Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ ЯКУТИИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Лугинова И.А. 1 Кривошапкина О.М. 1
1 ФГОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье рассматривается актуальная для современного общества тема формирования региональной идентичности, достижение которой школьниками, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам основного и среднего общего образования, является важным личностным результатом освоения основной образовательной программы. Компонентами региональной идентичности, по мнению авторов статьи, являются патриотизм, знание и любовь к своему краю, уважение и знание персоналий, внесших вклад в открытие и исследование республики. Для достижения региональной идентичности учащихся авторами выбран историко-персонологический подход, реализуемый с помощью специально разработанного учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий», содержащего биографические статьи об известных личностях: путешественниках, ученых-географах и др. Отбор персоналий «первого» и «второго» планов для включения в учебное пособие осуществлялся с учетом традиций, опыта и методологии, а также с опорой на принципы: дифференциации, значимости, всеохватности, научности, современности. Педагогический эксперимент по апробации историко-персонологического подхода в региональном курсе географии проводился в одной из городских школ столицы Якутии и показал достаточную эффективность: наибольшую чувствительность к предлагаемой методике показал один из компонентов региональной идентичности – патриотизм, в меньшей степени изменился интерес к персоналиям. Последнее связано, возможно, с особенностями содержания раздела географии Якутии, в ходе которого применялась экспериментальная методика.
историко-персонологический подход
региональная идентичность
география якутии
учебное пособие
патриотизм
гражданственность
интерес к региональной географии
персоналии.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 17.12.2018).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии (2015). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ed.gov.ru/ (дата обращения: 15.12.2018).
3. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. Е.А. Таможней. М.: Издательство Юрайт, 2016. 321 с.
4. Морозова Е.В., Улько Е.В. Локальная идентичность: формы актуализации и типы // Журнал ПОЛИТЭКС. [Электронный ресурс]. URL: http://www.politex.info/content/view/509/30/ (дата обращения: 15.12.2018).
5. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самопознание индивида. М: Издательство Нац. института бизнеса, 2010. 272 с.
6. Крылов М.П. Региональная идентичность населения Европейской России // Вестник Российской академии наук. 2009. № 3. С. 266–277.
7. Веденин Ю.А., Буторин А.А., Мазуров Ю.Л. Всемирное природное наследие и особо охраняемые природные территории в России / Столетие Постоянной природоохранительной комиссии ИРГО. М.: РГО, 2012. С. 33-37.
8. Пятышева М.В. Методика реализации историко-персонологического подхода в общем химическом образовании: дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2005. 149 с.
9. Жирков И.И., Жирков К.И., Максимов Г.Н., Кривошапкина О.М. География Якутии. Якутск: Изд-во Бичик, 2007. 301 с.
10. Максаковский В.П. О научной персоналии в учебниках и программах по географии // География в школе. 1994. № 4. С.10-12.
11. Мостахов С.Е. История географического изучения Северо-Востока Сибири (XVII в. – начало ХХ в.): избранные труды. Якутск: Издат. дом СВФУ, 2013. 464 с.
12. Федотова А.Б., Паринова Л.С., Плаксина Л.В., Алексашкина Л.В. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации. М., 2016. 57 с.
13. Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Психолого-педагогическая диагностика // Специальная психология. 2007. № 1. С. 16-22.

Понятие «идентичность» является междисциплинарным, и ее исследованием занимаются, как правило, представители гуманитарных наук: философы, психологи, политологи, социологи, исследователи культурной антропологии, гуманитарной географии и др. В системе образования этим понятием стали оперировать в последние годы, особенно после введения в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования группы «личностных результатов», среди которых на первом месте заявлено «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной» [1; 2]. Учитывая традиционную для географического мышления «игру масштабами»: «Земля – регион – свой край – своя местность» [3, с. 39], будем считать, что и «идентичность» может быть планетарной – гражданской – региональной – местной.

Определение понятия «региональная идентичность» можно встретить в работах Е.В. Морозовой [4] и др. Не останавливаясь на определениях региональной идентичности, рассмотренных в работах других авторов, приведем дефиницию, предложенную доктором географических наук М.П. Крыловым, на которую ссылаются многие ученые, что региональная идентичность – это системная совокупность культурных отношений, связанная с понятием «малая родина», которая состоит из трех составляющих: местный патриотизм, пространственная самоидентификация и укорененность [5; 6].

Определяя сущность и структуру региональной идентичности для нашего исследования, выделим также три ее составляющие, как правило, упоминаемые в разработках большинства ученых, интересующихся проблемами идентичности: патриотизм (что соответствует подходу М.П. Крылова); интерес к познанию своего края (региональной географии) и культурному наследию. По мнению Ю.А. Веденина, российского географа, одного из основателей Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, к культурному наследию относится то, что отражает историю развития природы и культуры, признается ценным и рассматривается как национальное достояние [7]. По нашему мнению, некоторые персоналии, являясь национальным достоянием, также могут быть отнесены к культурному наследию.

Целью нашей работы, таким образом, является разработка и экспериментальная проверка эффективности методики реализации историко-персонологического подхода в курсе «География Якутии», направленной на достижения региональной идентичности учащихся. В ходе исследования были апробированы следующие методические условия успешной реализации экспериментальной методики: а) выявление историко-персонологического потенциала регионального курса географии и определение персоналий «первого» и «второго» плана для учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий» (далее «Пособие»); б) разработка модели и содержания «Пособия»; в) отбор методических приемов по реализации ИПП в курсе «География Якутии» как средства достижения региональной идентичности.

Материалы и методы исследования. Изучение персоналий, то есть известных личностей, внесших вклад в развитие той или иной науки, в исследование и развитие той или иной территории, как показала практика, развивает интерес к изучаемому предмету или изучаемой территории. Например, М.В. Пятышева предложила опираться на историко-персонологический подход, понимая под этим развитие знаний учащихся о вкладе деятелей науки в становление химии и научно-технического прогресса, для развития мотивации учения и развития интереса к предмету химии [8]. Работа этого ученого послужила нам основой для выбора методологии – историко-персонологического подхода, положительно влияющего на развитие личности, в том числе, по нашему мнению, на формирование региональной идентичности как одного из личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Для экспериментального обучения по формированию региональной идентичности выбран курс «География Якутии», который, в силу своей интегрированности и комплексности, богат персоналиями, которые являются примерами самоотверженного служения родине, верности труду и сфере собственной деятельности. В ходе анализа содержания ранее изданных и действующего учебника по региональному курсу выяснилось, что наибольшее количество персоналий содержится в учебнике «География Якутии», изданном в 2007 году – в нем упоминаются 50 знаменитых фамилий. Так, в теме, посвященной открытиям и исследованиям территории Якутии, упоминается 30 персоналий, представленных, к сожалению, без портретов и биографий [9]. Учитывая то, что персонологический потенциал любого учебника до его следующего издания не может быть повышен, нами создана рукопись «Пособия».

Материалы и методы исследования

В ходе работы использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ научной литературы, системно-структурный подход, исторический, сравнительный моделирования, статистический; эмпирические: наблюдение, анкетирование, проведение контрольных работ, педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. Обсуждаемое «Пособие» разрабатывается как часть учебно-методического сопровождения регионального курса географии. В пособии размещаются специально разработанные статьи о персоналиях, включающие краткие творческие биографии, информацию об открытиях (деяниях), портреты и маршруты путешествий. Основаниями отбора персоналий для включения в учебное пособие являлись: традиции, опыт и методология. Традиции – проведен анализ всех изданий учебника по географии Якутии, а также других регионов России и Казахстана; опыт – проведено интервьюирование экспертов (сотрудников кафедры географии и методики преподавания биологии, химии и географии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова); методология – выявлены принципы отбора персоналий. Проводя отбор ученых, путешественников и первооткрывателей для включения в обсуждаемое учебное пособие, мы опирались на следующие принципы: дифференциации - выделение персоналий «первого» плана (с портретом и биографией) и «второго» плана (в перечислительной форме) (по В.П. Максаковскому) [10]; значимости – учет степени вклада персоналии в освоение и развитие республики; всеохватности - обогащение персоналиями разделов, прежде их не включающих, таких как растительность, хозяйство и др.; научности - необходимость обогащения пособия научной персоналией, «людьми науки»; современности – необходимость введения в обучение региональной географии имен современных ученых.

На основе полученных данных составлен список для включения в создаваемое нами «Пособие» из 100 персоналий, 40 из которых будут представлены в «первом», а 60 - во «втором» планах. На основе анализа доступных источников – биобиблиографических справочников различных авторов (С.Е. Мостахова [11] и др.), а также собственного опыта одного из авторов разработана модель «Пособия» (таблица).

Модель учебного пособия «География Якутии: 100 уникальных персоналий»

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Предисловие

Количество персоналий (100 человек)

Литература

 

Компоненты биографической статьи о персоналиях 1 плана (40 чел.)

 

Портрет

Краткая творческая биография

Информация об открытии (деянии)

Маршрут путешествий (в отдельных случаях)

Основные работы исследователя

Основные работы об исследователе

Компоненты информации о персоналиях 2 плана (60 чел.)

 

Фамилия, имя, отчество

Информация об открытии (деянии)

 

 

Модель состоит из трех модулей: предисловия, биографических статей о персоналиях «первого» плана (40), краткой информации о персоналиях «второго» плана (60) и списка литературы. Для определения последовательности представления персоналий в этом пособии была взята структура действующего учебника «География Якутии» (2007) (природа, население, хозяйство), где известные личности упоминаются в 14 темах. Наибольшее количество персоналий описано в теме «Открытие и исследование Якутии»: 13 «первого» и 30 «второго» плана.

Рис. 1. Пример статьи о А.Ф. Миддендорфе (персоналия «первого» плана) для включения в учебное пособие «География Якутии: 100 уникальных персоналий»

Для отбора содержания биографических статей о персоналиях «первого» плана мы опирались на следующие принципы: занимательность, яркость в описании вклада личности в исследование, освоение, развитие республики; эмоциональность – факты должны вызывать сопереживание (одобрение, осуждение, восхищение, радость, гнев и т.п.); воспитательная направленность; органичность – наличие связи с темами курса «География Якутии»; эмпатийность; картографичность; компактность (рис. 1).

Помимо литературы, которая содержится в 3 модуле пособия, в конце каждой биографической статьи приведен перечень основных работ исследователя и список работ об исследователе.

Для проверки эффективности применения ИПП, реализуемого на основе применения «Пособия», весной 2018 года проведен педагогический эксперимент в 11 классах Якутской городской национальной гимназии (ЯГНГ). Для обучения использовалась рукопись «Пособия», а также следующие методические приемы: составление небольших сообщений о жизни и деятельности персоналий, на основе теста пособия; внеклассное чтение произведений, написанных персоналиями и о персоналиях; составление аннотации на статью о персоналии; составление проекта интервью с персоналией; составление сводной таблицы «Персоналии – исследователи территории Якутии»; составление мини-программы научного исследования по краеведческой тематике, связанной с персоналиями, и др. Кроме того, использовался прием «Картографическое моделирование жизни и деятельности персоналий», который включал: нанесение на контурную карту объектов, в исследовании которых принимала участие персоналия; нанесение на контурную карту географических объектов, названных в честь персоналии; составление карты-схемы «Географические исследования персоналии», разработка условных знаков к легенде карты; нахождение на картах районов исследований персоналии; составление карты-схемы «Имена исследователей Якутии на карте мира и России».

Контролирующий этап педагогического эксперимента в целом показал достаточную эффективность историко-персонологического подхода для повышения уровня региональной идентичности: патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Результаты проверялись с помощью анкетирования, включающего три блока, соответствующих компонентам региональной идентичности (рис. 2).

Рис. 2. Динамика компонентов региональной идентичности учащихся экспериментального класса в результате применения историко-персонологического подхода

Так, блок «А» анкеты состоял из 53 вопросов для проверки уровня гражданственности и патриотизма учащихся по методике А.Б. Федоровой [12]. Анкета содержала индикаторы прямого и обратного направления действия. Чем выше оценены ответы на индикаторы прямого направления действия, тем выше уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Чем выше оценены ответы на индикаторы обратного действия, тем меньше выражен у респондента уровень гражданственности и патриотизма. При обработке результатов анкетирования индикаторы обратного направления действия инвертируются. Баллы, полученные за выполнение каждого индикатора, суммируются. Чем больше индивидуальный балл участника анкетирования, тем выше у него уровень сформированности гражданственности и патриотизма. Результаты опроса дают возможность отследить, насколько у учащихся сформирована гражданская позиция, ощущают ли они себя патриотами своей страны.

Блок «Б» анкеты направлен на выявление уважения к своей истории, культурному наследию (персоналиям). Обработка результатов анкеты выявила, что самыми интересными личностями, об открытии (деянии) которых школьники узнали в региональном курсе географии, оказались: Л. Попугаева (первооткрыватель первой кимберлитовой трубки «Зарница»), Г. Ксенофонтов (исследователь истории, этнографии и фольклора якутов, а также эвенков и бурят), П. Староватов (учитель-краевед, первым сообщил советскому правительству о возможности залегания сокровищ на вилюйской земле), В. Серошевский (ссыльный этнограф-сибиревед), А. Окладников (исследователь истории, археологии и этнографии Сибири). По мнению обучающихся, примером верности служения Отечеству можно считать В. и Т. Прончищевых (участники Великой Северной экспедиции, полярные исследователи Арктики) и снова Л. Попугаеву. Блок «В» анкеты направлен на выявление интереса к предмету (по методике Л.П. Уфимцевой и др.) [13]. Опираясь на их методику, мы определили интерес учащихся к географии, в том числе региональной. Учащимся предлагалось расставить учебные предметы по уровню интереса и сложности. Самый легкий (наименее интересный) предмет – 1 балл, самый трудный (самый интересный) – 10 баллов. По завершении экспериментального обучения проведена контрольная работа по разделу «Хозяйство Якутии», состоявшая не только из вопросов на проверку знаний и умений по пройденному материалу, но и проверявшая знания о персоналиях, внесших значительный вклад в развитие республики. Диагностика подтвердила достаточную эффективность экспериментального обучения, в результате которого коэффициент усвоения знаний у экспериментального класса повысился на 25%. Последнее, на наш взгляд, объясняется повысившимся интересом к региональной географии и к персоналиям, внесшим свой вклад в изучение и развитие республики.

Выводы. Результаты экспериментального обучения показали наличие положительных сдвигов в формировании трех компонентов региональной идентичности: уровня патриотизма, интереса к региональной географии и персоналиям. Однако положительная динамика этих компонентов неоднородна: если уровень патриотизма оказался наиболее чувствительным к предлагаемой методике и показал рост на 52%, то интерес к своему краю и региональной географии, и особенно интерес к персоналиям, показали относительную стабильность. Возможно, это связано с особенностями содержания раздела «Хозяйство», в ходе которого осуществлялось экспериментальное обучение и которое, как правило, включает незначительное количество персоналий, а также их вклад в развитие республики освещается недостаточно ярко и образно.


Библиографическая ссылка

Лугинова И.А., Кривошапкина О.М. ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ ЯКУТИИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28526 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674