Гиревой спорт во всероссийском реестре является национальным видом спорта. Он доступен широкому кругу занимающегося населения. Его применение позволяет с высокой действенностью решать задачи укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности. Проведение первенств и чемпионатов мира по гиревому спорту делает актуальной проблему подготовки гиревиков высокого класса, которые могли бы достойно представлять страну на соревнованиях высокого ранга. Одним из факторов, активизирующих население к занятию гиревым спортом и повышающих спортивное мастерство, является совершенствование техники соревновательных упражнений.
Историческое название термина «техника» происходит от греческого слова tehne, которое в русском языке означает «искусство» или «умение», совокупность рациональных умений и приемов в любом виде деятельности [1]. В физкультурно-спортивной научно-методической литературе техника физических упражнений определяется как совокупность способов и приемов, с помощью которых двигательная задача решается наиболее рационально в соответствии с законами биомеханики и основными требованиями, характеризующими данное конкретное упражнение. Техника, одинаковая для всех исполнителей с возможными отклонениями в доступных пределах, называется стандартной.
В публикациях разных авторов заложены основы техники [2-4] и методики обучения технике соревновательных упражнений гиревого спорта [5; 6]. Вопросы совершенствования техники и методики технической подготовки гиревиков описываются в предыдущих наших исследованиях [7] и в работах В.Н. Гомонова [8], С.М. Эрикенова [9] и др.
В них научно обосновываются структура рывка гири и специфические биомеханические проявления вспомогательных упражнений в традиционных и искусственно построенных условиях [9], проблемы совершенствования спортивной подготовки [10] и формирования рациональных двигательных действий на этапе начальной спортивной специализации. Представлены результаты исследований по решению проблем путей повышения эффективности технической подготовки, с учетом разного уровня индивидуальных особенностей и спортивной квалификации гиревиков [11].
Следует обозначить, что кинематические характеристики соревновательного упражнения «рывок» в гиревом спорте являются на сегодняшний день недостаточно изученными. Относительно этого вопроса можно отметить только диссертации В.Н. Гомонова (2000), В.П. Сименя (2003) и С.М. Эрикенова (2007). В них рассмотрены суставные углы в граничных положениях в отдельных выделяемых авторами фазах движения, продолжительность этих фаз по скорости выполнения, траектории движения гири [12]. Менее исследованными остаются проблемы внутренней структуры соревновательных упражнений гиревого спорта, т.е. вопросы взаимодействия и согласования между собой различных органов и систем организма во время выполнения гиревых упражнений.
В связи с этим установление основополагающих пространственных, временных и пространственно-временных характеристик, отличающих рациональную технику рывка, является одной из актуальных проблем совершенствования технической подготовки гиревиков.
Завершая обзор научно-методической литературы, можно сделать заключение о достаточной научной разработанности техники и методики технической подготовки в гиревом спорте, с одной стороны, и отсутствии теоретических сведений о более рациональной технике рывка гиревиков высокой спортивной квалификации - с другой.
На основании содержания этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования и определена ее проблема: каким должен быть новый вариант техники рывка, который обеспечивал бы повышение соревновательных результатов гиревиков высокой спортивной квалификации с учетом 10-минутного ограничения времени на выполнение упражнений гиревого спорта?
Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования – разработать технику рывка гири одной рукой и научно обосновать ее эффективность практической реализации в процессе технической подготовки гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.
Предметом исследования выступает управление тренировочным процессом, направленным на совершенствование техники рывка спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что:
- В условиях введенных в правила соревнований ограничений времени на выполнение упражнений гиревого спорта успешность выступления гиревиков высокой спортивной квалификации на соревнованиях высокого ранга в значительной степени обусловлена достаточно высоким уровнем технической подготовленности с учетом принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий на основании особенностей биомеханических характеристик упражнений.
- Выполнение рывка гири с отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах во время фазы опускания гири, с одной стороны, вносит изменения в траектории движения гири, сокращает время выполнения одного цикла упражнения, с другой – позволяет сбалансированно затрачивать мышечные усилия. Это позволяет достигать более высоких соревновательных результатов при одинаковом уровне физической подготовленности высококвалифицированных гиревиков на соревнованиях высокого ранга.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
- Выявить качественное своеобразие традиционных и современных вариантов техники рывка в гиревом спорте.
- Разработать новый вариант техники рывка гири одной рукой и экспериментально обосновать ее эффективность практической реализации в процессе технической подготовки гиревиков в спортивной школе.
Методы и организация исследования. Достижение цели и решение задач исследования осуществлялось через применение следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; структурно-логический анализ; теоретическое моделирование; видеосъемка соревновательных действий; экспертная оценка; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.
Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы применялись для изучения состояния исследуемой проблемы, определения цели и задач исследования, выбора объекта и предмета исследования.
Метод структурно-логического анализа применялся для исследования техники рывка в гиревом спорте как целостной системы взаимосвязанных двигательных действий и движений.
Теоретическое моделирование использовалось для разработки техники рывка гири одной рукой. В соответствии с этим методом рывок гири одной рукой рассматривается как форма физического упражнения, которая характеризуется со стороны его внешних и внутренних структурных компонентов.
Видеосъемка соревновательных действий использовалась для изучения кинематических характеристик традиционных и экспериментальных вариантов техники упражнений с гирей. В ролике приняли участие два мастера спорта мирового уровня – чемпионы Европы и мира среди юниоров. Видео снято в естественных условиях. Видеосъемка и анализ ее материалов проводились по методике, описанной в работе В.П. Агудина [13]. Исследование проводилось с использованием цифровой видеокамеры.
Оценка качества освоения техники проводилась по материалам видео. Общий балл определялся по количеству баллов, набранных испытуемыми за правильное выполнение каждой фазы соревновательного упражнения. В экспертной оценке приняли участие три тренера с большим опытом обучения технике подъема гири. Среднее арифметическое оценок, выполненных экспертами, было принято за окончательный показатель качества овладения техникой. Исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа «Энергия» г. Чебоксары.
В организации исследования с учетом решаемых задач условно выделены четыре последовательных этапа. На первом этапе (декабрь 2016 г. – апрель 2017 г.) было выявлено и сформулировано противоречие в теории и методике гиревого спорта в области технической подготовки высококвалифицированных гиревиков, определены проблема, предмет, цель, рабочая гипотеза, задачи, методы исследования и опытно-экспериментальная база для его проведения. На втором этапе (апрель 2017 г.) было проведено выявление качественного своеобразия традиционных и инновационных вариантов техники выполнения рывка в гиревом спорте спортсменами высокого ранга. На третьем этапе (сентябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г.) была разработана новая техника рывка в гиревом спорте с учетом ограничения времени и принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий в процессе выполнения соревновательных упражнений. На этом этапе организован и проведен формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности реализации экспериментальной техники рывка гири в процессе технической подготовки гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе. На данном этапе было проведено две серии экспериментов. В первой серии экспериментов сравнивались кинематические характеристики традиционного и разработанного вариантов техники рывка гири одной рукой. Определялись (с применением видеосъемки) показатели выполнения гиревых упражнений: угол сгибания туловища, верхних и нижних конечностей в локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах в конце каждой фазы движения; продолжительность фаз движения; высота подъема и траектории движения гири. В исследовании приняли участие два гиревика высокой спортивной квалификации, весовые категории – до 78 кг и до 85 кг соответственно. Они выполняли упражнение «рывок» гири. Целью второй серии экспериментов было практическое обоснование эффективности разработанного экспериментального способа рывка гири в процессе технической подготовки высококвалифицированных гиревиков в спортивной школе. В исследовании приняли участие 10 гиревиков высокой спортивной квалификации, из них два спортсмена имеют звание МСМК, восемь – мастер спорта России.
Контрольное соревнование было проведено после 36 учебно-тренировочных занятий. Занятия проводились три раза в неделю. В течение этого времени все испытуемые овладели разработанной нами техникой выполнения рывка гири одной рукой. Упражнение «рывок» выполнялось два раза в день: вначале – с использованием традиционной техники, затем – с применением разработанного нами экспериментального варианта техники рывка. В определении показателей соревновательных результатов предшествовала разминка. Результаты в рывке оценивались в соответствии с правилами соревнований. На четвертом этапе (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) проводился количественный и содержательный анализ материалов исследования, их оформление в виде научной статьи, в контексте необходимых требований.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с первой задачей исследования нами выявлено качественное своеобразие традиционных и современных вариантов техники рывка в гиревом спорте.
Временная структура одного цикла рывка гири, выполняемого высококвалифицированными гиревиками, приведена в ранее выполненной нашей работе. При варианте техники традиционным способом она составляет 3,11±0,19 с, инновационным способом – с выпрямлением ног в замахе и без подседа перед фиксацией 2,88±0,17 с, без выпрямления ног в замахе и без предварительного подседа перед фиксацией 2,61±0, 21 с.
С учетом второй задачи исследования нами был разработан новый вариант техники рывка гири одной рукой. В традиционную технику рывка гири одной рукой внесено следующее изменение: отведение туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири в замах.
При разработке экспериментальной техники нами учитывались следующие педагогические закономерности:
- Успешность выступления на соревнованиях высокого ранга в значительной степени обусловлена достаточно высоким уровнем технической подготовленности спортсмена.
- Соблюдение принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий с учетом особенностей биомеханических характеристик упражнений с тяжестью на выносливость оказывает существенное влияние на соревновательные результаты спортсменов.
Для апробирования эффективности практической реализации экспериментальной техники нами были проведены две серии экспериментов.
В первой серии сравнивались временные и пространственные характеристики традиционного и экспериментального вариантов техники соревновательного рывкового упражнения в гиревом спорте.
В таблице 1 приведена временная структура рывка гири, выполняемого традиционным и экспериментальным способами. Установлено, что при выполнении рывка гири традиционным способом гиревики, принявшие участие в нашем исследовании, затрачивают на подсед и вставание в среднем 0,97±0,13 с.
Таблица 1
Количество затраченного времени при выполнении рывка гири традиционным и экспериментальным вариантами техники, с
Фазы рывка |
Продолжительность фаз, с (Х±d) |
T-критерий Стьюдента |
Р |
|
Варианты техники |
||||
Традиционный |
Экспериментальный |
|||
Тяга до подрыва |
0,29±0,03 |
0,31±0,04 |
-0,98 |
> 0,05 |
Подрыв |
0,23±0,04 |
0,22±0,02 |
0,55 |
> 0,05 |
Подсед |
0,97±0,13 |
0,64±0,11 |
4,75 |
< 0,01 |
Вставание |
||||
Фиксация |
0,13±0,02 |
0,14±0,03 |
-0,68 |
> 0,05 |
Опускание в замах |
1,47±0,12 |
1,55±0,09 |
-1,15 |
< 0,05 |
Время одного цикла |
3,01±0,19 |
2,86±0,17 |
2,21 |
< 0,05 |
При выполнении рывка экспериментальным способом на фазу свободного полета гири до фиксации в верхнем положении уходит в среднем всего 0,64±0,11 с, что существенно меньше. Одновременно с этим увеличивается время фазы опускания в замах: от 1,47±0,12 до 1,55±0,09 с. Общая продолжительность одного цикла сокращается при этом с 3,01±0,19 до 2,86±0,17 с (на 7,40%).
Таким образом, результаты исследования временных характеристик свидетельствуют о том, что при экспериментальной технике рывка значительно сокращается время его выполнения по сравнению с традиционным вариантом. Следует отметить, что общая продолжительность одного цикла ранее разработанного нами варианта техники рывка чуть короче общей продолжительности одного цикла разработанного нами ныне экспериментального варианта техники рывка (2,61±0,21 против 2,86±0,17 с).
Задача второй серии экспериментов состояла в практическом обосновании эффективности экспериментальной техники рывка гири.
Показатели контрольных соревнований свидетельствуют о том, что принявшие участие в них спортсмены, выполняя рывок экспериментальным вариантом, достигают более высоких результатов, чем при рывке гири традиционным способом (таблица 2).
Таблица 2
Соревновательные результаты в рывке гири традиционным и экспериментальным вариантами техники, количество подъемов за 10 минут (n=10)
Соревновательное упражнение в гиревом спорте, вес гири 32 кг |
Результаты (Х±d) |
T-критерий Стьюдента |
Р |
|
Варианты техники |
||||
Традиционный |
Экспериментальный |
|||
Рывок правой рукой |
76,3±10,3 |
92,6±11,0 |
-2,40 |
< 0,01 |
Рывок левой рукой |
73,6±13,1 |
90,2±12,3 |
-2,47 |
< 0,01 |
Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что:
- разработанный нами вариант техники выполнения рывка в гиревом спорте отличается существенно меньшей продолжительностью отдельного цикла упражнения, чем традиционный способ рывка гири;
- при выполнении рывка в гиревом спорте экспериментальным способом высококвалифицированные спортсмены достигают более высоких соревновательных результатов.
Таким образом, в ходе экспериментального исследования выявлено, что соревновательные результаты высококвалифицированных гиревиков спортивной школы в рамках разработанной нами техники с учетом ограничения времени и принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий на основании особенностей биомеханических характеристик рывкового упражнения гиревого спорта существенно повышаются.
Выводы
В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволяет сделать следующие выводы:
- Спортивные соревнования высокого ранга предъявляют высокие запросы к технической подготовленности спортсмена. В настоящее время недостаточно разработанной остается техника рывка в гиревом спорте.
- На теоретической основе исследования была разработана новая техника в гиревом спорте, которая характеризуется выполнением рывкового упражнения отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири.
- Процесс технической подготовки гиревиков включал реализацию усовершенствованной техники рывка в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных гиревиков спортивной школы. Материалы исследований подчеркивают педагогическую эффективность применения в рамках целостного учебно-тренировочного процесса разработанной техники рывка. Обеспечивается существенное повышение показателей соревновательных результатов при одинаковой физической подготовленности высококвалифицированных гиревиков – от 76,3±10,3 до 92,6±11,0 балла в рывке гири правой рукой, от 73,6±13,1 до 90,2±12,3 балла в рывке гири левой рукой.
- Для достижения наивысших соревновательных результатов в соревнованиях высокого ранга спортсмены-гиревики должны овладевать теми вариантами техники гиревого спорта, которые позволяют сбалансировать мышечные усилия с учетом веса гири и ограничения времени на выполнение упражнений. В частности, для результативного участия в соревнованиях высокого ранга следует обучать такому варианту техники рывка, который выполняется отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири. Это будет способствовать их возможности в творческой реализации усваиваемых вариантов техники поднятия гири в вариативных условиях соревновательной деятельности.