Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSTICS OF THE COMMUNICATIVE DIFFICULTIES OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE PRESCHOOL ORGANIZATION

Panasenko K.E. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institutional of Higher Education "Belgorod National Research University"
Changes in the legal framework in the field of preschool education, puts at the forefront of the problem of readiness of preschool children to communicate, effective communication with adults and peers. Communication as a component of the personal sphere, provides conditions for socialization-individualization and socio-psychological adaptation of children in the surrounding social and objective world. The article on the basis of the analysis of the works of domestic researchers of the past and the present substantiates the relevance and the need to study the problem of communicative difficulties in preschool children in the educational process of preschool organization. In the works of scientists it is noted that the lack of communication needs, the lack of basic communication skills complicates the process of communication of the child with adults and peers, leads to an increase in anxiety, creates conditions for social and personal maladjustment. The author used the criteria and indicators proposed in the initiative study of A. G. Samokhvalova to assess the level and characteristics of communication among children of preschool age. Quantitative and qualitative analysis of the results of assessment of the level and features of development of communication in children of preschool age were helped to identify the overall level of development of communication, as well as to identify areas and content technology to overcome communication difficulties and the development of constructive communication in children of preschool age.
communication
communication potential
communication difficulties
difficulty in communication
senior preschoolers

Происходящие изменения в системе дошкольного образования требуют от педагогов поиска и разработки новых образовательных технологий развития личности растущего человека, обеспечения ее позитивной социализации и индивидуализации. Готовность детей дошкольного возраста к общению и взаимодействию с окружающим их предметным и социальным миром рассматривается сегодня как необходимое условие становления личности ребенка, показатель освоение им содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Общение, как составляющая социально-личностной сферы, обеспечивает процесс позитивной социализации-индивидуализации, социально-психологической адаптации ребенка, а именно: умения устанавливать психологический контакт; учитывать особенности коммуникативного воздействия; аргументированность, логичность и адекватность коммуникативного поведения ситуации общения; понимание и обмен информацией между участниками взаимодействия; эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.

В основе коммуникативного взаимодействия лежит межличностное взаимодействие, в котором обеспечивается понимание людьми друг друга, проявляется активность и отношение к другому участнику взаимодействия, восприятие отношения к себе [1].

Данные характеристики представлены и обоснованы в работах педагогов XIX-XX вв. (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.), а также в современных исследованиях (И.И. Иванец, С.В. Проняева, А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская и др.).

Период дошкольного детства ассоциируется отечественными психологами с расширением социальных контактов, усложнением системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками определяется в работах Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина как важный канал информации, фактор социального и личностного развития ребенка дошкольного возраста, его самопознания [2].

Необходимость общения детей со сверстниками также продиктована тем, что его нарушение приводит к проявлению у детей дошкольного возраста негативных, нежелательных форм поведения, высокого уровня конфликтности в межличностном взаимодействии [3].

Результаты исследований А.Г. Самохваловой, Л.В. Скитской и др. показали, что у детей в период дошкольного детства имеют место коммуникативные трудности, затруднения в общении, в первую очередь со сверстниками [4; 5].

А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Е.В. Суканова коммуникативные трудности определяют как результат затрудненного общения. В работах ученых затрудненное общение рассматривается как ненадлежащее, расстроенное, нарушенное, неблагополучное, дискомфортное, неэффективное общение.

В исследованиях А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева отмечено, что затрудненное общение проявляется в недостижении цели, неудовлетворении мотива, неполучение желаемого результата [6].

А.Г. Самохвалова для определения сущности коммуникативных трудностей детей дошкольного возраста вводит понятия «эффективное-неэффективное общение», «коммуникативный потенциал». В структуре коммуникативного потенциала А.Г. Самохвалова выделяет базовый, содержательный, операциональный и рефлексивный уровни общения. Выпадение или недостаточное развитие одного из этих уровней, по мнению автора, может привести к коммуникативным трудностям детей дошкольного возраста [7].

Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста рассматривает через понятие «неконструктивное поведение». По мнению автора, неконструктивное поведение проявляется в форме импульсивности, недисциплинированности, демонстративности и конформности и сопровождается коммуникативными затруднениями [8].

А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста связывают с преобладанием у детей таких форм поведения, как импульсивность и недисциплинированность. Эти особенности поведения, по мнению авторов, приводят к трудности эмпатии, взаимопонимания, самоконтроля и самонаблюдения в процессе коммуникативного взаимодействия. Кроме того, у детей дошкольного возраста имеет место недостаточная сформированность коммуникативных приемов и техник, которые также не позволяют им оптимизировать собственные коммуникативные действия и поведение в целом.

Цель исследования: выявить уровень и особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы: анализ научной литературы.

Эмпирические методы исследования:

1) оценка базового критерия общения (умение вступать в общение, наличие положительной установки на собеседника): методика «День рождения», методика «Нарисуй себя»;

2) оценка содержательного критерия общения (готовность программировать процесс общения в зависимости от ситуации): методика «Беседа», методика «Проблемная ситуация», методика Т.В. Сенько для изучения личностного поведения ребенка [9];

3) оценка операционального критерия общения (адекватное использование вербальных и невербальных средств общения): методика А.Г. Самохваловой для выявления вербальных коммуникативных трудностей [9];

4) оценка рефлексивного критерия общения (способность к регуляции своей деятельности и поведения в ситуации общения): наблюдение за детьми в естественных условиях, индивидуальная беседа.

В экспериментальном исследовании, которое проводилось с января по май 2019 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15» г. Белгорода, Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад «Покровский», приняли участие 35 детей в возрасте от 5,6 до 6,1 года, посещающие группу общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой выявления уровня и исследования особенностей развития общения у старших дошкольников явились работы А.Г. Самохваловой.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты изучения базового критерия общения показали, что у 5 дошкольников (14,3%) выявлен высокий уровень развития. У детей сформирована потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками; они открыты общению; преобладающим во взаимодействии является эмоционально положительный фон настроения. Выполняя диагностическое задание «Нарисуй себя», дети изображали себя «солнцем», «цветами», «феями», используя для этого только яркие и теплые оттенки.

11 дошкольников (31,4%) продемонстрировали средний уровень развития. У них сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками, но отдают предпочтению избранным партнерам, учитывая при этом их половую принадлежность. Результаты диагностики позволили нам выявить и недостаточную уверенность детей, слабое проявление эмпатии и положительных эмоций в общении.

У 19 детей (54,3%) имеет место низкий уровень развития. У дошкольников не сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В качестве партнеров по общению дети выбирают животных, игрушки, героев мультипликационных фильмов. Преобладание в «автопортретах» детей темных холодных оттенков позволяет нам отметить наличие у них агрессии и внутреннего конфликта.

Изучение содержательного критерия общения позволило нам отметить, что у старших дошкольников преобладающим является низкий уровень. Он выявлен у 16 детей (45,7%). Дети не умеют перестраивать коммуникативную программу в зависимости от ситуации, прогнозировать и планировать коммуникативное взаимодействие. Отвечая на вопросы экспериментатора и решая проблемные ситуации, дети давали следующие ответы: «А зачем я должен мириться первым? Мне и так хорошо», «Я пойду с другими играть», «Когда у меня нет настроения, я не играю с ребятами».

У 6 детей (17,1%) выявлен высокий уровень развития. Дети демонстрировали умения варьировать коммуникативной программой в зависимости от ситуации, хотя это умение у них еще не стабильно, прогнозировать и планировать общение со сверстниками в зависимости от коммуникативной ситуации.

13 детей (37,2%) показали средний уровень развития. Дети, прогнозируя и планируя общение со сверстниками, ориентировались преимущественно не на коммуникативную ситуацию, а на собственные мотивы и желания.

Анализ операционального критерия общения показал, что 6 детей (17,1%) адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в зависимости от коммуникативной ситуации. Они устанавливают контакт «глаза в глаза», обращаются к собеседнику по имени, грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи, используют невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомима), управляют своими эмоциями в общении.

16 детей (45,7%) имеют средний уровень развития. Наблюдение за детьми в процессе выполнения методики показало, что они не всегда могут грамотно выразить свою мысль и адекватно коммуникативной ситуации использовать невербальные средства общения. Управлять своими эмоциями в процессе общения дети могут с помощью взрослого.

13 детей (37,2%) продемонстрировали низкий уровень развития. Дошкольники демонстрировали неумение грамотно выражать свои мысли, допускали логические ошибки в речи, а также не адекватно коммуникативной ситуации использовали невербальные средства общения.

Наблюдения за детьми в естественных условиях и анализ ответов детей на вопросы индивидуальной беседы позволили нам выявить, что 5 детей (14,3%) имеют высокий уровень развития. Дети демонстрировали сформированную потребность во взаимодействии со сверстниками, умения активно привлекать сверстника к совместной деятельности либо откликаться на инициативу сверстника к совместной деятельности. Во взаимодействии со сверстником преобладает положительный эмоциональный фон, дети адекватно оценивают как собственные переживания, так и переживания сверстника в процессе общения.

14 детей (40%) имеют средний уровень развития. Результаты наблюдения за детьми и ответы на вопросы индивидуальной беседы позволили нам отметить, что у дошкольников сформирована потребность во взаимодействии со сверстниками, но они не проявляют инициативы и настойчивости в установлении и поддержании этого взаимодействия. В коммуникативной ситуации дети не всегда могут аргументированно оценить собственное эмоциональное состояние и состояние сверстника.

Низкий уровень развития выявлен у 16 детей (45,7%). В общении со сверстниками дети не проявляют активности, негативно реагируют на инициативу, которая поступает со стороны сверстников. Они отдают предпочтение одиночной деятельности.

Результаты диагностики по каждому из критериев общения – базовому, содержательному, операциональному и рефлексивному - представлены в таблице.

Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Критерий общения

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

1.

Базовый

14,3

31,4

54,3

2.

Содержательный

17,1

37,2

45,7

3.

Операциональный

17,1

45,7

37,2

4.

Рефлексивный

14,3

40

31,4

 

Количественные и качественные результаты оценки уровня и особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста позволили нам выявить общий уровень развития общения у старших дошкольников. Количественный анализ уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста представлен на рисунке.

Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Вывод

Таким образом, 14,3% старших дошкольников имеют высокий уровень развития общения. В процессе коммуникативного взаимодействия дети адекватно оценивают себя и партнера, проявляют эмпатию, готовность принимать партнера таким, какой он есть. В различных коммуникативных ситуациях они демонстрируют высокий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения: устанавливают зрительный контакт с партнером, обращаются к нему по имени, используя при этом доброжелательный тон; грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи; адекватно используют невербальные средства общения. В процессе общения умеют сдерживать эмоции и самостоятельно или с помощью сверстника преодолевать конфликтные ситуации.

40% детей демонстрируют средний уровень развития общения. В ситуации коммуникативного взаимодействия у дошкольников проявляются нарушения норм взаимоотношения, самостоятельно, без участия взрослого, они не умеют сдерживать эмоции и преодолевать конфликтные ситуации. Дошкольники положительно относятся к партнерам по общению, активны, но инициативу в общении проявляют не всегда. Они не могут грамотно выражать свои мысли в ситуации общения, адекватно использовать невербальные средства общения. В процессе общения чаще всего ориентируются не на коммуникативную ситуацию и партнеров, а на собственные мотивы и желания.

У 45,7% детей представлен низкий уровень развития общения. У данной категории детей не выражена способность к эмпатии, наблюдается эмоциональная неустойчивость, страх общения. В ситуации взаимодействия со сверстниками они проявляют эгоцентризм, упрямство, коммуникативную вялость; у них отсутствует инициатива и потребность в общении; не умеют грамотно выражать свои мысли, допускают логические ошибки в речи, не владеют невербальные средствами общения.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста имеют место низкий (45,7%) и средний (40%) уровень развития общения.

Разработка и обоснование технологии работы по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста, построенной на основе развития базового, содержательного, операционального и рефлексивного критериев общения, на наш взгляд, позволит преодолеть у детей коммуникативные трудности и перевести их на высокий уровень развития общения.