Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»)

Наумова М.В. 1 Квач С.С. 1 Карминский А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет»
В статье предпринята попытка теоретического анализа нормативно-правовых документов и специальной литературы по проблеме исследования построения модели региональной системы ранней профориентации школьников. Конкретизировано понятие «ранней профориентации», возрастных границ профессионального самоопределения с целью подбора методов и форм построения региональной модели. Проведен анализ профориентационных мероприятий на разных возрастных этапах, проводимых в г. Ханты-Мансийске. Обоснована необходимость построения образовательного процесса с включением ранней профориентации, начиная с младшего школьного возраста. Теоретически выделены условия, благоприятно влияющие на процесс профессионального самоопределения школьников. Сформулированы базовые положения модели ранней профориентации: выявление (диагностика), прогнозирование и современные методы психолого-педагогического сопровождения раннего профессионального самоопределения школьников. В качестве современного метода диагностики, используемого в ранней профориентации, описан метод «Профстарт», разработанный «Гуманитарными технологиями», г. Москва. «Профстарт» включает в себя батарею из трех профориентационных тестов: диагностика интересов, диагностика темперамента и диагностика интеллектуальных способностей. Методика относится к активизирующим формам работы с ребенком, что в свою очередь может способствовать развитию мышления и расширению сознания ребенка о будущей профессиональной деятельности. Обоснована важность мероприятий прогнозирования и проектирования профессионального самоопределения школьников.
ранняя профориентация
профессиональное самоопределение
сопровождение профессионального самоопределения
модель региональной системы
выявление
прогноз
1. Антонова М.В. Точки бифуркации в развитии идей ранней профориентации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26530 (дата обращения: 15.04.2019).
2. Концепция развития системы профессиональной ориентации молодежи и организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы // Институт развития образования. Ханты-Мансийск, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://iro86.ru/images/documents/koncepciy.PDF (дата обращения: 05.04.2019).
3. Рудаков В.А. Лучшие практики профориентационной работы в общеобразовательном учреждении: метод. рекомендации. Ханты-Мансийск: Ин-т развития образования, 2017. 63 с.
4. Положение о Межшкольном Центре профессиональной ориентации: приказ Межшк. учеб. комбината от 01.03.2017 г. № 66 // Официальный сайт Департамента образования Администрации города Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийск, 2017. [Электронный ресурс]. URL: http:// eduhmansy.ru/proforientaciya (дата обращения: 29.03.2019).
5. О реализации национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: распоряжение Правительства Ханты-Манс. авт. окр. – Югры от 29.10.2018 г. № 574-рп // Урайский специализированный дом ребенка. Урай, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://uraydomrebenka.ru/wp-content/uploads/2018/12/ХМАО.pdf (дата обращения: 03.04.2019).
6. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков В.Д., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 33 с.

Современные тенденции развития общества: цифровизация, глобализация, скорость изменений, динамика рынка труда – значительно влияют на требования, предъявляемые к современному человеку. Запрос государства на талантливых, творческих молодых людей определяет необходимость в раннем профессиональном и личностном самоопределении молодежи. Президент России В.В. Путин в 2018 году обозначил необходимость выстроить современную профориентацию, в которой партнерами школ должны стать университеты, научные коллективы, успешные компании. Поэтому целью нашего исследования является теоретическое обоснование модели региональной системы ранней профориентации школьников на базе университета.

Материал и методы исследования. Для достижения цели исследования нами применялся реферативный обзор литературных данных и программно-нормативных документов по исследуемой проблеме моделирования региональной модели ранней профориентации школьников.

Результаты исследования и их обсуждение. С тех пор как профориентация в первой половине 90-х гг. была передана в ведомство Минтруда, она стала пониматься как работа служб занятости со взрослыми лицами, находящимися в поиске работы (безработными). Соответственно, под «ранней профориентацией» в этом случае понимается профориентационная работа с обучающимися, находящимися на этапе выбора профессии (9–11 кл.) [1, с. 128].

В то же время в кругах педагогов, психологов и профориентологов термин «ранняя профориентация», как правило, понимается в ином, более узком смысле – как профориентационная работа со школьниками ранних возрастов (с 1 по 7 класс), а также с детьми дошкольного возраста [1, с. 128].

Ранняя профориентация может пониматься [1, с. 134]: во-первых, как ранняя профориентационная работа со школьниками в целом, во-вторых, как обеспечение раннего профессионального выбора школьников (в старшем или младшем подростковом возрасте), в-третьих, как особый этап сопровождения профессионального самоопределения обучающихся дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, на котором осуществляется подготовка обучающихся и их родителей к последующему этапу оптации.

На наш взгляд, последняя трактовка М.В. Антоновой является наиболее точной, так как учитывает возрастные, психологические, физиологические особенности детей, непрерывность характера процесса профессионального самоопределения человека, а также включает в процесс профориентации школьников родителей как основных агентов социализации личности.

Компетентностный, системно-деятельный подходы в системе современного образования начинают предъявлять к личности школьника, начиная уже со второго класса, требования, связанные с развитием личностного и профессионального самоопределения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (1-4 классы) к концу 4 класса у младших школьников должна быть сформирована гражданская идентичность, заложены основы духовных ценностей, развита любознательность, активность, школьник должен владеть умением учиться, организовывать собственную деятельность, уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

В связи с вышеизложенной логикой мы в рамках разработки модели ранней профориентации школьников под дефиницией «ранняя профориентация» понимаем психолого-педагогические условия обеспечения раннего профессионального и личностного самоопределения школьников в возрасте от 8 до 10 лет с учетом психовозрастных особенностей.

В Концепции развития системы профессиональной ориентации молодежи и организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2020 годы обозначены этапы и приоритеты ранней профориентации и их содержание [2]:

- в 1-4-х классах (начальная школа) – формирование опыта различных видов деятельности и положительного отношения к труду, ознакомление с окружающим миром профессий. В начальной школе осуществляется знакомство с миром труда и разнообразием профессий. Профориентационные занятия в начальных классах должны опираться на любознательность, вовлеченность ребенка, эмоциональную насыщенность и направленность занятия;

- в 5-7-х классах – изучение задатков, личностных качеств и развитие способностей, базовых компетентностей, выявление интересов. В основной школе занятия должны строиться с акцентом на самопознание, выявление и развитие способностей, пробы сил, планирование своего профессионального будущего.

В соответствии с образовательными стандартами обучающийся должен пройти путь от получения представлений о многообразии профессий до готовности к осознанному профессионально-образовательному выбору [3].

Рассмотрим деятельность по ранней профориентации на примере г. Ханты-Мансийска. В г. Ханты-Мансийске профориентацией школьников занимается межшкольный Центр профессиональной ориентации. Деятельность центра подчинена целям государственной политики в области профориентации и психологической поддержки молодежи, обучающихся общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и направлена на организацию психолого-профориентационного сопровождения с учетом их профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья, исходя из требований рынка труда, социально-экономических условий государства, региона, муниципалитета [4].

Можно отметить некоторые мероприятия по профориентации, осуществляющиеся в 2017–2018 учебном году. Перечислим их:

1. В 2018 году в округе был полноценно внедрен сертификат дошкольника, позволяющий получать дошкольное образование по общему стандарту в государственной или частной образовательной организации по выбору.

2. Впервые обучающиеся 9-11-х классов СОШ № 1, 2, 4, 5 приняли участие в масштабной акции «Всероссийская профдиагностика – 2017» в рамках Всероссийского проекта по развитию системы ранней профориентации «Zасобой».

3. «Выбор за тобой!» – проект по профессиональной ориентации для учащихся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Таким образом, на примере города Ханты-Мансийска можно сделать вывод, что на сегодня профессиональная ориентация школьников в основном ориентирована на учащихся 8–11-х классов, со школьниками с 1-го по 4-й класс ведутся лишь информационные беседы, игры и экскурсии.

На наш взгляд, данных мер недостаточно для проведения ранней профориентации, так как в этот период должна закладываться база профессионального самоопределения.

Для того чтобы обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно, важно расширять его представления о различных профессиях на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника), важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.

Помимо этого, необходимо опираться на возрастные особенности младших школьников. Именно в этом возрасте начинается активное формирование фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых базируется осознанное профессиональное самоопределение. В частности, это активное развитие познавательных процессов, жизненных ценностей, а также в этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречие между реальным «Я» и идеальным «Я», между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу»; появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

Условно процесс профессионального самоопределения можно разделить на три этапа. На первом этапе, который совпадает с периодом детства – с 5 до 9-10 лет, происходит формирование жизненных ценностей, представлений о мире и людях, личностных качеств. В этом возрасте может проявляться мотивация как к самому труду, так и к мотивирующим труд жизненным ценностям.

На втором этапе – это предподростковый период с 9 до 11 лет – актуализируется потребность ребенка в осознании своих интересов, способностей и личностных качеств. На этом этапе происходит углубление и закрепление системных знаний об устройстве мира, понятиях «труд», «работа», «деятельность», «обязанности», атрибутах и типах профессий. Должен произойти переход от изучения отраслей к взаимосвязи отраслей и видов трудовой деятельности. Если на этом этапе профориентационная работа выполняется качественно, то дети знают, чем отличается труд от работы; понимают, как устроены отрасли, как они взаимосвязаны, чем они занимаются, какие группы профессий объединяют.

Заключительным этапом формирования самоопределения в школьные годы является возраст 12-17 лет. Ключевой задачей этого этапа является поиск профессии с учетом способностей ребенка, его мотивации и особенностей рынка труда. Начиная с 9-го класса необходимо осуществлять помощь в построении образовательной, профессиональной и личностной траектории на следующие годы. А также должно реализоваться целенаправленное получение знаний, навыков и компетенций, которые могут пригодиться в будущей трудовой деятельности молодого человека, расширение базы универсальных знаний, участие в практической деятельности (конкурсы, фестивали, олимпиады и пр.).

Процесс самоопределения личности начинается задолго до подросткового возраста. И именно в начальной школе формируется интерес к какому-либо виду деятельности или даже конкретной профессии.

На наш взгляд, необходима система мер комплексного и поэтапного сопровождения обучающихся начального звена, направленная на формирование отношения к труду, представлений о разнообразии профессионального мира, жизненных ценностей в целом, выявление сферы интересов, склонностей и способностей детей. Ранняя профориентация должна начинаться в период с 8 до 10-12 лет, быть нацелена на выявление интересов и способностей ребенка с целью построения индивидуальной траектории развития (профили, кружки, секции).

При разработке модели региональной системы ранней профориентации школьников на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» мы опирались на Концепцию создания и развития в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Центра выявления и поддержки одаренных детей на 2018–2024 годы. Концепция разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и в целях реализации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основных мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», паспорт которого утвержден на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 3 сентября 2018 года [5].

Учитывая все вышеописанное, мы предлагаем следующую модель региональной системы ранней профориентации школьников (рисунок).

Следует отметить, что предложенная модель прежде всего направлена на работу с детьми со скрытыми (потенциальными) возможностями в интеллектуальной сфере. Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика ребенка, который имеет

лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков [6, с. 22].

Более подробно раскроем содержание каждого блока.

Примерная модель региональной системы ранней профориентации школьников

Первый блок модели – «Выявление». В качестве диагностического инструментария на ранних стадиях выявления интересов и способностей ребенка может быть использована система тестирования «Профстарт», разработанная Центром тестирования и развития «Гуманитарные технологии».

Система тестирования «Профстарт» (далее – Система) включает в себя батарею из трех профориентационных тестов: диагностика интересов, диагностика темперамента и диагностика интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что работа с методикой может носить активизирующий характер, настраивая ребенка на размышления о его будущей профессиональной сфере деятельности.

Система «Профстарт» содержит более 50 идеальных профилей наиболее распространенных кружков и секций дополнительного образования. При этом система позволяет гибко встроить в список профили других направлений обучения и дополнительного образования, специфичных для конкретных учебных заведений или регионов. Каждый профиль содержит описания и примеры конкретных вариантов дополнительного обучения.

Таким образом, система «Профстарт» является современным инновационным профкомплексом и может быть использована для:

- построения индивидуального психологического и профессионального портрета ребенка;

- прогноза будущей профессиональной успешности ребенка в той или иной профессии;

- определения кружков и секций, которые будут максимально подходить данному конкретному школьнику;

- определения общей профессиональной направленности школьника;

- построения рекомендаций в выборе профиля обучения.

Ранняя профориентация оказывается особенно актуальной, если речь идет об определении склонностей к спорту, творчеству или выявлении одаренности в определенных сферах деятельности.

Второй блок – «Прогноз и проектирование». На данном уровне осуществляется построение индивидуальных траекторий развития школьников, на основе полученных ранее данных об интересах, способностях и индивидуальных особенностях ребенка с подбором кружков, курсов дополнительного образования. В этом случае учащийся становится активным участником образовательного процесса, а учитель – наставником.

Третий блок – психолого-педагогическое сопровождение. На данном уровне осуществляется построение и запуск движения по образовательным траекториям: построение индивидуального плана обучения и развития, организация участия детей в олимпиадах, конкурсах и научных конференциях. Отдельно стоит выделить психологическое консультирование и сопровождение родителей с целью просвещения по вопросам профессионального и личностного самоопределения детей.

Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что трёхуровневая система ранней профориентации посредством создания специальных психолого-педагогических условий, использования инструментов и современных технологий, вероятно, сможет позволить выявлять таланты и способности детей на ранних этапах их развития, а специально созданные условия и адаптированные под индивидуальность ребенка программы в конечном итоге создадут благоприятные условия для профессионального и личностного самоопределения подрастающего поколения, готового принять все вызовы современности.


Библиографическая ссылка

Наумова М.В., Квач С.С., Карминский А.А. МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО «ЮГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ») // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28804 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674