Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE MODERN VIEW OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF MEDICAL STUDENTS

Denisova O.A. 1 Kun O.A. 1 Denisov A.P. 1
1 Omsk State Medical University
Professional education of medical specialist is a long process that includes: the formation of competence, the necessary skills and personal qualities. Objective: to study the presence and severity of academic and professional motivation of students of 4-6 courses of medical high school. Sample size: 181 students of medical, pediatric, medical and preventive faculties at the age of 20 to 29 years. To achieve this goal, students were surveyed using a semi-closed type of questionnaire independently developed. It was found that the motive for successful study at the university for the majority of students (73.5%) is the desire to become a good specialist, for the remaining 15.2% the desire to have an increased scholarship, 9.6% - to avoid punishment from parents for poor school 1% - the desire to obtain an honors degree. The reasons for the choice of the doctor’s profession were determined: they like this profession (73.6%), demand for the labor market (20.4%), the desire to continue the family tradition (11.6%). Ranging on degree of the importance of the most demanded personal and professional characteristics of the doctor is carried out. In the first place - high intellectual potential, in the second - personal organization and discipline, then communication, then a humane attitude to people, painstaking and perseverance, loyalty to the profession, and last - a sense of humor. Thus, the necessity of a special approach to students, including the formation of sustainable cognitive interest in the future specialty, which is the key to successful professional readiness.
students of medical school
educational and professional motivation
choice of profession

По утверждению М.Я. Мудрова: «Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут» [1, с. 77]. Формирование зрелой личности врача как с педагогической, так и профессиональной точки зрения является достаточно сложной задачей. Весомый вклад в процесс личностного и профессионального роста будущего специалиста-медика вносит непрерывный образовательный процесс, включающий продуктивную учебную деятельность студентов, способствующую в конечном итоге успешной профессиональной реализации. Результат освоения программы обучения находится в прямой зависимости как от количества и качества полученных знаний и навыков, так и от содержания и степени выраженности учебной мотивации [2, 3]. Специфика медицинского образования заключается в его высокой интенсивности, необходимости формирования навыков общения с пациентами, медперсоналом, а также высокой ответственности за собственные профессиональной действия [4, 5]. По результатам анкетирования 1206 врачей Центрального федерального административного округа 81,8% из них при устройстве на работу не были готовы выполнять свои профессионально-административные обязанности. Причиной этого 50,0% респондентов указали отсутствие необходимых знаний и умений [6]. К сожалению, в настоящее время происходит ослабление позиции преподавателя в роли интел­лектуального и духовного наставника. Преподаватель прежде всего должен быть личностью, способной мотивиро­вать студентов на приобретение профессиональных знаний и умений и в целом на выбор будущей спе­циальности [7–9]. В последующем высокая мотивация к повседневной образовательной деятельности постепенно трансформируется в осознанную повышенную готовность к профессиональной деятельности [3].

Согласно мнению специалистов, под мотивацией подразумевается совокупность причин психологического характера, определяющая целенаправленную, осознанную деятельность человека [2, 10]. При наличии значительных нарушений в данной системе, а также при возникновении выраженных противоречий между личностными интересами возникают подходящие условия для появления признаков психологической дезадаптации [11]. Таким образом, недостаток мотивационной активности не только приводит к трудностям, связанным с профессиональным ростом, но и может послужить пусковым фактором в развитии и формировании расстройств со стороны психического здоровья [12, 13]. Как следствие, возникает спрос на исследования, посвященные изучению степени выраженности мотивации обучающихся при поступлении и профессиональном обучении в вузе [14].

Объект исследования – учебная и профессиональная мотивация студентов-медиков. Предмет исследования – особенности учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза в условиях современной действительности.

Цель исследования: изучить наличие и степень выраженности учебной и профессиональной мотивации студентов 4–6-х курса медицинского вуза.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в 2018 г. на базе Омского государственного медицинского университета. Объем выборки состоял из 181 студента лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов в возрасте от 20 до 29 лет. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование респондентов по самостоятельно разработанной анкете, включающей 25 вопросов полузакрытого типа. Полученная информация анализировалась и обрабатывалась при помощи адекватных современных статистических методов [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Опросили 87 студентов (48,3%) лечебного факультета, 38 (21,1%) педиатрического, 56 (30,6%) медико-профилактического. Их них на 4-м курсе обучался 81 студент (44,9%), на 5-м курсе – 56 (30,6%), на 6-м курсе – 44 соответственно (24,5%). На всех факультетах преобладали респонденты женского пола – 113 человек (62,4%).

Большинство опрошенных студентов поступили на бюджетной основе (43,9%), наряду с этим 37,1% были зачислены на внебюджетной основе и 19,7% – по целевому набору. Согласно полученным результатам выявлена прямая слабая корреляционная связь между способом поступления и принадлежностью к выбранному факультету (rxy=0,232, p<0,05). Так, максимальное количество студентов, поступивших на внебюджетной основе, отмечалось на лечебном факультете – 40%, минимальное значение – 18% определялось среди обучающихся медико-профилактического факультета.

Часть студентов совмещали работу с учебой (25,9% от общего количества), в большей степени это касалось респондентов мужского пола (32,4%). При этом у большинства студентов работа не имела отношения к медицине, за исключением 8,2% опрошенных.

При ответе на вопрос об успеваемости в последнюю сессию были получены следующие результаты. Сдали экзамены только на «хорошо» и «отлично» 74,8% респондентов. Оценки «удовлетворительно» получили только 13,6% студентов, преимущественно «удовлетворительно» – 11,6% соответственно. В целом это можно расценить как вполне приемлемые результаты. При анализе полученных данных установлена статистически значимая корреляционная связь между результатами сдачи сессии и принадлежностью к выбранному факультету (rxy =0,337, p<0,001). Лучшие результаты сдачи сессии получены у студентов, обучающихся на медико-профилактическом факультете. Так, на «хорошо» и «отлично» учились 86,6% студентов данного факультета против 71,9% студентов лечебного и 64,5% педиатрического факультетов. Напротив, наличие в основном удовлетворительных оценок отмечалось у 13,3% студентов медико-профилактического факультета, 28,2% лечебного и 35,5% педиатрического (табл. 1).

Таблица 1

Успеваемость студентов в последнюю сессию в зависимости от факультета

Успеваемость в последнюю сессию

Факультет

Всего

Лечебный

Педиатрический

Медико-профилактический

абс.

%

абс.

%

абс.

%

%

«Хорошо» и «отлично»

63

71,9

25

64,5

48

86,6

74,8

В основном «хорошо» и «отлично», но есть «удовлетворительно»

11

12,7

9

22,6

5

8,9

13,6

В основном «удовлетворительно»

13

15,4

5

12,9

2

4,5

11,6

Итого

87

100,0

39

100

55

100,0

100,0

 

На следующий вопрос о конкретных факторах высокой успеваемости большинство (56,8%) опрошенных отметили активную работу на занятиях, 49,7% – их систематическое посещение, 32,1% – участие в научных кружках и лишь 1,8% – повышенную стипендию. В свою очередь из основных причин низкой успеваемости 57,0% опрошенных респондентов указали пропуски занятий, 28,6% – большой объем информации, 39,3% выделили как основную причину неумение систематизировать информацию и определять главное, 23,3% – собственную лень, а 10,3% оправдывают ее плохой организацией учебного процесса. Таким образом, преобладающая часть опрошенных высоко оценила значение семинарских занятий для своей образовательной деятельности.

При ответе на вопрос о своей оценке роли преподавателя в выборе будущей профессии: 41,5% опрошенных оценили значение личности преподавателей как высокое, на среднее значение указали 38,8%, низкое – 6,1%, совсем низкое –5,4%, и 8,2% затруднились с ответом. Следовательно, личность преподавателя имеет достаточно высокий авторитет в большей или меньшей степени для 80,3% учащихся.

Эффективность образовательной деятельности студентов во многом определяется степенью осознания своих личностных потребностей. Поэтому для их выявления был задан вопрос о наиболее важных мотивах успешного обучения в вузе. При ответе большинство студентов (73,5%) выбрали вариант, который включал стремление стать хорошим специалистом. Оставшиеся 15,2% респондентов указали желание иметь повышенную стипендию, 9,6% – избежать наказания со стороны родителей за плохую учебу, 8,1% выразили стремление получить диплом с отличием, что является подтверждением осознанного желания у большинства учащихся к овладению профессиональным мастерством по выбранной специальности.

Таким образом, результаты анкетирования наглядно показывают, что у современных студентов значительно изменилась шкала жизненных ценностей и приоритетов, это в свою очередь не могло не повлиять на наличие и степень выраженности профессиональной мотивации. В условиях современной действительности на первый план выходит желание стать высокооплачиваемым специалистом, реализовать свои высокие амбиции и сделать карьеру. Так, 33,5% респондентов хотели бы стать главным врачом, заведующим отделением или профессором. 32,0% опрошенных стремятся устроиться специалистами в частные клиники. Только 21,8% студентов видят себя в качестве рядовых врачей в общебольничной сети.

Более того, на момент анкетирования значительная часть студентов хотела бы продолжить свое обучение после окончания вуза. Так, 49,7% студентов мечтали бы поступить в ординатуру, 6,2% – в аспирантуру, чтобы добиться профессионального роста, и 20,4% – получить узкую специализацию. Наряду с этим 40,0% респондентов хотели бы в дальнейшем продолжить самосовершенствование и получить в будущем второе высшее образование. Чаще всего выбор студентов падал на юридическое образование (31,3%), далее по частоте ответов следовало педагогическое (8,8%) и последним – экономическое (2,7%). Оставшиеся 60,0% опрошенных студентов планируют после завершения учебы в вузе трудоустроиться в практическое здравоохранение.

Самостоятельно осуществляли выбор профессии 70% студентов, на оставшихся респондентов повлияли рекомендации родителей (друзей, знакомых) или другие причины (рассчитывали на конкретное место работы, выбор был случайным). При ответе на вопрос о степени понимания сущности будущей профессии обнаружена существенная разница в зависимости от факультета обучающихся (rxy = 0,340, p<0,001) и половой принадлежности (rxy = 0,185, p<0,05). Установлено, что в сущности будущей профессии в большей степени ориентируются респонденты, относящиеся к лечебному (84,5%) и педиатрическому (80,6%) факультетам, чем к медико-профилактическому (37,8%).

Выявлены также гендерные различия в отношении выбранной профессии. Студенты мужского пола ориентировались в ней в 77,5% случаев, женского – в 66,3%.

Из полученных результатов следует, что в сущности будущей профессии в большей степени ориентируются студенты мужского пола (77,5%), чем женского (66,3%), а также респонденты, относящиеся к лечебному факультету (84,5%), чем к медико-профилактическому (37,8%).

Большинство опрошенных собираются работать по выбранной специальности (95,6%). Осознанно объясняют основную причину своего выбора желанием работать врачом 73,6 из 100 опрошенных, поскольку им нравится выбранная профессия, значимыми причинами также были востребованность на рынке труда (29,8 из 100) и стремление продолжить семейную традицию (11,6 из 100), затруднились с выбором 9,5 из 100.

При анализе социальной принадлежности родителей опрошенных студентов (табл. 2) установлено, что наиболее часто мать по своему социальному статусу относилась к служащим (42,9%), вторая по частоте встречаемости социальная группа – рабочий (22,4%). Отец чаще всего работал по рабочей специальности (39,5%) или являлся служащим (32%). У 23,8% респондентов мать являлась медицинским работником, и у 10,9% отец соответственно.

Таблица 2

Социальная принадлежность родителей опрошенных студентов (в %)

Социальные группы

Мать

Отец

абс.

%

абс.

%

Врач

15

8,2

12

6,8

Средний медицинский работник

28

15,6

7

4,1

Рабочий

40

22,4

72

39,5

Служащий

78

42,9

58

32,0

Военнослужащий

1

0,7

7

4,1

Неработающий

19

10,2

Индивидуальный предприниматель

25

13,5

Итого

181

100,0

181

100,0

 

При оценке привлекательности выбранной профессии мнения студентов распределились следующим образом. В числе «плюсов» будущей профессиональной деятельности 52,1% опрошенных студентов отметили возможность приносить пользу другим людям, 12,9% – высокую престижность, 8,2% – шанс самоутвердиться, а также и другие причины (стабильность, востребованность при трудоустройстве, потенциальную возможность высоких заработков). К «минусам» студенты относили: низкий уровень материальной обеспеченности (61,8%), сложные условия работы с большим объемом труда (63,3%), ответственность за физическое и психологическое здоровье пациентов (55,0%), что косвенно отражает зрелость сознания респондентов и осознание сложности предстоящей профессиональной деятельности.

Респондентам предлагалось оценить наиболее востребованные личностные свойства в работе врача и провести их ранжирование по степени значимости. По мнению студентов, на первом месте оказался высокий интеллектуальный потенциал, на втором – личная организованность и дисциплина, далее – коммуникабельность, затем – гуманное отношение к людям, кропотливость и усидчивость, преданность профессии и последним – чувство юмора. Таким образом, по сравнению с советскими временами изменились личностные свойства будущих врачей. Так, гуманное отношение к людям, которое традиционно превозносилось в отечественном кинематографе и литературе, современные студенты ставят по рангу ниже, чем коммуникабельность, а важным залогом успешности врача они считают наличие высокого интеллектуального потенциала.

Наиболее востребованные будущие специальности у наших респондентов – хирургия (22,4%), дерматология (11,6%), лабораторная диагностика (11,6%), кардиология (10,2%). Установлено, что на выбор конкретной специальности повлияло наличие гендерных особенностей. Так, хотели бы работать хирургами 32,4% студентов мужского пола и только 19,5% женского, психиатрами себя видят 2,9% и 7,1% соответственно, эпидемиологами – 2,9% и 8,8%, и затруднились с ответом 14,7% и 21,2%. В целом 20% студентов на момент опроса не определились с будущей специализацией.

Заключение

Правильный выбор будущей профессии, которая позволит найти возможность для последующего личностного и профессионального роста, финансового благополучия, уважения и признания в обществе, представляет собой сложную проблему. Еще более осложняет выбор трудная экономическая ситуация в стране, повлекшая за собой социальную напряженность, а в результате – значительные изменения жизненных ценностей, а также приоритетов молодого поколения, что привело к трансформации профессиональной мотивации студентов.

В силу этого в современных условиях при оценке привлекательности той или иной профессии выпускники вузов ориентируются на уровень заработной платы, а также на гарантии трудоустройства. В то же время, кроме материальных стимулов, немаловажное значение при профессиональном выборе имеет возможность личностной реализации в интеллектуальном и творческом плане, что целиком и полностью дает возможность профессия врача, которая наряду с вышеперечисленным является высоко востребованной обществом.

Однако успешное усвоение науки врачевания невозможно без упорного целеустремленного труда, только активный обучающий процесс позволяет получить достаточно обширные знания, сформировать умение их анализировать, систематизировать, а также реализовывать в практической деятельности. В этих сложных условиях к преподавателю предъявляются высокие требования, перед ним ставятся сложные задачи, одной из которых является формирование у студентов устойчивого познавательного интереса к будущей специальности, что в перспективе должно способствовать формированию успешной профессиональной готовности, необходимой для эффективной трудовой деятельности.