению оптимального состояния оперативной работоспособности, к эффективной организации физической подготовки на кафедре.

В процессе организации физической подготовки военнослужащих создаются связи и взаимодействия между субъектами деятельности для обеспечения стабильности и прогнозируемости их физического совершенствования на основе рационального использования средств, форм и методов физической подготовки.

Проектирование новых организационных технологий процесса физической подготовки офицеров базируется на последовательном переходе от самоорганизации занятий к организации физической подготовки в малых группах (штабных подразделениях).


Библиографическая ссылка

Борисов А.В., Воронов Н.А., Васин В.Н. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29209 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674