Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE REASONS OF NONRESIDENT STUDENTS’ MALADJUSTMENT IN UNIVERSITY AND THE WAYS OF OVERCOMING THEM

Suvorova E.V. 1 Andreeva O.V. 1
1 FSBIHE "Nosov Magnitogorsk State Technical University"
The paper studies the problem of nonresident students’ maladjustment to the university. The novelty of the paper is in the use of personal approach to the adaptation problem, allowing the authors to rely upon the students’ view on the discussed situation. The main methods of research are the analysis and synthesis of current psychological and pedagogical literature on the problem, interviewing and questionnaires, a prognostic analysis of the received data. The study of the problem has revealed three blocks of maladjustment. They are psychological and pedagogical, social and organizational, and educational. Regarding the revealed blocks, the study reviews relevant ways of overcoming the first-year students’ distress and forming resilience to uncomfortable conditions. The resilience is viewed as a necessary condition of efficient academic activity of students, providing to their self-development and self-realization. The carried out analysis of the reasons of malfunction points to the necessity of the complete transformation of the university up bringing work: from important, but often ill-conceived plan of entertaining events to the real solution of the urgent problems, in particular to the establishment of psychological and pedagogical services, the revision of the curriculum, and the activities, facilitating students’ acceptance of the unfamiliar environment.
adaptation
university up-bringing work
reasons of nonresident students’ malfunction
psychological and pedagogical correction
social and organizational work
correction of teaching methods

В эпоху глобализации привычной становится «академическая миграция» учащихся, предполагающая переезд учащихся с целью поступления в университет либо для продолжения учебы в магистратуре или аспирантуре, а также в результате академических обменов. Такая миграция, несомненно, способствует личностному росту самих учащихся и служит «подпиткой» научных кадров в вузах. Не секрет, что академически мобильными оказываются именно те студенты, которые проявляют наиболее заметные успехи в учебе, спорте или искусстве, и средоточие таких студентов в ведущих университетах страны обусловливает продвижение новых научных идей и разработок. Тем не менее, несмотря на кажущееся отсутствие минусов академической мобильности, данная тенденция провоцирует возникновение ряда проблем, игнорирование которых ведет к тяжелым последствиям, в первую очередь для самих учащихся. Основной из них является проблема адаптации.

Несмотря на значительное количество исследований в этой области (Т.Д. Молодцова, Р.Н. Зарипов, И.Р. Зарипова, Е.М. Земцова, И.Б. Цилюгина и др.), проблема адаптации студентов в вузе сохраняет свою актуальность, поскольку трансформируется с возникновением новых условий жизни студентов, новых требований общества и рынка труда к приобретаемым ими компетенциям и, как следствие, требует поиска обновленных путей решения. В частности, в данной работе описывается поиск путей адаптации иногородних (что является дополнительным дестабилизирующим фактором при адаптации) студентов в вузовскую среду, отправной точкой которого служит реакция самих студентов на факторы дезадаптации и их устранение. Такой подход выбран с целью исключить из перечня факторов дезадаптации несущественные или надуманные и сконцентрироваться на поиске наиболее действенных методов их решения.

Цель исследования

В этой связи целью исследования стали изучение и выделение основных факторов дезадаптации студентов в вузе, их характеристика и подбор адекватных им форм и методов внутривузовской воспитательной работы. В соответствии с характером исследования был выбран личностно-ориентированный подход в качестве основного подхода к решению проблемы дезадаптации иногородних студентов в вузе.

Материал и методы исследования

Методами исследования послужили анализ и синтез научно-педагогической литературы; анкетирование, наблюдение и беседа, а также прогностический анализ, обобщение и систематизация полученного в ходе анкетирования и беседы материала. В свою очередь в качестве материала исследования были использованы анкеты и записи личных бесед со студентами 1–2-го курсов технического вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Адаптация – понятие, принадлежащее широкому спектру наук (от биологии до адаптивной психологии и реабилитации) и в целом характеризующее состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой; способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддержания физического гомеостаза [1]. Оно широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Как уже было сказано, адаптация – это процесс, связанный в первую очередь с объектом и окружающей средой, в результате которого у объекта возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [2]. В нашем случае объектом исследования стали иногородние студенты, а средой – среднестатистический технический вуз, следовательно, основными теоретически рассматриваемыми видами адаптации стали социальная, психологическая адаптация и адаптация к условиям обучающей среды.

Социальная адаптация – это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонии личности с социумом, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении [3]. Социальная адаптация может проходить активно (когда личность не только принимает и усваивает внешние социальные стереотипы, но и активно внедряет в окружающую среду свои собственные) и пассивно, через конформизм и выработку адаптивных приспособленческих механизмов. Успешность социальной адаптации напрямую связана с получением положительных результатов в обучении и психологическим комфортом существования в коллективе.

Социальную адаптацию очень часто подменяют психологической адаптацией, тем не менее данные понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не тождественны [4]. Если социальная адаптация предполагает овладение личностью нормами, правилами и ценностями, диктуемыми социальной средой, то психологическая адаптация – это процесс подстройки психической деятельности личности к социально-психологическим требованиям, условиям и содержанию деятельности в рамках данной среды. При этом уровень внутреннего психологического комфорта личности, баланса между положительными и отрицательными эмоциями, степени удовлетворения ведущих потребностей, способности преодолевать трудности [5] может быть показателем степени адаптированности в обществе, способности к саморазвитию и самодетерминации [6]. В этом случае такие личностные потребности, как потребность в самоуважении, самореализации, значимости в коллективе и иные, служат запуском процесса адаптации. Потребность в их реализации заставляет человека покидать зону комфорта и начинать активно действовать, устраняя такие дезадаптационные состояния, как дискомфорт в коллективе, неспособность работать в команде, низкая академическая успеваемость, конфликтность, отсутствие интереса к общевузовским мероприятиям, замкнутость, пассивность.

Одним из факторов, влияющих на адаптацию иногородних студентов, является привыкание к вузовскому учебному процессу и самостоятельной организации студенческого быта. Не секрет, что, в частности, студенты-первокурсники, резко попадая во взрослую жизнь, оказываются мало приспособленными к ней [7]. Это проявляется как в бытовых мелочах: бытовом самообслуживании, планировании бюджета, грамотном распределении времени, элементарных познаниях в области медицины и юриспруденции, так и в учебном процессе. Дезадаптированность в такой значимой для них сфере жизнедеятельности провоцирует чрезвычайно серьезные последствия: от академической неуспеваемости до отчисления из вуза.

Выбрав личностный подход в качестве основной стратегии выявления факторов дезадаптации иногородних студентов, мы руководствовались в первую очередь убеждением, что любое научное теоретизирование всегда уступает реальным фактам, полученным непосредственно от объекта теоретического наблюдения. Поэтому в рамках данного подхода было проведено анкетирование 150 иногородних студентов 1-го курса на предмет их адаптированности к внутривузовской социальной среде, комфортности взаимодействия в данной среде, а также успешности в обучении. Анкетируемая группа студентов обучается в Магнитогорском государственном техническом университете на 1-м курсе институтов: Строительства и архитектуры, Горного дела, Металлургии и машиностроения, Экономики, Вычислительной техники и автоматизированных систем. Анкетирование проводилось в середине учебного года, что позволило получить наиболее достоверные результаты (во-первых, к этому времени студенты уже смогли составить определенное представление об окружающей обстановке; во-вторых, адаптационный процесс не был до конца завершен).

Анкета состояла из двух заданий, на выполнение которых отводилось 20 минут:

1) определите пять основных причин, вызывающих у вас дискомфорт от переезда в другой город и поступления в вуз; распределите их по степени важности для вас (от наибольшей до незначительной (5–1));

2) напишите, что могло бы помочь в устранении данных причин.

Мы намеренно ограничились только двумя заданиями, с целью дать студентам возможность сосредоточиться на их сути.

Итак, в качестве причин дезадаптации студенты назвали: 1) незнакомую обстановку, среду, менталитет людей (отношение незнакомых людей, многолюдность города); 2) отсутствие рядом родных людей; 3) нехватку денег (слишком маленькие стипендии); 4) бытовые трудности; сложности в учебе; 5) бюрократию; 6) плохую экологическую обстановку; 7) недостатки во внутривузовском расписании; 7) нехватку личного времени; 8) несвободный выбор вуза. В анкетах данные причины ранжировались по степени важности, поэтому дополнительный анализ анкет был проведен по степени приоритетности для студентов данных проблем. Главной из указываемых причин дезадаптации стала незнакомая обстановка – люди, городская среда (52% опрошенных), следующей по степени важности причиной явилась плохая экология (20% опрошенных), третьей причиной стали трудности в учебе (12% опрошенных), четвертой и пятой (выделение данных причин было в равной степени важным для студентов, в обоих случаях по 2% опрошенных) – нехватка денег и непривычный темп жизни. Анализ проблем дезадаптации по степени важности представлен на рисунке. Процентное соотношение определялось по формуле расчета среднеарифметического значения, где , где Y – количество студентов, назвавших данную причину как пятибалльную (т.е. самую важную); X – искомый процент.

Процентное соотношение причин дезадаптации студентов в вузе

Показательными стали ответы на второе задание в анкете. Как правило, в бланках ответов студенты ограничивались словами решить невозможно, не знаю, ездить чаще домой и т.п. Такие реакции говорят лишь об одном – студенты не в состоянии самостоятельно решить обозначенные ими проблемы. Другими словами, используя терминологию западных исследователей, студенты не обладают таким качеством, как «резистентность условиям стресса» (resilient individual – человек, способный преодолевать трудности (перевод наш)). В свою очередь именно способность сохранять физический, психологический, адаптивный баланс в условиях стресса [8, 9] и двигаться вперед, преодолевая препятствия, позволяет наилучшим образом адаптироваться к новым условиям студенческой жизни и быть в них успешными.

Проведенный анализ причин дезадаптации указывает на очевидную необходимость полного разворота воспитательной работы в вузе: от безусловно нужного, но часто бездумного проведения культурно-массовых развлекательных мероприятий в сторону решения насущных студенческих проблем.

Согласно теоретически рассматриваемым блокам (социальной, психологической и учебной дезадаптации) все рассматриваемые студентами причины дезадаптации можно распределить согласно направлениям внутривузовской воспитательной работы: психолого-педагогическому, социально-организационному и учебному. Отдельно в перечне проблем дезадаптации оказалась проблема экологии. В индивидуальной беседе студенты жаловались на плохое качество воды и воздуха и связанные с ними головные боли и аллергические реакции. В случае Магнитогорска данная проблема требует решения уже на другом, вневузовском уровне. Тем не менее проблема смены климата при переезде в другой город остается насущной и должна продумываться также на уровне студенческих поликлиник (через организацию просветительских и профилактических мероприятий).

Итак, поочередно рассматривая пути решения проблемы дезадаптации, мы пришли к выводу, что, во-первых, в связи с наибольшей значимостью для иногородних студентов вузу необходима служба психолого-педагогической поддержки (именно эта проблема была указана большинством студентов как превалирующая (52%). С каждым новым поколением студенты становятся все более инфантильными и зависимыми от семьи. К сожалению, во многих вузах данная служба либо не функционирует, либо о ней недостаточно известно в вузе, либо студенты считают ее бесполезной (что, на наш взгляд, связано с отсутствием просветительской работы, осуществляемой на уровне данной службы). Требуется организация кабинетов психологической разгрузки, оснащенных в том числе спортивно-оздоровительным оборудованием.

Во-вторых, насущной оказывается социально-организационная работа, включающая мероприятия, направленные на: 1) знакомство студентов с вузом, городом (места развлечений, ближайшие аптеки, магазины, почта, банки и т.п.); 2) организацию студенческого быта (не секрет, что бытовые условия в общежитиях многих вузов оставляют желать лучшего, а также то, что многие студенты не обладают навыками самостоятельного приготовления пищи. Последнее может послужить поводом для проведения конкурсов и мастер-классов по поварскому искусству); 3) сплачивание студенческих коллективов (это могут быть мероприятия, носящие культурно-массовый характер, или занятия по командообразованию).

В-третьих, важным и необходимым элементом адаптации студентов к условиям вуза становится корректировка учебных планов с учетом энерго- и временных затрат студентов-первокурсников. Привыкание к новой временной протяженности учебных занятий (полтора часа вместо стандартных школьных сорока пяти минут), новые преподаватели и, соответственно, незнакомые требования, новые предметы и стандарты выставления баллов, экзаменационно-зачетная система перехода от семестра к семестру, большой объем часов самостоятельной работы – это те факторы, которые должны учитываться при распределении семестровой учебной нагрузки. Однако, несмотря на важность данных факторов, они не учитываются вузовскими учебно-методическими отделами, что в конечном итоге приводит к увеличению академической неуспеваемости.

Еще одним фактором академической неуспеваемости становится неумение управлять своим временем. Понятие «тайм-менеджмент» оказывается совершенное незнакомым для большинства студентов. И хотя вуз считается той средой, в которую должны попадать студенты, уже обладающие навыками самоорганизации, в задачи его воспитательной работы должно быть включено обучение студентов управлению временем. Отводя в учебном плане часы на обучение работе с библиографическими ресурсами, вузы оставляют без внимания обучение управлению самым главным ресурсом – временем.

Заключение

Как уже отмечалось выше, резистентность стрессу – важнейшее качество сформировавшейся личности, которое позволяет ей адаптироваться к условиям дискомфорта, используя стресс во благо своего развития. Формирование данного качества возможно через обучение и помощь личности в адаптации к незнакомым условиям. В случае с иногородними студентами это перечень мероприятий, охватывающих три важнейших блока: психолого-педагогический, социально-организационный и учебный. Реализация воспитательной работы по данным направлениям позволяет не только снизить академическую неуспеваемость, но и сформировать устойчивые тенденции к успешному саморазвитию и самореализации будущих специалистов. Очевидная необходимость проведения данной работы ломает устоявшиеся стереотипы ненужности воспитательной работы в вузе, отношения к ней «по остаточному принципу». Поверхностность и надуманность проводимых в вузах воспитательных мероприятий должны быть заменены на продуманный план работы со студенческим коллективом.