Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ

Хроменков П.А. 1
1 ГОУ ВО Московской области Московский государственный областной университет
На основе результатов обобщения передового опыта подготовки специалистов и бакалавров в педагогических вузах, авторской многолетней образовательной практики по подготовке студентов – будущих педагогов и опыта работы в качестве учителя и классного руководителя в общеобразовательных организациях дана диагностическая оценка сложившихся стереотипов, освоенных ценностей и сформированных ценностных установок профессионально-педагогической деятельности выпускников бакалавриата в течение последних пяти лет, обучавшихся по различным профилям подготовки по направлению «Педагогическое образование». В процессе опытно-экспериментальной работы с начинающими учителями и классными руководителями посредством использования корреляционного анализа результатов диагностики их профессионально-педагогической деятельности выделены мотивационно-потребностный, знаниевый, операционный, мировоззренческий критерии и соответствующие им показатели, с помощью которых установлены доминирующие типы ценностных отношений школьных педагогов к субъектам и объектам образовательного процесса в поликультурной среде общеобразовательной организации. Факторный анализ сложившейся образовательной практики бакалавров с учетом выявленных типов их ценностных отношений к субъектам и объектам поликультурного образовательного процесса позволил выделить две группы субъективных и объективных факторов, которые решающим образом повлияли на присвоение ценностей и выбор приоритетных направлений его организации. Полученные результаты исследования служат основанием для утверждения того, что они во многом определяют эффективность профессионально-педагогической деятельности и способствуют повышению качества общего образования.
общее образование
педагогическая диагностика
стереотипы и ценностные установки педагогов
ценности и приоритеты профессионально-педагогической деятельности
полиэтническая образовательная среда
поликультурный образовательный процесс.
1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
2. Исаев И.Ф. Педагогическое образование как социокультурный феномен // Педагогическое образование и наука. 2013. № 5. С. 155-157.
3. Педагогический профессионализм в меняющемся образовательном пространстве: монография / Под науч. ред. Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2014. 243 с.
4. Леньков С.А. Динамическая деятельностно-компетентностная модель профессионализма педагогов // Научный диалог. 2016. № 4 (52). С. 337-360.
5. Кравченко Е.В. Становление профессионально-педагогической компетентности педагога нового уровня. Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 2013. 114 с.
6. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13430 (дата обращения: 23.01.2019).
7. Лотова И.П. Современные направления повышения профессиональной компетентности педагогов в области воспитания. М.: Издательство ФГНУ ИСВ РАО, 2014. 71 с.
8. Суродина О.В. Развитие человековедческой компетентности педагога в системе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2014. 31 с.
9. Голобородько Н.В. Здоровьесберегающие технологии в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международ. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). Уфа: Лето. 2013. С. 82-85. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394 (дата обращения: 22.01.2019).
10. Королева Д.О., Хавенсон Т.Е. Портрет инноватора образования XXI века // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 182-200.
11. Ильина Н.Ф. Становление инновационной компетентности педагога в региональном пространстве непрерывного образования: автореф. дис. … докт. пед. наук. Красноярск, 2014. 43 с.
12. Асадуллин Р.М., Кирьякова А.В., Фролов О.В. Аксиологический квартет культуры профессиональной деятельности современного учителя // Педагогика. 2018. № 8. С. 20-29.
13. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 3. С. 79-86.
14. Джуринский А.Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 257 с.
15. Харченко А.Н. Полиэтническая среда образовательного учреждения: проблемы эффективного межкультурного взаимодействия. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 114 с.

Личность школьного педагога, как свидетельствует история отечественной педагогики и образования, всегда выступала примером в поведении и образе жизни детей и взрослых, а его профессионализм – индикатором прогрессивных тенденций в развитии общества и государства. От эпохи к эпохе, как известно, изменялись статус, роль, задачи, совершенствовался профессиональный портрет учителей и воспитателей. В современных социокультурных условиях на них возложена наряду с образовательной, личностно-формирующей и социализирующей функциями функция трансляции национальных культур народов России, отечественной и общечеловеческой культуры. От того, каков уровень профессионализма и профессиональной компетентности педагога, какие профессионально и личностно значимые качества у него сформированы, какие профессиональные ценности им присвоены и какие ценностные установки выработаны, каково содержание его педагогической деятельности, куда направлен ее вектор и в какой образовательной среде она организована, зависит степень реализации названных функций, а, значит, и эффективность профессиональной деятельности педагога и, надо полагать, качество общего образования.

Цель исследования. В связи с сохранением в условиях постиндустриального общества роли учителей, воспитателей в подготовке подрастающего поколения к преобразующей, созидательной деятельности, к его активному участию в построении гражданского, поликультурного общества, с одной стороны, и возникшей в постсоветской школе тенденцией к смещению акцентов в их профессиональной деятельности на обучающую и развивающую функции – с другой стороны, возникает определенное несоответствие между социальным заказом государства в сфере общего образования и теми профессиональными задачами, которые фактически решают школьные педагоги. Для устранения этого несоответствия, на наш взгляд, необходимо прежде всего выявить, что в их образовательной практике влияет на содержание и направленность, а, следовательно, и на результаты профессиональной деятельности. С этой целью в течение последних пяти лет нами было проведено исследование, направленное в конечном счете на установление факторов, определяющих профессиональные ценности и приоритеты педагогической деятельности школьных учителей и воспитателей.

Материал и методы исследования. Для проведения исследования базовым теоретическим материалом явились научные труды, в которых рассмотрены: актуальные проблемы педагогического образования (А.В. Болотов) [1], (И.Ф. Исаев) [2]; структура, средства и пути формирования педагогического профессионализма (Е.В. Андриенко, Т.А. Ромм) [3], (С.А. Леньков) [4]; вопросы совершенствования профессиональной компетентности педагога (Е.В. Кравченко) [5], (О.Е. Курлыгина) [6], (И.П. Лотова) [7]. Кроме того, в качестве базового теоретического материала использовались исследованные функциональные характеристики таких видов профессионально-педагогической компетентности, как: человековедческая компетентность (О.В. Суродина) [8]; здоровьесохранная компетентность (Н.В. Голобородько) [9]; инновационная компетентность (Д.О. Королева, Т.Е. Хавенсон) [10]; (Н.Ф. Ильина) [11], а также аксиологическая характеристика профессиональной деятельности современного учителя (Р.М. Асадуллин, А.В. Кирьякова, О.В. Фролов) [12] и психолого-педагогические условия его личностного развития и профессионального роста (Л.М. Митина) [13] .

При проведении исследования в значительном объеме использовался эмпирический материал: передовой педагогический опыт, сложившийся в системе общего образования; авторский опыт работы со студентами вуза и обучающимися в общеобразовательных организациях; существующая образовательная практика начинающих учителей и классных руководителей ряда общеобразовательных организаций Московской области. С помощью сравнительного анализа теоретических источников, методических разработок по рассматриваемой проблеме, изучения передового педагогического опыта, ретроспективного и факторного анализа практики обучения и воспитания школьников, методов наблюдения, тестирования и экспертной оценки, индуктивного-дедуктивного метода, методов математической статистики и корреляционного анализа получены и обработаны промежуточные и конечные результаты исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Логика нашего исследования состояла в том, чтобы, всесторонне оценив состояние существующей практики обучения и воспитания школьников на диагностическом этапе эксперимента, выявив сформированные ценностные установки и ценностные отношения к субъектам и объектам образовательного процесса, обосновать субъективные и объективные факторы, влияющие на присвоение ценностей и выбор приоритетов профессионально-педагогической деятельности учителей и классных руководителей в современных социокультурных условиях и тем самым предположить возможное их влияние на ее организацию и результаты. Поэтому исходной задачей исследования выступила диагностическая оценка профессиональной деятельности учителей и классных руководителей с пятилетним стажем работы по трем критериям и ряду соответствующих им показателей на примере конкретного региона – Московской области. Отметим, что в опытно-экспериментальной работе приняли участие 147 педагогов городских и сельских общеобразовательных организаций. Ее обобщенные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностическая оценка профессиональной деятельности начинающего школьного педагога

Сложившиеся стереотипы в профессиональной деятельности

Степень их проявле-

ния

Освоенные профессиональные ценности

Степень их проявле-

ния

Сформированные ценностные установки

Степень их проявле-

ния

Индивидуальная работа с детьми

4,8

Личность обучающегося, воспитанника

5,9

Взаимодействие личности и коллектива, соблюдение прав, социальная защищенность и свобода самовыражения личности

5,7

Групповая работа с детьми

3,2

 

Ученическая группа

2,1

Коллективная работа с детьми

6,8

Ученический коллектив

5,3

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении

3,4

Здоровье и жизнь детей

5,2

Укрепление здоровья и охрана жизни детей

4,9

Обучение на репродуктивном уровне

8,8

Знания детей

8,1

Успехи в обучении и развитии детей

7,3

Обучение на продуктивном уровне

6,5

Познавательный опыт

6,7

Обучение на творческом уровне

3,3

Детское творчество

2,7

Воспитательная работа в форме мероприятий

7,3

Опыт поведения

6,0

Успехи в воспитании детей

5,2

Воспитательная работа в форме КТД

4,6

Развитие устной речи

8,1

Речь детей

4,9

Межэтнический и межкультурный диалог, межличностные отношения и культура общения

5,8

Развитие письменной речи

6,0

Неформальная коммуникация

9,0

 

Опыт общения

4,7

Формальная коммуникация

7,3

 

Формализованная коммуникация

2,2

 

Отметим, что оценка полученных результатов по сложившимся у педагогов стереотипам, освоенным ценностям и сформированным у них ценностным установкам выполнялась по 10-балльной шкале. Несмотря на то что в таблице 1 по этим критериям представлены лишь отдельные показатели оценивания, ранжирование полученных результатов указывает на то, что начинающие учителя и классные руководители предпочитают использовать традиционные методики для организации коллективной учебно-воспитательной деятельности детей, в основном на репродуктивном уровне, а доминирующими средствами ее организации выступают в значительной мере устная речь, неформальная и формальная коммуникации. Корреляционный анализ цифровых значений показателей при том, что они оказались в некоторой степени дисперсными у учителей и у классных руководителей, позволил путем их обобщения установить следующие факты. Во-первых, не обнаружено прямо пропорциональной зависимости между степенью проявления сложившихся стереотипов, освоенных ценностей и сформированных ценностных установок на содержательные компоненты профессионально-педагогической деятельности. Многократное применение методов наблюдения, тестирования и экспертная оценка промежуточных и конечных результатов деятельности начинающих школьных педагогов позволили обнаружить, что у 27,5% реципиентов ценностные установки еще недостаточно прочно выработаны и закреплены, а у 72,5% выявленное отсутствие этой зависимости связано с негативным влиянием внешних факторов на разных этапах их деятельности. Было установлено, что такими факторами являются: состояние школьной образовательной среды, требования к профессионализму и личностным качествам педагогов, мнения коллег о статусе бакалавра и положении учителя и воспитателя в современном обществе, недостаточность взаимопонимания между педагогами и родителями, экстремальные ситуации среди обучающихся, воспитанников, текущая успеваемость, культура их поведения и др.

Во-вторых, степень проявления сформированных ценностных установок на объекты и субъекты профессиональной деятельности педагогов по отдельным показателям оказалась в одних случаях выше, в других случаях ниже степени проявления сложившихся стереотипов. Установлено, что основными причинами такого расхождения в величинах цифровых показателей степени их проявления являются, с одной стороны, динамичность образовательного пространства, в котором строится учебно-воспитательный процесс, его инновационная и поликультурная направленность, растущие интересы, потребности и стремление к самовыражению обучающихся, воспитанников, с другой – затяжной и противоречивый процесс адаптации начинающих педагогов, невысокая степень их конкурентоспособности, завышенная или заниженная самооценка и отсутствие осознанной необходимости в непрерывном профессиональном и личностном самосовершенствовании.

В-третьих, выявленные ценностные установки педагогов оказались в некоторой степени когерентными и недостаточно различимыми, а поэтому – условными, что послужило основанием для их группирования и объединения. Вероятно, такой подход к обоснованию ценностных установок мог повлиять в некоторой степени на достоверность полученных результатов при использовании корреляционного анализа.

Вместе с тем при проведении опытно-экспериментальной работы учитывался тот факт, что большинство ученических групп общеобразовательных организаций Подмосковья, равно как и других регионов России, являются полиэтническими, следовательно, образовательная среда в них должна рассматриваться как поликультурная (А.Н. Джуринский) [14], (А.Н. Харченко) [15]. В этой связи была поставлена вторая задача исследования, направленная на формирование и оценку степени сформированности основных типов ценностных отношений учителей и классных руководителей к объектам и субъектам поликультурного образовательного процесса. Нами установлено, что начинающие школьные педагоги концентрируют свою профессиональную деятельность в полиэтнической и поликультурной среде чаще всего на реализации четырех сформированных типов ценностных отношений, которые мы характеризуем как доминирующие типы. Их оценка выполнена по четырем критериям, пятнадцати соответствующим им показателям и представлена в таблице 2.              

Таблица 2

Доминирующие типы ценностных отношений педагогов к объектам и субъектам образовательного процесса в полиэтнической и поликультурной среде

Критерии оценивания

Показатели оценивания

Доминирующий тип ценностного отношения

Мотивационно-потребностный

Призвание

Ценностное отношение к детям и родителям с этническими, религиозными и социальными различиями как к субъектам образовательного процесса

Долг перед Отечеством

Желание работать в полиэтническом классе

Интерес к изучению национальных культур народов России

Знаниевый

Знания о психическом и интеллектуальном развитии личности

Ценностное отношение к познанию, познавательному опыту, опыту нравственного поведения, социализации и поликультурному развитию личности обучающегося, воспитанника

Знания о физиологическом и физическом развитии личности

Знания о влиянии национальных культур на духовно-нравственное развитие личности

Знания о поликультурной среде и поликультурном образовательном процессе

Операционный

Умения и навыки выстраивать межэтнический диалог

Ценностное отношение к новаторству, личному опыту и передовому педагогическому опыту учителей и классных руководителей при организации обучения, воспитания и общения детей в полиэтнической и поликультурной среде

Умения и навыки использовать элементы этнопедагогики в поликультурном обучении и воспитании

Умения и навыки использовать передовой педагогический опыт в поликультурном образовательном процессе

Мировоззрен-ческий

Толерантное восприятие многоязычия и самовыражения школьников в полиэтническом окружении

Ценностное отношение к личности школьника, ученическому коллективу, семье как носителям национальной, отечественной и общечеловеческой культур

Наличие гражданской и профессиональной позиции по вопросу формирования и развития национального самосознания детей

Использование человекознания в организации межкультурного взаимодействия и его поддержке в образовательном процессе

Убежденность в необходимости сотрудничать с полиэтническими семьями

 

Следует отметить, что у 147 начинающих педагогов (учителей и классных руководителей 4–8-х классов), которые приняли участие в опытно-экспериментальной работе, выявлена положительная динамика показателей, характеризующих формирование у них доминирующих типов ценностных отношений. Так, если на диагностическом этапе эксперимента ценностное отношение к обучающимся, воспитанникам с этническими, религиозными, социальными и культурными различиями проявляли только 84 педагога, то в конце его формирующего этапа – 128 педагогов. Ярко выраженное ценностное отношение к обучению, воспитанию и развитию детей в полиэтнической и поликультурной среде обнаружено соответственно у 109 и у 139 педагогов. Было установлено, что в начале эксперимента ценностно относились к инновационным идеям, своему опыту, опыту коллег и передовому педагогическому опыту организации поликультурного образовательного процесса лишь 94 педагога, а в конце эксперимента 147 педагогов. В ходе эксперимента также изменилось их ценностное отношение к родителям как субъектам образовательного процесса и носителям национальных культур, отечественной и общечеловеческой культуры: в его начале оно выявлено у 81 педагога, а в конце – у 124 начинающих педагогов. Полученные результаты были подвержены обработке с помощью методов математической статистики и являются обобщенными.

Всесторонне проанализировав результаты решения предыдущих задач исследования и основываясь на представленных в таблице 2 данных, мы поставили третью задачу – развернуть опытно-экспериментальную работу в более широком спектре решаемых учителями и классными руководителями профессиональных задач поликультурной направленности для оценки присвоенных ими профессиональных ценностей и выработанных профессионально значимых приоритетов педагогической деятельности в полиэтнической среде. Решению этой задачи способствовали: активное участие (выступления с докладами) многих выпускников бакалавриата Московского государственного областного университета в Международных, Всероссийских и ежегодных научно-практических конференциях, постоянный обмен опытом работы при проведении круглых столов, методологических и методических семинаров кафедры педагогики по вопросам поликультурной готовности учителей и классных руководителей к поликультурному обучению и воспитанию детей. Кроме того, для выпускников бакалавриата были разработаны авторские методические пособия и рекомендации, которые они использовали для совершенствования своей профессиональной компетентности, личностного и профессионального роста в поликультурной образовательной среде.

С помощью всестороннего изучения динамики формирования опыта педагогов, участвующих в эксперименте, и его факторного анализа были обоснованы субъективные и объективные факторы, которые, как мы установили, определяющим образом повлияли на присвоение профессиональных ценностей и формирование приоритетов профессионально-педагогической деятельности. Метод ранжирования выявленных факторов по степени их личностной и профессиональной значимости для начинающих педагогов, по частоте проявления в учебной и внеучебной деятельности, совместной работе с родителями позволил распределить их в определенной последовательности, представленной в таблице 3.

Таблица 3

Ценности и приоритеты профессиональной деятельности учителей и классных руководителей в полиэтнической и поликультурной среде

Группы факторов

Доминирующие профессиональные ценности

Приоритеты профессионально-педагогической деятельности

Субъек-

тивные

Самооценка профессионального роста

Профессиональная конкурентоспособность, педагогическое творчество

Постоянный творческий поиск

Самооценка профессионально значимых личностных качеств, необходимых в работе в условиях поликультурного окружения

Личностные качества (любовь к детям, объективность, справедливость, демократичность, самокритичность, саморегулирование, ответственность)

Самосовершенствование личностных качеств

Психологическая готовность к работе в полиэтническом классе

Жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями

Совершенствование учебно-воспитательной работы по сплочению обучающихся, воспитанников в полиэтнической среде

Мнения родителей и педагогов о результатах поликультурного образования детей

Толерантность

Совершенствование демократического стиля педагогической деятельности и общения

Объек-тивные

Требования к профессионализму педагога

Профессионализм

Непрерывное профессиональное самосовершенствование и творческий подход к профессионально-педагогической деятельности

Результаты профессиональной деятельности

Целеустремленность

Новаторство (использование элементов электронного обучения и цифрового образования)

Инновация

Применение цифровых информационно-коммуникационных средств и технологий в обучении и воспитании

Полиэтническая среда общеобразовательной организации

Сплоченный ученический коллектив, познавательный опыт, культура поведения, физическое и духовно-нравственное здоровье детей

Расширение человековедческих знаний, совершенствование методов и форм организации поликультурного образовательного процесса

Положение в педагогическом коллективе

Коллективизм, наставничество, отношения взаимной ответственности, правовая защищенность

Стремление развивать собственную инициативу, поддерживать творческую инициативу коллег и сохранять здоровую социально-психологическую атмосферу в коллективе

Тип семьи и стиль семейного воспитания

Сотрудничество педагогов и родителей

Совместная работа с полиэтнической семьей на принципах сотрудничества и ответственности

 

Сравнительный анализ содержащихся в таблице 3 данных показывает, что в обобщенном виде наиболее значимыми для начинающих педагогов являются следующие профессиональные ценности: профессионально и личностно значимые качества, профессиональный рост, конкурентоспособность, педагогическое творчество, инновация, жизнедеятельность детей с этническими, религиозными, физиологическими и социальными различиями, поликультурная компетентность, полиэтнический ученический коллектив, педагогический коллектив, социальная и правовая защищенность детей и педагогов и др. Выявлено, что соответствующими доминирующим профессиональным ценностям выступают такие приоритетные направления профессионально-педагогической деятельности, как: самосовершенствование профессионально и личностно значимых качеств, постоянный творческий поиск, овладение инновационными средствами, методами и формами организации поликультурного образовательного процесса, направленного на сплочение обучающихся, воспитанников, сотрудничество с семьями с этническими, культурными и социальными различиями, стремление адаптироваться в педагогическом коллективе и др.

Вместе с тем, обратившись к данным таблиц 1 и 3, сравнив число и объем освоенных в начале эксперимента и присвоенных в конце эксперимента профессиональных ценностей, можно заключить, что их спектр значительно расширился и увеличился их объем.

Выводы. Непрерывное совершенствование содержания и средств профессиональной деятельности педагогов, ее поликультурная направленность в полиэтнической среде, осознанное самосовершенствование профессионально значимых личностных качеств способствуют выработке и закреплению ценностных отношений и установок на объекты и субъекты поликультурного образовательного процесса, присвоению ими профессиональных ценностей и формированию приоритетных направлений в ее организации. Как показали итоговые результаты исследования, выявленные поликультурные характеристики педагога общеобразовательной организации позволяют утверждать, что они во многом определяют его профессиональный портрет и могут существенно влиять на эффективность профессионально-педагогической деятельности, профессиональный рост в новых социокультурных условиях.


Библиографическая ссылка

Хроменков П.А. ЦЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В XXI ВЕКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28574 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674