Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROFESSIONAL ACTIVITY VALUES AND PRIORITIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATION TEACHER IN THE XXI CENTURY

Khromenkov P.A. 1
1 Moscow State Regional University
The diagnostic evaluation of exiting stereotypes, developed values and formed attitudes of bachelor program graduates’ professional activity during the past five years of studying on different profiles of the course «Pedagogical education» is done on the basis of generalization results of specialists and bachelors preparing advanced experience at pedagogical universities, author’s long standing educational practice in training future teachers and work experience as a teacher and supervising teacher in educational organizations. In the process of practical experimental work with beginning teachers and supervising teachers through using correlational diagnostics results analysis of their professional and pedagogical activity motivational and need, operational, world view criteria and the corresponding indicators are distinguished; with their help the dominating types of school teachers’ value relations to educational process subjects and objects in the multicultural educational environment of educational organization are set. The factor analysis of the established bachelor educational practice with the account of the distinguished types of their value relations to subjects and objects of multicultural educational process enabled us to distinguish two groups of subjective and objective factors that had decisive influence on acquiring professional values and on the choice of priority directions for its organization. The obtained results of the research serve as a foundation for stating that they determine the efficiency of professional and pedagogical activity greatly and contribute to the increase of general education quality.
general education
pedagogic diagnostics
stereotypes and value attitudes of teachers
values and priorities of professional and pedagogic activity
poliethnic educational environment
multicultural educational process.

Личность школьного педагога, как свидетельствует история отечественной педагогики и образования, всегда выступала примером в поведении и образе жизни детей и взрослых, а его профессионализм – индикатором прогрессивных тенденций в развитии общества и государства. От эпохи к эпохе, как известно, изменялись статус, роль, задачи, совершенствовался профессиональный портрет учителей и воспитателей. В современных социокультурных условиях на них возложена наряду с образовательной, личностно-формирующей и социализирующей функциями функция трансляции национальных культур народов России, отечественной и общечеловеческой культуры. От того, каков уровень профессионализма и профессиональной компетентности педагога, какие профессионально и личностно значимые качества у него сформированы, какие профессиональные ценности им присвоены и какие ценностные установки выработаны, каково содержание его педагогической деятельности, куда направлен ее вектор и в какой образовательной среде она организована, зависит степень реализации названных функций, а, значит, и эффективность профессиональной деятельности педагога и, надо полагать, качество общего образования.

Цель исследования. В связи с сохранением в условиях постиндустриального общества роли учителей, воспитателей в подготовке подрастающего поколения к преобразующей, созидательной деятельности, к его активному участию в построении гражданского, поликультурного общества, с одной стороны, и возникшей в постсоветской школе тенденцией к смещению акцентов в их профессиональной деятельности на обучающую и развивающую функции – с другой стороны, возникает определенное несоответствие между социальным заказом государства в сфере общего образования и теми профессиональными задачами, которые фактически решают школьные педагоги. Для устранения этого несоответствия, на наш взгляд, необходимо прежде всего выявить, что в их образовательной практике влияет на содержание и направленность, а, следовательно, и на результаты профессиональной деятельности. С этой целью в течение последних пяти лет нами было проведено исследование, направленное в конечном счете на установление факторов, определяющих профессиональные ценности и приоритеты педагогической деятельности школьных учителей и воспитателей.

Материал и методы исследования. Для проведения исследования базовым теоретическим материалом явились научные труды, в которых рассмотрены: актуальные проблемы педагогического образования (А.В. Болотов) [1], (И.Ф. Исаев) [2]; структура, средства и пути формирования педагогического профессионализма (Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм) [3], (С.А. Леньков) [4]; вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагога (Е.В. Кравченко) [5], (О.Е. Курлыгина) [6], (И.П. Лотова) [7]. Кроме того, в качестве базового теоретического материала использовались исследованные функциональные характеристики таких видов профессионально-педагогической компетентности, как: человековедческая компетентность (О.В. Суродина) [8]; здоровьесохранная компетентность (Н.В. Голобородько) [9]; инновационная компетентность (Д.О. Королева, Т.Е. Хавенсон) [10]; (Н.Ф. Ильина) [11], а также аксиологическая характеристика профессиональной деятельности современного учителя (Р.М. Асадуллин, А.В. Кирьякова, О.В. Фролов) [12] и психолого-педагогические условия его личностного развития и профессионального роста (Л.М. Митина) [13] .

При проведении исследования в значительном объеме использовался эмпирический материал: передовой педагогический опыт, сложившийся в системе общего образования; авторский опыт работы со студентами вуза и обучающимися в общеобразовательных организациях; существующая образовательная практика начинающих учителей и классных руководителей ряда общеобразовательных организаций Московской области. С помощью сравнительного анализа теоретических источников, методических разработок по рассматриваемой проблеме, изучения передового педагогического опыта, ретроспективного и факторного анализа практики обучения и воспитания школьников, методов наблюдения, тестирования и экспертной оценки, индуктивного-дедуктивного метода, методов математической статистики и корреляционного анализа получены и обработаны промежуточные и конечные результаты исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Логика нашего исследования состояла в том, чтобы, всесторонне оценив состояние существующей практики обучения и воспитания школьников на диагностическом этапе эксперимента, выявив сформированные ценностные установки и ценностные отношения к субъектам и объектам образовательного процесса, обосновать субъективные и объективные факторы, влияющие на присвоение ценностей и выбор приоритетов профессионально-педагогической деятельности учителей и классных руководителей в современных социокультурных условиях и тем самым предположить возможное их влияние на ее организацию и результаты. Поэтому исходной задачей исследования выступила диагностическая оценка профессиональной деятельности учителей и классных руководителей с пятилетним стажем работы по трем критериям и ряду соответствующих им показателей на примере конкретного региона – Московской области. Отметим, что в опытно-экспериментальной работе приняли участие 147 педагогов городских и сельских общеобразовательных организаций. Ее обобщенные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая оценка профессиональной деятельности начинающего школьного педагога

Сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности

Степень их проявле-

ния

Освоенные профессиональные ценности

Степень их проявле-

ния

Сформированные ценностные установки

Степень их проявле-

ния

Индивидуальная работа с детьми

4,8

Личность обучающегося, воспитанника

5,9

Взаимодействие личности и коллектива, соблюдение прав, социальная защищенность и свобода самовыражения личности

5,7

Групповая работа с детьми

3,2

 

Ученическая группа

2,1

Коллективная работа с детьми

6,8

Ученический коллектив

5,3

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении

3,4

Здоровье и жизнь детей

5,2

Укрепление здоровья и охрана жизни детей

4,9

Обучение на репродуктивном уровне

8,8

Знания детей

8,1

Успехи в обучении и развитии детей

7,3

Обучение на продуктивном уровне

6,5

Познавательный опыт

6,7

Обучение на творческом уровне

3,3

Детское творчество

2,7

Воспитательная работа в форме мероприятий

7,3

Опыт поведения

6,0

Успехи в воспитании детей

5,2

Воспитательная работа в форме КТД

4,6

Развитие устной речи

8,1

Речь детей

4,9

Межэтнический и межкультурный диалог, межличностные отношения и культура общения

5,8

Развитие письменной речи

6,0

Неформальная коммуникация

9,0

 

Опыт общения

4,7

Формальная коммуникация

7,3

 

Формализованная коммуникация

2,2

 

Отметим, что оценка полученных результатов по сложившимся у педагогов стереотипам, освоенным ценностям и сформированным у них ценностным установкам выполнялась по 10-балльной шкале. Несмотря на то что в таблице 1 по этим критериям представлены лишь отдельные показатели оценивания, ранжирование полученных результатов указывает на то, что начинающие учителя и классные руководители предпочитают использовать традиционные методики для организации коллективной учебно-воспитательной деятельности детей, в основном на репродуктивном уровне, а доминирующими средствами ее организации выступают в значительной мере устная речь, неформальная и формальная коммуникации. Корреляционный анализ цифровых значений показателей при том, что они оказались в некоторой степени дисперсными у учителей и у классных руководителей, позволил путем их обобщения установить следующие факты. Во-первых, не обнаружено прямо пропорциональной зависимости между степенью проявления сложившихся стереотипов, освоенных ценностей и сформированных ценностных установок на содержательные компоненты профессионально-педагогической деятельности. Многократное применение методов наблюдения, тестирования и экспертная оценка промежуточных и конечных результатов деятельности начинающих школьных педагогов позволили обнаружить, что у 27,5% реципиентов ценностные установки еще недостаточно прочно выработаны и закреплены, а у 72,5% выявленное отсутствие этой зависимости связано с негативным влиянием внешних факторов на разных этапах их деятельности. Было установлено, что такими факторами являются: состояние школьной образовательной среды, требования к профессионализму и личностным качествам педагогов, мнения коллег о статусе бакалавра и положении учителя и воспитателя в современном обществе, недостаточность взаимопонимания между педагогами и родителями, экстремальные ситуации среди обучающихся, воспитанников, текущая успеваемость, культура их поведения и др.

Во-вторых, степень проявления сформированных ценностных установок на объекты и субъекты профессиональной деятельности педагогов по отдельным показателям оказалась в одних случаях выше, в других случаях ниже степени проявления сложившихся стереотипов. Установлено, что основными причинами такого расхождения в величинах цифровых показателей степени их проявления являются, с одной стороны, динамичность образовательного пространства, в котором строится учебно-воспитательный процесс, его инновационная и поликультурная направленность, растущие интересы, потребности и стремление к самовыражению обучающихся, воспитанников, с другой – затяжной и противоречивый процесс адаптации начинающих педагогов, невысокая степень их конкурентоспособности, завышенная или заниженная самооценка и отсутствие осознанной необходимости в непрерывном профессиональном и личностном самосовершенствовании.

В-третьих, выявленные ценностные установки педагогов оказались в некоторой степени когерентными и недостаточно различимыми, а поэтому – условными, что послужило основанием для их группирования и объединения. Вероятно, такой подход к обоснованию ценностных установок мог повлиять в некоторой степени на достоверность полученных результатов при использовании корреляционного анализа.

Вместе с тем при проведении опытно-экспериментальной работы учитывался тот факт, что большинство ученических групп общеобразовательных организаций Подмосковья, равно как и других регионов России, являются полиэтническими, следовательно, образовательная среда в них должна рассматриваться как поликультурная (А.Н. Джуринский) [14], (А.Н. Харченко) [15]. В этой связи была поставлена вторая задача исследования, направленная на формирование и оценку степени сформированности основных типов ценностных отношений учителей и классных руководителей к объектам и субъектам поликультурного образовательного процесса. Нами установлено, что начинающие школьные педагоги концентрируют свою профессиональную деятельность в полиэтнической и поликультурной среде чаще всего на реализации четырех сформированных типов ценностных отношений, которые мы характеризуем как доминирующие типы. Их оценка выполнена по четырем критериям, пятнадцати соответствующим им показателям и представлена в таблице 2.              

Таблица 2

Доминирующие типы ценностных отношений педагогов к объектам и субъектам образовательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Доминирующий тип ценностного отношения

Мотивационно-потребностный

Призвание

Ценностное отношение к детям и родителям с этническими, религиозными и социальными различиями как к субъектам образовательного процесса

Долг перед Отечеством

Желание работать в полиэтническом классе

Интерес к изучению национальных культур народов России

Знаниевый

Знания о психическом и интеллектуальном развитии личности

Ценностное отношение к познанию, познавательному опыту, опыту нравственного поведения, социализации и поликультурному развитию личности обучающегося, воспитанника

Знания о физиологическом и физическом развитии личности

Знания о влиянии национальных культур на духовно-нравственное развитие личности

Знания о поликультурной среде и поликультурном образовательном процессе

Операционный

Умения и навыки выстраивать межэтнический диалог

Ценностное отношение к новаторству, личному опыту и передовому педагогическому опыту учителей и классных руководителей при организации обучения, воспитания и общения детей в полиэтнической и поликультурной среде

Умения и навыки использовать элементы этнопедагогики в поликультурном обучении и воспитании

Умения и навыки использовать передовой педагогический опыт в поликультурном образовательном процессе

Мировоззрен-ческий

Толерантное восприятие многоязычия и самовыражения школьников в полиэтническом окружении

Ценностное отношение к личности школьника, ученическому коллективу, семье как носителям национальной, отечественной и общечеловеческой культур

Наличие гражданской и профессиональной позиции по вопросу формирования и развития национального самосознания детей

Использование человекознания в организации межкультурного взаимодействия и его поддержке в образовательном процессе

Убежденность в необходимости сотрудничать с полиэтническими семьями

 

Следует отметить, что у 147 начинающих педагогов (учителей и классных руководителей 4–8-х классов), которые приняли участие в опытно-экспериментальной работе, выявлена положительная динамика показателей, характеризующих формирование у них доминирующих типов ценностных отношений. Так, если на диагностическом этапе эксперимента ценностное отношение к обучающимся, воспитанникам с этническими, религиозными, социальными и культурными различиями проявляли только 84 педагога, то в конце его формирующего этапа – 128 педагогов. Ярко выраженное ценностное отношение к обучению, воспитанию и развитию детей в полиэтнической и поликультурной среде обнаружено соответственно у 109 и у 139 педагогов. Было установлено, что в начале эксперимента ценностно относились к инновационным идеям, своему опыту, опыту коллег и передовому педагогическому опыту организации поликультурного образовательного процесса лишь 94 педагога, а в конце эксперимента 147 педагогов. В ходе эксперимента также изменилось их ценностное отношение к родителям как субъектам образовательного процесса и носителям национальных культур, отечественной и общечеловеческой культуры: в его начале оно выявлено у 81 педагога, а в конце – у 124 начинающих педагогов. Полученные результаты были подвержены обработке с помощью методов математической статистики и являются обобщенными.

Всесторонне проанализировав результаты решения предыдущих задач исследования и основываясь на представленных в таблице 2 данных, мы поставили третью задачу – развернуть опытно-экспериментальную работу в более широком спектре решаемых учителями и классными руководителями профессиональных задач поликультурной направленности для оценки присвоенных ими профессиональных ценностей и выработанных профессионально значимых приоритетов педагогической деятельности в полиэтнической среде. Решению этой задачи способствовали: активное участие (выступления с докладами) многих выпускников бакалавриата Московского государственного областного университета в Международных, Всероссийских и ежегодных научно-практических конференциях, постоянный обмен опытом работы при проведении круглых столов, методологических и методических семинаров кафедры педагогики по вопросам поликультурной готовности учителей и классных руководителей к поликультурному обучению и воспитанию детей. Кроме того, для выпускников бакалавриата были разработаны авторские методические пособия и рекомендации, которые они использовали для совершенствования своей профессиональной компетентности, личностного и профессионального роста в поликультурной образовательной среде.

С помощью всестороннего изучения динамики формирования опыта педагогов, участвующих в эксперименте, и его факторного анализа были обоснованы субъективные и объективные факторы, которые, как мы установили, определяющим образом повлияли на присвоение профессиональных ценностей и формирование приоритетов профессионально-педагогической деятельности. Метод ранжирования выявленных факторов по степени их личностной и профессиональной значимости для начинающих педагогов, по частоте проявления в учебной и внеучебной деятельности, совместной работе с родителями позволил распределить их в определенной последовательности, представленной в таблице 3.

Таблица 3

Ценности и приоритеты профессиональной деятельности учителей и классных руководителей в полиэтнической и поликультурной среде

Группы факторов

Доминирующие профессиональные ценности

Приоритеты профессионально-педагогической деятельности

Субъек-

тивные

Самооценка профессионального роста

Профессиональная конкурентоспособность, педагогическое творчество

Постоянный творческий поиск

Самооценка профессионально значимых личностных качеств, необходимых в работе в условиях поликультурного окружения

Личностные качества (любовь к детям, объективность, справедливость, демократичность, самокритичность, саморегулирование, ответственность)

Самосовершенствование личностных качеств

Психологическая готовность к работе в полиэтническом классе

Жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями

Совершенствование учебно-воспитательной работы по сплочению обучающихся, воспитанников в полиэтнической среде

Мнения родителей и педагогов о результатах поликультурного образования детей

Толерантность

Совершенствование демократического стиля педагогической деятельности и общения

Объек-тивные

Требования к профессионализму педагога

Профессионализм

Непрерывное профессиональное самосовершенствование и творческий подход к профессионально-педагогической деятельности

Результаты профессиональной деятельности

Целеустремленность

Новаторство (использование элементов электронного обучения и цифрового образования)

Инновация

Применение цифровых информационно-коммуникационных средств и технологий в обучении и воспитании

Полиэтническая среда общеобразовательной организации

Сплоченный ученический коллектив, познавательный опыт, культура поведения, физическое и духовно-нравственное здоровье детей

Расширение человековедческих знаний, совершенствование методов и форм организации поликультурного образовательного процесса

Положение в педагогическом коллективе

Коллективизм, наставничество, отношения взаимной ответственности, правовая защищенность

Стремление развивать собственную инициативу, поддерживать творческую инициативу коллег и сохранять здоровую социально-психологическую атмосферу в коллективе

Тип семьи и стиль семейного воспитания

Сотрудничество педагогов и родителей

Совместная работа с полиэтнической семьей на принципах сотрудничества и ответственности

 

Сравнительный анализ содержащихся в таблице 3 данных показывает, что в обобщенном виде наиболее значимыми для начинающих педагогов являются следующие профессиональные ценности: профессионально и личностно значимые качества, профессиональный рост, конкурентоспособность, педагогическое творчество, инновация, жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями, поликультурная компетентность, полиэтнический ученический коллектив, педагогический коллектив, социальная и правовая защищенность детей и педагогов и др. Выявлено, что соответствующими доминирующим профессиональным ценностям выступают такие приоритетные направления профессионально-педагогической деятельности, как: самосовершенствование профессионально и личностно значимых качеств, постоянный творческий поиск, овладение инновационными средствами, методами и формами организации поликультурного образовательного процесса, направленного на сплочение обучающихся, воспитанников, сотрудничество с семьями с этническими, культурными и социальными различиями, стремление адаптироваться в педагогическом коллективе и др.

Вместе с тем, обратившись к данным таблиц 1 и 3, сравнив число и объем освоенных в начале эксперимента и присвоенных в конце эксперимента профессиональных ценностей, можно заключить, что их спектр значительно расширился и увеличился их объем.

Выводы. Непрерывное совершенствование содержания и средств профессиональной деятельности педагогов, ее поликультурная направленность в полиэтнической среде, осознанное самосовершенствование профессионально значимых личностных качеств способствуют выработке и закреплению ценностных отношений и установок на объекты и субъекты поликультурного образовательного процесса, присвоению ими профессиональных ценностей и формированию приоритетных направлений в ее организации. Как показали итоговые результаты исследования, выявленные поликультурные характеристики педагога общеобразовательной организации позволяют утверждать, что они во многом определяют его профессиональный портрет и могут существенно влиять на эффективность профессионально-педагогической деятельности, профессиональный рост в новых социокультурных условиях.