Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

REGIONAL MODEL OF EARLY CAREER GUIDANCE FOR SCHOOLCHILDREN (A CASE STUDY OF FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION, YUGRA STATE UNIVERSITY)

Naumova M.V. 1 Kvach S.S. 1 Karminskiy A.A. 1
1 Yugra State University
There is considered the theoretical analysis of legal and regulatory documents and special literature on the research problem that is devoted to creating a model of early career guidance for schoolchildren in the region. To develop a model and define methods and forms there was clarified the notion of "early career guidance", and there were determined age related limits for the professional self-determination of children. Based on the analysis of profession-orientated events held in Khanty-Mansiysk for different age groups of children, there is substantiated the necessity for carrying out educational process with the inclusion of early career guidance for children of the junior school age. There were revealed the conditions which contribute favorably to the process of professional self-determination of pupils. There were determined and proposed the main principles of the model necessary for effective early career guidance. They are: diagnostics, forecasting and modern methods of psychological and educational support for schoolchildren in the process of their early professional self-determination. The importance of forecasting and creating the professional self-determination of children is highlighted and proved. Method «Profstart» developed by Humanitarian Technologies (Moscow) was used and described in the article as a modern instrument of diagnostics applied for early career guidance.
early career guidance
professional self-determination
psychological and educational support
professional identification
forecasting

Современные тенденции развития общества: цифровизация, глобализация, скорость изменений, динамика рынка труда – значительно влияют на требования, предъявляемые к современному человеку. Запрос государства на талантливых, творческих молодых людей определяет необходимость в раннем профессиональном и личностном самоопределении молодежи. Президент России В.В. Путин в 2018 году обозначил необходимость выстроить современную профориентацию, в которой партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование модели региональной системы ранней профориентации школьников на базе университета.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования нами применялся реферативный обзор литературных данных и программно-нормативных документов по исследуемой проблеме моделирования региональной модели ранней профориентации школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. С тех пор как профориентация в первой половине 90-х гг. была передана в ведомство Минтруда, она стала пониматься как работа служб занятости со взрослыми лицами, находящимися в поиске работы (безработными). Соответственно, под «ранней профориентацией» в этом случае понимается профориентационная работа с обучающимися, находящимися на этапе выбора профессии (9–11 кл.) [1, с. 128].

В то же время в кругах педагогов, психологов и профориентологов термин «ранняя профориентация», как правило, понимается в ином, более узком смысле – как профориентационная работа со школьниками ранних возрастов (с 1 по 7 класс), а также с детьми дошкольного возраста [1, с. 128].

Ранняя профориентация может пониматься [1, с. 134]: во-первых, как ранняя профориентационная работа со школьниками в целом, во-вторых, как обеспечение раннего профессионального выбора школьников (в старшем или младшем подростковом возрасте), в-третьих, как особый этап сопровождения профессионального самоопределения обучающихся дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, на котором осуществляется подготовка обучающихся и их родителей к последующему этапу оптации.

На наш взгляд, последняя трактовка М.В. Антоновой является наиболее точной, так как учитывает возрастные, психологические, физиологические особенности детей, непрерывность характера процесса профессионального самоопределения человека, а также включает в процесс профориентации школьников родителей как основных агентов социализации личности.

Компетентностный, системно-деятельный подходы в системе современного образования начинают предъявлять к личности школьника, начиная уже со второго класса, требования, связанные с развитием личностного и профессионального самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1-4 классы) к концу 4 класса у младших школьников должна быть сформирована гражданская идентичность, заложены основы духовных ценностей, развита любознательность, активность, школьник должен владеть умением учиться, организовывать собственную деятельность, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

В связи с вышеизложенной логикой мы в рамках разработки модели ранней профориентации школьников под дефиницией «ранняя профориентация» понимаем психолого-педагогические условия обеспечения раннего профессионального и личностного самоопределения школьников в возрасте от 8 до 10 лет с учетом психовозрастных особенностей.

В Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи и организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы обозначены этапы и приоритеты ранней профориентации и их содержание [2]:

- в 1-4-х классах (начальная школа) – формирование опыта различных видов деятельности и положительного отношения к труду, ознакомление с окружающим миром профессий. В начальной школе осуществляется знакомство с миром труда и разнообразием профессий. Профориентационные занятия в начальных классах должны опираться на любознательность, вовлеченность ребенка, эмоциональную насыщенность и направленность занятия;

- в 5-7-х классах – изучение задатков, личностных качеств и развитие способностей, базовых компетентностей, выявление интересов. В основной школе занятия должны строиться с акцентом на самопознание, выявление и развитие способностей, пробы сил, планирование своего профессионального будущего.

В соответствии с образовательными стандартами обучающийся должен пройти путь от получения представлений о многообразии профессий до готовности к осознанному профессионально-образовательному выбору [3].

Рассмотрим деятельность по ранней профориентации на примере г. Ханты-Мансийска. В г. Ханты-Мансийске профориентацией школьников занимается межшкольный Центр профессиональной ориентации. Деятельность центра подчинена целям государственной политики в области профориентации и психологической поддержки молодежи, обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и направлена на организацию психолого-профориентационного сопровождения с учетом их профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований рынка труда, социально-экономических условий государства, региона, муниципалитета [4].

Можно отметить некоторые мероприятия по профориентации, осуществляющиеся в 2017–2018 учебном году. Перечислим их:

1. В 2018 году в округе был полноценно внедрен сертификат дошкольника, позволяющий получать дошкольное образование по общему стандарту в государственной или частной образовательной организации по выбору.

2. Впервые обучающиеся 9-11-х классов СОШ № 1, 2, 4, 5 приняли участие в масштабной акции «Всероссийская профдиагностика – 2017» в рамках Всероссийского проекта по развитию системы ранней профориентации «Zасобой».

3. «Выбор за тобой!» – проект по профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, на примере города Ханты-Мансийска можно сделать вывод, что на сегодня профессиональная ориентация школьников в основном ориентирована на учащихся 8–11-х классов, со школьниками с 1-го по 4-й класс ведутся лишь информационные беседы, игры и экскурсии.

На наш взгляд, данных мер недостаточно для проведения ранней профориентации, так как в этот период должна закладываться база профессионального самоопределения.

Для того чтобы обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно, важно расширять его представления о различных профессиях на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника), важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Помимо этого, необходимо опираться на возрастные особенности младших школьников. Именно в этом возрасте начинается активное формирование фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых базируется осознанное профессиональное самоопределение. В частности, это активное развитие познавательных процессов, жизненных ценностей, а также в этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным «Я», между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Условно процесс профессионального самоопределения можно разделить на три этапа. На первом этапе, который совпадает с периодом детства – с 5 до 9-10 лет, происходит формирование жизненных ценностей, представлений о мире и людях, личностных качеств. В этом возрасте может проявляться мотивация как к самому труду, так и к мотивирующим труд жизненным ценностям.

На втором этапе – это предподростковый период с 9 до 11 лет – актуализируется потребность ребенка в осознании своих интересов, способностей и личностных качеств. На этом этапе происходит углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях «труд», «работа», «деятельность», «обязанности», атрибутах и типах профессий. Должен произойти переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности. Если на этом этапе профориентационная работа выполняется качественно, то дети знают, чем отличается труд от работы; понимают, как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют.

Заключительным этапом формирования самоопределения в школьные годы является возраст 12-17 лет. Ключевой задачей этого этапа является поиск профессии с учетом способностей ребенка, его мотивации и особенностей рынка труда. Начиная с 9-го класса необходимо осуществлять помощь в построении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие годы. А также должно реализоваться целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые могут пригодиться в будущей трудовой деятельности молодого человека, расширение базы универсальных знаний, участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Процесс самоопределения личности начинается задолго до подросткового возраста. И именно в начальной школе формируется интерес к какому-либо виду деятельности или даже конкретной профессии.

На наш взгляд, необходима система мер комплексного и поэтапного сопровождения обучающихся начального звена, направленная на формирование отношения к труду, представлений о разнообразии профессионального мира, жизненных ценностей в целом, выявление сферы интересов, склонностей и способностей детей. Ранняя профориентация должна начинаться в период с 8 до 10-12 лет, быть нацелена на выявление интересов и способностей ребенка с целью построения индивидуальной траектории развития (профили, кружки, секции).

При разработке модели региональной системы ранней профориентации школьников на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» мы опирались на Концепцию создания и развития в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Центра выявления и поддержки одаренных детей на 2018–2024 годы. Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основных мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», паспорт которого утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года [5].

Учитывая все вышеописанное, мы предлагаем следующую модель региональной системы ранней профориентации школьников (рисунок).

Следует отметить, что предложенная модель прежде всего направлена на работу с детьми со скрытыми (потенциальными) возможностями в интеллектуальной сфере. Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет

лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков [6, с. 22].

Более подробно раскроем содержание каждого блока.

Примерная модель региональной системы ранней профориентации школьников

Первый блок модели – «Выявление». В качестве диагностического инструментария на ранних стадиях выявления интересов и способностей ребенка может быть использована система тестирования «Профстарт», разработанная Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Система тестирования «Профстарт» (далее – Система) включает в себя батарею из трех профориентационных тестов: диагностика интересов, диагностика темперамента и диагностика интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что работа с методикой может носить активизирующий характер, настраивая ребенка на размышления о его будущей профессиональной сфере деятельности.

Система «Профстарт» содержит более 50 идеальных профилей наиболее распространенных кружков и секций дополнительного образования. При этом система позволяет гибко встроить в список профили других направлений обучения и дополнительного образования, специфичных для конкретных учебных заведений или регионов. Каждый профиль содержит описания и примеры конкретных вариантов дополнительного обучения.

Таким образом, система «Профстарт» является современным инновационным профкомплексом и может быть использована для:

- построения индивидуального психологического и профессионального портрета ребенка;

- прогноза будущей профессиональной успешности ребенка в той или иной профессии;

- определения кружков и секций, которые будут максимально подходить данному конкретному школьнику;

- определения общей профессиональной направленности школьника;

- построения рекомендаций в выборе профиля обучения.

Ранняя профориентация оказывается особенно актуальной, если речь идет об определении склонностей к спорту, творчеству или выявлении одаренности в определенных сферах деятельности.

Второй блок – «Прогноз и проектирование». На данном уровне осуществляется построение индивидуальных траекторий развития школьников, на основе полученных ранее данных об интересах, способностях и индивидуальных особенностях ребенка с подбором кружков, курсов дополнительного образования. В этом случае учащийся становится активным участником образовательного процесса, а учитель – наставником.

Третий блок – психолого-педагогическое сопровождение. На данном уровне осуществляется построение и запуск движения по образовательным траекториям: построение индивидуального плана обучения и развития, организация участия детей в олимпиадах, конкурсах и научных конференциях. Отдельно стоит выделить психологическое консультирование и сопровождение родителей с целью просвещения по вопросам профессионального и личностного самоопределения детей.

Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что трёхуровневая система ранней профориентации посредством создания специальных психолого-педагогических условий, использования инструментов и современных технологий, вероятно, сможет позволить выявлять таланты и способности детей на ранних этапах их развития, а специально созданные условия и адаптированные под индивидуальность ребенка программы в конечном итоге создадут благоприятные условия для профессионального и личностного самоопределения подрастающего поколения, готового принять все вызовы современности.