Многими исследователями регулярная двигательная активность рассматривается как один из ведущих факторов, направленных на укрепление и поддержание здоровья человека [1–3]. Она является эффективной мерой повышения адаптационных возможностей организма, обеспечивает высокий уровень физического, соматического и психического здоровья человека [4–6], способствует продлению активной профессиональной деятельности [7]. Решение задач повышения физического здоровья населения, в том числе студенческой молодежи, считается приоритетным для российского общества.
Этапы становления и совершенствования различных морфофункциональных систем и двигательных качеств организма молодежи совпадают с процессом обучения в образовательном учреждении [8]. Поэтому авторы [9, 10] рассматривают физическую культуру как значимый фактор в здоровьеформировании и здоровьесбережении среди молодежи в образовательных учреждениях. Лонгитюдные наблюдения за индивидуальными половыми и возрастными особенностями физического развития и физической подготовленности студентов позволяют проанализировать успешность овладения молодыми людьми двигательными навыками, обеспечивают повышение эффективности учебного процесса по дисциплине «Элективный курс по физической культуре и спорту».
В последние годы в Прибайкалье активно проводятся исследования, направленные на выявление взаимосвязи соматотипологических особенностей организма студентов с их физическим развитием и моторными способностями [11]. Однако остаются актуальными вопросы изучения взаимосвязи двигательных характеристик девушек-студенток с вариантами развития их организма. По нашему мнению, знание этого вопроса позволит преподавателям физической культуры проводить учебные занятия с большим акцентом на индивидуализацию физических нагрузок.
Цель работы: определить взаимосвязь возрастных особенностей двигательных качеств 17–20-летних девушек Прибайкалья с разными вариантами развития их организма.
Материал и методы исследования
Проведено обследование морфофункциональных и двигательных качеств у 1399 студенток Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) в возрасте 17–20 лет. В работе применяли стандартную антропометрическую методику, предложенную В.В. Бунаком (1941) [12]. Студентки не имели отклонений в состоянии здоровья и посещали занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» по традиционной учебной программе (4 часа в неделю на 1–2-м курсах, 1 раз в неделю на 3-м курсе). Выполненная работа не ущемляет права и не подвергает опасности благополучие студенток в соответствии с этическими стандартами Комитета по правам экспериментов Хельсинкской декларации 2008 г.
Вариант развития организма (ВР) девушек оценивали по методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) [13]. Методика включает расчет формулы индикатора зрелости по 8 антропометрическим показателям (таким как масса и длина тела, обхватные размеры плеча, таза и бедра, длина туловища, длина верхней и нижней конечностей) для характеристики трех вариантов развития организма человека: акселерированный (укороченный) – ВР «А», банальный (обычный) – ВР «Б» и растянутый (ретардированный) – ВР «С».
Для оценки физической кондиции использовали батарею тестов: бег 20 м с хода, секунд (быстрота); челночный бег 10 раз х 5 м, секунд (скоростная выносливость и ловкость); вис, секунд (сила и силовая выносливость мышц верхнего плечевого пояса); подъем туловища из положения лежа за 30 секунд, раз (скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища); наклон туловища вперед из положения сидя, см (активная гибкость); прыжок в длину с места, см (динамическая сила мышц нижних конечностей); бег 5 мин, м (выносливость) [14]. Для расчета полученных данных использовали пакет прикладных программ «StatSoft Statistica 6.1», «Microsoft Excel». Вычислялись среднее арифметическое значение показателей (М), среднеквадратичное отклонение (s) и стандартная ошибка (m). Оценка достоверности различий средних величин независимых выборок проводилась параметрическими методами с помощью t-критерия Стьюдента на основании нормального гауссовского распределения изучаемых количественных признаков. Различия между значениями показателей при уровне р<0,05 считали статистически значимыми [15].
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 приведены данные физической подготовленности девушек 17–20 лет с различными вариантами развития организма.
Таблица 1
Характеристика средних значений показателей двигательной подготовленности девушек
17–20 лет с разными вариантами развития организма (М±SD)
Тесты физической подготовленности |
Акселериро-ванный тип («А») (n=319) |
Банальный тип («Б») (n=740) |
Ретардиро-ванный тип («С») (n=340) |
р < 0,05 |
Челночный бег (секунд) |
21,35±0,1 |
21,04±0,07 |
20,90±0,09 |
1–2; 1–3; |
Бег 20 м с хода (секунд) |
4,00±0,09 |
3,97±0,06 |
3,80±0,08 |
– |
Вис (секунд) |
9,15±0,30 |
9,80±0,21 |
11,46±0,32 |
1–3; 2–3 |
Подъем туловища (раз) |
22,8±0,38 |
23,8±0,26 |
24,6±0,42 |
1–2; 1–3; |
Наклон туловища (см) |
15,4±0,32 |
15,4±0,24 |
14,9±0,43 |
– |
Прыжок в длину (см) |
148,1±1,06 |
152,0±0,66 |
154,1±1,00 |
1–2; 1–3 |
Бег 5 минут (м) |
877,0±11,62 |
891,5±7,28 |
908,1±11,1 |
1–3 |
Лучшее значение показателя скоростной выносливости и ловкости (тест «Челночный бег 10 раз х 5 м») имеют девушки ретардированного варианта развития – 20,90 ± 0,09 секунды, что достоверно выше результата девушек акселерированного ВР (21,35 ± 0,1 секунды), р<0,05.
У представительниц ретардированного варианта развития организма результат в двигательном испытании «Бег 20 м с хода» оказался ниже на 0,2 секунды (5,0%), чем у девушек акселерированного ВР, и на 0,17 секунды ниже (4,3%), чем у девушек банального ВР (р>0,05).
По результатам теста «Вис» силовые способности мышц верхнего плечевого пояса наиболее развиты у девушек ретардированного ВР «С» (11,46 ± 0,32 секунды). По сравнению с ними у студенток ВР «Б» значение в тесте составило 9,80 ± 0,21 секунды, ВР «А» – 9,15 ± 0,30 секунды, что меньше на 14,5% и 20,1% соответственно.
Значение показателя в тесте «Подъем туловища», который характеризует скоростно-силовую выносливость мышц сгибателей туловища, также оказалось выше у девушек ВР «С» (24,6 ± 0,42 раза), чем у студенток ВР «А» – 22,8 ± 0,38 (р<0,05) и ВР «Б» – 23,8 ± 0,26 раза (р>0,05).
Анализ значений показателя двигательного качества «гибкость» не выявил различий между девушками различных ВР (р>0,05).
Лучший результат испытания «Прыжок в длину с места», характеризующий развитие динамической силы мышц нижних конечностей, отмечается у девушек ВР «С» – 154,1 ± 1,00 см. Девушки ВР «А» прыгнули на 6,0 см короче (3,9%), р<0,05, а девушки ВР «Б» прыгнули короче девушек ВР «С» на 2,1 см (1,4%), р>0,05 (см. табл. 1).
Более выносливыми оказались представительницы ВР «С», которые в среднем за 5 минут пробежали 908,1 ± 11,1 м, далее следуют девушки ВР «Б» (891,5 ± 7,28 м), р>0,05. Менее выносливыми оказались девушки ВР «А» – 877,0 ± 11,62 м, р<0,05.
Возрастная динамика моторных качеств девушек 17–20 лет различных вариантов развития представлена в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, во всех ВР организма девушек регистрируется снижение значения показателя скоростной выносливости и ловкости (тест «Челночный бег») от 17 лет к 19-летнему возрасту с последующим увеличением значения показателя к 20 годам.
В двигательном качестве «Быстрота» в группе девушек ВР «А» не отмечается достоверного возрастного изменения значения показателя в тесте «Бег 20 м с хода». У представительниц ВР «Б» и ВР «С» установлено снижение значения показателя быстроты к 20 годам по сравнению с 17-летними девушками (р<0,05). При этом лучший результат регистрируется у 19-летних девушек ВР «С» – 3,31 ± 0,03 секунды. Наиболее медленными оказались 17-летние девушки ВР «Б», их время составило 4,66 ± 0,2 секунды (табл. 2).
Таблица 2
Возрастная динамика средних показателей физической подготовленности девушек различных вариантов развития (М±SD)
Вариант развития |
Возраст (лет) |
Челночный бег |
Бег 20 м с хода |
Вис |
Подъем туло-вища |
Наклон вперед |
Прыжок в длину |
Бег 5 минут |
Акселерирован-ный «А» |
17 n=42 |
21,65± 0,3 |
4,34± 0,4 |
8,6± 0,9 |
21,5± 0,8 |
14,3± 0,7 |
146,1± 2,7 |
785,8± 27,9 |
18 n=129 |
20,7 ± 0,1 ? |
4,22± 0,1 |
8,5± 0,4 |
22,7± 0,7 |
15,8± 0,4 * |
149,9± 1,6 |
885,1± 22,1 * |
|
19 n=105 |
21,1± 0,1 |
3,70 ± 0,1 |
10,4± 0,5 |
23,3± 0,8 |
15,6± 0,6 |
153,1± 1,7 * |
907,3± 15,1 * |
|
20 n=44 |
22,52± 0,2 * |
3,72 ± 0,1 |
8,1± 0,7 |
22,6± 0,9 |
14,6± 0,9 |
145,0± 3,0 |
868,1± 25,7 * |
|
Банальный «Б» |
17 n=133 |
21,89± 0,1 |
4,66± 0,2 |
8,8± 0,4 |
22,5± 0,4 |
14,6± 0,6 |
152,0± 1,5 |
874,6± 18,6 |
18 n=273 |
20,43± 0,1 ? |
4,17± 0,1 * |
10,1± 0,3 ? |
23,3± 0,3 |
15,1± 0,3 |
151,7± 1,0 |
887,0± 13,0 |
|
19 n=248 |
20,76± 0,1 * |
3,56± 0,07 ? |
10,5± 0,3 * |
24,6± 0,4 * |
16,3± 0,4 * |
152,1± 1,2 |
902,4± 10,1 |
|
20 n=86 |
22,42± 0,2 ? |
3,46± 0,04 * |
8,3± 0,4 |
24,9± 1,0 * |
15,3± 0,6 |
152,6± 2,0 |
900,1± 17,1 |
|
Ретардированный «С» |
17 n=50 |
21,68± 0,1 |
4,58± 0,3 |
12,4± 0,7 |
24,9± 0,6 |
14,8± 0,1 |
156,4± 2,7 |
864,9± 31,7 |
18 n=124 |
20,53± 0,1 * |
4,1± 0,6 |
11,7± 0,6 |
24,1± 0,6 |
13,1± 0,7 * |
152,2± 1,6 |
889,1± 23,1 |
|
19 n=121 |
20,63± 0,1 ? |
3,31± 0,03 ? |
11,4± 0,4 |
25,3± 0,7 |
16,2± 0,7 * |
153,0± 1,7 |
937,6± 13,6 * |
|
20 n=44 |
21,82± 0,3 |
3,34± 0,04 * |
9,4± 0,4 * |
23,2± 1,3 |
16,7± 0,9 * |
159,9± 2,2 |
929,5± 19,6 |
Примечание *– достоверная разница по сравнению с возрастной группой 17 лет данного ВР (р<0,05)
Сила мышц верхнего плечевого пояса (тест «Вис») у девушек ВР «А» с возрастом достоверно не увеличивается. У представительниц варианта развития «Б» в 18 лет значение показателя оказалось выше на 12,8%, в 19 лет – на 16,2% выше по сравнению с 17-летними (8,8 ± 0,4 секунды). У 20-летних девушек с этим вариантом развития организма значение показателя снижается на 6,0%, р<0,05.
У девушек варианта развития «С» наблюдается отрицательная возрастная динамика значения показателя в тесте «Вис». В 18 лет снижение составляет 5,6% по сравнению с 17-летними, в 19 лет – 8,1%, в 20 лет – 24,2%, р<0,05.
Среди девушек всех ВР возрастная положительная динамика значения показателя силового теста «Подъем туловища» регистрируется только у девушек ВР «Б» в возрасте 19 и 20 лет по сравнению с 17-летними (р<0,05).
Динамика значения показателя активной гибкости у девушек различного возраста и ВР организма представлена на рисунке. У девушек всех вариантов развития отмечается прирост значения показателя в тесте «Наклон вперед» к 19-летнему возрасту (р<0,05). По нашему мнению, это может свидетельствовать о слабой зависимости активной гибкости от варианта развития молодого организма. В 20 лет отмечается снижение гибкости девушек ВР «А» и ВР «Б», а у девушек ВР «С» происходит увеличение значения этого показателя.
Характеристика активной гибкости (см) девушек 17–20 лет с разными вариантами развития организма
Как видно из рисунка, наибольшая активная гибкость регистрируется у 20-летних представительниц ретардированного варианта развития – 16,7 ± 0,9 см. У 18-летних девушек этого же ВР регистрируется наименьшее значение показателя – 13,1 ± 0,7 см. Разница значения показателя гибкости внутри групп ВР между 17- и 20-летними девушками составила: ВР «А» 0,3 см (2,1%), ВР «Б» 0,7 см (4,8%) и ВР «С» 1,9 см (12,8%).
Зарегистрировано увеличение на 4,8% значения показателя, характеризующего динамическую силу мышц нижних конечностей, у 19-летних девушек ВР «А» (тест «Прыжок в длину с места») относительно результатов 17-летних девушек, имеющих этот же ВР (р<0,05). Среди всех девушек разного возраста и ВР наибольший результат отмечен у 20-летних девушек ВР «С» – 159,9 ± 2,2 см, наименьший – у 20-летних представительниц ВР «А» – 145,0 ± 3,0 см (табл. 2).
При испытании девушек варианта развития «А» на общую выносливость («Бег 5 минут») наблюдается позитивная возрастная динамика значения показателя теста. У 19-летних девушек дистанция прохождения увеличилась на 13,4%, у 20-летних дистанция сократилась незначительно и превышала на 10,5% значение показателя у 17-летних девушек, р<0,05. У девушек варианта развития «Б» и «С» также установлен возрастной прирост значения показателя общей выносливости.
Возрастное ухудшение значений показателей в большинстве двигательных испытаний девушек 17–20 лет может свидетельствовать о нарастании у них гиподинамии к 20 годам. Эти данные согласуются с материалами Всемирной организации здравоохранения, которая сообщает, что в европейских странах наблюдается общая тенденция снижения уровня физической активности населения, более 70% подростков не выполняют рекомендаций по двигательному режиму [16]. Это ведет к снижению общего показателя двигательных качеств современных молодых людей.
Выводы
1. Установлено, что у 18-летних девушек с банальным ВР организма регистрируется лучшее значение показателя в тесте на скоростную выносливость и ловкость – 20,43±0,1 секунды.
Более быстрыми оказались 19-летние девушки ретардированного типа развития организма, которые в тесте «Бег 20 м с хода» показали наименьшее время прохождения дистанции – 3,31±0,03 секунды.
Девушки ВР «С» всех возрастов имеют преимущество в силе мышц верхних конечностей (тест «Вис»), скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища (тест «Подъем туловища»), гибкости (тест «Наклон вперед»), динамической силе мышц нижних конечностей (тест «Прыжок в длину с места»), общей выносливости (тест «Бег 5 минут») по сравнению с показателями сверстниц акселерированного и ретардированного ВР.
2. Возрастная динамика изменения скоростной выносливости и ловкости, быстроты, силы мышц верхних конечностей девушек 17–20 лет, проживающих на территории Иркутской области, свидетельствует о положительной динамике показателей этих двигательных качеств во всех вариантах развития к 19 годам с последующим ухудшением результата в 20 лет. Возможно, это связано с переходом на одноразовые в неделю занятия физической культурой на 3-м курсе обучения в университете и возрастанием гиподинамии.
К 20 годам у девушек ВР «А» и «Б» зарегистрировано увеличение, а у представительниц ВР «С» – снижение значение показателя скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища. С возрастом активная гибкость позвоночника и тазобедренных суставов, динамическая сила мышц нижних конечностей девушек снижаются у акселерированного и банального ВР, а у девушек ретардированного ВР эти двигательные качества повышаются. У девушек всех вариантов развития к 20 годам отмечается повышение двигательного качества «общая выносливость» по сравнению с 17-летними студентками.
3. Полученные нами результаты проявления возрастных особенностей двигательных качеств 17–20-летних девушек с разными вариантами развития организма позволяют рекомендовать преподавателям сформировать для учебных занятий в вузе индивидуальные образовательные маршруты по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту», рекомендовать современной молодежи дополнительные самостоятельные занятия физической культурой и спортом для компенсации гиподинамии.