Происходящие изменения в системе дошкольного образования требуют от педагогов поиска и разработки новых образовательных технологий развития личности растущего человека, обеспечения ее позитивной социализации и индивидуализации. Готовность детей дошкольного возраста к общению и взаимодействию с окружающим их предметным и социальным миром рассматривается сегодня как необходимое условие становления личности ребенка, показатель освоение им содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Общение, как составляющая социально-личностной сферы, обеспечивает процесс позитивной социализации-индивидуализации, социально-психологической адаптации ребенка, а именно: умения устанавливать психологический контакт; учитывать особенности коммуникативного воздействия; аргументированность, логичность и адекватность коммуникативного поведения ситуации общения; понимание и обмен информацией между участниками взаимодействия; эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.
В основе коммуникативного взаимодействия лежит межличностное взаимодействие, в котором обеспечивается понимание людьми друг друга, проявляется активность и отношение к другому участнику взаимодействия, восприятие отношения к себе [1].
Данные характеристики представлены и обоснованы в работах педагогов XIX-XX вв. (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.), а также в современных исследованиях (И.И. Иванец, С.В. Проняева, А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская и др.).
Период дошкольного детства ассоциируется отечественными психологами с расширением социальных контактов, усложнением системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками определяется в работах Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина как важный канал информации, фактор социального и личностного развития ребенка дошкольного возраста, его самопознания [2].
Необходимость общения детей со сверстниками также продиктована тем, что его нарушение приводит к проявлению у детей дошкольного возраста негативных, нежелательных форм поведения, высокого уровня конфликтности в межличностном взаимодействии [3].
Результаты исследований А.Г. Самохваловой, Л.В. Скитской и др. показали, что у детей в период дошкольного детства имеют место коммуникативные трудности, затруднения в общении, в первую очередь со сверстниками [4; 5].
А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Е.В. Суканова коммуникативные трудности определяют как результат затрудненного общения. В работах ученых затрудненное общение рассматривается как ненадлежащее, расстроенное, нарушенное, неблагополучное, дискомфортное, неэффективное общение.
В исследованиях А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева отмечено, что затрудненное общение проявляется в недостижении цели, неудовлетворении мотива, неполучение желаемого результата [6].
А.Г. Самохвалова для определения сущности коммуникативных трудностей детей дошкольного возраста вводит понятия «эффективное-неэффективное общение», «коммуникативный потенциал». В структуре коммуникативного потенциала А.Г. Самохвалова выделяет базовый, содержательный, операциональный и рефлексивный уровни общения. Выпадение или недостаточное развитие одного из этих уровней, по мнению автора, может привести к коммуникативным трудностям детей дошкольного возраста [7].
Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста рассматривает через понятие «неконструктивное поведение». По мнению автора, неконструктивное поведение проявляется в форме импульсивности, недисциплинированности, демонстративности и конформности и сопровождается коммуникативными затруднениями [8].
А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста связывают с преобладанием у детей таких форм поведения, как импульсивность и недисциплинированность. Эти особенности поведения, по мнению авторов, приводят к трудности эмпатии, взаимопонимания, самоконтроля и самонаблюдения в процессе коммуникативного взаимодействия. Кроме того, у детей дошкольного возраста имеет место недостаточная сформированность коммуникативных приемов и техник, которые также не позволяют им оптимизировать собственные коммуникативные действия и поведение в целом.
Цель исследования: выявить уровень и особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.
Материалы и методы исследования
Теоретические методы: анализ научной литературы.
Эмпирические методы исследования:
1) оценка базового критерия общения (умение вступать в общение, наличие положительной установки на собеседника): методика «День рождения», методика «Нарисуй себя»;
2) оценка содержательного критерия общения (готовность программировать процесс общения в зависимости от ситуации): методика «Беседа», методика «Проблемная ситуация», методика Т.В. Сенько для изучения личностного поведения ребенка [9];
3) оценка операционального критерия общения (адекватное использование вербальных и невербальных средств общения): методика А.Г. Самохваловой для выявления вербальных коммуникативных трудностей [9];
4) оценка рефлексивного критерия общения (способность к регуляции своей деятельности и поведения в ситуации общения): наблюдение за детьми в естественных условиях, индивидуальная беседа.
В экспериментальном исследовании, которое проводилось с января по май 2019 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15» г. Белгорода, Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад «Покровский», приняли участие 35 детей в возрасте от 5,6 до 6,1 года, посещающие группу общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста.
Теоретической основой выявления уровня и исследования особенностей развития общения у старших дошкольников явились работы А.Г. Самохваловой.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты изучения базового критерия общения показали, что у 5 дошкольников (14,3%) выявлен высокий уровень развития. У детей сформирована потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками; они открыты общению; преобладающим во взаимодействии является эмоционально положительный фон настроения. Выполняя диагностическое задание «Нарисуй себя», дети изображали себя «солнцем», «цветами», «феями», используя для этого только яркие и теплые оттенки.
11 дошкольников (31,4%) продемонстрировали средний уровень развития. У них сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками, но отдают предпочтению избранным партнерам, учитывая при этом их половую принадлежность. Результаты диагностики позволили нам выявить и недостаточную уверенность детей, слабое проявление эмпатии и положительных эмоций в общении.
У 19 детей (54,3%) имеет место низкий уровень развития. У дошкольников не сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В качестве партнеров по общению дети выбирают животных, игрушки, героев мультипликационных фильмов. Преобладание в «автопортретах» детей темных холодных оттенков позволяет нам отметить наличие у них агрессии и внутреннего конфликта.
Изучение содержательного критерия общения позволило нам отметить, что у старших дошкольников преобладающим является низкий уровень. Он выявлен у 16 детей (45,7%). Дети не умеют перестраивать коммуникативную программу в зависимости от ситуации, прогнозировать и планировать коммуникативное взаимодействие. Отвечая на вопросы экспериментатора и решая проблемные ситуации, дети давали следующие ответы: «А зачем я должен мириться первым? Мне и так хорошо», «Я пойду с другими играть», «Когда у меня нет настроения, я не играю с ребятами».
У 6 детей (17,1%) выявлен высокий уровень развития. Дети демонстрировали умения варьировать коммуникативной программой в зависимости от ситуации, хотя это умение у них еще не стабильно, прогнозировать и планировать общение со сверстниками в зависимости от коммуникативной ситуации.
13 детей (37,2%) показали средний уровень развития. Дети, прогнозируя и планируя общение со сверстниками, ориентировались преимущественно не на коммуникативную ситуацию, а на собственные мотивы и желания.
Анализ операционального критерия общения показал, что 6 детей (17,1%) адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в зависимости от коммуникативной ситуации. Они устанавливают контакт «глаза в глаза», обращаются к собеседнику по имени, грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи, используют невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомима), управляют своими эмоциями в общении.
16 детей (45,7%) имеют средний уровень развития. Наблюдение за детьми в процессе выполнения методики показало, что они не всегда могут грамотно выразить свою мысль и адекватно коммуникативной ситуации использовать невербальные средства общения. Управлять своими эмоциями в процессе общения дети могут с помощью взрослого.
13 детей (37,2%) продемонстрировали низкий уровень развития. Дошкольники демонстрировали неумение грамотно выражать свои мысли, допускали логические ошибки в речи, а также не адекватно коммуникативной ситуации использовали невербальные средства общения.
Наблюдения за детьми в естественных условиях и анализ ответов детей на вопросы индивидуальной беседы позволили нам выявить, что 5 детей (14,3%) имеют высокий уровень развития. Дети демонстрировали сформированную потребность во взаимодействии со сверстниками, умения активно привлекать сверстника к совместной деятельности либо откликаться на инициативу сверстника к совместной деятельности. Во взаимодействии со сверстником преобладает положительный эмоциональный фон, дети адекватно оценивают как собственные переживания, так и переживания сверстника в процессе общения.
14 детей (40%) имеют средний уровень развития. Результаты наблюдения за детьми и ответы на вопросы индивидуальной беседы позволили нам отметить, что у дошкольников сформирована потребность во взаимодействии со сверстниками, но они не проявляют инициативы и настойчивости в установлении и поддержании этого взаимодействия. В коммуникативной ситуации дети не всегда могут аргументированно оценить собственное эмоциональное состояние и состояние сверстника.
Низкий уровень развития выявлен у 16 детей (45,7%). В общении со сверстниками дети не проявляют активности, негативно реагируют на инициативу, которая поступает со стороны сверстников. Они отдают предпочтение одиночной деятельности.
Результаты диагностики по каждому из критериев общения – базовому, содержательному, операциональному и рефлексивному - представлены в таблице.
Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста
№ |
Критерий общения |
Уровни (%) |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
1. |
Базовый |
14,3 |
31,4 |
54,3 |
2. |
Содержательный |
17,1 |
37,2 |
45,7 |
3. |
Операциональный |
17,1 |
45,7 |
37,2 |
4. |
Рефлексивный |
14,3 |
40 |
31,4 |
Количественные и качественные результаты оценки уровня и особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста позволили нам выявить общий уровень развития общения у старших дошкольников. Количественный анализ уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста представлен на рисунке.
Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста
Вывод
Таким образом, 14,3% старших дошкольников имеют высокий уровень развития общения. В процессе коммуникативного взаимодействия дети адекватно оценивают себя и партнера, проявляют эмпатию, готовность принимать партнера таким, какой он есть. В различных коммуникативных ситуациях они демонстрируют высокий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения: устанавливают зрительный контакт с партнером, обращаются к нему по имени, используя при этом доброжелательный тон; грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи; адекватно используют невербальные средства общения. В процессе общения умеют сдерживать эмоции и самостоятельно или с помощью сверстника преодолевать конфликтные ситуации.
40% детей демонстрируют средний уровень развития общения. В ситуации коммуникативного взаимодействия у дошкольников проявляются нарушения норм взаимоотношения, самостоятельно, без участия взрослого, они не умеют сдерживать эмоции и преодолевать конфликтные ситуации. Дошкольники положительно относятся к партнерам по общению, активны, но инициативу в общении проявляют не всегда. Они не могут грамотно выражать свои мысли в ситуации общения, адекватно использовать невербальные средства общения. В процессе общения чаще всего ориентируются не на коммуникативную ситуацию и партнеров, а на собственные мотивы и желания.
У 45,7% детей представлен низкий уровень развития общения. У данной категории детей не выражена способность к эмпатии, наблюдается эмоциональная неустойчивость, страх общения. В ситуации взаимодействия со сверстниками они проявляют эгоцентризм, упрямство, коммуникативную вялость; у них отсутствует инициатива и потребность в общении; не умеют грамотно выражать свои мысли, допускают логические ошибки в речи, не владеют невербальные средствами общения.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста имеют место низкий (45,7%) и средний (40%) уровень развития общения.
Разработка и обоснование технологии работы по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста, построенной на основе развития базового, содержательного, операционального и рефлексивного критериев общения, на наш взгляд, позволит преодолеть у детей коммуникативные трудности и перевести их на высокий уровень развития общения.
Библиографическая ссылка
Панасенко К.Е. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29092 (дата обращения: 14.10.2024).