В настоящее время продолжаются преобразования в области военной подготовки. Они вызваны рядом обстоятельств: появляется более технологичное вооружение, практика военно-профессиональной подготовки приводит к развитию новых форм и способов ведения боевых действий, продолжают развиваться военная теория, общая и военная педагогика. Все это вызывает необходимость совершенствования учебных планов и программ подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе [1, с. 227].
В соответствии с научным анализом деятельности подготовки студентов по различным военно-учетным специальностям нами сосредоточено внимание на том, что студенты – будущие солдаты запаса должны знать и уметь в результате изучения учебной дисциплины.
Необходимо учитывать, что современный солдат – профессионал широкого профиля. Он обязан не только безукоризненно овладеть своей специальностью, но и быть готовым заменить товарища. Поэтому при определении цели и конкретных задач подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе необходимо определить также характер и объем знаний, навыков и умений, необходимых будущему солдату запаса для овладения смежными специальностями.
Осуществляется логический анализ каждого учебного предмета, из него устраняется все нелогичное, а также лишнее, второстепенное, устаревшее. При этом необходимо учитывать, что современное вооружение, военная и специальная техника развиваются чрезвычайно быстро и в войсках наряду с новейшей техникой всегда имеется некоторая часть вооружения, которое снято с производства, но еще не утратило своего значения.
Весьма перспективными и совершенно необходимыми являются разработка и включение в учебные программы алгоритмов (строгой последовательности) умственной и физической деятельности будущих солдат запаса при обслуживании и применении военной техники.
В соответствии с законодательством Российской Федерации договор для прохождения подготовки по программам подготовки солдат запаса при образовательной организации могут заключать граждане Российской Федерации:
– обучающиеся по очной форме обучения в соответствующей образовательной организации по основной образовательной программе высшего образования с получением квалификации «бакалавр», «специалист»;
– в результате медицинского освидетельствования по состоянию здоровья годные к военной службе или годные к военной службе с незначительными ограничениями;
– имеющие отличную или хорошую нервно-психическую устойчивость.
Для того чтобы каждый будущий солдат запаса смог продуктивно использовать свои знания для успешного выполнения учебно-боевых и служебных задач, теоретическое обучение должно проводиться в неразрывной связи с практической подготовкой.
Организуя подготовку студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе, преподаватель учитывает их жизненный опыт, опирается на него, помогает им создавать новый опыт, отражающий специфику воинской деятельности.
Умения формируются на основе знаний и навыков разными путями. В одном случае начальная стадия умения образуется у студента после объяснения учебного содержания преподавателем, в других случаях – после объяснения и показа или в результате самостоятельных действий обучающегося. В процессе упражнений умения совершенствуются, а их отдельные элементы превращаются в навыки. Однако умения не сводятся к сумме навыков; в умениях в большей или меньшей мере присутствуют элементы творчества, которые позволяют субъекту уверенно и инициативно действовать в самой различной обстановке.
Качество навыков и умений определяет глубину и прочность знаний, лежащих в их основе. Чем сознательнее будущий солдат запаса усвоил знания, тем успешнее образуются у него гибкие, прочные и сложные навыки и умения, позволяющие ему результативно действовать в тяжелой и быстро меняющейся боевой обстановке.
Студенты, изъявившие желание пройти подготовку по военно-учетным специальностям солдат запаса, должны соответствовать ряду требований. Обучение по программам военной подготовки в образовательных организациях высшего образования является добровольным и включается в учебный план образовательной организации. Общая характеристика военной деятельности обусловливает уровень требований к солдатам запаса. Для каждой военно-учетной специальности разрабатываются соответствующие квалификационные требования с учетом их специфики.
Например, квалификационные требования к подготовке по военно-учетным специальностям ракетно-технического и артиллерийско-технического обеспечения сержантов (солдат) граждан РФ из числа студентов государственных образовательных организаций высшего образования утверждает начальник центрального органа военного управления, являющийся заказчиком данной подготовки и определяющий контрольные цифры набора студентов для подготовки на факультете военного обучения или военной кафедре вуза. В данном случае это начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации.
Качество подготовки, ее действительность зависят не только от усердия обучающихся, но и от работы преподавателя, от того, как он представляет себе сущность подготовки, как понимает и решает свои задачи. В ходе правильно поставленной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе преподаватель выполняет следующие виды работ:
– организовывает учебную деятельность студентов и руководит ею;
– в систематическом виде излагает содержание учебного предмета и показывает наиболее целесообразные приемы практической работы;
– развивает у студентов интерес к учению, желание учиться;
– помогает студентам учиться рационально, развивает у них способности и умение самостоятельно приобретать необходимые знания и навыки;
– контролирует, как студенты овладевают знаниями, навыками и умениями, своевременно и объективно оценивает результаты их учебной деятельности.
В процессе подготовки технические средства выполняют различную дидактическую роль. Так, например, видеофильмы, разрезное оружие, действующие макеты, стенды и иное обеспечивают наглядность и способствуют более успешному формированию у студентов – будущих солдат запаса соответствующих образов и представлений [2, с. 16].
Таким образом, можно обозначить место проектной деятельности в подготовке студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
Цель статьи – определить организационно-педагогические условия программы подготовки студентов на военной кафедре гражданского вуза:
– теоретическая подготовка, в ходе которой учебно-познавательная деятельность студентов – будущих солдат запаса осуществляется путем решения задач, разработанных на основе межпредметных связей в освоении учебных дисциплин образовательных программ высшего образования и программ военно-профессиональной подготовки студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе;
– практическая подготовка, включающая обогащение знаний, умений, компетенций и обеспечение становления организационно-волевых качеств студентов – будущих солдат запаса посредством использования в образовательной деятельности современных технологий (технологии кейс-стади, информационно-коммуникационных технологий и др.) и ситуационных заданий;
– самостоятельная работа обучающихся, направленная на совершенствование полученных знаний и умений в ходе теоретической и практической подготовки;
– реализация проектов в ходе учебных сборов на базе воинских частей, обеспечивших приобщение студентов – будущих солдат запаса к военно-профессиональным действиям.
Наиболее востребованным способом проектирования является проблематизация проектных представлений за счет прогнозного видения [3, с. 345].
Для уточнения понятия «прогноз» обратимся к работам Ю.В. Громыко [4]. Он употребляет понятие «прогноз последствий» – эта форма размышления о последствиях действий. Обсуждение возможных ходов, постановка вопросов прогнозного характера и ответ на них являлись проблематизацией проекта. За счет проблематизации проект постепенно уточнялся. Проблематизация происходила в несколько этапов и длилась до момента, когда команда не в состоянии была далее проблематизировать проект или считала, что достаточно. Чем качественнее проводилось сопоставление проекта с прогнозом, тем совершеннее был продукт проектирования. Полученный вариант сопоставления проекта и прогноза мы рассматриваем как проект. Для проектной деятельности важным обстоятельством является представление окончательного результата и прогнозируемых целей.
Приведенные примеры свидетельствовали о гибкости и взаимосвязи реализации проектной деятельности студентами в ходе учебных сборов на базе воинских частей. Только учитывая эту взаимосвязь и потенциальные возможности каждого занятия, удалось добиться систематического повышения уровня подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе.
В связи с повышением требований к уровню подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в военном деле резко возросло значение боевых действий войск в ночных условиях. Именно поэтому ряд проектов при прохождении учебных сборов со студентами реализуются ночью.
Темнота не только усложняет действие студентов, но и увеличивает нагрузку на их психику. Поэтому ночные занятия требуют более тщательной подготовки, умения пользоваться инфракрасной техникой, соответствующего материального обеспечения, большей четкости и внимательности в ходе обучения. Зато методически правильно и систематически реализуемые проекты в ночное время в большей мере способствуют воспитанию у студентов смелости, решительности, осмотрительности и повышению готовности вести боевые действия в сложной обстановке.
Проект в большинстве случаев предполагает неопределенность, при которой невозможно было предсказать итоговый результат. Разработка проектов организуется посредством групповой работы в ходе практических занятий. Нами предлагается следующий алгоритм разработки и реализации проектов студентами.
- Обсуждение проектного задания: поставленных задач и планируемых результатов.
- Обсуждение и уяснение задач и действий каждого из личного состава отделения.
- Обсуждение и понимание взаимодействий личного состава подразделения при решении поставленных задач.
- Обсуждение действия подразделения как группы в целом при решении поставленных задач.Дальнейшее формирование навыков и развитие компетенций студента проводятся на учебных сборах в ходе совместных действий за счет реализации проектов. В период и по завершении учебных сборов на базе воинских частей группа студентов становится единой командой.
- Продуктом проектной деятельности является технологическая карта достижения поставленных целей. На теоретических занятиях и при самостоятельной работе студенты уясняют действия каждого члена команды и группы в целом при решении задачи. На этом этапе происходит окончательное оформление проекта. В ходе практических занятий у группы студентов при отработке вопросов взаимодействия и поиске оптимального способа реализации проекта появляется командное видение предстоящей совместной деятельности, формируются коммуникативные связи в составе подразделения.
В ходе реализации проектов деятельность студентов направляется путем систематической постановки перед ними частных задач. Определяемые сложившейся обстановкой и замыслом преподавателя, они облекаются в форму приказов и распоряжений. О сложности и разнообразии проектной деятельности в ходе учебных сборов на базе воинской части свидетельствует следующий пример. Поднятая по тревоге рота вышла на полевой выход. В трудных условиях, преодолевая многочисленные препятствия, студенты по лесным и полевым дорогам совершили марш в назначенный район. Некоторая часть маршрута при этом была пройдена ночью. Однако в выжидательном районе им не пришлось отдыхать: нужно было укрыть и замаскировать боевые машины пехоты, провести их тщательный осмотр, устранить неисправности, дозаправить боевые машины пехоты топливом.
Затем началось наступление. Тесно взаимодействуя с соседними подразделениями, будущие солдаты запаса развернулись в боевой порядок и с ходу открыли огонь по противнику. Успешная атака позволила наступающим проникнуть в глубь его обороны. Через некоторое время противник предпринял контратаку и по одному из соседних подразделений нанес «ядерный удар» [5, с. 147]. Студенты – будущие солдаты запаса атакующей роты реализовывали проект: стремительно выйти на выгодный рубеж и организовать оборону. От них требовалось: умело используя местность, быстро создать систему огня, а с появлением противника – обстрелять его. Далее – снова не менее сложные и не менее неожиданные изменения боевой обстановки, требовавшие от студентов напряжения физических и моральных сил.
Сложная обстановка полевого выхода и тактических занятий психологически приближала студентов к военно-профессиональной деятельности и тем самым способствовала совершенствованию боевого мастерства, формированию морально-боевых качеств, физической и психологической закалке. Если же при реализации проектов не создавалось острых ситуаций или события развертывались вяло, у студентов возникало чувство условности своей работы, которое в свою очередь порождало тенденцию уклониться от трудностей. Вывод из этого положения очевиден. Проектная деятельность была организована так, чтобы весь личный состав постоянно действовал с полным напряжением физических и моральных сил, добивался точного и быстрого выполнения всех действий, диктуемых обстановкой.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что к организационно-педагогическим условиям следует отнести:
– организацию учебно-познавательной деятельности студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе;
– обогащение знаний, навыков, умений и обеспечение развития организационно-волевых качеств и компетенций студентов при формировании их подготовленности по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий;
– приобщение студентов к военно-профессиональным действиям в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей, что способствует формированию подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузах [6].
Выводы. Для реализации модели подготовки студентов по военно-учетным специальностям в вузе нами обоснованы и предложены следующие организационно-педагогические условия: в ходе реализации проектов при прохождении учебных сборов на базе воинских частей следует приобщить студентов к военно-профессиональным действиям; при формировании подготовленности студентов по военно-учетным специальностям солдат запаса в вузе посредством использования в образовательной деятельности новых технологий и ситуационных заданий обеспечить развитие организационно-волевых качеств и компетенций; организовать учебно-познавательную деятельность студентов по решению задач на базе интеграции основных образовательных программ подготовки по специальностям и программ военной подготовки солдат запаса в вузе.
Библиографическая ссылка
Михайлов И.Л., Михайлов И.В., Боренштейн А.Л. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29177 (дата обращения: 09.02.2025).