Понятие «идентичность» является междисциплинарным, и ее исследованием занимаются, как правило, представители гуманитарных наук: философы, психологи, политологи, социологи, исследователи культурной антропологии, гуманитарной географии и др. В системе образования этим понятием стали оперировать в последние годы, особенно после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования группы «личностных результатов», среди которых на первом месте заявлено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1; 2]. Учитывая традиционную для географического мышления «игру масштабами»: «Земля – регион – свой край – своя местность» [3, с. 39], будем считать, что и «идентичность» может быть планетарной – гражданской – региональной – местной.
Определение понятия «региональная идентичность» можно встретить в работах Е.В. Морозовой [4] и др. Не останавливаясь на определениях региональной идентичности, рассмотренных в работах других авторов, приведем дефиницию, предложенную доктором географических наук М.П. Крыловым, на которую ссылаются многие ученые, что региональная идентичность – это системная совокупность культурных отношений, связанная с понятием «малая родина», которая состоит из трех составляющих: местный патриотизм, пространственная самоидентификация и укорененность [5; 6].
Определяя сущность и структуру региональной идентичности для нашего исследования, выделим также три ее составляющие, как правило, упоминаемые в разработках большинства ученых, интересующихся проблемами идентичности: патриотизм (что соответствует подходу М.П. Крылова); интерес к познанию своего края (региональной географии) и культурному наследию. По мнению Ю.А. Веденина, российского географа, одного из основателей Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, к культурному наследию относится то, что отражает историю развития природы и культуры, признается ценным и рассматривается как национальное достояние [7]. По нашему мнению, некоторые персоналии, являясь национальным достоянием, также могут быть отнесены к культурному наследию.
Целью нашей работы, таким образом, является разработка и экспериментальная проверка эффективности методики реализации историко-персонологического подхода в курсе «География Якутии», направленной на достижения региональной идентичности учащихся. В ходе исследования были апробированы следующие методические условия успешной реализации экспериментальной методики: а) выявление историко-персонологического потенциала регионального курса географии и определение персоналий «первого» и «второго» плана для учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий» (далее «Пособие»); б) разработка модели и содержания «Пособия»; в) отбор методических приемов по реализации ИПП в курсе «География Якутии» как средства достижения региональной идентичности.
Материалы и методы исследования. Изучение персоналий, то есть известных личностей, внесших вклад в развитие той или иной науки, в исследование и развитие той или иной территории, как показала практика, развивает интерес к изучаемому предмету или изучаемой территории. Например, М.В. Пятышева предложила опираться на историко-персонологический подход, понимая под этим развитие знаний учащихся о вкладе деятелей науки в становление химии и научно-технического прогресса, для развития мотивации учения и развития интереса к предмету химии [8]. Работа этого ученого послужила нам основой для выбора методологии – историко-персонологического подхода, положительно влияющего на развитие личности, в том числе, по нашему мнению, на формирование региональной идентичности как одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Для экспериментального обучения по формированию региональной идентичности выбран курс «География Якутии», который, в силу своей интегрированности и комплексности, богат персоналиями, которые являются примерами самоотверженного служения родине, верности труду и сфере собственной деятельности. В ходе анализа содержания ранее изданных и действующего учебника по региональному курсу выяснилось, что наибольшее количество персоналий содержится в учебнике «География Якутии», изданном в 2007 году – в нем упоминаются 50 знаменитых фамилий. Так, в теме, посвященной открытиям и исследованиям территории Якутии, упоминается 30 персоналий, представленных, к сожалению, без портретов и биографий [9]. Учитывая то, что персонологический потенциал любого учебника до его следующего издания не может быть повышен, нами создана рукопись «Пособия».
Материалы и методы исследования
В ходе работы использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, системно-структурный подход, исторический, сравнительный моделирования, статистический; эмпирические: наблюдение, анкетирование, проведение контрольных работ, педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение. Обсуждаемое «Пособие» разрабатывается как часть учебно-методического сопровождения регионального курса географии. В пособии размещаются специально разработанные статьи о персоналиях, включающие краткие творческие биографии, информацию об открытиях (деяниях), портреты и маршруты путешествий. Основаниями отбора персоналий для включения в учебное пособие являлись: традиции, опыт и методология. Традиции – проведен анализ всех изданий учебника по географии Якутии, а также других регионов России и Казахстана; опыт – проведено интервьюирование экспертов (сотрудников кафедры географии и методики преподавания биологии, химии и географии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова); методология – выявлены принципы отбора персоналий. Проводя отбор ученых, путешественников и первооткрывателей для включения в обсуждаемое учебное пособие, мы опирались на следующие принципы: дифференциации - выделение персоналий «первого» плана (с портретом и биографией) и «второго» плана (в перечислительной форме) (по В.П. Максаковскому) [10]; значимости – учет степени вклада персоналии в освоение и развитие республики; всеохватности - обогащение персоналиями разделов, прежде их не включающих, таких как растительность, хозяйство и др.; научности - необходимость обогащения пособия научной персоналией, «людьми науки»; современности – необходимость введения в обучение региональной географии имен современных ученых.
На основе полученных данных составлен список для включения в создаваемое нами «Пособие» из 100 персоналий, 40 из которых будут представлены в «первом», а 60 - во «втором» планах. На основе анализа доступных источников – биобиблиографических справочников различных авторов (С.Е. Мостахова [11] и др.), а также собственного опыта одного из авторов разработана модель «Пособия» (таблица).
Модель учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий»
Модуль 1 |
Модуль 2 |
Модуль 3 |
|||||
Предисловие |
Количество персоналий (100 человек) |
Литература |
|||||
Компоненты биографической статьи о персоналиях 1 плана (40 чел.) |
|||||||
Портрет |
Краткая творческая биография |
Информация об открытии (деянии) |
Маршрут путешествий (в отдельных случаях) |
Основные работы исследователя |
Основные работы об исследователе |
||
Компоненты информации о персоналиях 2 плана (60 чел.) |
|||||||
Фамилия, имя, отчество |
Информация об открытии (деянии) |
Модель состоит из трех модулей: предисловия, биографических статей о персоналиях «первого» плана (40), краткой информации о персоналиях «второго» плана (60) и списка литературы. Для определения последовательности представления персоналий в этом пособии была взята структура действующего учебника «География Якутии» (2007) (природа, население, хозяйство), где известные личности упоминаются в 14 темах. Наибольшее количество персоналий описано в теме «Открытие и исследование Якутии»: 13 «первого» и 30 «второго» плана.
Рис. 1. Пример статьи о А.Ф. Миддендорфе (персоналия «первого» плана) для включения в учебное пособие «География Якутии: 100 уникальных персоналий»
Для отбора содержания биографических статей о персоналиях «первого» плана мы опирались на следующие принципы: занимательность, яркость в описании вклада личности в исследование, освоение, развитие республики; эмоциональность – факты должны вызывать сопереживание (одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев и т.п.); воспитательная направленность; органичность – наличие связи с темами курса «География Якутии»; эмпатийность; картографичность; компактность (рис. 1).
Помимо литературы, которая содержится в 3 модуле пособия, в конце каждой биографической статьи приведен перечень основных работ исследователя и список работ об исследователе.
Для проверки эффективности применения ИПП, реализуемого на основе применения «Пособия», весной 2018 года проведен педагогический эксперимент в 11 классах Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ). Для обучения использовалась рукопись «Пособия», а также следующие методические приемы: составление небольших сообщений о жизни и деятельности персоналий, на основе теста пособия; внеклассное чтение произведений, написанных персоналиями и о персоналиях; составление аннотации на статью о персоналии; составление проекта интервью с персоналией; составление сводной таблицы «Персоналии – исследователи территории Якутии»; составление мини-программы научного исследования по краеведческой тематике, связанной с персоналиями, и др. Кроме того, использовался прием «Картографическое моделирование жизни и деятельности персоналий», который включал: нанесение на контурную карту объектов, в исследовании которых принимала участие персоналия; нанесение на контурную карту географических объектов, названных в честь персоналии; составление карты-схемы «Географические исследования персоналии», разработка условных знаков к легенде карты; нахождение на картах районов исследований персоналии; составление карты-схемы «Имена исследователей Якутии на карте мира и России».
Контролирующий этап педагогического эксперимента в целом показал достаточную эффективность историко-персонологического подхода для повышения уровня региональной идентичности: патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Результаты проверялись с помощью анкетирования, включающего три блока, соответствующих компонентам региональной идентичности (рис. 2).
Рис. 2. Динамика компонентов региональной идентичности учащихся экспериментального класса в результате применения историко-персонологического подхода
Так, блок «А» анкеты состоял из 53 вопросов для проверки уровня гражданственности и патриотизма учащихся по методике А.Б. Федоровой [12]. Анкета содержала индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Чем выше оценены ответы на индикаторы обратного действия, тем меньше выражен у респондента уровень гражданственности и патриотизма. При обработке результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у учащихся сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны.
Блок «Б» анкеты направлен на выявление уважения к своей истории, культурному наследию (персоналиям). Обработка результатов анкеты выявила, что самыми интересными личностями, об открытии (деянии) которых школьники узнали в региональном курсе географии, оказались: Л. Попугаева (первооткрыватель первой кимберлитовой трубки «Зарница»), Г. Ксенофонтов (исследователь истории, этнографии и фольклора якутов, а также эвенков и бурят), П. Староватов (учитель-краевед, первым сообщил советскому правительству о возможности залегания сокровищ на вилюйской земле), В. Серошевский (ссыльный этнограф-сибиревед), А. Окладников (исследователь истории, археологии и этнографии Сибири). По мнению обучающихся, примером верности служения Отечеству можно считать В. и Т. Прончищевых (участники Великой Северной экспедиции, полярные исследователи Арктики) и снова Л. Попугаеву. Блок «В» анкеты направлен на выявление интереса к предмету (по методике Л.П. Уфимцевой и др.) [13]. Опираясь на их методику, мы определили интерес учащихся к географии, в том числе региональной. Учащимся предлагалось расставить учебные предметы по уровню интереса и сложности. Самый легкий (наименее интересный) предмет – 1 балл, самый трудный (самый интересный) – 10 баллов. По завершении экспериментального обучения проведена контрольная работа по разделу «Хозяйство Якутии», состоявшая не только из вопросов на проверку знаний и умений по пройденному материалу, но и проверявшая знания о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие республики. Диагностика подтвердила достаточную эффективность экспериментального обучения, в результате которого коэффициент усвоения знаний у экспериментального класса повысился на 25%. Последнее, на наш взгляд, объясняется повысившимся интересом к региональной географии и к персоналиям, внесшим свой вклад в изучение и развитие республики.
Выводы. Результаты экспериментального обучения показали наличие положительных сдвигов в формировании трех компонентов региональной идентичности: уровня патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Однако положительная динамика этих компонентов неоднородна: если уровень патриотизма оказался наиболее чувствительным к предлагаемой методике и показал рост на 52%, то интерес к своему краю и региональной географии, и особенно интерес к персоналиям, показали относительную стабильность. Возможно, это связано с особенностями содержания раздела «Хозяйство», в ходе которого осуществлялось экспериментальное обучение и которое, как правило, включает незначительное количество персоналий, а также их вклад в развитие республики освещается недостаточно ярко и образно.