Личность школьного педагога, как свидетельствует история отечественной педагогики и образования, всегда выступала примером в поведении и образе жизни детей и взрослых, а его профессионализм – индикатором прогрессивных тенденций в развитии общества и государства. От эпохи к эпохе, как известно, изменялись статус, роль, задачи, совершенствовался профессиональный портрет учителей и воспитателей. В современных социокультурных условиях на них возложена наряду с образовательной, личностно-формирующей и социализирующей функциями функция трансляции национальных культур народов России, отечественной и общечеловеческой культуры. От того, каков уровень профессионализма и профессиональной компетентности педагога, какие профессионально и личностно значимые качества у него сформированы, какие профессиональные ценности им присвоены и какие ценностные установки выработаны, каково содержание его педагогической деятельности, куда направлен ее вектор и в какой образовательной среде она организована, зависит степень реализации названных функций, а, значит, и эффективность профессиональной деятельности педагога и, надо полагать, качество общего образования.
Цель исследования. В связи с сохранением в условиях постиндустриального общества роли учителей, воспитателей в подготовке подрастающего поколения к преобразующей, созидательной деятельности, к его активному участию в построении гражданского, поликультурного общества, с одной стороны, и возникшей в постсоветской школе тенденцией к смещению акцентов в их профессиональной деятельности на обучающую и развивающую функции – с другой стороны, возникает определенное несоответствие между социальным заказом государства в сфере общего образования и теми профессиональными задачами, которые фактически решают школьные педагоги. Для устранения этого несоответствия, на наш взгляд, необходимо прежде всего выявить, что в их образовательной практике влияет на содержание и направленность, а, следовательно, и на результаты профессиональной деятельности. С этой целью в течение последних пяти лет нами было проведено исследование, направленное в конечном счете на установление факторов, определяющих профессиональные ценности и приоритеты педагогической деятельности школьных учителей и воспитателей.
Материал и методы исследования. Для проведения исследования базовым теоретическим материалом явились научные труды, в которых рассмотрены: актуальные проблемы педагогического образования (А.В. Болотов) [1], (И.Ф. Исаев) [2]; структура, средства и пути формирования педагогического профессионализма (Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм) [3], (С.А. Леньков) [4]; вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагога (Е.В. Кравченко) [5], (О.Е. Курлыгина) [6], (И.П. Лотова) [7]. Кроме того, в качестве базового теоретического материала использовались исследованные функциональные характеристики таких видов профессионально-педагогической компетентности, как: человековедческая компетентность (О.В. Суродина) [8]; здоровьесохранная компетентность (Н.В. Голобородько) [9]; инновационная компетентность (Д.О. Королева, Т.Е. Хавенсон) [10]; (Н.Ф. Ильина) [11], а также аксиологическая характеристика профессиональной деятельности современного учителя (Р.М. Асадуллин, А.В. Кирьякова, О.В. Фролов) [12] и психолого-педагогические условия его личностного развития и профессионального роста (Л.М. Митина) [13] .
При проведении исследования в значительном объеме использовался эмпирический материал: передовой педагогический опыт, сложившийся в системе общего образования; авторский опыт работы со студентами вуза и обучающимися в общеобразовательных организациях; существующая образовательная практика начинающих учителей и классных руководителей ряда общеобразовательных организаций Московской области. С помощью сравнительного анализа теоретических источников, методических разработок по рассматриваемой проблеме, изучения передового педагогического опыта, ретроспективного и факторного анализа практики обучения и воспитания школьников, методов наблюдения, тестирования и экспертной оценки, индуктивного-дедуктивного метода, методов математической статистики и корреляционного анализа получены и обработаны промежуточные и конечные результаты исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. Логика нашего исследования состояла в том, чтобы, всесторонне оценив состояние существующей практики обучения и воспитания школьников на диагностическом этапе эксперимента, выявив сформированные ценностные установки и ценностные отношения к субъектам и объектам образовательного процесса, обосновать субъективные и объективные факторы, влияющие на присвоение ценностей и выбор приоритетов профессионально-педагогической деятельности учителей и классных руководителей в современных социокультурных условиях и тем самым предположить возможное их влияние на ее организацию и результаты. Поэтому исходной задачей исследования выступила диагностическая оценка профессиональной деятельности учителей и классных руководителей с пятилетним стажем работы по трем критериям и ряду соответствующих им показателей на примере конкретного региона – Московской области. Отметим, что в опытно-экспериментальной работе приняли участие 147 педагогов городских и сельских общеобразовательных организаций. Ее обобщенные результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Диагностическая оценка профессиональной деятельности начинающего школьного педагога
Сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности |
Степень их проявле- ния |
Освоенные профессиональные ценности |
Степень их проявле- ния |
Сформированные ценностные установки |
Степень их проявле- ния |
Индивидуальная работа с детьми |
4,8 |
Личность обучающегося, воспитанника |
5,9 |
Взаимодействие личности и коллектива, соблюдение прав, социальная защищенность и свобода самовыражения личности |
5,7 |
Групповая работа с детьми |
3,2
|
Ученическая группа |
2,1 |
||
Коллективная работа с детьми |
6,8 |
Ученический коллектив |
5,3 |
||
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении |
3,4 |
Здоровье и жизнь детей |
5,2 |
Укрепление здоровья и охрана жизни детей |
4,9 |
Обучение на репродуктивном уровне |
8,8 |
Знания детей |
8,1 |
Успехи в обучении и развитии детей |
7,3 |
Обучение на продуктивном уровне |
6,5 |
Познавательный опыт |
6,7 |
||
Обучение на творческом уровне |
3,3 |
Детское творчество |
2,7 |
||
Воспитательная работа в форме мероприятий |
7,3 |
Опыт поведения |
6,0 |
Успехи в воспитании детей |
5,2 |
Воспитательная работа в форме КТД |
4,6 |
||||
Развитие устной речи |
8,1 |
Речь детей |
4,9 |
Межэтнический и межкультурный диалог, межличностные отношения и культура общения |
5,8 |
Развитие письменной речи |
6,0 |
||||
Неформальная коммуникация |
9,0
|
Опыт общения |
4,7 |
||
Формальная коммуникация |
7,3
|
||||
Формализованная коммуникация |
2,2 |
Отметим, что оценка полученных результатов по сложившимся у педагогов стереотипам, освоенным ценностям и сформированным у них ценностным установкам выполнялась по 10-балльной шкале. Несмотря на то что в таблице 1 по этим критериям представлены лишь отдельные показатели оценивания, ранжирование полученных результатов указывает на то, что начинающие учителя и классные руководители предпочитают использовать традиционные методики для организации коллективной учебно-воспитательной деятельности детей, в основном на репродуктивном уровне, а доминирующими средствами ее организации выступают в значительной мере устная речь, неформальная и формальная коммуникации. Корреляционный анализ цифровых значений показателей при том, что они оказались в некоторой степени дисперсными у учителей и у классных руководителей, позволил путем их обобщения установить следующие факты. Во-первых, не обнаружено прямо пропорциональной зависимости между степенью проявления сложившихся стереотипов, освоенных ценностей и сформированных ценностных установок на содержательные компоненты профессионально-педагогической деятельности. Многократное применение методов наблюдения, тестирования и экспертная оценка промежуточных и конечных результатов деятельности начинающих школьных педагогов позволили обнаружить, что у 27,5% реципиентов ценностные установки еще недостаточно прочно выработаны и закреплены, а у 72,5% выявленное отсутствие этой зависимости связано с негативным влиянием внешних факторов на разных этапах их деятельности. Было установлено, что такими факторами являются: состояние школьной образовательной среды, требования к профессионализму и личностным качествам педагогов, мнения коллег о статусе бакалавра и положении учителя и воспитателя в современном обществе, недостаточность взаимопонимания между педагогами и родителями, экстремальные ситуации среди обучающихся, воспитанников, текущая успеваемость, культура их поведения и др.
Во-вторых, степень проявления сформированных ценностных установок на объекты и субъекты профессиональной деятельности педагогов по отдельным показателям оказалась в одних случаях выше, в других случаях ниже степени проявления сложившихся стереотипов. Установлено, что основными причинами такого расхождения в величинах цифровых показателей степени их проявления являются, с одной стороны, динамичность образовательного пространства, в котором строится учебно-воспитательный процесс, его инновационная и поликультурная направленность, растущие интересы, потребности и стремление к самовыражению обучающихся, воспитанников, с другой – затяжной и противоречивый процесс адаптации начинающих педагогов, невысокая степень их конкурентоспособности, завышенная или заниженная самооценка и отсутствие осознанной необходимости в непрерывном профессиональном и личностном самосовершенствовании.
В-третьих, выявленные ценностные установки педагогов оказались в некоторой степени когерентными и недостаточно различимыми, а поэтому – условными, что послужило основанием для их группирования и объединения. Вероятно, такой подход к обоснованию ценностных установок мог повлиять в некоторой степени на достоверность полученных результатов при использовании корреляционного анализа.
Вместе с тем при проведении опытно-экспериментальной работы учитывался тот факт, что большинство ученических групп общеобразовательных организаций Подмосковья, равно как и других регионов России, являются полиэтническими, следовательно, образовательная среда в них должна рассматриваться как поликультурная (А.Н. Джуринский) [14], (А.Н. Харченко) [15]. В этой связи была поставлена вторая задача исследования, направленная на формирование и оценку степени сформированности основных типов ценностных отношений учителей и классных руководителей к объектам и субъектам поликультурного образовательного процесса. Нами установлено, что начинающие школьные педагоги концентрируют свою профессиональную деятельность в полиэтнической и поликультурной среде чаще всего на реализации четырех сформированных типов ценностных отношений, которые мы характеризуем как доминирующие типы. Их оценка выполнена по четырем критериям, пятнадцати соответствующим им показателям и представлена в таблице 2.
Таблица 2
Доминирующие типы ценностных отношений педагогов к объектам и субъектам образовательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде
Критерии оценивания |
Показатели оценивания |
Доминирующий тип ценностного отношения |
Мотивационно-потребностный |
Призвание |
Ценностное отношение к детям и родителям с этническими, религиозными и социальными различиями как к субъектам образовательного процесса |
Долг перед Отечеством |
||
Желание работать в полиэтническом классе |
||
Интерес к изучению национальных культур народов России |
||
Знаниевый |
Знания о психическом и интеллектуальном развитии личности |
Ценностное отношение к познанию, познавательному опыту, опыту нравственного поведения, социализации и поликультурному развитию личности обучающегося, воспитанника |
Знания о физиологическом и физическом развитии личности |
||
Знания о влиянии национальных культур на духовно-нравственное развитие личности |
||
Знания о поликультурной среде и поликультурном образовательном процессе |
||
Операционный |
Умения и навыки выстраивать межэтнический диалог |
Ценностное отношение к новаторству, личному опыту и передовому педагогическому опыту учителей и классных руководителей при организации обучения, воспитания и общения детей в полиэтнической и поликультурной среде |
Умения и навыки использовать элементы этнопедагогики в поликультурном обучении и воспитании |
||
Умения и навыки использовать передовой педагогический опыт в поликультурном образовательном процессе |
||
Мировоззрен-ческий |
Толерантное восприятие многоязычия и самовыражения школьников в полиэтническом окружении |
Ценностное отношение к личности школьника, ученическому коллективу, семье как носителям национальной, отечественной и общечеловеческой культур |
Наличие гражданской и профессиональной позиции по вопросу формирования и развития национального самосознания детей |
||
Использование человекознания в организации межкультурного взаимодействия и его поддержке в образовательном процессе |
||
Убежденность в необходимости сотрудничать с полиэтническими семьями |
Следует отметить, что у 147 начинающих педагогов (учителей и классных руководителей 4–8-х классов), которые приняли участие в опытно-экспериментальной работе, выявлена положительная динамика показателей, характеризующих формирование у них доминирующих типов ценностных отношений. Так, если на диагностическом этапе эксперимента ценностное отношение к обучающимся, воспитанникам с этническими, религиозными, социальными и культурными различиями проявляли только 84 педагога, то в конце его формирующего этапа – 128 педагогов. Ярко выраженное ценностное отношение к обучению, воспитанию и развитию детей в полиэтнической и поликультурной среде обнаружено соответственно у 109 и у 139 педагогов. Было установлено, что в начале эксперимента ценностно относились к инновационным идеям, своему опыту, опыту коллег и передовому педагогическому опыту организации поликультурного образовательного процесса лишь 94 педагога, а в конце эксперимента 147 педагогов. В ходе эксперимента также изменилось их ценностное отношение к родителям как субъектам образовательного процесса и носителям национальных культур, отечественной и общечеловеческой культуры: в его начале оно выявлено у 81 педагога, а в конце – у 124 начинающих педагогов. Полученные результаты были подвержены обработке с помощью методов математической статистики и являются обобщенными.
Всесторонне проанализировав результаты решения предыдущих задач исследования и основываясь на представленных в таблице 2 данных, мы поставили третью задачу – развернуть опытно-экспериментальную работу в более широком спектре решаемых учителями и классными руководителями профессиональных задач поликультурной направленности для оценки присвоенных ими профессиональных ценностей и выработанных профессионально значимых приоритетов педагогической деятельности в полиэтнической среде. Решению этой задачи способствовали: активное участие (выступления с докладами) многих выпускников бакалавриата Московского государственного областного университета в Международных, Всероссийских и ежегодных научно-практических конференциях, постоянный обмен опытом работы при проведении круглых столов, методологических и методических семинаров кафедры педагогики по вопросам поликультурной готовности учителей и классных руководителей к поликультурному обучению и воспитанию детей. Кроме того, для выпускников бакалавриата были разработаны авторские методические пособия и рекомендации, которые они использовали для совершенствования своей профессиональной компетентности, личностного и профессионального роста в поликультурной образовательной среде.
С помощью всестороннего изучения динамики формирования опыта педагогов, участвующих в эксперименте, и его факторного анализа были обоснованы субъективные и объективные факторы, которые, как мы установили, определяющим образом повлияли на присвоение профессиональных ценностей и формирование приоритетов профессионально-педагогической деятельности. Метод ранжирования выявленных факторов по степени их личностной и профессиональной значимости для начинающих педагогов, по частоте проявления в учебной и внеучебной деятельности, совместной работе с родителями позволил распределить их в определенной последовательности, представленной в таблице 3.
Таблица 3
Ценности и приоритеты профессиональной деятельности учителей и классных руководителей в полиэтнической и поликультурной среде
Группы факторов |
Доминирующие профессиональные ценности |
Приоритеты профессионально-педагогической деятельности |
|
Субъек- тивные |
Самооценка профессионального роста |
Профессиональная конкурентоспособность, педагогическое творчество |
Постоянный творческий поиск |
Самооценка профессионально значимых личностных качеств, необходимых в работе в условиях поликультурного окружения |
Личностные качества (любовь к детям, объективность, справедливость, демократичность, самокритичность, саморегулирование, ответственность) |
Самосовершенствование личностных качеств |
|
Психологическая готовность к работе в полиэтническом классе |
Жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями |
Совершенствование учебно-воспитательной работы по сплочению обучающихся, воспитанников в полиэтнической среде |
|
Мнения родителей и педагогов о результатах поликультурного образования детей |
Толерантность |
Совершенствование демократического стиля педагогической деятельности и общения |
|
Объек-тивные |
Требования к профессионализму педагога |
Профессионализм |
Непрерывное профессиональное самосовершенствование и творческий подход к профессионально-педагогической деятельности |
Результаты профессиональной деятельности |
Целеустремленность |
||
Новаторство (использование элементов электронного обучения и цифрового образования) |
Инновация |
Применение цифровых информационно-коммуникационных средств и технологий в обучении и воспитании |
|
Полиэтническая среда общеобразовательной организации |
Сплоченный ученический коллектив, познавательный опыт, культура поведения, физическое и духовно-нравственное здоровье детей |
Расширение человековедческих знаний, совершенствование методов и форм организации поликультурного образовательного процесса |
|
Положение в педагогическом коллективе |
Коллективизм, наставничество, отношения взаимной ответственности, правовая защищенность |
Стремление развивать собственную инициативу, поддерживать творческую инициативу коллег и сохранять здоровую социально-психологическую атмосферу в коллективе |
|
Тип семьи и стиль семейного воспитания |
Сотрудничество педагогов и родителей |
Совместная работа с полиэтнической семьей на принципах сотрудничества и ответственности |
Сравнительный анализ содержащихся в таблице 3 данных показывает, что в обобщенном виде наиболее значимыми для начинающих педагогов являются следующие профессиональные ценности: профессионально и личностно значимые качества, профессиональный рост, конкурентоспособность, педагогическое творчество, инновация, жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями, поликультурная компетентность, полиэтнический ученический коллектив, педагогический коллектив, социальная и правовая защищенность детей и педагогов и др. Выявлено, что соответствующими доминирующим профессиональным ценностям выступают такие приоритетные направления профессионально-педагогической деятельности, как: самосовершенствование профессионально и личностно значимых качеств, постоянный творческий поиск, овладение инновационными средствами, методами и формами организации поликультурного образовательного процесса, направленного на сплочение обучающихся, воспитанников, сотрудничество с семьями с этническими, культурными и социальными различиями, стремление адаптироваться в педагогическом коллективе и др.
Вместе с тем, обратившись к данным таблиц 1 и 3, сравнив число и объем освоенных в начале эксперимента и присвоенных в конце эксперимента профессиональных ценностей, можно заключить, что их спектр значительно расширился и увеличился их объем.
Выводы. Непрерывное совершенствование содержания и средств профессиональной деятельности педагогов, ее поликультурная направленность в полиэтнической среде, осознанное самосовершенствование профессионально значимых личностных качеств способствуют выработке и закреплению ценностных отношений и установок на объекты и субъекты поликультурного образовательного процесса, присвоению ими профессиональных ценностей и формированию приоритетных направлений в ее организации. Как показали итоговые результаты исследования, выявленные поликультурные характеристики педагога общеобразовательной организации позволяют утверждать, что они во многом определяют его профессиональный портрет и могут существенно влиять на эффективность профессионально-педагогической деятельности, профессиональный рост в новых социокультурных условиях.