Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ РЫВКА В ГИРЕВОМ СПОРТЕ

Симень В.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
Целью исследования является разработка техники рывка гири и научное обоснование эффективности ее практической реализации в процессе технической подготовки гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе. В определении кинематических характеристик традиционного и экспериментального вариантов техники рывка гири приняли участие два гиревика высокой спортивной квалификации. В практическом обосновании эффективности экспериментального способа рывка гири в процессе технической подготовки высококвалифицированных гиревиков в спортивной школе приняли участие 10 гиревиков высокой спортивной квалификации, из них два спортсмена имеют звание мастера спорта международного класса и восемь – мастера спорта России. Установлено, что общая продолжительность одного цикла разработанного нами ранее скоростного варианта техники рывка незначительно короче общей продолжительности одного цикла разработанного нами ныне экспериментального варианта техники рывка (2,610,21 сек. против 2,860,17 сек.). Процесс технической подготовки гиревиков включал реализацию усовершенствованной техники рывка в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных гиревиков спортивной школы. Материалы исследований подчеркивают педагогическую эффективность технической подготовки с учетом экспериментальной техники рывка. Применение в рамках целостного учебно-тренировочного процесса экспериментальной техники обеспечивает существенное повышение показателей соревновательных результатов при одинаковой физической подготовленности высококвалифицированных гиревиков – от 76,310,3 до 92,611,0 балла в рывке гири правой рукой, от 73,613,1 до 90,212,3 балла в рывке гири левой рукой.
высококвалифицированные гиревики
соревнования высокого ранга
техническая подготовленность
традиционная и экспериментальная техника
соревновательная результативность
1. Сучилин Н.Г. Анализ спортивной техники // Теория и практика физической культуры. 1996. № 12. С. 10-14.
2. Анасенко А.В. Статистический анализ результатов в упражнении «рывок» в зависимости от весовых категорий гиревого спорта // Актуальные проблемы теории и методики современного гиревого спорта: сб. науч. статей. Вып. 3 / под ред. В.П. Сименя. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 60-66.
3. Джим В.Ю. Сравнительный анализ техники рывковых упражнений в тяжелой атлетике и гиревом спорте // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 11. С. 10-16.
4. Зухов А.С., Стрельников С.П. Особенности проявления силы реакции опоры при выполнении рывка гири высококвалифицированными и начинающими спортсменами // Ученые записки им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 4(146). С. 67-68.
5. Лунев С.А., Дудкин В.М. Оптимизация техники рывка гири при помощи технических средств обучения // Физическая культура, спорт, здоровье в современном обществе: сб. науч. статей. Воронеж: Научная книга, 2011. С. 67-72.
6. Сарварова О.А., Денисов И.Н. Сравнительный анализ техники рывка гири // Актуальные проблемы развития гиревого спорта в России и за рубежом: матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 16–17 октября 2014 г.). Омск: ООО «Образование Информ», 2014. С. 50-55.
7. Симень В.П. Совершенствование методики обучения технике гиревого спорта на основе реализации принципа содержательного обобщения в обучении двигательным действиям // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2012. № 2 (74). Ч. 2. С. 159-163.
8. Гомонов В.Н. Вариативность технического мастерства гиревиков в зависимости от их соматических особенностей // Актуальные проблемы теории и методики армрестлинга, бодибилдинга, гиревого спорта, пауэрлифтинга и тяжелой атлетики: сб. науч. статей. Вып. 4 / под ред. В.П. Сименя. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. С. 106-110.
9. Эрикенов С.М., Эбзеев М.М. Исследование биомеханических параметров рывковой тяги в гиревом спорте при различных режимах сопротивления // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». № 4(110). 2014. С. 194-199.
10. Симень В.П. Классификация тренировочных средств в гиревом спорте по признаку детализации двигательного состава упражнения // Образование и саморазвитие. 2013. №4 (38). С. 197-204.
11. Симень В.П. Пути повышения эффективности технической подготовки гиревика: автореф. дис… канд. пед. наук. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2003. 21 с.
12. Борисевич С.А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации: автореф. дис…канд. пед. наук. Омск: СибГАФК, 2003. 22 с.
13. Агудин В.П. Кинодемонстрация движений тяжелоатлета и измерение кинематических параметров при подъеме штанги // Тяжелая атлетика: Ежегодник. М., 1982. С. 61-64.

Гиревой спорт во всероссийском реестре является национальным видом спорта. Он доступен широкому кругу занимающегося населения. Его применение позволяет с высокой действенностью решать задачи укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности. Проведение первенств и чемпионатов мира по гиревому спорту делает актуальной проблему подготовки гиревиков высокого класса, которые могли бы достойно представлять страну на соревнованиях высокого ранга. Одним из факторов, активизирующих население к занятию гиревым спортом и повышающих спортивное мастерство, является совершенствование техники соревновательных упражнений.

Историческое название термина «техника» происходит от греческого слова tehne, которое в русском языке означает «искусство» или «умение», совокупность рациональных умений и приемов в любом виде деятельности [1]. В физкультурно-спортивной научно-методической литературе техника физических упражнений определяется как совокупность способов и приемов, с помощью которых двигательная задача решается наиболее рационально в соответствии с законами биомеханики и основными требованиями, характеризующими данное конкретное упражнение. Техника, одинаковая для всех исполнителей с возможными отклонениями в доступных пределах, называется стандартной.

В публикациях разных авторов заложены основы техники [2-4] и методики обучения технике соревновательных упражнений гиревого спорта [5; 6]. Вопросы совершенствования техники и методики технической подготовки гиревиков описываются в предыдущих наших исследованиях [7] и в работах В.Н. Гомонова [8], С.М. Эрикенова [9] и др.

В них научно обосновываются структура рывка гири и специфические биомеханические проявления вспомогательных упражнений в традиционных и искусственно построенных условиях [9], проблемы совершенствования спортивной подготовки [10] и формирования рациональных двигательных действий на этапе начальной спортивной специализации. Представлены результаты исследований по решению проблем путей повышения эффективности технической подготовки, с учетом разного уровня индивидуальных особенностей и спортивной квалификации гиревиков [11].

Следует обозначить, что кинематические характеристики соревновательного упражнения «рывок» в гиревом спорте являются на сегодняшний день недостаточно изученными. Относительно этого вопроса можно отметить только диссертации В.Н. Гомонова (2000), В.П. Сименя (2003) и С.М. Эрикенова (2007). В них рассмотрены суставные углы в граничных положениях в отдельных выделяемых авторами фазах движения, продолжительность этих фаз по скорости выполнения, траектории движения гири [12]. Менее исследованными остаются проблемы внутренней структуры соревновательных упражнений гиревого спорта, т.е. вопросы взаимодействия и согласования между собой различных органов и систем организма во время выполнения гиревых упражнений.

В связи с этим установление основополагающих пространственных, временных и пространственно-временных характеристик, отличающих рациональную технику рывка, является одной из актуальных проблем совершенствования технической подготовки гиревиков.

Завершая обзор научно-методической литературы, можно сделать заключение о достаточной научной разработанности техники и методики технической подготовки в гиревом спорте, с одной стороны, и отсутствии теоретических сведений о более рациональной технике рывка гиревиков высокой спортивной квалификации - с другой.

На основании содержания этого противоречия был сделан выбор темы нашего исследования и определена ее проблема: каким должен быть новый вариант техники рывка, который обеспечивал бы повышение соревновательных результатов гиревиков высокой спортивной квалификации с учетом 10-минутного ограничения времени на выполнение упражнений гиревого спорта?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования – разработать технику рывка гири одной рукой и научно обосновать ее эффективность практической реализации в процессе технической подготовки гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.

Предметом исследования выступает управление тренировочным процессом, направленным на совершенствование техники рывка спортсменов-гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что:

  1. В условиях введенных в правила соревнований ограничений времени на выполнение упражнений гиревого спорта успешность выступления гиревиков высокой спортивной квалификации на соревнованиях высокого ранга в значительной степени обусловлена достаточно высоким уровнем технической подготовленности с учетом принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий на основании особенностей биомеханических характеристик упражнений.
  2. Выполнение рывка гири с отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах во время фазы опускания гири, с одной стороны, вносит изменения в траектории движения гири, сокращает время выполнения одного цикла упражнения, с другой – позволяет сбалансированно затрачивать мышечные усилия. Это позволяет достигать более высоких соревновательных результатов при одинаковом уровне физической подготовленности высококвалифицированных гиревиков на соревнованиях высокого ранга.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:

  1. Выявить качественное своеобразие традиционных и современных вариантов техники рывка в гиревом спорте.
  1. Разработать новый вариант техники рывка гири одной рукой и экспериментально обосновать ее эффективность практической реализации в процессе технической подготовки гиревиков в спортивной школе.

Методы и организация исследования. Достижение цели и решение задач исследования осуществлялось через применение следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; структурно-логический анализ; теоретическое моделирование; видеосъемка соревновательных действий; экспертная оценка; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; математическая статистика.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы применялись для изучения состояния исследуемой проблемы, определения цели и задач исследования, выбора объекта и предмета исследования.

Метод структурно-логического анализа применялся для исследования техники рывка в гиревом спорте как целостной системы взаимосвязанных двигательных действий и движений.

Теоретическое моделирование использовалось для разработки техники рывка гири одной рукой. В соответствии с этим методом рывок гири одной рукой рассматривается как форма физического упражнения, которая характеризуется со стороны его внешних и внутренних структурных компонентов.

Видеосъемка соревновательных действий использовалась для изучения кинематических характеристик традиционных и экспериментальных вариантов техники упражнений с гирей. В ролике приняли участие два мастера спорта мирового уровня – чемпионы Европы и мира среди юниоров. Видео снято в естественных условиях. Видеосъемка и анализ ее материалов проводились по методике, описанной в работе В.П. Агудина [13]. Исследование проводилось с использованием цифровой видеокамеры.

Оценка качества освоения техники проводилась по материалам видео. Общий балл определялся по количеству баллов, набранных испытуемыми за правильное выполнение каждой фазы соревновательного упражнения. В экспертной оценке приняли участие три тренера с большим опытом обучения технике подъема гири. Среднее арифметическое оценок, выполненных экспертами, было принято за окончательный показатель качества овладения техникой. Исследование проводилось на базе МБУ «Спортивная школа «Энергия» г. Чебоксары.

В организации исследования с учетом решаемых задач условно выделены четыре последовательных этапа. На первом этапе (декабрь 2016 г. – апрель 2017 г.) было выявлено и сформулировано противоречие в теории и методике гиревого спорта в области технической подготовки высококвалифицированных гиревиков, определены проблема, предмет, цель, рабочая гипотеза, задачи, методы исследования и опытно-экспериментальная база для его проведения. На втором этапе (апрель 2017 г.) было проведено выявление качественного своеобразия традиционных и инновационных вариантов техники выполнения рывка в гиревом спорте спортсменами высокого ранга. На третьем этапе (сентябрь 2017 г. – сентябрь 2018 г.) была разработана новая техника рывка в гиревом спорте с учетом ограничения времени и принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий в процессе выполнения соревновательных упражнений. На этом этапе организован и проведен формирующий педагогический эксперимент, направленный на практическое обоснование эффективности реализации экспериментальной техники рывка гири в процессе технической подготовки гиревиков высокой спортивной квалификации в спортивной школе. На данном этапе было проведено две серии экспериментов. В первой серии экспериментов сравнивались кинематические характеристики традиционного и разработанного вариантов техники рывка гири одной рукой. Определялись (с применением видеосъемки) показатели выполнения гиревых упражнений: угол сгибания туловища, верхних и нижних конечностей в локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставах в конце каждой фазы движения; продолжительность фаз движения; высота подъема и траектории движения гири. В исследовании приняли участие два гиревика высокой спортивной квалификации, весовые категории – до 78 кг и до 85 кг соответственно. Они выполняли упражнение «рывок» гири. Целью второй серии экспериментов было практическое обоснование эффективности разработанного экспериментального способа рывка гири в процессе технической подготовки высококвалифицированных гиревиков в спортивной школе. В исследовании приняли участие 10 гиревиков высокой спортивной квалификации, из них два спортсмена имеют звание МСМК, восемь – мастер спорта России.

Контрольное соревнование было проведено после 36 учебно-тренировочных занятий. Занятия проводились три раза в неделю. В течение этого времени все испытуемые овладели разработанной нами техникой выполнения рывка гири одной рукой. Упражнение «рывок» выполнялось два раза в день: вначале – с использованием традиционной техники, затем – с применением разработанного нами экспериментального варианта техники рывка. В определении показателей соревновательных результатов предшествовала разминка. Результаты в рывке оценивались в соответствии с правилами соревнований. На четвертом этапе (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) проводился количественный и содержательный анализ материалов исследования, их оформление в виде научной статьи, в контексте необходимых требований.

Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с первой задачей исследования нами выявлено качественное своеобразие традиционных и современных вариантов техники рывка в гиревом спорте.

Временная структура одного цикла рывка гири, выполняемого высококвалифицированными гиревиками, приведена в ранее выполненной нашей работе. При варианте техники традиционным способом она составляет 3,11±0,19 с, инновационным способом – с выпрямлением ног в замахе и без подседа перед фиксацией 2,88±0,17 с, без выпрямления ног в замахе и без предварительного подседа перед фиксацией 2,61±0, 21 с.

С учетом второй задачи исследования нами был разработан новый вариант техники рывка гири одной рукой. В традиционную технику рывка гири одной рукой внесено следующее изменение: отведение туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири в замах.

При разработке экспериментальной техники нами учитывались следующие педагогические закономерности:

  1. Успешность выступления на соревнованиях высокого ранга в значительной степени обусловлена достаточно высоким уровнем технической подготовленности спортсмена.
  2. Соблюдение принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий с учетом особенностей биомеханических характеристик упражнений с тяжестью на выносливость оказывает существенное влияние на соревновательные результаты спортсменов.

Для апробирования эффективности практической реализации экспериментальной техники нами были проведены две серии экспериментов.

В первой серии сравнивались временные и пространственные характеристики традиционного и экспериментального вариантов техники соревновательного рывкового упражнения в гиревом спорте.

В таблице 1 приведена временная структура рывка гири, выполняемого традиционным и экспериментальным способами. Установлено, что при выполнении рывка гири традиционным способом гиревики, принявшие участие в нашем исследовании, затрачивают на подсед и вставание в среднем 0,97±0,13 с.

Таблица 1

Количество затраченного времени при выполнении рывка гири традиционным и экспериментальным вариантами техники, с

Фазы рывка

Продолжительность фаз, с (Х±d)

T-критерий Стьюдента

Р

Варианты техники

Традиционный

Экспериментальный

Тяга до подрыва

0,29±0,03

0,31±0,04

-0,98

> 0,05

Подрыв

0,23±0,04

0,22±0,02

0,55

> 0,05

Подсед

0,97±0,13

0,64±0,11

4,75

< 0,01

Вставание

Фиксация

0,13±0,02

0,14±0,03

-0,68

> 0,05

Опускание в замах

1,47±0,12

1,55±0,09

-1,15

< 0,05

Время одного цикла

3,01±0,19

2,86±0,17

2,21

< 0,05

 

При выполнении рывка экспериментальным способом на фазу свободного полета гири до фиксации в верхнем положении уходит в среднем всего 0,64±0,11 с, что существенно меньше. Одновременно с этим увеличивается время фазы опускания в замах: от 1,47±0,12 до 1,55±0,09 с. Общая продолжительность одного цикла сокращается при этом с 3,01±0,19 до 2,86±0,17 с (на 7,40%).

Таким образом, результаты исследования временных характеристик свидетельствуют о том, что при экспериментальной технике рывка значительно сокращается время его выполнения по сравнению с традиционным вариантом. Следует отметить, что общая продолжительность одного цикла ранее разработанного нами варианта техники рывка чуть короче общей продолжительности одного цикла разработанного нами ныне экспериментального варианта техники рывка (2,61±0,21 против 2,86±0,17 с).

Задача второй серии экспериментов состояла в практическом обосновании эффективности экспериментальной техники рывка гири.

Показатели контрольных соревнований свидетельствуют о том, что принявшие участие в них спортсмены, выполняя рывок экспериментальным вариантом, достигают более высоких результатов, чем при рывке гири традиционным способом (таблица 2).

Таблица 2

Соревновательные результаты в рывке гири традиционным и экспериментальным вариантами техники, количество подъемов за 10 минут (n=10)

Соревновательное упражнение в гиревом спорте, вес гири 32 кг

Результаты (Х±d)

T-критерий Стьюдента

Р

Варианты техники

Традиционный

Экспериментальный

Рывок правой рукой

76,3±10,3

92,6±11,0

-2,40

< 0,01

Рывок левой рукой

73,6±13,1

90,2±12,3

-2,47

< 0,01

 

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что:

  • разработанный нами вариант техники выполнения рывка в гиревом спорте отличается существенно меньшей продолжительностью отдельного цикла упражнения, чем традиционный способ рывка гири;
  • при выполнении рывка в гиревом спорте экспериментальным способом высококвалифицированные спортсмены достигают более высоких соревновательных результатов.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования выявлено, что соревновательные результаты высококвалифицированных гиревиков спортивной школы в рамках разработанной нами техники с учетом ограничения времени и принципа сбалансированности затрачиваемых мышечных усилий на основании особенностей биомеханических характеристик рывкового упражнения гиревого спорта существенно повышаются.

Выводы

В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволяет сделать следующие выводы:

  1. Спортивные соревнования высокого ранга предъявляют высокие запросы к технической подготовленности спортсмена. В настоящее время недостаточно разработанной остается техника рывка в гиревом спорте.
  2. На теоретической основе исследования была разработана новая техника в гиревом спорте, которая характеризуется выполнением рывкового упражнения отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири.
  3. Процесс технической подготовки гиревиков включал реализацию усовершенствованной техники рывка в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных гиревиков спортивной школы. Материалы исследований подчеркивают педагогическую эффективность применения в рамках целостного учебно-тренировочного процесса разработанной техники рывка. Обеспечивается существенное повышение показателей соревновательных результатов при одинаковой физической подготовленности высококвалифицированных гиревиков – от 76,3±10,3 до 92,6±11,0 балла в рывке гири правой рукой, от 73,6±13,1 до 90,2±12,3 балла в рывке гири левой рукой.
  4. Для достижения наивысших соревновательных результатов в соревнованиях высокого ранга спортсмены-гиревики должны овладевать теми вариантами техники гиревого спорта, которые позволяют сбалансировать мышечные усилия с учетом веса гири и ограничения времени на выполнение упражнений. В частности, для результативного участия в соревнованиях высокого ранга следует обучать такому варианту техники рывка, который выполняется отведением туловища назад с незначительным сгибанием ног в коленных суставах при опускании гири. Это будет способствовать их возможности в творческой реализации усваиваемых вариантов техники поднятия гири в вариативных условиях соревновательной деятельности.

Библиографическая ссылка

Симень В.П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ РЫВКА В ГИРЕВОМ СПОРТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28589 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674