Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE NEED FOR PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENT YOUTH IN OVERCOMING SOCIAL-CULTURAL HAZARDS AND RISKS

Priyatkina N.Y. 1
1 Ivanovo State University" Shuya branch
The article presents the results of an empirical study of one of the sociocultural needs of young people - the need for professional self-development. Professional self-development is one of the essential components of the life path of every successful person, and like any other activity, it is based on a rather complex system of motives and sources of activity. We considered the need for professional self-development as a combination of such needs as the need for education, communication culture, new information, work in a profession, and professional growth. The subject of the research was the need for professional self-development of young people aged 17-35 years in overcoming sociocultural threats and risks. The source of threats and risks in the social sphere are both structural dysfunctions of society and psychological dysfunctions of society. Based on the analysis of the results of an empirical study of young people, the interrelation of the formation of the need for professional self-development among young people and the successful overcoming of emerging sociocultural threats and risks was discovered. The need for professional self-development of young people determines their professional and social self-determination, life guidelines, provides a state of confidence in the future, the presence of long-term prospects.
sociocultural needs
professional self-development
need for professional self-development
sociocultural threats and risks

В современном обществе молодежь является наиболее уязвимой категорией населения, подверженной социокультурным угрозам и рискам, так как она сталкивается с процессом социального и профессионального самоопределения, являющимся сложным и противоречивым поиском места в общественных структурах, определением собственной социальной позиции.

Е.Б. Шестопал, А.В. Селезнева выделили следующие социокультурные угрозы: социальные расколы, неравенство, кризис идентичности, структурный дисбаланс в профессиональных, этнических и иных социальных группах, неудовлетворенные потребности в безопасности, неудовлетворенный запрос на социальную справедливость, состояние неуверенности в завтрашнем дне и отсутствие долгосрочных перспектив; морально-нравственный кризис [1]. Успешному преодолению социокультурных угроз и рисков способствуют сформированные у молодежи социокультурные потребности.

Т.С. Стрункина, Е.А. Шмелева рассматривают социокультурные потребности как синтетические потребности, обусловленные подчинением индивида системе социальных связей и культурных норм и ценностей, характеризующиеся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [2]. В структуру социокультурных потребностей личности входят следующие взаимосвязанные компоненты: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальное принятие, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Социокультурные потребности могут способствовать социализации индивида, его личностному и профессиональному развитию.

Предметом нашего исследования является потребность в профессиональном саморазвитии студенческой молодежи в преодолении социокультурных угроз и рисков.

Цель исследования состоит в изучении уровня сформированности потребности в профессиональном саморазвитии у молодежи для успешного преодоления социокультурных угроз и рисков.

Е.А. Климов, Н.А. Сергеева рассматривают профессиональное саморазвитие как целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования [3]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником саморазвития студента является потребность в самосовершенствовании. Социокультурные потребности в профессиональном саморазвитии выражаются в потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в работе по профессии, в профессиональном росте.

Материал и методы исследования. В исследовании социокультурных потребностей в профессиональном саморазвитии приняли участие 331 человек. В выборку вошли 170 женщин и 161 мужчина в возрасте от 17 до 35 лет, студенты колледжей, вузов Ивановской области. В качестве методического инструментария нами использовалась специально разработанная анкета, которая представляла собой перечень социокультурных потребностей. Респондентам предлагалось оценить степень значимости для них социокультурной потребности, в том числе потребности в профессиональном саморазвитии (по шкале от 1 - потребность отсутствует, до 5 - потребность ярко выражена). Для сбора данных использовался опрос в сети Интернет. Анализ данных осуществлялся с использованием качественных и количественных методов, в том числе контент-анализа, анализа процентных соотношений.

Результаты исследования и их обсуждение. Сформированность потребностей в профессиональном саморазвитии оценивалась на основе показателей уровней [4]:

- высокий уровень отличает студентов, которые чувствуют сильное желание в удовлетворении этой потребности. Для них это становится важной жизненной целью. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно;

- средний уровень - потребность в профессиональном саморазвитии представляется важной задачей, на решение и достижение которой они ориентированы. Однако образование и саморазвитие не являются для них высшей приоритетной целью. Сфера профессионального саморазвития студентов со средним уровнем выраженности потребностей не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна, и непроизвольна;

- низкий уровень профессионального саморазвития характеризует неориентированных на образование людей, имеющих внешнюю мотивацию на получение образования. Для этой категории студентов ценности в получении образования, в профессиональном росте, в получении новой информации не ощущаются, студенты не стремятся их удовлетворить. Лишь косвенно возможна их реализация, при удовлетворении других, более важных для данной группы, потребностей.

Таблица 1

Распределение молодежи по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек, %

63,4

31,1

5,4

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что у большинства молодежи потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком и среднем уровнях (63,4% и 31,1% соответственно), но встречаются молодые люди (5,4%), у которых эта потребность сформирована на низком уровне.

Самой важной потребностью молодежь считает потребность в профессиональном росте, а незначительной - потребность в работе по профессии. Эти данные свидетельствуют о том, что молодежь желает профессионально расти, сделать карьеру, но не связывает свой профессиональный рост с профессией, к овладению которой они готовятся в настоящее время в учебных заведениях или по которой уже осуществляют трудовую деятельность.

Таблица 2

Распределение мужчин и женщин по уровням развития потребности в профессиональном саморазвитии

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество мужчин, %

62,1

31,7

6,2

Количество женщин, %

64,7

30,6

4,7

 

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии примерно одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин и преобладающе сформирована на высоком уровне. Для них профессиональное саморазвитие становится важной жизненной целью, рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.

В ходе исследования изучено распределение студентов по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии по таким образовательным областям, как образование и педагогические науки, образование в области безопасности жизнедеятельности, медицинские науки, гуманитарные науки, естественные науки, технические науки и студентов среднего профессионального образования (диаграмма 1).

Диаграмма 1

 

Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии сформирована у молодежи образовательных областей «образование и педагогические науки», «образование в области безопасности жизнедеятельности», «медицинские науки», «естественные науки», «технические науки» преимущественно на высоком и среднем уровнях, причем не выявлено молодежи в образовательной области «естественные науки», у которых эта потребность сформирована на низком уровне.

Сформированность потребности в профессиональном саморазвитии на высоком уровне преобладает у молодежи образовательной области «медицинские науки». Эта группа молодежи является наиболее профессионально ориентированной, у нее ярко выражена потребность в профессиональном росте. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.

Преобладающее число студентов среднего профессионального образования продемонстрировало сформированность потребности в профессиональном росте на среднем уровне, сфера профессионального саморазвития студентов не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна и непроизвольна.

В ходе исследования также были изучены особенности потребностей в профессиональном саморазвитии у разных возрастных групп молодежи. Первую группу составила молодежь в возрасте 17 лет - это 27 студентов - выпускников колледжа (среднее профессиональное образование) и 30 студентов - первокурсников вузов. Вторую возрастную группу молодежи составили 20-летние старшекурсники вузов Ивановской области в количестве 51 человек, которые готовятся к самостоятельной профессиональной деятельности или к получению нового уровня образования в магистратуре. В третью возрастную группу вошла молодежь в возрасте 25-35 лет. Эта категория молодежи характеризуется достаточным опытом участия в профессиональной и трудовой деятельности (диаграмма 2).

Диаграмма 2

У студентов - выпускников колледжа ярко выражена потребность в получении образования и профессиональном росте, а наименее выражена потребность в получении новой информации. Эта категория молодежи считает достаточной ту информацию, которой она обладает для реализации профессиональных трудовых функций, и лишь испытывает потребность в получении официального документа, который подтвердит полученный уровень образования и предоставит возможность трудоустройства и роста в профессии [5].

У студентов–первокурсников ярко выражена потребность в получении образования и в профессиональном росте, свидетельствующая, что студенты пришли в вуз за знаниями и получением высшего образования, что позволит им профессионально расти. Наименее выражена потребность в работе по профессии, так как это для них в настоящее время достаточно отдаленная перспектива. Задача преподавателей - помочь удовлетворить потребность в профессиональном становлении и саморазвитии.

Среди молодежи в возрасте 20 лет у 66,7% потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком уровне, у 25,5% - на среднем и у 7,8% - на низком уровне. Наиболее выражена у 20-летних студентов потребность в профессиональном росте, и мы связываем этот факт с желанием молодых людей продолжить образование на следующем уровне, в магистратуре, чтобы иметь большие возможности реализовать себя в профессиональной сфере и дальнейшем профессиональном росте.

К сожалению, наименее выражена у этой категории молодежи потребность в работе по профессии, и этот факт мы связываем с первыми трудностями и неисполненными ожиданиями, с которыми столкнулись студенты в период первой производственной практики.

В возрастной группе молодежи 25-35 лет потребность в профессиональном саморазвитии сильно выражена: из них 70% показали высокий уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии, 30% - средний уровень, низкий уровень отсутствует.

У этой категории молодежи наиболее выражена потребность в получении образования и новой информации, и это мы связываем с недостаточностью ранее полученных знаний для результативной профессиональной деятельности, необходимостью их обновления, повышения квалификации и переподготовки, чтобы соответствовать новым квалификационным требованиям. Наименее выражена потребность в работе по профессии, возможно, это связано с отсутствием удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, отсутствием перспектив для профессионального роста и желанием изменить сферу профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, потребность в профессиональном саморазвитии молодежи обуславливает их профессиональное и социальное самоопределение, жизненные ориентиры, обеспечивает состояние уверенности в завтрашнем дне, наличие долгосрочных перспектив и выступает одним из факторов в противостоянии социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества. Формирование этого вида социокультурных потребностей у молодежи является важным направлением деятельности образовательных организаций в ходе изучения дисциплин профессиональной подготовки, элективных курсов, семинаров, тренингов, что способствует формированию адекватных представлений о способах профессиональной самореализации, самоутверждения в конкретных условиях социальной среды, выстраиванию стратегии своей адаптации в ситуациях нестабильности социальных структур.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-413-370002 «Социокультурные потребности молодежи в противодействии возникающим угрозам и рискам».