Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Панасенко К.Е. 1
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Изменения нормативно-правовой базы в сфере дошкольного образования ставят во главу угла проблему готовности детей дошкольного возраста к общению, эффективному коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Общение, как составляющая личностной сферы, обеспечивает условия для социализации-индивидуализации и социально-психологической адаптации детей в окружающем его социальном и предметном мире. В статье на основе анализа работ отечественных исследователей прошлого и современности обоснована актуальность и необходимость изучения проблемы коммуникативных трудностей у детей дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольной организации. В работах ученых отмечается, что несформированность потребности в общении, отсутствие элементарных коммуникативных умений и навыков затрудняет процесс общения ребенка со взрослыми и сверстниками, приводит к возрастанию тревожности, создает предпосылки для социальной и личностной дезадаптации. Для оценки уровня и особенностей общения детей старшего дошкольного возраста автор использовал критерии и показатели, предложенные в инициативном исследовании А.Г. Самохваловой. Количественный и качественный анализ результатов оценки уровня и особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить общий уровень развития общения, а также обозначить направления и содержание технологии по преодолению коммуникативных трудностей и развитию конструктивного общения у детей дошкольного возраста.
общение
коммуникативный потенциал
коммуникативные трудности
затруднённое общение
старшие дошкольники
1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
2. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.
3. Смирнова Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
4. Самохвалова А.Г. Функции и дисфункции затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза // Известия Саратовского университета. 2015. Т. 13. С. 104-109.
5. Скитская Л.В. Оптимизация общения детей в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2014. 23 с.
6. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2008. 288 с.
7. Самохвалова А.Г. Генезис затрудненного общения в детском возрасте // Ученые записки Орловского государственного университета. 2013. № 2 (52). С. 367-371.
8. Скитская Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. С. 50-57.
9. Самохвалова А.Г. Экспериментальное исследование стратегий поведения детей в ситуациях затрудненного общения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. С. 39-45.

Происходящие изменения в системе дошкольного образования требуют от педагогов поиска и разработки новых образовательных технологий развития личности растущего человека, обеспечения ее позитивной социализации и индивидуализации. Готовность детей дошкольного возраста к общению и взаимодействию с окружающим их предметным и социальным миром рассматривается сегодня как необходимое условие становления личности ребенка, показатель освоение им содержания основной образовательной программы дошкольного образования. Общение, как составляющая социально-личностной сферы, обеспечивает процесс позитивной социализации-индивидуализации, социально-психологической адаптации ребенка, а именно: умения устанавливать психологический контакт; учитывать особенности коммуникативного воздействия; аргументированность, логичность и адекватность коммуникативного поведения ситуации общения; понимание и обмен информацией между участниками взаимодействия; эффективное использование вербальных и невербальных средств общения.

В основе коммуникативного взаимодействия лежит межличностное взаимодействие, в котором обеспечивается понимание людьми друг друга, проявляется активность и отношение к другому участнику взаимодействия, восприятие отношения к себе [1].

Данные характеристики представлены и обоснованы в работах педагогов XIX-XX вв. (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.), а также в современных исследованиях (И.И. Иванец, С.В. Проняева, А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская и др.).

Период дошкольного детства ассоциируется отечественными психологами с расширением социальных контактов, усложнением системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со сверстниками определяется в работах Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина как важный канал информации, фактор социального и личностного развития ребенка дошкольного возраста, его самопознания [2].

Необходимость общения детей со сверстниками также продиктована тем, что его нарушение приводит к проявлению у детей дошкольного возраста негативных, нежелательных форм поведения, высокого уровня конфликтности в межличностном взаимодействии [3].

Результаты исследований А.Г. Самохваловой, Л.В. Скитской и др. показали, что у детей в период дошкольного детства имеют место коммуникативные трудности, затруднения в общении, в первую очередь со сверстниками [4; 5].

А.А. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабунская, Е.В. Суканова коммуникативные трудности определяют как результат затрудненного общения. В работах ученых затрудненное общение рассматривается как ненадлежащее, расстроенное, нарушенное, неблагополучное, дискомфортное, неэффективное общение.

В исследованиях А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева отмечено, что затрудненное общение проявляется в недостижении цели, неудовлетворении мотива, неполучение желаемого результата [6].

А.Г. Самохвалова для определения сущности коммуникативных трудностей детей дошкольного возраста вводит понятия «эффективное-неэффективное общение», «коммуникативный потенциал». В структуре коммуникативного потенциала А.Г. Самохвалова выделяет базовый, содержательный, операциональный и рефлексивный уровни общения. Выпадение или недостаточное развитие одного из этих уровней, по мнению автора, может привести к коммуникативным трудностям детей дошкольного возраста [7].

Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста рассматривает через понятие «неконструктивное поведение». По мнению автора, неконструктивное поведение проявляется в форме импульсивности, недисциплинированности, демонстративности и конформности и сопровождается коммуникативными затруднениями [8].

А.Г. Самохвалова, Л.В. Скитская коммуникативные трудности детей дошкольного возраста связывают с преобладанием у детей таких форм поведения, как импульсивность и недисциплинированность. Эти особенности поведения, по мнению авторов, приводят к трудности эмпатии, взаимопонимания, самоконтроля и самонаблюдения в процессе коммуникативного взаимодействия. Кроме того, у детей дошкольного возраста имеет место недостаточная сформированность коммуникативных приемов и техник, которые также не позволяют им оптимизировать собственные коммуникативные действия и поведение в целом.

Цель исследования: выявить уровень и особенности развития общения детей старшего дошкольного возраста.

Материалы и методы исследования

Теоретические методы: анализ научной литературы.

Эмпирические методы исследования:

1) оценка базового критерия общения (умение вступать в общение, наличие положительной установки на собеседника): методика «День рождения», методика «Нарисуй себя»;

2) оценка содержательного критерия общения (готовность программировать процесс общения в зависимости от ситуации): методика «Беседа», методика «Проблемная ситуация», методика Т.В. Сенько для изучения личностного поведения ребенка [9];

3) оценка операционального критерия общения (адекватное использование вербальных и невербальных средств общения): методика А.Г. Самохваловой для выявления вербальных коммуникативных трудностей [9];

4) оценка рефлексивного критерия общения (способность к регуляции своей деятельности и поведения в ситуации общения): наблюдение за детьми в естественных условиях, индивидуальная беседа.

В экспериментальном исследовании, которое проводилось с января по май 2019 года на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 15» г. Белгорода, Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад «Покровский», приняли участие 35 детей в возрасте от 5,6 до 6,1 года, посещающие группу общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста.

Теоретической основой выявления уровня и исследования особенностей развития общения у старших дошкольников явились работы А.Г. Самохваловой.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты изучения базового критерия общения показали, что у 5 дошкольников (14,3%) выявлен высокий уровень развития. У детей сформирована потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками; они открыты общению; преобладающим во взаимодействии является эмоционально положительный фон настроения. Выполняя диагностическое задание «Нарисуй себя», дети изображали себя «солнцем», «цветами», «феями», используя для этого только яркие и теплые оттенки.

11 дошкольников (31,4%) продемонстрировали средний уровень развития. У них сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками, но отдают предпочтению избранным партнерам, учитывая при этом их половую принадлежность. Результаты диагностики позволили нам выявить и недостаточную уверенность детей, слабое проявление эмпатии и положительных эмоций в общении.

У 19 детей (54,3%) имеет место низкий уровень развития. У дошкольников не сформирована потребность в общении со взрослыми и сверстниками. В качестве партнеров по общению дети выбирают животных, игрушки, героев мультипликационных фильмов. Преобладание в «автопортретах» детей темных холодных оттенков позволяет нам отметить наличие у них агрессии и внутреннего конфликта.

Изучение содержательного критерия общения позволило нам отметить, что у старших дошкольников преобладающим является низкий уровень. Он выявлен у 16 детей (45,7%). Дети не умеют перестраивать коммуникативную программу в зависимости от ситуации, прогнозировать и планировать коммуникативное взаимодействие. Отвечая на вопросы экспериментатора и решая проблемные ситуации, дети давали следующие ответы: «А зачем я должен мириться первым? Мне и так хорошо», «Я пойду с другими играть», «Когда у меня нет настроения, я не играю с ребятами».

У 6 детей (17,1%) выявлен высокий уровень развития. Дети демонстрировали умения варьировать коммуникативной программой в зависимости от ситуации, хотя это умение у них еще не стабильно, прогнозировать и планировать общение со сверстниками в зависимости от коммуникативной ситуации.

13 детей (37,2%) показали средний уровень развития. Дети, прогнозируя и планируя общение со сверстниками, ориентировались преимущественно не на коммуникативную ситуацию, а на собственные мотивы и желания.

Анализ операционального критерия общения показал, что 6 детей (17,1%) адекватно используют вербальные и невербальные средства общения в зависимости от коммуникативной ситуации. Они устанавливают контакт «глаза в глаза», обращаются к собеседнику по имени, грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи, используют невербальные средства общения (мимика, жесты, пантомима), управляют своими эмоциями в общении.

16 детей (45,7%) имеют средний уровень развития. Наблюдение за детьми в процессе выполнения методики показало, что они не всегда могут грамотно выразить свою мысль и адекватно коммуникативной ситуации использовать невербальные средства общения. Управлять своими эмоциями в процессе общения дети могут с помощью взрослого.

13 детей (37,2%) продемонстрировали низкий уровень развития. Дошкольники демонстрировали неумение грамотно выражать свои мысли, допускали логические ошибки в речи, а также не адекватно коммуникативной ситуации использовали невербальные средства общения.

Наблюдения за детьми в естественных условиях и анализ ответов детей на вопросы индивидуальной беседы позволили нам выявить, что 5 детей (14,3%) имеют высокий уровень развития. Дети демонстрировали сформированную потребность во взаимодействии со сверстниками, умения активно привлекать сверстника к совместной деятельности либо откликаться на инициативу сверстника к совместной деятельности. Во взаимодействии со сверстником преобладает положительный эмоциональный фон, дети адекватно оценивают как собственные переживания, так и переживания сверстника в процессе общения.

14 детей (40%) имеют средний уровень развития. Результаты наблюдения за детьми и ответы на вопросы индивидуальной беседы позволили нам отметить, что у дошкольников сформирована потребность во взаимодействии со сверстниками, но они не проявляют инициативы и настойчивости в установлении и поддержании этого взаимодействия. В коммуникативной ситуации дети не всегда могут аргументированно оценить собственное эмоциональное состояние и состояние сверстника.

Низкий уровень развития выявлен у 16 детей (45,7%). В общении со сверстниками дети не проявляют активности, негативно реагируют на инициативу, которая поступает со стороны сверстников. Они отдают предпочтение одиночной деятельности.

Результаты диагностики по каждому из критериев общения – базовому, содержательному, операциональному и рефлексивному - представлены в таблице.

Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Критерий общения

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

1.

Базовый

14,3

31,4

54,3

2.

Содержательный

17,1

37,2

45,7

3.

Операциональный

17,1

45,7

37,2

4.

Рефлексивный

14,3

40

31,4

 

Количественные и качественные результаты оценки уровня и особенностей развития общения у детей старшего дошкольного возраста позволили нам выявить общий уровень развития общения у старших дошкольников. Количественный анализ уровня развития общения у детей старшего дошкольного возраста представлен на рисунке.

Уровень и особенности развития общения у детей старшего дошкольного возраста

Вывод

Таким образом, 14,3% старших дошкольников имеют высокий уровень развития общения. В процессе коммуникативного взаимодействия дети адекватно оценивают себя и партнера, проявляют эмпатию, готовность принимать партнера таким, какой он есть. В различных коммуникативных ситуациях они демонстрируют высокий уровень владения вербальными и невербальными средствами общения: устанавливают зрительный контакт с партнером, обращаются к нему по имени, используя при этом доброжелательный тон; грамотно выражают свои мысли, не допускают логических ошибок в речи; адекватно используют невербальные средства общения. В процессе общения умеют сдерживать эмоции и самостоятельно или с помощью сверстника преодолевать конфликтные ситуации.

40% детей демонстрируют средний уровень развития общения. В ситуации коммуникативного взаимодействия у дошкольников проявляются нарушения норм взаимоотношения, самостоятельно, без участия взрослого, они не умеют сдерживать эмоции и преодолевать конфликтные ситуации. Дошкольники положительно относятся к партнерам по общению, активны, но инициативу в общении проявляют не всегда. Они не могут грамотно выражать свои мысли в ситуации общения, адекватно использовать невербальные средства общения. В процессе общения чаще всего ориентируются не на коммуникативную ситуацию и партнеров, а на собственные мотивы и желания.

У 45,7% детей представлен низкий уровень развития общения. У данной категории детей не выражена способность к эмпатии, наблюдается эмоциональная неустойчивость, страх общения. В ситуации взаимодействия со сверстниками они проявляют эгоцентризм, упрямство, коммуникативную вялость; у них отсутствует инициатива и потребность в общении; не умеют грамотно выражать свои мысли, допускают логические ошибки в речи, не владеют невербальные средствами общения.

Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста имеют место низкий (45,7%) и средний (40%) уровень развития общения.

Разработка и обоснование технологии работы по преодолению коммуникативных трудностей у детей старшего дошкольного возраста, построенной на основе развития базового, содержательного, операционального и рефлексивного критериев общения, на наш взгляд, позволит преодолеть у детей коммуникативные трудности и перевести их на высокий уровень развития общения.


Библиографическая ссылка

Панасенко К.Е. ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29092 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674