Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRACTICAL ASPECTS OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL QUALITIES OF STUDENTS IN THE MILITARY DEPARTMENT

Mikhaylov I.L. 1 Mikhaylov I.V. 2 Borenshteyn A.L. 3
1 Central Military District
2 Federal State Institution "Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Kursk Region" of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation
3 FSBEI HE South-West state University
The urgency of the problem of forming the military-professional qualities of training stock soldiers in civilian higher educational institutions is considered in the article. The quality of skills and abilities determines the depth and strength of the knowledge underlying them. The more consciously the future reserve soldier learns knowledge, the more successfully he develops flexible, strong and complex skills that enable him to successfully operate in a difficult and rapidly changing combat situation. When teaching students in the military registration specialties of reserve soldiers in the university, the head of the class briefly and intelligently explains how to fulfill this or that situation assignment in an exemplary manner. In the classroom, a situation is created that is close to the combat reality. By organizing the training of students in the military registration specialties of reserve soldiers in the university, the teacher must take into account their life experience, build on it, help them create a new experience that reflects the specifics of military activities. It must be taken into account that the modern soldier is a specialist in a wide range of disciplines. He is obliged not only to master his specialty in perfection, but also to be ready to replace his comrade. Therefore, in determining the purpose and specific tasks of preparing students for military registration specialties reserve soldiers in a university, it is also necessary to determine the nature and amount of knowledge, skills and abilities necessary for a future reserve soldier to master adjacent specialties. In order that every future reserve soldier can effectively use his knowledge for successful execution of combat training and service tasks, theoretical training should be conducted inseparably connected with practical training. Defining the content of military training, developing curricula and training programs, it is necessary to take into account not only the requirements of modern warfare, but also the increased level of general educational and technical training of students in the military specialties of reserve soldiers, as well as the latest achievements of science and technology.
reserve training
military training
project activities
competence building
education

В настоящее время продолжаются преобразования в области военной подготовки. Они вызваны рядом обстоятельств: появляется более технологичное вооружение, практика военно-профессиональной подготовки приводит к развитию новых форм и способов ведения боевых действий, продолжают развиваться военная теория, общая и военная педагогика. Все это вызывает необходимость совершенствования учебных планов и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе [1, с. 227].

В соответствии с научным анализом деятельности подготовки студентов по различным военно-учетным специальностям нами сосредоточено внимание на том, что студенты – будущие солдаты запаса должны знать и уметь в результате изучения учебной дисциплины.

Необходимо учитывать, что современный солдат – профессионал широкого профиля. Он обязан не только безукоризненно овладеть своей специальностью, но и быть готовым заменить товарища. Поэтому при определении цели и конкретных задач подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе необходимо определить также характер и объем знаний, навыков и умений, необходимых будущему солдату запаса для овладения смежными специальностями.

Осуществляется логический анализ каждого учебного предмета, из него устраняется все нелогичное, а также лишнее, второстепенное, устаревшее. При этом необходимо учитывать, что современное вооружение, военная и специальная техника развиваются чрезвычайно быстро и в войсках наряду с новейшей техникой всегда имеется некоторая часть вооружения, которое снято с производства, но еще не утратило своего значения.

Весьма перспективными и совершенно необходимыми являются разработка и включение в учебные программы алгоритмов (строгой последовательности) умственной и физической деятельности будущих солдат запаса при обслуживании и применении военной техники.

В соответствии с законодательством Российской Федерации договор для прохождения подготовки по программам подготовки солдат запаса при образовательной организации могут заключать граждане Российской Федерации:

– обучающиеся по очной форме обучения в соответствующей образовательной организации по основной образовательной программе высшего образования с получением квалификации «бакалавр», «специалист»;

– в результате медицинского освидетельствования по состоянию здоровья годные к военной службе или годные к военной службе с незначительными ограничениями;

– имеющие отличную или хорошую нервно-психическую устойчивость.

Для того чтобы каждый будущий солдат запаса смог продуктивно использовать свои знания для успешного выполнения учебно-боевых и служебных задач, теоретическое обучение должно проводиться в неразрывной связи с практической подготовкой.

Организуя подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, преподаватель учитывает их жизненный опыт, опирается на него, помогает им создавать новый опыт, отражающий специфику воинской деятельности.

Умения формируются на основе знаний и навыков разными путями. В одном случае начальная стадия умения образуется у студента после объяснения учебного содержания преподавателем, в других случаях – после объяснения и показа или в результате самостоятельных действий обучающегося. В процессе упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков; в умениях в большей или меньшей мере присутствуют элементы творчества, которые позволяют субъекту уверенно и инициативно действовать в самой различной обстановке.

Качество навыков и умений определяет глубину и прочность знаний, лежащих в их основе. Чем сознательнее будущий солдат запаса усвоил знания, тем успешнее образуются у него гибкие, прочные и сложные навыки и умения, позволяющие ему результативно действовать в тяжелой и быстро меняющейся боевой обстановке.

Студенты, изъявившие желание пройти подготовку по военно-учетным специальностям солдат запаса, должны соответствовать ряду требований. Обучение по программам военной подготовки в образовательных организациях высшего образования является добровольным и включается в учебный план образовательной организации. Общая характеристика военной деятельности обусловливает уровень требований к солдатам запаса. Для каждой военно-учетной специальности разрабатываются соответствующие квалификационные требования с учетом их специфики.

Например, квалификационные требования к подготовке по военно-учетным специальностям ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения сержантов (солдат) граждан РФ из числа студентов государственных образовательных организаций высшего образования утверждает начальник центрального органа военного управления, являющийся заказчиком данной подготовки и определяющий контрольные цифры набора студентов для подготовки на факультете военного обучения или военной кафедре вуза. В данном случае это начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации.

Качество подготовки, ее действительность зависят не только от усердия обучающихся, но и от работы преподавателя, от того, как он представляет себе сущность подготовки, как понимает и решает свои задачи. В ходе правильно поставленной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе преподаватель выполняет следующие виды работ:

– организовывает учебную деятельность студентов и руководит ею;

– в систематическом виде излагает содержание учебного предмета и показывает наиболее целесообразные приемы практической работы;

– развивает у студентов интерес к учению, желание учиться;

– помогает студентам учиться рационально, развивает у них способности и умение самостоятельно приобретать необходимые знания и навыки;

– контролирует, как студенты овладевают знаниями, навыками и умениями, своевременно и объективно оценивает результаты их учебной деятельности.

В процессе подготовки технические средства выполняют различную дидактическую роль. Так, например, видеофильмы, разрезное оружие, действующие макеты, стенды и иное обеспечивают наглядность и способствуют более успешному формированию у студентов – будущих солдат запаса соответствующих образов и представлений [2, с. 16].

Таким образом, можно обозначить место проектной деятельности в подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.

Цель статьи – определить организационно-педагогические условия программы подготовки студентов на военной кафедре гражданского вуза:

– теоретическая подготовка, в ходе которой учебно-познавательная деятельность студентов – будущих солдат запаса осуществляется путем решения задач, разработанных на основе межпредметных связей в освоении учебных дисциплин образовательных программ высшего образования и программ военно-профессиональной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;

– практическая подготовка, включающая обогащение знаний, умений, компетенций и обеспечение становления организационно-волевых качеств студентов – будущих солдат запаса посредством использования в образовательной деятельности современных технологий (технологии кейс-стади, информационно-коммуникационных технологий и др.) и ситуационных заданий;

– самостоятельная работа обучающихся, направленная на совершенствование полученных знаний и умений в ходе теоретической и практической подготовки;

– реализация проектов в ходе учебных сборов на базе воинских частей, обеспечивших приобщение студентов – будущих солдат запаса к военно-профессиональным действиям.

Наиболее востребованным способом проектирования является проблематизация проектных представлений за счет прогнозного видения [3, с. 345].

Для уточнения понятия «прогноз» обратимся к работам Ю.В. Громыко [4]. Он употребляет понятие «прогноз последствий» – эта форма размышления о последствиях действий. Обсуждение возможных ходов, постановка вопросов прогнозного характера и ответ на них являлись проблематизацией проекта. За счет проблематизации проект постепенно уточнялся. Проблематизация происходила в несколько этапов и длилась до момента, когда команда не в состоянии была далее проблематизировать проект или считала, что достаточно. Чем качественнее проводилось сопоставление проекта с прогнозом, тем совершеннее был продукт проектирования. Полученный вариант сопоставления проекта и прогноза мы рассматриваем как проект. Для проектной деятельности важным обстоятельством является представление окончательного результата и прогнозируемых целей.

Приведенные примеры свидетельствовали о гибкости и взаимосвязи реализации проектной деятельности студентами в ходе учебных сборов на базе воинских частей. Только учитывая эту взаимосвязь и потенциальные возможности каждого занятия, удалось добиться систематического повышения уровня подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.

В связи с повышением требований к уровню подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в военном деле резко возросло значение боевых действий войск в ночных условиях. Именно поэтому ряд проектов при прохождении учебных сборов со студентами реализуются ночью.

Темнота не только усложняет действие студентов, но и увеличивает нагрузку на их психику. Поэтому ночные занятия требуют более тщательной подготовки, умения пользоваться инфракрасной техникой, соответствующего материального обеспечения, большей четкости и внимательности в ходе обучения. Зато методически правильно и систематически реализуемые проекты в ночное время в большей мере способствуют воспитанию у студентов смелости, решительности, осмотрительности и повышению готовности вести боевые действия в сложной обстановке.

Проект в большинстве случаев предполагает неопределенность, при которой невозможно было предсказать итоговый результат. Разработка проектов организуется посредством групповой работы в ходе практических занятий. Нами предлагается следующий алгоритм разработки и реализации проектов студентами.

  1. Обсуждение проектного задания: поставленных задач и планируемых результатов.
  2. Обсуждение и уяснение задач и действий каждого из личного состава отделения.
  3. Обсуждение и понимание взаимодействий личного состава подразделения при решении поставленных задач.
  4. Обсуждение действия подразделения как группы в целом при решении поставленных задач.Дальнейшее формирование навыков и развитие компетенций студента проводятся на учебных сборах в ходе совместных действий за счет реализации проектов. В период и по завершении учебных сборов на базе воинских частей группа студентов становится единой командой.
  5. Продуктом проектной деятельности является технологическая карта достижения поставленных целей. На теоретических занятиях и при самостоятельной работе студенты уясняют действия каждого члена команды и группы в целом при решении задачи. На этом этапе происходит окончательное оформление проекта. В ходе практических занятий у группы студентов при отработке вопросов взаимодействия и поиске оптимального способа реализации проекта появляется командное видение предстоящей совместной деятельности, формируются коммуникативные связи в составе подразделения.

В ходе реализации проектов деятельность студентов направляется путем систематической постановки перед ними частных задач. Определяемые сложившейся обстановкой и замыслом преподавателя, они облекаются в форму приказов и распоряжений. О сложности и разнообразии проектной деятельности в ходе учебных сборов на базе воинской части свидетельствует следующий пример. Поднятая по тревоге рота вышла на полевой выход. В трудных условиях, преодолевая многочисленные препятствия, студенты по лесным и полевым дорогам совершили марш в назначенный район. Некоторая часть маршрута при этом была пройдена ночью. Однако в выжидательном районе им не пришлось отдыхать: нужно было укрыть и замаскировать боевые машины пехоты, провести их тщательный осмотр, устранить неисправности, дозаправить боевые машины пехоты топливом.

Затем началось наступление. Тесно взаимодействуя с соседними подразделениями, будущие солдаты запаса развернулись в боевой порядок и с ходу открыли огонь по противнику. Успешная атака позволила наступающим проникнуть в глубь его обороны. Через некоторое время противник предпринял контратаку и по одному из соседних подразделений нанес «ядерный удар» [5, с. 147]. Студенты – будущие солдаты запаса атакующей роты реализовывали проект: стремительно выйти на выгодный рубеж и организовать оборону. От них требовалось: умело используя местность, быстро создать систему огня, а с появлением противника – обстрелять его. Далее – снова не менее сложные и не менее неожиданные изменения боевой обстановки, требовавшие от студентов напряжения физических и моральных сил.

Сложная обстановка полевого выхода и тактических занятий психологически приближала студентов к военно-профессиональной деятельности и тем самым способствовала совершенствованию боевого мастерства, формированию морально-боевых качеств, физической и психологической закалке. Если же при реализации проектов не создавалось острых ситуаций или события развертывались вяло, у студентов возникало чувство условности своей работы, которое в свою очередь порождало тенденцию уклониться от трудностей. Вывод из этого положения очевиден. Проектная деятельность была организована так, чтобы весь личный состав постоянно действовал с полным напряжением физических и моральных сил, добивался точного и быстрого выполнения всех действий, диктуемых обстановкой.

В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что к организационно-педагогическим условиям следует отнести:

– организацию учебно-познавательной деятельности студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе;

– обогащение знаний, навыков, умений и обеспечение развития организационно-волевых качеств и компетенций студентов при формировании их подготовленности по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий;

– приобщение студентов к военно-профессиональным действиям в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей, что способствует формированию подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузах [6].

Выводы. Для реализации модели подготовки студентов по военно-учетным специальностям в вузе нами обоснованы и предложены следующие организационно-педагогические условия: в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей следует приобщить студентов к военно-профессиональным действиям; при формировании подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий обеспечить развитие организационно-волевых качеств и компетенций; организовать учебно-познавательную деятельность студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе.