Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА УЧЕБНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Денисова О.А. 1 Кун О.А. 1 Денисов А.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный медицинский университет» МЗ РФ
Профессиональное образование медицинского специалиста – это долгий процесс, включающий в себя формирование компетентности, необходимых навыков и личностных свойств. Цель исследования: изучить наличие и степень выраженности учебной и профессиональной мотивации студентов 4–6-х курсов медицинского вуза. Объем выборки: 181 студент лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов в возрасте от 20 до 29 лет. Для достижения поставленной цели проведено анкетирование студентов по самостоятельно разработанной анкете полузакрытого типа. Установлено, что мотивом успешного обучения в вузе для большинства студентов (73,5%) является стремление стать хорошим специалистом, для оставшихся 15,2% – желание иметь повышенную стипендию, 9,6% – избежать наказания со стороны родителей за плохую учебу, 8,1% – стремление получить диплом с отличием. Определены причины выбора профессии врача: нравится данная профессия (73,6%), востребованность на рынке труда (20,4%), стремление продолжить семейную традицию (11,6%). Проведено ранжирование по степени значимости наиболее востребованных личностно-профессиональных характеристик врача. На первом месте – высокий интеллектуальный потенциал, на втором – личная организованность и дисциплина, далее коммуникабельность, затем гуманное отношение к людям, кропотливость и усидчивость, преданность профессии и на последнем – чувство юмора. Таким образом, обоснована необходимость особого подхода к студентам, включающего формирование устойчивого познавательного интереса к будущей специальности, являющегося залогом успешной профессиональной готовности.
студенты медицинского вуза
учебная и профессиональная мотивация
выбор профессии
1. Мудров М.Я. Избранные произведения. Деятели отечественной медицины / Под ред. А.Г. Гукасян. М.: Издательство Академии медицинских наук СССР, 1949. 294 с.
2. Тукальская Н.И. Мотивация учебной деятельности - предмет психологических исследований // Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов / Под научной ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2018. С. 50-55.
3. Усачева Е.В., Гетман Н.А. Оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся медицинского вуза // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 160-163.
4. Микерова М.С., Уи К.К., Глазачев О.С., Решетников В.А. Медицинское образование глазами иностранных студентов: возможности, проблемы и перспективы // Медицинское образование и ВУЗовская наука. 2016. № 1 (8). С. 61-66.
5. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Кошель В.И., Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских ВУЗов // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С.572-576.
6. Манерова О.А., Дрыгин Д.М., Давыдов П.К. Актуальные вопросы подготовки медицинских кадров: к 140-летию со дня рождения Н.А. Семашко // История медицины. 2014. № 3 (3). С. 30-37.
7. Максименко Л.А., Зенец Н.Г., Ражина Н.Ю., Гетман Н.А., Шустер П.И., Киселева Д.С., Добровольская Т.В., Березнева Е.Ю., Храмых Т.П., Вяльцин А.С., Жихарев В.Д., Лобова Т.Г., Мироненко Т.В., Алгазина А.А. Преподаватель в условиях реформирования системы высшего образования // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 88-92.
8. Гетман Н.А., Котенко Е.Н., Усачева Е.В. Подготовка преподавателя медицинского вуза к оцениванию результатов освоения федерального государственного образовательного стандарта // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 5. С. 53-57.
9. Шмидт Е.К., Степанов А.П., Ляпин В.А. Влияние воинского коллектива на личность курсанта в процессе социально-профессиональной адаптации // Наука и военная безопасность. 2018. № 2 (13). С. 116-120.
10. Денисов А.П., Кун О.А., Ляпин В.А. Управление медицинской организацией в современных условиях. Омск, 2015. 164 с.
11. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого 2014. № 3 (11). С.1-7.
12. Уайтли Ф. Мотивация М.: Диалектика / Вильямс, 2016. 631 c.
13. Ражина Н.Ю., Лобова Т.Г., Алгазина А.А., Вяльцин А.С. Исследование социальных представлений и мотивов выбора профессии у студентов Омской государственной медицинской академии // Омский научный вестник. 2014. № S2. С. 127-129.
14. Харитонова Т.Г. Профилактика рисков профессионального становления студентов // Вестник государственного университета управления. 2011. № 126. С. 116-131.
15. Денисов А.П., Дробышев В.В., Моисеенко С.В., Сергеева В.С. Практикум по статистике для студентов вузов. Омск, 2007. 108 с.

По утверждению М.Я. Мудрова: «Посредственный врач приносит больше вреда, чем пользы: больные, оставленные без медицинской помощи, могут выздороветь, а пользованные этим врачом умрут» [1, с. 77]. Формирование зрелой личности врача как с педагогической, так и профессиональной точки зрения является достаточно сложной задачей. Весомый вклад в процесс личностного и профессионального роста будущего специалиста-медика вносит непрерывный образовательный процесс, включающий продуктивную учебную деятельность студентов, способствующую в конечном итоге успешной профессиональной реализации. Результат освоения программы обучения находится в прямой зависимости как от количества и качества полученных знаний и навыков, так и от содержания и степени выраженности учебной мотивации [2, 3]. Специфика медицинского образования заключается в его высокой интенсивности, необходимости формирования навыков общения с пациентами, медперсоналом, а также высокой ответственности за собственные профессиональной действия [4, 5]. По результатам анкетирования 1206 врачей Центрального федерального административного округа 81,8% из них при устройстве на работу не были готовы выполнять свои профессионально-административные обязанности. Причиной этого 50,0% респондентов указали отсутствие необходимых знаний и умений [6]. К сожалению, в настоящее время происходит ослабление позиции преподавателя в роли интел­лектуального и духовного наставника. Преподаватель прежде всего должен быть личностью, способной мотивиро­вать студентов на приобретение профессиональных знаний и умений и в целом на выбор будущей спе­циальности [7–9]. В последующем высокая мотивация к повседневной образовательной деятельности постепенно трансформируется в осознанную повышенную готовность к профессиональной деятельности [3].

Согласно мнению специалистов, под мотивацией подразумевается совокупность причин психологического характера, определяющая целенаправленную, осознанную деятельность человека [2, 10]. При наличии значительных нарушений в данной системе, а также при возникновении выраженных противоречий между личностными интересами возникают подходящие условия для появления признаков психологической дезадаптации [11]. Таким образом, недостаток мотивационной активности не только приводит к трудностям, связанным с профессиональным ростом, но и может послужить пусковым фактором в развитии и формировании расстройств со стороны психического здоровья [12, 13]. Как следствие, возникает спрос на исследования, посвященные изучению степени выраженности мотивации обучающихся при поступлении и профессиональном обучении в вузе [14].

Объект исследования – учебная и профессиональная мотивация студентов-медиков. Предмет исследования – особенности учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза в условиях современной действительности.

Цель исследования: изучить наличие и степень выраженности учебной и профессиональной мотивации студентов 4–6-х курса медицинского вуза.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в 2018 г. на базе Омского государственного медицинского университета. Объем выборки состоял из 181 студента лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов в возрасте от 20 до 29 лет. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование респондентов по самостоятельно разработанной анкете, включающей 25 вопросов полузакрытого типа. Полученная информация анализировалась и обрабатывалась при помощи адекватных современных статистических методов [15].

Результаты исследования и их обсуждение

Опросили 87 студентов (48,3%) лечебного факультета, 38 (21,1%) педиатрического, 56 (30,6%) медико-профилактического. Их них на 4-м курсе обучался 81 студент (44,9%), на 5-м курсе – 56 (30,6%), на 6-м курсе – 44 соответственно (24,5%). На всех факультетах преобладали респонденты женского пола – 113 человек (62,4%).

Большинство опрошенных студентов поступили на бюджетной основе (43,9%), наряду с этим 37,1% были зачислены на внебюджетной основе и 19,7% – по целевому набору. Согласно полученным результатам выявлена прямая слабая корреляционная связь между способом поступления и принадлежностью к выбранному факультету (rxy=0,232, p<0,05). Так, максимальное количество студентов, поступивших на внебюджетной основе, отмечалось на лечебном факультете – 40%, минимальное значение – 18% определялось среди обучающихся медико-профилактического факультета.

Часть студентов совмещали работу с учебой (25,9% от общего количества), в большей степени это касалось респондентов мужского пола (32,4%). При этом у большинства студентов работа не имела отношения к медицине, за исключением 8,2% опрошенных.

При ответе на вопрос об успеваемости в последнюю сессию были получены следующие результаты. Сдали экзамены только на «хорошо» и «отлично» 74,8% респондентов. Оценки «удовлетворительно» получили только 13,6% студентов, преимущественно «удовлетворительно» – 11,6% соответственно. В целом это можно расценить как вполне приемлемые результаты. При анализе полученных данных установлена статистически значимая корреляционная связь между результатами сдачи сессии и принадлежностью к выбранному факультету (rxy =0,337, p<0,001). Лучшие результаты сдачи сессии получены у студентов, обучающихся на медико-профилактическом факультете. Так, на «хорошо» и «отлично» учились 86,6% студентов данного факультета против 71,9% студентов лечебного и 64,5% педиатрического факультетов. Напротив, наличие в основном удовлетворительных оценок отмечалось у 13,3% студентов медико-профилактического факультета, 28,2% лечебного и 35,5% педиатрического (табл. 1).

Таблица 1

Успеваемость студентов в последнюю сессию в зависимости от факультета

Успеваемость в последнюю сессию

Факультет

Всего

Лечебный

Педиатрический

Медико-профилактический

абс.

%

абс.

%

абс.

%

%

«Хорошо» и «отлично»

63

71,9

25

64,5

48

86,6

74,8

В основном «хорошо» и «отлично», но есть «удовлетворительно»

11

12,7

9

22,6

5

8,9

13,6

В основном «удовлетворительно»

13

15,4

5

12,9

2

4,5

11,6

Итого

87

100,0

39

100

55

100,0

100,0

 

На следующий вопрос о конкретных факторах высокой успеваемости большинство (56,8%) опрошенных отметили активную работу на занятиях, 49,7% – их систематическое посещение, 32,1% – участие в научных кружках и лишь 1,8% – повышенную стипендию. В свою очередь из основных причин низкой успеваемости 57,0% опрошенных респондентов указали пропуски занятий, 28,6% – большой объем информации, 39,3% выделили как основную причину неумение систематизировать информацию и определять главное, 23,3% – собственную лень, а 10,3% оправдывают ее плохой организацией учебного процесса. Таким образом, преобладающая часть опрошенных высоко оценила значение семинарских занятий для своей образовательной деятельности.

При ответе на вопрос о своей оценке роли преподавателя в выборе будущей профессии: 41,5% опрошенных оценили значение личности преподавателей как высокое, на среднее значение указали 38,8%, низкое – 6,1%, совсем низкое –5,4%, и 8,2% затруднились с ответом. Следовательно, личность преподавателя имеет достаточно высокий авторитет в большей или меньшей степени для 80,3% учащихся.

Эффективность образовательной деятельности студентов во многом определяется степенью осознания своих личностных потребностей. Поэтому для их выявления был задан вопрос о наиболее важных мотивах успешного обучения в вузе. При ответе большинство студентов (73,5%) выбрали вариант, который включал стремление стать хорошим специалистом. Оставшиеся 15,2% респондентов указали желание иметь повышенную стипендию, 9,6% – избежать наказания со стороны родителей за плохую учебу, 8,1% выразили стремление получить диплом с отличием, что является подтверждением осознанного желания у большинства учащихся к овладению профессиональным мастерством по выбранной специальности.

Таким образом, результаты анкетирования наглядно показывают, что у современных студентов значительно изменилась шкала жизненных ценностей и приоритетов, это в свою очередь не могло не повлиять на наличие и степень выраженности профессиональной мотивации. В условиях современной действительности на первый план выходит желание стать высокооплачиваемым специалистом, реализовать свои высокие амбиции и сделать карьеру. Так, 33,5% респондентов хотели бы стать главным врачом, заведующим отделением или профессором. 32,0% опрошенных стремятся устроиться специалистами в частные клиники. Только 21,8% студентов видят себя в качестве рядовых врачей в общебольничной сети.

Более того, на момент анкетирования значительная часть студентов хотела бы продолжить свое обучение после окончания вуза. Так, 49,7% студентов мечтали бы поступить в ординатуру, 6,2% – в аспирантуру, чтобы добиться профессионального роста, и 20,4% – получить узкую специализацию. Наряду с этим 40,0% респондентов хотели бы в дальнейшем продолжить самосовершенствование и получить в будущем второе высшее образование. Чаще всего выбор студентов падал на юридическое образование (31,3%), далее по частоте ответов следовало педагогическое (8,8%) и последним – экономическое (2,7%). Оставшиеся 60,0% опрошенных студентов планируют после завершения учебы в вузе трудоустроиться в практическое здравоохранение.

Самостоятельно осуществляли выбор профессии 70% студентов, на оставшихся респондентов повлияли рекомендации родителей (друзей, знакомых) или другие причины (рассчитывали на конкретное место работы, выбор был случайным). При ответе на вопрос о степени понимания сущности будущей профессии обнаружена существенная разница в зависимости от факультета обучающихся (rxy = 0,340, p<0,001) и половой принадлежности (rxy = 0,185, p<0,05). Установлено, что в сущности будущей профессии в большей степени ориентируются респонденты, относящиеся к лечебному (84,5%) и педиатрическому (80,6%) факультетам, чем к медико-профилактическому (37,8%).

Выявлены также гендерные различия в отношении выбранной профессии. Студенты мужского пола ориентировались в ней в 77,5% случаев, женского – в 66,3%.

Из полученных результатов следует, что в сущности будущей профессии в большей степени ориентируются студенты мужского пола (77,5%), чем женского (66,3%), а также респонденты, относящиеся к лечебному факультету (84,5%), чем к медико-профилактическому (37,8%).

Большинство опрошенных собираются работать по выбранной специальности (95,6%). Осознанно объясняют основную причину своего выбора желанием работать врачом 73,6 из 100 опрошенных, поскольку им нравится выбранная профессия, значимыми причинами также были востребованность на рынке труда (29,8 из 100) и стремление продолжить семейную традицию (11,6 из 100), затруднились с выбором 9,5 из 100.

При анализе социальной принадлежности родителей опрошенных студентов (табл. 2) установлено, что наиболее часто мать по своему социальному статусу относилась к служащим (42,9%), вторая по частоте встречаемости социальная группа – рабочий (22,4%). Отец чаще всего работал по рабочей специальности (39,5%) или являлся служащим (32%). У 23,8% респондентов мать являлась медицинским работником, и у 10,9% отец соответственно.

Таблица 2

Социальная принадлежность родителей опрошенных студентов (в %)

Социальные группы

Мать

Отец

абс.

%

абс.

%

Врач

15

8,2

12

6,8

Средний медицинский работник

28

15,6

7

4,1

Рабочий

40

22,4

72

39,5

Служащий

78

42,9

58

32,0

Военнослужащий

1

0,7

7

4,1

Неработающий

19

10,2

Индивидуальный предприниматель

25

13,5

Итого

181

100,0

181

100,0

 

При оценке привлекательности выбранной профессии мнения студентов распределились следующим образом. В числе «плюсов» будущей профессиональной деятельности 52,1% опрошенных студентов отметили возможность приносить пользу другим людям, 12,9% – высокую престижность, 8,2% – шанс самоутвердиться, а также и другие причины (стабильность, востребованность при трудоустройстве, потенциальную возможность высоких заработков). К «минусам» студенты относили: низкий уровень материальной обеспеченности (61,8%), сложные условия работы с большим объемом труда (63,3%), ответственность за физическое и психологическое здоровье пациентов (55,0%), что косвенно отражает зрелость сознания респондентов и осознание сложности предстоящей профессиональной деятельности.

Респондентам предлагалось оценить наиболее востребованные личностные свойства в работе врача и провести их ранжирование по степени значимости. По мнению студентов, на первом месте оказался высокий интеллектуальный потенциал, на втором – личная организованность и дисциплина, далее – коммуникабельность, затем – гуманное отношение к людям, кропотливость и усидчивость, преданность профессии и последним – чувство юмора. Таким образом, по сравнению с советскими временами изменились личностные свойства будущих врачей. Так, гуманное отношение к людям, которое традиционно превозносилось в отечественном кинематографе и литературе, современные студенты ставят по рангу ниже, чем коммуникабельность, а важным залогом успешности врача они считают наличие высокого интеллектуального потенциала.

Наиболее востребованные будущие специальности у наших респондентов – хирургия (22,4%), дерматология (11,6%), лабораторная диагностика (11,6%), кардиология (10,2%). Установлено, что на выбор конкретной специальности повлияло наличие гендерных особенностей. Так, хотели бы работать хирургами 32,4% студентов мужского пола и только 19,5% женского, психиатрами себя видят 2,9% и 7,1% соответственно, эпидемиологами – 2,9% и 8,8%, и затруднились с ответом 14,7% и 21,2%. В целом 20% студентов на момент опроса не определились с будущей специализацией.

Заключение

Правильный выбор будущей профессии, которая позволит найти возможность для последующего личностного и профессионального роста, финансового благополучия, уважения и признания в обществе, представляет собой сложную проблему. Еще более осложняет выбор трудная экономическая ситуация в стране, повлекшая за собой социальную напряженность, а в результате – значительные изменения жизненных ценностей, а также приоритетов молодого поколения, что привело к трансформации профессиональной мотивации студентов.

В силу этого в современных условиях при оценке привлекательности той или иной профессии выпускники вузов ориентируются на уровень заработной платы, а также на гарантии трудоустройства. В то же время, кроме материальных стимулов, немаловажное значение при профессиональном выборе имеет возможность личностной реализации в интеллектуальном и творческом плане, что целиком и полностью дает возможность профессия врача, которая наряду с вышеперечисленным является высоко востребованной обществом.

Однако успешное усвоение науки врачевания невозможно без упорного целеустремленного труда, только активный обучающий процесс позволяет получить достаточно обширные знания, сформировать умение их анализировать, систематизировать, а также реализовывать в практической деятельности. В этих сложных условиях к преподавателю предъявляются высокие требования, перед ним ставятся сложные задачи, одной из которых является формирование у студентов устойчивого познавательного интереса к будущей специальности, что в перспективе должно способствовать формированию успешной профессиональной готовности, необходимой для эффективной трудовой деятельности.


Библиографическая ссылка

Денисова О.А., Кун О.А., Денисов А.П. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА УЧЕБНУЮ И ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28783 (дата обращения: 02.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674