Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ

Драндров Г.Л. 1 Калашникова Ю.В. 1 Пауков А.А. 2
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий
Развитие личности младшего школьника осуществляется через формирование универсальных учебных действий в процессе учебной и внеучебной деятельности. Одним из привлекательных для них видом деятельности являются занятия спортом. В связи с этим цель нашей работы заключалась в сравнительном анализе уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников, не вовлеченных в спортивную деятельность, и систематически занимающихся спортом. В исследовании приняли участие две группы детей, обучающихся во втором классе начальной школы. В первую группу вошли 13 детей, которые два года занимались футболом. Вторую группу составил 21 ребенок, не занимающийся спортом. У всех детей определялись показатели универсальных учебных действий с применением общепринятых методик психодиагностики. Результаты сравнительного анализа показателей развития универсальных учебных действий говорят о том, что систематические занятия спортом (футболом) обеспечивают повышение адекватности самооценки и выделение задач саморазвития; приводят к снижению реальной самооценки, к сближению ее с самооценкой зеркального Я учителя, к повышению зеркальной самооценки друзей и родителей; содействуют развитию умения регулировать свои движения и действия в соответствии с имеющейся ориентировочной основой; приводят к повышению уровня развития познавательных универсальных учебных действий.
универсальные учебные действия
спортивная деятельность
младшие школьники
развитие личности
1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики в 20 книгах, книга 3 Школа жизни. М.: Издательство Армита- Русь, 2012. 320 с.
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: в 2 к. К. 1.– 3-е издание. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 567 с.
3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.05.2019).
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2004. 1135 с.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
6. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. 144 с.
7. Асмолов А.Г. Теория формирования и развития УУ. М.: Просвещение, 2011. 134 с.
8. Драндров Г.Л., Пауков А.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения предмету «Физическая культура» // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=27410 (дата обращения: 15.05.2019).
9. Пауков А.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий в процессе обучения «Школе мяча» // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 160-168.
10. Кечкин Д.Д. Формирование УУД младших школьников в процессе освоения физкультурной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Пермь, 2013. 149 с.

Современному российскому обществу необходимы личности, обладающие творческим мышлением, готовые принимать оптимальные решения в нестандартных жизненных ситуациях, способные и стремящиеся к саморазвитию, самосовершенствованию и творческой самореализации [1; 2]. В Законе РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [3] говорится о том, что образовательный процесс должен быть ориентирован на создание специальных условий, необходимых для творческой самореализации личности и ее жизненного самоопределения.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского [4], А.Н. Леонтьева [5], Д.Б. Эльконина [6], раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учётом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. В соответствии с этими положениями универсальные учебные действия как психологические новообразования личности являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность. Поэтому личностное, социальное и познавательное развитие учащихся определяется особенностями содержания и организации различных видов деятельности, и прежде всего учебной [7].

На сегодняшний день проблеме формирования у младших школьников универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности по предмету «Физическая культура» посвящено небольшое количество научных работ [8-10].

Одним из привлекательных для младших школьников видом деятельности являются занятия спортом. Спортивная деятельность во внеучебное время создает оптимальные условия для удовлетворения детьми потребности в двигательной и психической активности, в общении со своими сверстниками, во внешнем самоутверждении, в познании себя и окружающего мира. Занимаясь спортом, младшие школьники приобретают богатый опыт общения в форме сотрудничества и соперничества, овладевают новыми знаниями о своих физических и личностных качествах, о способах выполнения физических упражнений, осваивают навыки организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. Поэтому можно полагать, что дети, занимающиеся спортом, отличаются от своих сверстников, не вовлеченных в спортивную деятельность, более высоким уровнем развития универсальных личностных действий.

Между тем осуществленный нами реферативный обзор научно-методической литературы показал, что особенности влияния спортивной деятельности на развитие универсальных учебных действий у учащихся начальной школы являются на сегодняшний день недостаточно изученными. Это создает определенные трудности в педагогическом управлении их формированием у младших школьников в процессе занятий спортом.

Цель нашей работы заключалась в сравнительном анализе уровня развития универсальных учебных действий у младших школьников, не вовлеченных в спортивную деятельность, и систематически занимающихся спортом.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования мы использовали методы психодиагностики и методы математической статистики.

Для определения уровня развития личностных УУД применялись методики «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» и «Лесенка»; регулятивных УУД - методики «Кодирование», «Логические задачи», «Образец и правило»; познавательных УУД  – «Методика определения уровня умственного развития младших школьников», разработанная Э.Ф. Замбацявичене, и методика «Выделение существенных признаков», коммуникативных УУД - методика «Дорога к дому».

Методы математической статистики применялись для количественного анализа экспериментальных данных. Достоверность различий между показателями УУД, наблюдаемых у школьников, не занимающихся спортом, и школьников-спортсменов, оценивалась с применением параметрического t-критерия Стьюдента и непараметрического критерия Пирсона.

В исследовании приняли участие две группы младших школьников, обучающихся во втором классе начальной школы. В первую группу вошли 13 детей, обучающихся в спортивном классе в СОШ № 11 г. Чебоксары. Они занимались футболом в группе начальной подготовки «Спортивной школы по футболу» Министерства спорта Чувашской Республики. Стаж занятий избранным видом спорта составлял 2 года. Вторую группу составил 21 младший школьник, обучающийся в СОШ № 20 г. Чебоксары. У испытуемых обеих групп определялись показатели личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД с применением приведенных выше методик психодиагностики. Сравнительный анализ показателей УУД, выявленных у детей обеих групп, проводился с применением методов математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования, приведенные в таблице 1, свидетельствуют, что дети, не занимающиеся спортом (не спортсмены), лучше справились с заданием выделить качества «хорошего ученика» – 18 человек из 21 выделили успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению. В группе детей, занимающихся спортом, с этим заданием на высоком уровне справился только 1 человек. Различия статистически достоверны при Р<0,001.

Наряду с этим спортсмены лучше справились с заданиями: выявить, чем он отличается от «хорошего ученика» (χ2 =9,53 при Р<0,01); что нужно сделать с собой, чтобы стать «хорошим учеником» (χ2 =18,27 при Р<0,01).

Обобщая полученные данные, можно заключить, что занятия спортом обеспечивают повышение адекватности самооценивания и выделения задач саморазвития.

Таблица 1

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития рефлексивной самооценки учебной деятельности, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Спортсмены, n=13

низкий

3

3

5

3

средний

9

1

1

2

высокий

1

9

7

8

Не спортсмены, n=21

низкий

2

2

12

15

средний

1

1

5

3

высокий

18

18

4

3

Критерий Пирсона

80,56

5,00

9,53

18,27

Примечание: здесь и в других таблицах Р<0,05 при χ2 > 5,99; Р>0,01 при χ2 > 9,21.

Данные, приведенные в таблице 2, говорят о том, что сравниваемые показатели самооценки, наблюдаемые у детей обеих групп, являются относительно одинаковыми (Р>0,05).

Таблица 2

Показатели самооценки детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, баллы

Виды самооценки

Показатели самооценки, баллы

Р

Спортсмены,

n=13

Не спортсмены, n=21

Самооценка реального Я

6,77±1,88

7,57±2,16

0,277

Самооценка зеркального Я (друзья)

8,08±1,55

7,90±2,05

0,797

Самооценка зеркального Я (родители)

8,15±1,34

7,76±1,97

0,533

Самооценка зеркального Я (учитель)

6,85±1,95

7,71±2,31

0,267

 

Обращает внимание, что в группе детей, не занимающихся спортом, показатели самооценки реального Я и зеркального Я существенно не различаются и находятся на высоком уровне (от 7,57 до 7,90 балла). В группе спортсменов самооценка реального Я ниже зеркальных самооценок друзей и родителей (6,77 балла против 8,08 и 8,15 балла). Вероятно, занятия спортом приводят к снижению реальной самооценки. Она становится более адекватной, о чем свидетельствует ее близость с самооценкой зеркального Я учителя. Наряду с этим спортсмены считают, что друзья и родители оценивают их выше, чем они оценивает себя.

В таблице 3 приведено распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития регулятивных учебных действий.

Таблица 3

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития регулятивных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Методики измерения регулятивных УУД

Логические задачи

Кодирование  

Образец и правило

Спортсмены, n=13

низкий

1

1

3

средний

7

3

4

высокий

5

9

6

Не спортсмены, n=21

низкий

1

5

7

средний

12

6

10

высокий

8

10

4

Критерий Пирсона

3,21

4,80

6,89

 

Установлено, что дети, занимающиеся спортом, отличаются более высоким уровнем развития регулятивных учебных действий, о чем говорят результаты выполнения задания скопировать предъявленный образец, опираясь на определенные правила (χ2 =18,27 при Р<0,01). Результаты выполнения других тестовых заданий, характеризующих уровень развития регулятивных УУД (методики «Логические задачи» и «Кодирование»), также выше у спортсменов, однако это преимущество проявляется только на уровне статистически незначимой тенденции. Видимо, занятия спортом, предполагающие выполнение детьми тренировочных заданий по воспроизведению разучиваемых двигательных действий в форме физических упражнений, содействуют развитию умения регулировать свои движения и действия в соответствии с имеющейся ориентировочной основой.

Дети, занимающиеся спортом, отличаются высоким уровнем развития познавательных учебных действий (таблицы 4 и 5).

В таблице 5 приведены показатели выполнения тестовых заданий, предусмотренных Э.Ф. Замбацявичене. Установлено, что дети, занимающиеся спортом, лучше справились с заданием отделить существенные признаков от второстепенных (24,60 против 20,72 балла при Р=0,012), с заданием на умозаключение по аналогии на основе выявления логических связей и отношений между понятиями (19,03 против 10,60 балла при Р= 0,001), с заданием на обобщение (23,82 против 15,98 балла при Р=0,005).

Интегральный показатель уровня владения познавательными УУД у детей, занимающихся спортом, был значительно выше, чем у не спортсменов – 81,42 против 65,59 балла при р=0,002). Вероятно, наблюдаемое нами существенное преимущество группы детей, занимающихся спортом, обусловлено тем, что в процессе тренировочной и соревновательной деятельности они сталкиваются с проблемными ситуациями, требующими активной познавательной деятельности с выделением общего и частного в их содержании. Следует подчеркнуть, что данные дети занимаются футболом. Как известно, спортивные игры предъявляют высокие требования к познавательной сфере личности, и прежде всего к уровню развития тактического мышления.

Таблица 4

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития познавательных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Методики измерения познавательных УУД

Методика Э.Ф. Замбацявичене

Выделение существенных признаков

Спортсмены, n=13

низкий

0

0

средний

2

9

высокий

11

4

Не спортсмены, n=21

низкий

5

16

средний

13

4

высокий

3

1

Критерий Пирсона

35,64

31,25

 

Таблица 5

Показатели познавательных УУД детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, баллы (методика Замбацявичене)

Виды познавательных УУД

Показатели познавательных УУД

Р

Спортсмены,

n=13

Не спортсмены, n=21

Познавательные УУД

Дифференцирование существенных признаков от второстепенных

24,60±3,53

20,72±4,47

0,012

Умственные действия обобщения и отвлечения

20,16±3,52

18,11±4,17

0,150

Умозаключение по аналогии на основе выявления логических связей и отношений между понятиями

19,03±5,78

10,60±7,29

0,001

Умственные действия обобщения

23,82±2,57

15,98±9,14

0,005

Интегральная оценка познавательных УУД

81,42±8,87

65,59±15,84

0,002

 

Результаты исследования, представленные в таблице 6, свидетельствуют о высоком уровне развития коммуникативных УУД у детей обеих групп: в группе спортсменов низкий уровень развития наблюдался только у одного человека, в группе не спортсменов – у двух человек. Существенных различий в уровне развития коммуникативных действий у детей обеих групп нами не обнаружено.

Таблица 6

Распределение детей 7-8 лет, занимающихся и не занимающихся спортом, с учетом уровня развития коммуникативных УУД, кол-во человек

Группы испытуемых

Уровень развития

Коммуникативные УУД

Дорога к дому

Спортсмены, n=13

низкий

1

средний

2

высокий

8

Не спортсмены, n=21

низкий

2

средний

3

высокий

16

Критерий Пирсона

2,41

 

Заключение. Результаты сравнительного анализа показателей развития УУД у детей в возрасте 7-8 лет показали, что систематические занятия спортом (футболом):

  • обеспечивают повышение адекватности самооценивания и выделения задач саморазвития;
  • приводят к снижению реальной самооценки, к сближению ее с самооценкой зеркального Я учителя, к повышению зеркальной самооценки друзей и родителей;
  • содействуют развитию умения регулировать свои движения и действия в соответствии с имеющейся ориентировочной основой;
  • приводят к повышению уровня развития познавательных УУД.

Повышение эффективности реализации высокого образовательного потенциала занятий спортом в развитии УУД требует продолжения научных исследований, направленных, с одной стороны, на раскрытие психологических механизмов воздействия спортивной деятельности на развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, с другой - на создание учитывающей эти механизмы методики формирования УУД в учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности.


Библиографическая ссылка

Драндров Г.Л., Калашникова Ю.В., Пауков А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЕТОМ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28952 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674