Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDY OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS AMONG JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS, GIVEN SPORTS

Drandrov G.L. 1 Kalashnikova Y.V. 1 Paukov A.A. 2
1 The Chuvash I.Yakovlev State Pedagogical University
2 Voronezh state university of engineering technologies
Personality development of junior student takes place through the formation of a universal educational actions during training and extracurricular activities. One of the most attractive activity for them are sports. In this regard, the purpose of our work was a comparative analysis of the level of development of universal educational actions among junior high school students not involved in sport activities and systematically involved in sports. The study involved two groups of children enrolled in the second grade of primary school. The first group included 13 children, who have been engaged in two years of football the second group included 21 children not involved in sports. All children have identified indicators of universal educational actions by applying generally accepted methods of psychodiagnosis. Results of a comparative analysis of the development of universal educational actions indicate that systematic sports (football) shall enhance the adequacy of self-evaluation and task allocation self-development; result in lower real self-esteem, to its convergence with self-esteem mirror I teacher to raise the mirror of self-evaluation of friends and parents; contribute to the development of the ability to regulate their movements and actions in accordance with the indicative basis; lead to greater levels of cognitive development of universal educational actions.
universal educational actions
sport activities
younger students
personal development

Современному российскому обществу необходимы личности, обладающие творческим мышлением, готовые принимать оптимальные решения в нестандартных жизненных ситуациях, способные и стремящиеся к саморазвитию, самосовершенствованию и творческой самореализации [1; 2]. В Законе РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [3] говорится о том, что образовательный процесс должен быть ориентирован на создание специальных условий, необходимых для творческой самореализации личности и ее жизненного самоопределения.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [4], А.Н. Леонтьева [5], Д.Б. Эльконина [6], раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В соответствии с этими положениями универсальные учебные действия как психологические новообразования личности являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Поэтому личностное, социальное и познавательное развитие учащихся определяется особенностями содержания и организации различных видов деятельности, и прежде всего учебной [7].

На сегодняшний день проблеме формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности по предмету «Физическая культура» посвящено небольшое количество научных работ [8-10].

Одним из привлекательных для младших школьников видом деятельности являются занятия спортом. Спортивная деятельность во внеучебное время создает оптимальные условия для удовлетворения детьми потребности в двигательной и психической активности, в общении со своими сверстниками, во внешнем самоутверждении, в познании себя и окружающего мира. Занимаясь спортом, младшие школьники приобретают богатый опыт общения в форме сотрудничества и соперничества, овладевают новыми знаниями о своих физических и личностных качествах, о способах выполнения физических упражнений, осваивают навыки организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Поэтому можно полагать, что дети, занимающиеся спортом, отличаются от своих сверстников, не вовлеченных в спортивную деятельность, более высоким уровнем развития универсальных личностных действий.

Между тем осуществленный нами реферативный обзор научно-методической литературы показал, что особенности влияния спортивной деятельности на развитие универсальных учебных действий у учащихся начальной школы являются на сегодняшний день недостаточно изученными. Это создает определенные трудности в педагогическом управлении их формированием у младших школьников в процессе занятий спортом.

Цель нашей работы заключалась в сравнительном анализе уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников, не вовлеченных в спортивную деятельность, и систематически занимающихся спортом.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования мы использовали методы психодиагностики и методы математической статистики.

Для определения уровня развития личностных УУД применялись методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» и «Лесенка»; регулятивных УУД - методики «Кодирование», «Логические задачи», «Образец и правило»; познавательных УУД  – «Методика определения уровня умственного развития младших школьников», разработанная Э.Ф. Замбацявичене, и методика «Выделение существенных признаков», коммуникативных УУД - методика «Дорога к дому».

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Достоверность различий между показателями УУД, наблюдаемых у школьников, не занимающихся спортом, и школьников-спортсменов, оценивалась с применением параметрического t-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Пирсона.

В исследовании приняли участие две группы младших школьников, обучающихся во втором классе начальной школы. В первую группу вошли 13 детей, обучающихся в спортивном классе в СОШ № 11 г. Чебоксары. Они занимались футболом в группе начальной подготовки «Спортивной школы по футболу» Министерства спорта Чувашской Республики. Стаж занятий избранным видом спорта составлял 2 года. Вторую группу составил 21 младший школьник, обучающийся в СОШ № 20 г. Чебоксары. У испытуемых обеих групп определялись показатели личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД с применением приведенных выше методик психодиагностики. Сравнительный анализ показателей УУД, выявленных у детей обеих групп, проводился с применением методов математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования, приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что дети, не занимающиеся спортом (не спортсмены), лучше справились с заданием выделить качества «хорошего ученика» – 18 человек из 21 выделили успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению. В группе детей, занимающихся спортом, с этим заданием на высоком уровне справился только 1 человек. Различия статистически достоверны при Р<0,001.

Наряду с этим спортсмены лучше справились с заданиями: выявить, чем он отличается от «хорошего ученика» (χ2 =9,53 при Р<0,01); что нужно сделать с собой, чтобы стать «хорошим учеником» (χ2 =18,27 при Р<0,01).

Обобщая полученные данные, можно заключить, что занятия спортом обеспечивают повышение адекватности самооценивания и выделения задач саморазвития.

Таблица 1

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития рефлексивной самооценки учебной деятельности, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Спортсмены, n=13

низкий

3

3

5

3

средний

9

1

1

2

высокий

1

9

7

8

Не спортсмены, n=21

низкий

2

2

12

15

средний

1

1

5

3

высокий

18

18

4

3

Критерий Пирсона

80,56

5,00

9,53

18,27

Примечание: здесь и в других таблицах Р<0,05 при χ2 > 5,99; Р>0,01 при χ2 > 9,21.

Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что сравниваемые показатели самооценки, наблюдаемые у детей обеих групп, являются относительно одинаковыми (Р>0,05).

Таблица 2

Показатели самооценки детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, баллы

Виды самооценки

Показатели самооценки, баллы

Р

Спортсмены,

n=13

Не спортсмены, n=21

Самооценка реального Я

6,77±1,88

7,57±2,16

0,277

Самооценка зеркального Я (друзья)

8,08±1,55

7,90±2,05

0,797

Самооценка зеркального Я (родители)

8,15±1,34

7,76±1,97

0,533

Самооценка зеркального Я (учитель)

6,85±1,95

7,71±2,31

0,267

 

Обращает внимание, что в группе детей, не занимающихся спортом, показатели самооценки реального Я и зеркального Я существенно не различаются и находятся на высоком уровне (от 7,57 до 7,90 балла). В группе спортсменов самооценка реального Я ниже зеркальных самооценок друзей и родителей (6,77 балла против 8,08 и 8,15 балла). Вероятно, занятия спортом приводят к снижению реальной самооценки. Она становится более адекватной, о чем свидетельствует ее близость с самооценкой зеркального Я учителя. Наряду с этим спортсмены считают, что друзья и родители оценивают их выше, чем они оценивает себя.

В таблице 3 приведено распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития регулятивных учебных действий.

Таблица 3

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития регулятивных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Методики измерения регулятивных УУД

Логические задачи

Кодирование  

Образец и правило

Спортсмены, n=13

низкий

1

1

3

средний

7

3

4

высокий

5

9

6

Не спортсмены, n=21

низкий

1

5

7

средний

12

6

10

высокий

8

10

4

Критерий Пирсона

3,21

4,80

6,89

 

Установлено, что дети, занимающиеся спортом, отличаются более высоким уровнем развития регулятивных учебных действий, о чем говорят результаты выполнения задания скопировать предъявленный образец, опираясь на определенные правила (χ2 =18,27 при Р<0,01). Результаты выполнения других тестовых заданий, характеризующих уровень развития регулятивных УУД (методики «Логические задачи» и «Кодирование»), также выше у спортсменов, однако это преимущество проявляется только на уровне статистически незначимой тенденции. Видимо, занятия спортом, предполагающие выполнение детьми тренировочных заданий по воспроизведению разучиваемых двигательных действий в форме физических упражнений, содействуют развитию умения регулировать свои движения и действия в соответствии с имеющейся ориентировочной основой.

Дети, занимающиеся спортом, отличаются высоким уровнем развития познавательных учебных действий (таблицы 4 и 5).

В таблице 5 приведены показатели выполнения тестовых заданий, предусмотренных Э.Ф. Замбацявичене. Установлено, что дети, занимающиеся спортом, лучше справились с заданием отделить существенные признаков от второстепенных (24,60 против 20,72 балла при Р=0,012), с заданием на умозаключение по аналогии на основе выявления логических связей и отношений между понятиями (19,03 против 10,60 балла при Р= 0,001), с заданием на обобщение (23,82 против 15,98 балла при Р=0,005).

Интегральный показатель уровня владения познавательными УУД у детей, занимающихся спортом, был значительно выше, чем у не спортсменов – 81,42 против 65,59 балла при р=0,002). Вероятно, наблюдаемое нами существенное преимущество группы детей, занимающихся спортом, обусловлено тем, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности они сталкиваются с проблемными ситуациями, требующими активной познавательной деятельности с выделением общего и частного в их содержании. Следует подчеркнуть, что данные дети занимаются футболом. Как известно, спортивные игры предъявляют высокие требования к познавательной сфере личности, и прежде всего к уровню развития тактического мышления.

Таблица 4

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития познавательных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Методики измерения познавательных УУД

Методика Э.Ф. Замбацявичене

Выделение существенных признаков

Спортсмены, n=13

низкий

0

0

средний

2

9

высокий

11

4

Не спортсмены, n=21

низкий

5

16

средний

13

4

высокий

3

1

Критерий Пирсона

35,64

31,25

 

Таблица 5

Показатели познавательных УУД детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, баллы (методика Замбацявичене)

Виды познавательных УУД

Показатели познавательных УУД

Р

Спортсмены,

n=13

Не спортсмены, n=21

Познавательные УУД

Дифференцирование существенных признаков от второстепенных

24,60±3,53

20,72±4,47

0,012

Умственные действия обобщения и отвлечения

20,16±3,52

18,11±4,17

0,150

Умозаключение по аналогии на основе выявления логических связей и отношений между понятиями

19,03±5,78

10,60±7,29

0,001

Умственные действия обобщения

23,82±2,57

15,98±9,14

0,005

Интегральная оценка познавательных УУД

81,42±8,87

65,59±15,84

0,002

 

Результаты исследования, представленные в таблице 6, свидетельствуют о высоком уровне развития коммуникативных УУД у детей обеих групп: в группе спортсменов низкий уровень развития наблюдался только у одного человека, в группе не спортсменов – у двух человек. Существенных различий в уровне развития коммуникативных действий у детей обеих групп нами не обнаружено.

Таблица 6

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития коммуникативных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Коммуникативные УУД

Дорога к дому

Спортсмены, n=13

низкий

1

средний

2

высокий

8

Не спортсмены, n=21

низкий

2

средний

3

высокий

16

Критерий Пирсона

2,41

 

Заключение. Результаты сравнительного анализа показателей развития УУД у детей в возрасте 7-8 лет показали, что систематические занятия спортом (футболом):

  • обеспечивают повышение адекватности самооценивания и выделения задач саморазвития;
  • приводят к снижению реальной самооценки, к сближению ее с самооценкой зеркального Я учителя, к повышению зеркальной самооценки друзей и родителей;
  • содействуют развитию умения регулировать свои движения и действия в соответствии с имеющейся ориентировочной основой;
  • приводят к повышению уровня развития познавательных УУД.

Повышение эффективности реализации высокого образовательного потенциала занятий спортом в развитии УУД требует продолжения научных исследований, направленных, с одной стороны, на раскрытие психологических механизмов воздействия спортивной деятельности на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, с другой - на создание учитывающей эти механизмы методики формирования УУД в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности.