Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HISTORICAL AND PERSONOLOGOKAL APPROACH IN THE COURSE OF THE “GEOGRAPHY OF YAKUTIA” AS A MEANS OF ACHIEVING REGIONAL IDANTITY OF STUDENTS

Luginova I.A. 1 Krivoshapkina O.M. 1
1 North-Eastern Federal University
The article considers the famous formation of regional identity for modern society, the achievement of which by schoolchildren, according to the Federal State Educational standards of basic and secondary education and is an important personal result of the basic educational program. The authors of the article consider patriotism, knowledge and love to their homeland, respectand knowledge of the personalities who contributed to the discovery and exploration of the Republic Sakha. In order to achieve regional identity of students, the authors selected a historical-personological approach, implemented using a specially developed study guide “Geography of Yakutia: 100 Unique Persons”, containing biographical articles about famous people: travelers, geographers, scientists .The selection of the personalities has “first” and “second” plans for inclusion in the textbook was carried out taking into account traditions, experience and methodology, and also with onnext principles of: differentiation, significance, inclusiveness, scientific, modernity. A pedagogical experiment to test the historical and personological approach in a regional geography course has been conducted in one of schools of Yakutsk the capital city of Yakutia, and showed sufficient efficiency: one of the components of regional identity, patriotism, showed the greatest sensitivity to the proposed methodology, and interest in personnel was less affected. This probably connected with peculiarities of the geographical section’s content of Yakutia, where the experimental technique was applied.
historical and personological approach
regional identity
geography of yakutia
textbook
patriotism
citizenship
interest in regional geography
personality

Понятие «идентичность» является междисциплинарным, и ее исследованием занимаются, как правило, представители гуманитарных наук: философы, психологи, политологи, социологи, исследователи культурной антропологии, гуманитарной географии и др. В системе образования этим понятием стали оперировать в последние годы, особенно после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования группы «личностных результатов», среди которых на первом месте заявлено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1; 2]. Учитывая традиционную для географического мышления «игру масштабами»: «Земля – регион – свой край – своя местность» [3, с. 39], будем считать, что и «идентичность» может быть планетарной – гражданской – региональной – местной.

Определение понятия «региональная идентичность» можно встретить в работах Е.В. Морозовой [4] и др. Не останавливаясь на определениях региональной идентичности, рассмотренных в работах других авторов, приведем дефиницию, предложенную доктором географических наук М.П. Крыловым, на которую ссылаются многие ученые, что региональная идентичность – это системная совокупность культурных отношений, связанная с понятием «малая родина», которая состоит из трех составляющих: местный патриотизм, пространственная самоидентификация и укорененность [5; 6].

Определяя сущность и структуру региональной идентичности для нашего исследования, выделим также три ее составляющие, как правило, упоминаемые в разработках большинства ученых, интересующихся проблемами идентичности: патриотизм (что соответствует подходу М.П. Крылова); интерес к познанию своего края (региональной географии) и культурному наследию. По мнению Ю.А. Веденина, российского географа, одного из основателей Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, к культурному наследию относится то, что отражает историю развития природы и культуры, признается ценным и рассматривается как национальное достояние [7]. По нашему мнению, некоторые персоналии, являясь национальным достоянием, также могут быть отнесены к культурному наследию.

Целью нашей работы, таким образом, является разработка и экспериментальная проверка эффективности методики реализации историко-персонологического подхода в курсе «География Якутии», направленной на достижения региональной идентичности учащихся. В ходе исследования были апробированы следующие методические условия успешной реализации экспериментальной методики: а) выявление историко-персонологического потенциала регионального курса географии и определение персоналий «первого» и «второго» плана для учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий» (далее «Пособие»); б) разработка модели и содержания «Пособия»; в) отбор методических приемов по реализации ИПП в курсе «География Якутии» как средства достижения региональной идентичности.

Материалы и методы исследования. Изучение персоналий, то есть известных личностей, внесших вклад в развитие той или иной науки, в исследование и развитие той или иной территории, как показала практика, развивает интерес к изучаемому предмету или изучаемой территории. Например, М.В. Пятышева предложила опираться на историко-персонологический подход, понимая под этим развитие знаний учащихся о вкладе деятелей науки в становление химии и научно-технического прогресса, для развития мотивации учения и развития интереса к предмету химии [8]. Работа этого ученого послужила нам основой для выбора методологии – историко-персонологического подхода, положительно влияющего на развитие личности, в том числе, по нашему мнению, на формирование региональной идентичности как одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Для экспериментального обучения по формированию региональной идентичности выбран курс «География Якутии», который, в силу своей интегрированности и комплексности, богат персоналиями, которые являются примерами самоотверженного служения родине, верности труду и сфере собственной деятельности. В ходе анализа содержания ранее изданных и действующего учебника по региональному курсу выяснилось, что наибольшее количество персоналий содержится в учебнике «География Якутии», изданном в 2007 году – в нем упоминаются 50 знаменитых фамилий. Так, в теме, посвященной открытиям и исследованиям территории Якутии, упоминается 30 персоналий, представленных, к сожалению, без портретов и биографий [9]. Учитывая то, что персонологический потенциал любого учебника до его следующего издания не может быть повышен, нами создана рукопись «Пособия».

Материалы и методы исследования

В ходе работы использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, системно-структурный подход, исторический, сравнительный моделирования, статистический; эмпирические: наблюдение, анкетирование, проведение контрольных работ, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. Обсуждаемое «Пособие» разрабатывается как часть учебно-методического сопровождения регионального курса географии. В пособии размещаются специально разработанные статьи о персоналиях, включающие краткие творческие биографии, информацию об открытиях (деяниях), портреты и маршруты путешествий. Основаниями отбора персоналий для включения в учебное пособие являлись: традиции, опыт и методология. Традиции – проведен анализ всех изданий учебника по географии Якутии, а также других регионов России и Казахстана; опыт – проведено интервьюирование экспертов (сотрудников кафедры географии и методики преподавания биологии, химии и географии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова); методология – выявлены принципы отбора персоналий. Проводя отбор ученых, путешественников и первооткрывателей для включения в обсуждаемое учебное пособие, мы опирались на следующие принципы: дифференциации - выделение персоналий «первого» плана (с портретом и биографией) и «второго» плана (в перечислительной форме) (по В.П. Максаковскому) [10]; значимости – учет степени вклада персоналии в освоение и развитие республики; всеохватности - обогащение персоналиями разделов, прежде их не включающих, таких как растительность, хозяйство и др.; научности - необходимость обогащения пособия научной персоналией, «людьми науки»; современности – необходимость введения в обучение региональной географии имен современных ученых.

На основе полученных данных составлен список для включения в создаваемое нами «Пособие» из 100 персоналий, 40 из которых будут представлены в «первом», а 60 - во «втором» планах. На основе анализа доступных источников – биобиблиографических справочников различных авторов (С.Е. Мостахова [11] и др.), а также собственного опыта одного из авторов разработана модель «Пособия» (таблица).

Модель учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий»

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Предисловие

Количество персоналий (100 человек)

Литература

 

Компоненты биографической статьи о персоналиях 1 плана (40 чел.)

 

Портрет

Краткая творческая биография

Информация об открытии (деянии)

Маршрут путешествий (в отдельных случаях)

Основные работы исследователя

Основные работы об исследователе

Компоненты информации о персоналиях 2 плана (60 чел.)

 

Фамилия, имя, отчество

Информация об открытии (деянии)

 

 

Модель состоит из трех модулей: предисловия, биографических статей о персоналиях «первого» плана (40), краткой информации о персоналиях «второго» плана (60) и списка литературы. Для определения последовательности представления персоналий в этом пособии была взята структура действующего учебника «География Якутии» (2007) (природа, население, хозяйство), где известные личности упоминаются в 14 темах. Наибольшее количество персоналий описано в теме «Открытие и исследование Якутии»: 13 «первого» и 30 «второго» плана.

Рис. 1. Пример статьи о А.Ф. Миддендорфе (персоналия «первого» плана) для включения в учебное пособие «География Якутии: 100 уникальных персоналий»

Для отбора содержания биографических статей о персоналиях «первого» плана мы опирались на следующие принципы: занимательность, яркость в описании вклада личности в исследование, освоение, развитие республики; эмоциональность – факты должны вызывать сопереживание (одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев и т.п.); воспитательная направленность; органичность – наличие связи с темами курса «География Якутии»; эмпатийность; картографичность; компактность (рис. 1).

Помимо литературы, которая содержится в 3 модуле пособия, в конце каждой биографической статьи приведен перечень основных работ исследователя и список работ об исследователе.

Для проверки эффективности применения ИПП, реализуемого на основе применения «Пособия», весной 2018 года проведен педагогический эксперимент в 11 классах Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ). Для обучения использовалась рукопись «Пособия», а также следующие методические приемы: составление небольших сообщений о жизни и деятельности персоналий, на основе теста пособия; внеклассное чтение произведений, написанных персоналиями и о персоналиях; составление аннотации на статью о персоналии; составление проекта интервью с персоналией; составление сводной таблицы «Персоналии – исследователи территории Якутии»; составление мини-программы научного исследования по краеведческой тематике, связанной с персоналиями, и др. Кроме того, использовался прием «Картографическое моделирование жизни и деятельности персоналий», который включал: нанесение на контурную карту объектов, в исследовании которых принимала участие персоналия; нанесение на контурную карту географических объектов, названных в честь персоналии; составление карты-схемы «Географические исследования персоналии», разработка условных знаков к легенде карты; нахождение на картах районов исследований персоналии; составление карты-схемы «Имена исследователей Якутии на карте мира и России».

Контролирующий этап педагогического эксперимента в целом показал достаточную эффективность историко-персонологического подхода для повышения уровня региональной идентичности: патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Результаты проверялись с помощью анкетирования, включающего три блока, соответствующих компонентам региональной идентичности (рис. 2).

Рис. 2. Динамика компонентов региональной идентичности учащихся экспериментального класса в результате применения историко-персонологического подхода

Так, блок «А» анкеты состоял из 53 вопросов для проверки уровня гражданственности и патриотизма учащихся по методике А.Б. Федоровой [12]. Анкета содержала индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Чем выше оценены ответы на индикаторы обратного действия, тем меньше выражен у респондента уровень гражданственности и патриотизма. При обработке результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у учащихся сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны.

Блок «Б» анкеты направлен на выявление уважения к своей истории, культурному наследию (персоналиям). Обработка результатов анкеты выявила, что самыми интересными личностями, об открытии (деянии) которых школьники узнали в региональном курсе географии, оказались: Л. Попугаева (первооткрыватель первой кимберлитовой трубки «Зарница»), Г. Ксенофонтов (исследователь истории, этнографии и фольклора якутов, а также эвенков и бурят), П. Староватов (учитель-краевед, первым сообщил советскому правительству о возможности залегания сокровищ на вилюйской земле), В. Серошевский (ссыльный этнограф-сибиревед), А. Окладников (исследователь истории, археологии и этнографии Сибири). По мнению обучающихся, примером верности служения Отечеству можно считать В. и Т. Прончищевых (участники Великой Северной экспедиции, полярные исследователи Арктики) и снова Л. Попугаеву. Блок «В» анкеты направлен на выявление интереса к предмету (по методике Л.П. Уфимцевой и др.) [13]. Опираясь на их методику, мы определили интерес учащихся к географии, в том числе региональной. Учащимся предлагалось расставить учебные предметы по уровню интереса и сложности. Самый легкий (наименее интересный) предмет – 1 балл, самый трудный (самый интересный) – 10 баллов. По завершении экспериментального обучения проведена контрольная работа по разделу «Хозяйство Якутии», состоявшая не только из вопросов на проверку знаний и умений по пройденному материалу, но и проверявшая знания о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие республики. Диагностика подтвердила достаточную эффективность экспериментального обучения, в результате которого коэффициент усвоения знаний у экспериментального класса повысился на 25%. Последнее, на наш взгляд, объясняется повысившимся интересом к региональной географии и к персоналиям, внесшим свой вклад в изучение и развитие республики.

Выводы. Результаты экспериментального обучения показали наличие положительных сдвигов в формировании трех компонентов региональной идентичности: уровня патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Однако положительная динамика этих компонентов неоднородна: если уровень патриотизма оказался наиболее чувствительным к предлагаемой методике и показал рост на 52%, то интерес к своему краю и региональной географии, и особенно интерес к персоналиям, показали относительную стабильность. Возможно, это связано с особенностями содержания раздела «Хозяйство», в ходе которого осуществлялось экспериментальное обучение и которое, как правило, включает незначительное количество персоналий, а также их вклад в развитие республики освещается недостаточно ярко и образно.