В современном обществе молодежь является наиболее уязвимой категорией населения, подверженной социокультурным угрозам и рискам, так как она сталкивается с процессом социального и профессионального самоопределения, являющимся сложным и противоречивым поиском места в общественных структурах, определением собственной социальной позиции.
Е.Б. Шестопал, А.В. Селезнева выделили следующие социокультурные угрозы: социальные расколы, неравенство, кризис идентичности, структурный дисбаланс в профессиональных, этнических и иных социальных группах, неудовлетворенные потребности в безопасности, неудовлетворенный запрос на социальную справедливость, состояние неуверенности в завтрашнем дне и отсутствие долгосрочных перспектив; морально-нравственный кризис [1]. Успешному преодолению социокультурных угроз и рисков способствуют сформированные у молодежи социокультурные потребности.
Т.С. Стрункина, Е.А. Шмелева рассматривают социокультурные потребности как синтетические потребности, обусловленные подчинением индивида системе социальных связей и культурных норм и ценностей, характеризующиеся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [2]. В структуру социокультурных потребностей личности входят следующие взаимосвязанные компоненты: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальное принятие, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Социокультурные потребности могут способствовать социализации индивида, его личностному и профессиональному развитию.
Предметом нашего исследования является потребность в профессиональном саморазвитии студенческой молодежи в преодолении социокультурных угроз и рисков.
Цель исследования состоит в изучении уровня сформированности потребности в профессиональном саморазвитии у молодежи для успешного преодоления социокультурных угроз и рисков.
Е.А. Климов, Н.А. Сергеева рассматривают профессиональное саморазвитие как целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования [3]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником саморазвития студента является потребность в самосовершенствовании. Социокультурные потребности в профессиональном саморазвитии выражаются в потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в работе по профессии, в профессиональном росте.
Материал и методы исследования. В исследовании социокультурных потребностей в профессиональном саморазвитии приняли участие 331 человек. В выборку вошли 170 женщин и 161 мужчина в возрасте от 17 до 35 лет, студенты колледжей, вузов Ивановской области. В качестве методического инструментария нами использовалась специально разработанная анкета, которая представляла собой перечень социокультурных потребностей. Респондентам предлагалось оценить степень значимости для них социокультурной потребности, в том числе потребности в профессиональном саморазвитии (по шкале от 1 - потребность отсутствует, до 5 - потребность ярко выражена). Для сбора данных использовался опрос в сети Интернет. Анализ данных осуществлялся с использованием качественных и количественных методов, в том числе контент-анализа, анализа процентных соотношений.
Результаты исследования и их обсуждение. Сформированность потребностей в профессиональном саморазвитии оценивалась на основе показателей уровней [4]:
- высокий уровень отличает студентов, которые чувствуют сильное желание в удовлетворении этой потребности. Для них это становится важной жизненной целью. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно;
- средний уровень - потребность в профессиональном саморазвитии представляется важной задачей, на решение и достижение которой они ориентированы. Однако образование и саморазвитие не являются для них высшей приоритетной целью. Сфера профессионального саморазвития студентов со средним уровнем выраженности потребностей не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна, и непроизвольна;
- низкий уровень профессионального саморазвития характеризует неориентированных на образование людей, имеющих внешнюю мотивацию на получение образования. Для этой категории студентов ценности в получении образования, в профессиональном росте, в получении новой информации не ощущаются, студенты не стремятся их удовлетворить. Лишь косвенно возможна их реализация, при удовлетворении других, более важных для данной группы, потребностей.
Таблица 1
Распределение молодежи по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии
Уровни |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество человек, % |
63,4 |
31,1 |
5,4 |
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что у большинства молодежи потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком и среднем уровнях (63,4% и 31,1% соответственно), но встречаются молодые люди (5,4%), у которых эта потребность сформирована на низком уровне.
Самой важной потребностью молодежь считает потребность в профессиональном росте, а незначительной - потребность в работе по профессии. Эти данные свидетельствуют о том, что молодежь желает профессионально расти, сделать карьеру, но не связывает свой профессиональный рост с профессией, к овладению которой они готовятся в настоящее время в учебных заведениях или по которой уже осуществляют трудовую деятельность.
Таблица 2
Распределение мужчин и женщин по уровням развития потребности в профессиональном саморазвитии
Уровни |
|||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Количество мужчин, % |
62,1 |
31,7 |
6,2 |
Количество женщин, % |
64,7 |
30,6 |
4,7 |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии примерно одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин и преобладающе сформирована на высоком уровне. Для них профессиональное саморазвитие становится важной жизненной целью, рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.
В ходе исследования изучено распределение студентов по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии по таким образовательным областям, как образование и педагогические науки, образование в области безопасности жизнедеятельности, медицинские науки, гуманитарные науки, естественные науки, технические науки и студентов среднего профессионального образования (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии сформирована у молодежи образовательных областей «образование и педагогические науки», «образование в области безопасности жизнедеятельности», «медицинские науки», «естественные науки», «технические науки» преимущественно на высоком и среднем уровнях, причем не выявлено молодежи в образовательной области «естественные науки», у которых эта потребность сформирована на низком уровне.
Сформированность потребности в профессиональном саморазвитии на высоком уровне преобладает у молодежи образовательной области «медицинские науки». Эта группа молодежи является наиболее профессионально ориентированной, у нее ярко выражена потребность в профессиональном росте. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.
Преобладающее число студентов среднего профессионального образования продемонстрировало сформированность потребности в профессиональном росте на среднем уровне, сфера профессионального саморазвития студентов не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна и непроизвольна.
В ходе исследования также были изучены особенности потребностей в профессиональном саморазвитии у разных возрастных групп молодежи. Первую группу составила молодежь в возрасте 17 лет - это 27 студентов - выпускников колледжа (среднее профессиональное образование) и 30 студентов - первокурсников вузов. Вторую возрастную группу молодежи составили 20-летние старшекурсники вузов Ивановской области в количестве 51 человек, которые готовятся к самостоятельной профессиональной деятельности или к получению нового уровня образования в магистратуре. В третью возрастную группу вошла молодежь в возрасте 25-35 лет. Эта категория молодежи характеризуется достаточным опытом участия в профессиональной и трудовой деятельности (диаграмма 2).
Диаграмма 2
У студентов - выпускников колледжа ярко выражена потребность в получении образования и профессиональном росте, а наименее выражена потребность в получении новой информации. Эта категория молодежи считает достаточной ту информацию, которой она обладает для реализации профессиональных трудовых функций, и лишь испытывает потребность в получении официального документа, который подтвердит полученный уровень образования и предоставит возможность трудоустройства и роста в профессии [5].
У студентов–первокурсников ярко выражена потребность в получении образования и в профессиональном росте, свидетельствующая, что студенты пришли в вуз за знаниями и получением высшего образования, что позволит им профессионально расти. Наименее выражена потребность в работе по профессии, так как это для них в настоящее время достаточно отдаленная перспектива. Задача преподавателей - помочь удовлетворить потребность в профессиональном становлении и саморазвитии.
Среди молодежи в возрасте 20 лет у 66,7% потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком уровне, у 25,5% - на среднем и у 7,8% - на низком уровне. Наиболее выражена у 20-летних студентов потребность в профессиональном росте, и мы связываем этот факт с желанием молодых людей продолжить образование на следующем уровне, в магистратуре, чтобы иметь большие возможности реализовать себя в профессиональной сфере и дальнейшем профессиональном росте.
К сожалению, наименее выражена у этой категории молодежи потребность в работе по профессии, и этот факт мы связываем с первыми трудностями и неисполненными ожиданиями, с которыми столкнулись студенты в период первой производственной практики.
В возрастной группе молодежи 25-35 лет потребность в профессиональном саморазвитии сильно выражена: из них 70% показали высокий уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии, 30% - средний уровень, низкий уровень отсутствует.
У этой категории молодежи наиболее выражена потребность в получении образования и новой информации, и это мы связываем с недостаточностью ранее полученных знаний для результативной профессиональной деятельности, необходимостью их обновления, повышения квалификации и переподготовки, чтобы соответствовать новым квалификационным требованиям. Наименее выражена потребность в работе по профессии, возможно, это связано с отсутствием удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, отсутствием перспектив для профессионального роста и желанием изменить сферу профессиональной деятельности.
Выводы. Таким образом, потребность в профессиональном саморазвитии молодежи обуславливает их профессиональное и социальное самоопределение, жизненные ориентиры, обеспечивает состояние уверенности в завтрашнем дне, наличие долгосрочных перспектив и выступает одним из факторов в противостоянии социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества. Формирование этого вида социокультурных потребностей у молодежи является важным направлением деятельности образовательных организаций в ходе изучения дисциплин профессиональной подготовки, элективных курсов, семинаров, тренингов, что способствует формированию адекватных представлений о способах профессиональной самореализации, самоутверждения в конкретных условиях социальной среды, выстраиванию стратегии своей адаптации в ситуациях нестабильности социальных структур.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-413-370002 «Социокультурные потребности молодежи в противодействии возникающим угрозам и рискам».