Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ И РИСКОВ

Прияткина Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
В статье представлены результаты эмпирического исследования одной из социокультурных потребностей молодежи - потребности в профессиональном саморазвитии. Профессиональное саморазвитие является одной из обязательных составляющих жизненного пути каждого успешного человека и, как любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Потребность в профессиональном саморазвитии мы рассматривали как совокупность таких потребностей, как потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в работе по профессии, в профессиональном росте. Предметом исследования стала потребность в профессиональном саморазвитии молодежи в возрасте 17-35 лет в преодолении социокультурных угроз и рисков. Источником угроз и рисков в социальной сфере выступают как структурные дисфункции социума, так и психологические дисфункции общества. На основе анализа результатов эмпирического исследования молодежи обнаружена взаимосвязь сформированности у молодежи потребности в профессиональном саморазвитии и успешного преодоления возникающих социокультурных угроз и рисков. Потребность в профессиональном саморазвитии молодежи обуславливает их профессиональное и социальное самоопределение, жизненные ориентиры, обеспечивает состояние уверенности в завтрашнем дне, наличие долгосрочных перспектив.
социокультурные потребности
профессиональное саморазвитие
потребность в профессиональном саморазвитии
социокультурные угрозы и риски
1. Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социологические исследования. 2018. № 10. С. 90-99.
2. Шмелева Е.А., Стрункина Т.С. Факторная структура социокультурных потребностей студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. № 1 (45). С. 91-99.
3. Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 15.07.2019).
4. Стрункина Т.С. Структурно-содержательное моделирование социокультурных потребностей молодежи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 1 (134). С. 14-23.
5. Прияткина Н.Ю., Салов А.В., Прияткин Д.А. Профессиональное самоопределение подростков с умственной отсталостью в противодействии социальным угрозам и рискам // Подросток в мегаполисе: продолженное взросление: сборник трудов XII-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. А.А. Бочавер. М., 2019. С. 202.

В современном обществе молодежь является наиболее уязвимой категорией населения, подверженной социокультурным угрозам и рискам, так как она сталкивается с процессом социального и профессионального самоопределения, являющимся сложным и противоречивым поиском места в общественных структурах, определением собственной социальной позиции.

Е.Б. Шестопал, А.В. Селезнева выделили следующие социокультурные угрозы: социальные расколы, неравенство, кризис идентичности, структурный дисбаланс в профессиональных, этнических и иных социальных группах, неудовлетворенные потребности в безопасности, неудовлетворенный запрос на социальную справедливость, состояние неуверенности в завтрашнем дне и отсутствие долгосрочных перспектив; морально-нравственный кризис [1]. Успешному преодолению социокультурных угроз и рисков способствуют сформированные у молодежи социокультурные потребности.

Т.С. Стрункина, Е.А. Шмелева рассматривают социокультурные потребности как синтетические потребности, обусловленные подчинением индивида системе социальных связей и культурных норм и ценностей, характеризующиеся стремлением человека найти отражение культуры общества в своем бытии через непосредственное взаимодействие с социумом [2]. В структуру социокультурных потребностей личности входят следующие взаимосвязанные компоненты: национально-гражданская идентичность, профессиональное саморазвитие, социальное принятие, приобщение к культуре общества, семейные ценности. Социокультурные потребности могут способствовать социализации индивида, его личностному и профессиональному развитию.

Предметом нашего исследования является потребность в профессиональном саморазвитии студенческой молодежи в преодолении социокультурных угроз и рисков.

Цель исследования состоит в изучении уровня сформированности потребности в профессиональном саморазвитии у молодежи для успешного преодоления социокультурных угроз и рисков.

Е.А. Климов, Н.А. Сергеева рассматривают профессиональное саморазвитие как целостный, многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс целенаправленной деятельности по непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим профессиональным развитием, выбору целей, путей и средств профессионального самосовершенствования [3]. Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником саморазвития студента является потребность в самосовершенствовании. Социокультурные потребности в профессиональном саморазвитии выражаются в потребности в получении образования, в культуре общения, в получении новой информации, в работе по профессии, в профессиональном росте.

Материал и методы исследования. В исследовании социокультурных потребностей в профессиональном саморазвитии приняли участие 331 человек. В выборку вошли 170 женщин и 161 мужчина в возрасте от 17 до 35 лет, студенты колледжей, вузов Ивановской области. В качестве методического инструментария нами использовалась специально разработанная анкета, которая представляла собой перечень социокультурных потребностей. Респондентам предлагалось оценить степень значимости для них социокультурной потребности, в том числе потребности в профессиональном саморазвитии (по шкале от 1 - потребность отсутствует, до 5 - потребность ярко выражена). Для сбора данных использовался опрос в сети Интернет. Анализ данных осуществлялся с использованием качественных и количественных методов, в том числе контент-анализа, анализа процентных соотношений.

Результаты исследования и их обсуждение. Сформированность потребностей в профессиональном саморазвитии оценивалась на основе показателей уровней [4]:

- высокий уровень отличает студентов, которые чувствуют сильное желание в удовлетворении этой потребности. Для них это становится важной жизненной целью. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно;

- средний уровень - потребность в профессиональном саморазвитии представляется важной задачей, на решение и достижение которой они ориентированы. Однако образование и саморазвитие не являются для них высшей приоритетной целью. Сфера профессионального саморазвития студентов со средним уровнем выраженности потребностей не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна, и непроизвольна;

- низкий уровень профессионального саморазвития характеризует неориентированных на образование людей, имеющих внешнюю мотивацию на получение образования. Для этой категории студентов ценности в получении образования, в профессиональном росте, в получении новой информации не ощущаются, студенты не стремятся их удовлетворить. Лишь косвенно возможна их реализация, при удовлетворении других, более важных для данной группы, потребностей.

Таблица 1

Распределение молодежи по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек, %

63,4

31,1

5,4

 

Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что у большинства молодежи потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком и среднем уровнях (63,4% и 31,1% соответственно), но встречаются молодые люди (5,4%), у которых эта потребность сформирована на низком уровне.

Самой важной потребностью молодежь считает потребность в профессиональном росте, а незначительной - потребность в работе по профессии. Эти данные свидетельствуют о том, что молодежь желает профессионально расти, сделать карьеру, но не связывает свой профессиональный рост с профессией, к овладению которой они готовятся в настоящее время в учебных заведениях или по которой уже осуществляют трудовую деятельность.

Таблица 2

Распределение мужчин и женщин по уровням развития потребности в профессиональном саморазвитии

 

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество мужчин, %

62,1

31,7

6,2

Количество женщин, %

64,7

30,6

4,7

 

Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии примерно одинаково выражена как у мужчин, так и у женщин и преобладающе сформирована на высоком уровне. Для них профессиональное саморазвитие становится важной жизненной целью, рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.

В ходе исследования изучено распределение студентов по уровням сформированности потребности в профессиональном саморазвитии по таким образовательным областям, как образование и педагогические науки, образование в области безопасности жизнедеятельности, медицинские науки, гуманитарные науки, естественные науки, технические науки и студентов среднего профессионального образования (диаграмма 1).

Диаграмма 1

 

Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что потребность в профессиональном саморазвитии сформирована у молодежи образовательных областей «образование и педагогические науки», «образование в области безопасности жизнедеятельности», «медицинские науки», «естественные науки», «технические науки» преимущественно на высоком и среднем уровнях, причем не выявлено молодежи в образовательной области «естественные науки», у которых эта потребность сформирована на низком уровне.

Сформированность потребности в профессиональном саморазвитии на высоком уровне преобладает у молодежи образовательной области «медицинские науки». Эта группа молодежи является наиболее профессионально ориентированной, у нее ярко выражена потребность в профессиональном росте. Профессиональное саморазвитие рефлексируется, приносит удовольствие, выбор обучающего материала производится самостоятельно и целенаправленно.

Преобладающее число студентов среднего профессионального образования продемонстрировало сформированность потребности в профессиональном росте на среднем уровне, сфера профессионального саморазвития студентов не имеет рефлексивной стороны, несамостоятельна и часто узконаправленна и непроизвольна.

В ходе исследования также были изучены особенности потребностей в профессиональном саморазвитии у разных возрастных групп молодежи. Первую группу составила молодежь в возрасте 17 лет - это 27 студентов - выпускников колледжа (среднее профессиональное образование) и 30 студентов - первокурсников вузов. Вторую возрастную группу молодежи составили 20-летние старшекурсники вузов Ивановской области в количестве 51 человек, которые готовятся к самостоятельной профессиональной деятельности или к получению нового уровня образования в магистратуре. В третью возрастную группу вошла молодежь в возрасте 25-35 лет. Эта категория молодежи характеризуется достаточным опытом участия в профессиональной и трудовой деятельности (диаграмма 2).

Диаграмма 2

У студентов - выпускников колледжа ярко выражена потребность в получении образования и профессиональном росте, а наименее выражена потребность в получении новой информации. Эта категория молодежи считает достаточной ту информацию, которой она обладает для реализации профессиональных трудовых функций, и лишь испытывает потребность в получении официального документа, который подтвердит полученный уровень образования и предоставит возможность трудоустройства и роста в профессии [5].

У студентов–первокурсников ярко выражена потребность в получении образования и в профессиональном росте, свидетельствующая, что студенты пришли в вуз за знаниями и получением высшего образования, что позволит им профессионально расти. Наименее выражена потребность в работе по профессии, так как это для них в настоящее время достаточно отдаленная перспектива. Задача преподавателей - помочь удовлетворить потребность в профессиональном становлении и саморазвитии.

Среди молодежи в возрасте 20 лет у 66,7% потребность в профессиональном саморазвитии сформирована на высоком уровне, у 25,5% - на среднем и у 7,8% - на низком уровне. Наиболее выражена у 20-летних студентов потребность в профессиональном росте, и мы связываем этот факт с желанием молодых людей продолжить образование на следующем уровне, в магистратуре, чтобы иметь большие возможности реализовать себя в профессиональной сфере и дальнейшем профессиональном росте.

К сожалению, наименее выражена у этой категории молодежи потребность в работе по профессии, и этот факт мы связываем с первыми трудностями и неисполненными ожиданиями, с которыми столкнулись студенты в период первой производственной практики.

В возрастной группе молодежи 25-35 лет потребность в профессиональном саморазвитии сильно выражена: из них 70% показали высокий уровень сформированности потребности в профессиональном саморазвитии, 30% - средний уровень, низкий уровень отсутствует.

У этой категории молодежи наиболее выражена потребность в получении образования и новой информации, и это мы связываем с недостаточностью ранее полученных знаний для результативной профессиональной деятельности, необходимостью их обновления, повышения квалификации и переподготовки, чтобы соответствовать новым квалификационным требованиям. Наименее выражена потребность в работе по профессии, возможно, это связано с отсутствием удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, отсутствием перспектив для профессионального роста и желанием изменить сферу профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, потребность в профессиональном саморазвитии молодежи обуславливает их профессиональное и социальное самоопределение, жизненные ориентиры, обеспечивает состояние уверенности в завтрашнем дне, наличие долгосрочных перспектив и выступает одним из факторов в противостоянии социокультурным угрозам и иным источникам опасности для общества. Формирование этого вида социокультурных потребностей у молодежи является важным направлением деятельности образовательных организаций в ходе изучения дисциплин профессиональной подготовки, элективных курсов, семинаров, тренингов, что способствует формированию адекватных представлений о способах профессиональной самореализации, самоутверждения в конкретных условиях социальной среды, выстраиванию стратегии своей адаптации в ситуациях нестабильности социальных структур.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-413-370002 «Социокультурные потребности молодежи в противодействии возникающим угрозам и рискам».


Библиографическая ссылка

Прияткина Н.Ю. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМОРАЗВИТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УГРОЗ И РИСКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29097 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674