В эпоху глобализации привычной становится «академическая миграция» учащихся, предполагающая переезд учащихся с целью поступления в университет либо для продолжения учебы в магистратуре или аспирантуре, а также в результате академических обменов. Такая миграция, несомненно, способствует личностному росту самих учащихся и служит «подпиткой» научных кадров в вузах. Не секрет, что академически мобильными оказываются именно те студенты, которые проявляют наиболее заметные успехи в учебе, спорте или искусстве, и средоточие таких студентов в ведущих университетах страны обусловливает продвижение новых научных идей и разработок. Тем не менее, несмотря на кажущееся отсутствие минусов академической мобильности, данная тенденция провоцирует возникновение ряда проблем, игнорирование которых ведет к тяжелым последствиям, в первую очередь для самих учащихся. Основной из них является проблема адаптации.
Несмотря на значительное количество исследований в этой области (Т.Д. Молодцова, Р.Н. Зарипов, И.Р. Зарипова, Е.М. Земцова, И.Б. Цилюгина и др.), проблема адаптации студентов в вузе сохраняет свою актуальность, поскольку трансформируется с возникновением новых условий жизни студентов, новых требований общества и рынка труда к приобретаемым ими компетенциям и, как следствие, требует поиска обновленных путей решения. В частности, в данной работе описывается поиск путей адаптации иногородних (что является дополнительным дестабилизирующим фактором при адаптации) студентов в вузовскую среду, отправной точкой которого служит реакция самих студентов на факторы дезадаптации и их устранение. Такой подход выбран с целью исключить из перечня факторов дезадаптации несущественные или надуманные и сконцентрироваться на поиске наиболее действенных методов их решения.
Цель исследования
В этой связи целью исследования стали изучение и выделение основных факторов дезадаптации студентов в вузе, их характеристика и подбор адекватных им форм и методов внутривузовской воспитательной работы. В соответствии с характером исследования был выбран личностно-ориентированный подход в качестве основного подхода к решению проблемы дезадаптации иногородних студентов в вузе.
Материал и методы исследования
Методами исследования послужили анализ и синтез научно-педагогической литературы; анкетирование, наблюдение и беседа, а также прогностический анализ, обобщение и систематизация полученного в ходе анкетирования и беседы материала. В свою очередь в качестве материала исследования были использованы анкеты и записи личных бесед со студентами 1–2-го курсов технического вуза.
Результаты исследования и их обсуждение
Адаптация – понятие, принадлежащее широкому спектру наук (от биологии до адаптивной психологии и реабилитации) и в целом характеризующее состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой; способность живого организма приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддержания физического гомеостаза [1]. Оно широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития Ж. Пиаже, трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Как уже было сказано, адаптация – это процесс, связанный в первую очередь с объектом и окружающей средой, в результате которого у объекта возникают модели и стратегии поведения, адекватные меняющимся в этой среде условиям [2]. В нашем случае объектом исследования стали иногородние студенты, а средой – среднестатистический технический вуз, следовательно, основными теоретически рассматриваемыми видами адаптации стали социальная, психологическая адаптация и адаптация к условиям обучающей среды.
Социальная адаптация – это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонии личности с социумом, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды. Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении [3]. Социальная адаптация может проходить активно (когда личность не только принимает и усваивает внешние социальные стереотипы, но и активно внедряет в окружающую среду свои собственные) и пассивно, через конформизм и выработку адаптивных приспособленческих механизмов. Успешность социальной адаптации напрямую связана с получением положительных результатов в обучении и психологическим комфортом существования в коллективе.
Социальную адаптацию очень часто подменяют психологической адаптацией, тем не менее данные понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены, но не тождественны [4]. Если социальная адаптация предполагает овладение личностью нормами, правилами и ценностями, диктуемыми социальной средой, то психологическая адаптация – это процесс подстройки психической деятельности личности к социально-психологическим требованиям, условиям и содержанию деятельности в рамках данной среды. При этом уровень внутреннего психологического комфорта личности, баланса между положительными и отрицательными эмоциями, степени удовлетворения ведущих потребностей, способности преодолевать трудности [5] может быть показателем степени адаптированности в обществе, способности к саморазвитию и самодетерминации [6]. В этом случае такие личностные потребности, как потребность в самоуважении, самореализации, значимости в коллективе и иные, служат запуском процесса адаптации. Потребность в их реализации заставляет человека покидать зону комфорта и начинать активно действовать, устраняя такие дезадаптационные состояния, как дискомфорт в коллективе, неспособность работать в команде, низкая академическая успеваемость, конфликтность, отсутствие интереса к общевузовским мероприятиям, замкнутость, пассивность.
Одним из факторов, влияющих на адаптацию иногородних студентов, является привыкание к вузовскому учебному процессу и самостоятельной организации студенческого быта. Не секрет, что, в частности, студенты-первокурсники, резко попадая во взрослую жизнь, оказываются мало приспособленными к ней [7]. Это проявляется как в бытовых мелочах: бытовом самообслуживании, планировании бюджета, грамотном распределении времени, элементарных познаниях в области медицины и юриспруденции, так и в учебном процессе. Дезадаптированность в такой значимой для них сфере жизнедеятельности провоцирует чрезвычайно серьезные последствия: от академической неуспеваемости до отчисления из вуза.
Выбрав личностный подход в качестве основной стратегии выявления факторов дезадаптации иногородних студентов, мы руководствовались в первую очередь убеждением, что любое научное теоретизирование всегда уступает реальным фактам, полученным непосредственно от объекта теоретического наблюдения. Поэтому в рамках данного подхода было проведено анкетирование 150 иногородних студентов 1-го курса на предмет их адаптированности к внутривузовской социальной среде, комфортности взаимодействия в данной среде, а также успешности в обучении. Анкетируемая группа студентов обучается в Магнитогорском государственном техническом университете на 1-м курсе институтов: Строительства и архитектуры, Горного дела, Металлургии и машиностроения, Экономики, Вычислительной техники и автоматизированных систем. Анкетирование проводилось в середине учебного года, что позволило получить наиболее достоверные результаты (во-первых, к этому времени студенты уже смогли составить определенное представление об окружающей обстановке; во-вторых, адаптационный процесс не был до конца завершен).
Анкета состояла из двух заданий, на выполнение которых отводилось 20 минут:
1) определите пять основных причин, вызывающих у вас дискомфорт от переезда в другой город и поступления в вуз; распределите их по степени важности для вас (от наибольшей до незначительной (5–1));
2) напишите, что могло бы помочь в устранении данных причин.
Мы намеренно ограничились только двумя заданиями, с целью дать студентам возможность сосредоточиться на их сути.
Итак, в качестве причин дезадаптации студенты назвали: 1) незнакомую обстановку, среду, менталитет людей (отношение незнакомых людей, многолюдность города); 2) отсутствие рядом родных людей; 3) нехватку денег (слишком маленькие стипендии); 4) бытовые трудности; сложности в учебе; 5) бюрократию; 6) плохую экологическую обстановку; 7) недостатки во внутривузовском расписании; 7) нехватку личного времени; 8) несвободный выбор вуза. В анкетах данные причины ранжировались по степени важности, поэтому дополнительный анализ анкет был проведен по степени приоритетности для студентов данных проблем. Главной из указываемых причин дезадаптации стала незнакомая обстановка – люди, городская среда (52% опрошенных), следующей по степени важности причиной явилась плохая экология (20% опрошенных), третьей причиной стали трудности в учебе (12% опрошенных), четвертой и пятой (выделение данных причин было в равной степени важным для студентов, в обоих случаях по 2% опрошенных) – нехватка денег и непривычный темп жизни. Анализ проблем дезадаптации по степени важности представлен на рисунке. Процентное соотношение определялось по формуле расчета среднеарифметического значения, где , где Y – количество студентов, назвавших данную причину как пятибалльную (т.е. самую важную); X – искомый процент.
Процентное соотношение причин дезадаптации студентов в вузе
Показательными стали ответы на второе задание в анкете. Как правило, в бланках ответов студенты ограничивались словами решить невозможно, не знаю, ездить чаще домой и т.п. Такие реакции говорят лишь об одном – студенты не в состоянии самостоятельно решить обозначенные ими проблемы. Другими словами, используя терминологию западных исследователей, студенты не обладают таким качеством, как «резистентность условиям стресса» (resilient individual – человек, способный преодолевать трудности (перевод наш)). В свою очередь именно способность сохранять физический, психологический, адаптивный баланс в условиях стресса [8, 9] и двигаться вперед, преодолевая препятствия, позволяет наилучшим образом адаптироваться к новым условиям студенческой жизни и быть в них успешными.
Проведенный анализ причин дезадаптации указывает на очевидную необходимость полного разворота воспитательной работы в вузе: от безусловно нужного, но часто бездумного проведения культурно-массовых развлекательных мероприятий в сторону решения насущных студенческих проблем.
Согласно теоретически рассматриваемым блокам (социальной, психологической и учебной дезадаптации) все рассматриваемые студентами причины дезадаптации можно распределить согласно направлениям внутривузовской воспитательной работы: психолого-педагогическому, социально-организационному и учебному. Отдельно в перечне проблем дезадаптации оказалась проблема экологии. В индивидуальной беседе студенты жаловались на плохое качество воды и воздуха и связанные с ними головные боли и аллергические реакции. В случае Магнитогорска данная проблема требует решения уже на другом, вневузовском уровне. Тем не менее проблема смены климата при переезде в другой город остается насущной и должна продумываться также на уровне студенческих поликлиник (через организацию просветительских и профилактических мероприятий).
Итак, поочередно рассматривая пути решения проблемы дезадаптации, мы пришли к выводу, что, во-первых, в связи с наибольшей значимостью для иногородних студентов вузу необходима служба психолого-педагогической поддержки (именно эта проблема была указана большинством студентов как превалирующая (52%). С каждым новым поколением студенты становятся все более инфантильными и зависимыми от семьи. К сожалению, во многих вузах данная служба либо не функционирует, либо о ней недостаточно известно в вузе, либо студенты считают ее бесполезной (что, на наш взгляд, связано с отсутствием просветительской работы, осуществляемой на уровне данной службы). Требуется организация кабинетов психологической разгрузки, оснащенных в том числе спортивно-оздоровительным оборудованием.
Во-вторых, насущной оказывается социально-организационная работа, включающая мероприятия, направленные на: 1) знакомство студентов с вузом, городом (места развлечений, ближайшие аптеки, магазины, почта, банки и т.п.); 2) организацию студенческого быта (не секрет, что бытовые условия в общежитиях многих вузов оставляют желать лучшего, а также то, что многие студенты не обладают навыками самостоятельного приготовления пищи. Последнее может послужить поводом для проведения конкурсов и мастер-классов по поварскому искусству); 3) сплачивание студенческих коллективов (это могут быть мероприятия, носящие культурно-массовый характер, или занятия по командообразованию).
В-третьих, важным и необходимым элементом адаптации студентов к условиям вуза становится корректировка учебных планов с учетом энерго- и временных затрат студентов-первокурсников. Привыкание к новой временной протяженности учебных занятий (полтора часа вместо стандартных школьных сорока пяти минут), новые преподаватели и, соответственно, незнакомые требования, новые предметы и стандарты выставления баллов, экзаменационно-зачетная система перехода от семестра к семестру, большой объем часов самостоятельной работы – это те факторы, которые должны учитываться при распределении семестровой учебной нагрузки. Однако, несмотря на важность данных факторов, они не учитываются вузовскими учебно-методическими отделами, что в конечном итоге приводит к увеличению академической неуспеваемости.
Еще одним фактором академической неуспеваемости становится неумение управлять своим временем. Понятие «тайм-менеджмент» оказывается совершенное незнакомым для большинства студентов. И хотя вуз считается той средой, в которую должны попадать студенты, уже обладающие навыками самоорганизации, в задачи его воспитательной работы должно быть включено обучение студентов управлению временем. Отводя в учебном плане часы на обучение работе с библиографическими ресурсами, вузы оставляют без внимания обучение управлению самым главным ресурсом – временем.
Заключение
Как уже отмечалось выше, резистентность стрессу – важнейшее качество сформировавшейся личности, которое позволяет ей адаптироваться к условиям дискомфорта, используя стресс во благо своего развития. Формирование данного качества возможно через обучение и помощь личности в адаптации к незнакомым условиям. В случае с иногородними студентами это перечень мероприятий, охватывающих три важнейших блока: психолого-педагогический, социально-организационный и учебный. Реализация воспитательной работы по данным направлениям позволяет не только снизить академическую неуспеваемость, но и сформировать устойчивые тенденции к успешному саморазвитию и самореализации будущих специалистов. Очевидная необходимость проведения данной работы ломает устоявшиеся стереотипы ненужности воспитательной работы в вузе, отношения к ней «по остаточному принципу». Поверхностность и надуманность проводимых в вузах воспитательных мероприятий должны быть заменены на продуманный план работы со студенческим коллективом.
Библиографическая ссылка
Суворова Е.В., Андреева О.В. ПРИЧИНЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29111 (дата обращения: 09.11.2024).