Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CULTURE OF ORAL DIALOGUE SPEECH OF STUDENTS WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE CONDITIONS OF THE INTEGRATED EDUCATION

Kiykova N.Y. 1 Soloveva T.V. 1
1 Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Educators
The problem of formation of culture of the dialogue speech of students with special educational needs is relevant due to the need of formation and strengthening at the studying such cultural and language norms which contribute to the development of the relations and ethical concepts of conditions of the integrated education. Therefore the research objective is relevant – to analyse the approaches to formation of culture of communication of students providing expediency, pithiness, rationality, effectiveness and prospects of the dialogue speech of students with special educational needs. As the main materials of a research results of the psychology and pedagogical works devoted to studying of experience of integration interaction of students, teachers and parents in special educational and welfare conditions are chosen. Thanks to it types of dialogue communication are defined: dialogue – familiarizing with knowledge; dialogue – studying, individualization of knowledge; dialogue – use of knowledge; dialogue – increase, specification of knowledge; dialogue – addition of knowledge, motivation to action; dialogue – control of knowledge, assessment, approval; dialogue – a kontekstnost and transformation of knowledge; dialogue – an interpretiruyemost and differentiation of knowledge; dialogue – rhetoricalness and systematization of knowledge; dialogue – the choice of relevant, reliable knowledge; dialogue – integration and the complete attitude towards knowledge, attitude. Maintenance and methodical methods of process of formation of skills of oral dialogue communication is presented, relevant skills of oral dialogue communication of students with special educational needs are concretized. Therefore in the conclusion the pedagogical, psychological, methodical and organizational conditions supporting and forming the resources of the personality promoting implementation of dialogue communication between students are concretized.
the education
integration
the integrated education studying with special educational needs
communication
Dialogue
psychological stability
activity

В условиях увеличивающегося потенциала интеллектуальных, физических, эмоциональных, творческих и регулятивных возможностей при реализации способностей и потребностей обучающихся, их активном участии в различных сферах обучения, самореализации и сотрудничества стремительно возрастает необходимость управления процессом уточнения и дополнения целей, выбора содержания и форм регламентированного, неформального и свободного общения между обучающимися.

Объективное и субъективное различие в восприятии, понимании и осмыслении жизненных ценностей и жизненных отношений, формирующихся в общении между участниками образовательного процесса, приводит к необходимости исследования условий осуществления смыслового преобразования ценностей учителя и ценностей ученика, определяемых задачами и формами коллективного и межличностного общения. Таким образом, в теории и практике психолого-педагогических исследований актуален вопрос об особенностях формирования потребностей обучающихся в устойчивом, соразмеренном, согласованном содержании образования в условиях возникновения новых смысловых, психологических, речевых структур, способствующих развитию личности в контексте возникающих перспектив.

Цель исследования – изучение процесса формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся, обеспечивающего целесообразность, содержательность, рациональность, действенность и перспективность участия в нем обучающихся с особыми образовательными потребностями, в условиях интегрированного образования.

Значительным потенциалом в исследовании этого вопроса обладает система интегрированного образования. Поэтому в качестве основных материалов исследования избраны результаты психолого-педагогических трудов, посвященных изучению опыта интеграционного взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей в специальных образовательных и социально-культурных условиях. Среди предложений, способствующих решению этой задачи, в науке и практике представлены условия наращивания субъектности обучающихся в форме синхронизации их определенных индивидуальных возможностей, содержания образования и актуальных задач развития конкретного возрастного периода [1]. В качестве показателей сформированности психологических ресурсов устойчивости личности к новому содержанию общения рассматриваются показатели речевого общения: активность, инициативность, объемность, тактичность, понятность, действенность, эмпатия [2]. Среди факторов совместного развития речевого общения разными участниками системы интегрированного образования актуализированы возможности социально-психологических особенностей семьи, содержания социальной макро- и микросреды, согласование векторов развития обучающихся с традициями и перспективами развития внутрисемейных и профессиональных отношений [3, 4]. Особое внимание обращено на обсуждение вопросов научно-методического сопровождения процесса развития базовых, общепрофессиональных и специально-профессиональных компетенций педагогических работников в свете гуманитарной самоорганизации [5, 6]. При этом вопрос формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся средствами уточнения содержательной направленности и конструктивных приемов формирования навыков устной диалоговой речи исследован недостаточно. Исследование посвящено изучению сложной интегрированной системы, поэтому в качестве методов исследования использованы аналитический и логический метод, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания.

Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что приоритетными целями и задачами содержания интеграционного взаимодействия разных участников образования являются формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социального и эмоционального благополучия; формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе ценностями. Актуально дополнение содержательных и методологических ценностей системы образования достижениями межпрофильной интеграции разных наук и областей и последовательным переходом от модели формирования межсубъектных отношений по типу «информационной осведомленности» к «объективно приемлемым индивидуализированным формам взаимодействия». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования важно дополнить ценностями развития исследовательских умений и навыков, формирования критического и творческого мышления, развития культуры устной диалоговой речи обучающихся в условиях интегрированного образования.

В такой ситуации содержание интеграционного взаимодействия целесообразно рассматривать в соответствии с психологическими ресурсами устойчивости личности и типами направленности обучающихся: «на себя», «на задачу» или «на взаимодействие» [7]. В данном подходе направленность «на себя» предполагает, что источниками мотивации человека в успешной социализации являются следующие факторы: достижение собственного благополучия, личное первенство, престиж. Преобладание направленности «на задачу», «на дело» определяется успехами в практической деятельности, обусловлено увлеченностью процессом деятельности, стремлением к личностному, профессиональному развитию. Направленность «на других», «на взаимодействие» интерпретируется как «общественно-созидательная направленность». При ее преобладании человек выражает особую заинтересованность в совместной деятельности. Следовательно, содержание и формы устного диалогового общения важно планировать и осуществлять вариативно, в зависимости от особенностей сформированности мотивационно-значимой сферы обучающихся, их актуальных потребностей и возможностей осуществления диалогового общения.

Психологическими ресурсами устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования являются динамические, стабилизирующие и сохраняющие составляющие деятельностного процесса. Среди динамических составляющих деятельностного процесса, формирующих устойчивое развитие личности, следует использовать такие информационные формы, которые актуализируют образы «корней», истоков, текущего состояния, возвращение к которым выполняет функцию мотивации (уточнение, пояснение, конкретизация, субъективный контроль, положительное самоотношение) и развития способов конструирования общности, сплоченности; способствуют новому интерпретированию событий, явлений, процессов в условиях перестановки, повторения, добавления новых «фрагментов» (осмысленность, стремление к самоактуализации, позитивному развитию). К стабилизирующим составляющим устойчивого развития личности относятся такие деятельностные формы, которые объективируют примеры изменчивых состояний равновесия, приводящих к установившимся, прочным, стабильным связям (целеполагающее соответствие гуманистическим ценностям, целостность, индивидуальная ответственность, отсутствие внутренних противоречий, разумность). Поддерживающие (сохраняющие) составляющие устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования содержат такие активные формы мировосприятия, деятельности и преобразования, которые способствуют обновленному интерпретированию событий, авторскому пониманию смысла и значения изменчивых событий, явлений, образов с этической точки зрения как результата творческого переосмысления действительности, стремления к саморазвитию в условиях относительной независимости (переосмысление, интеграция, объективность, самоопределение). Представим педагогические ресурсы, обеспечивающие содержательную направленность процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования, по типам составляющих деятельностного процесса в таблице 1.

Таблица 1

Содержательная направленность знаний, формирующих навыки устного диалогового общения в условиях интегрированного образования

Психологические ресурсы устойчивости личности

Педагогические ресурсы устойчивости личности

Динамические составляющие

Стабилизирующие составляющие

Сохраняющие

составляющие

Виды нового интерпретирования смысла и значения изменчивых событий, явлений, образов (переосмысление)

Виды реинтерпретирования смысла и значения событий, явлений, образов приводящие к стабильным связам (осознанная приемлемость)

Виды обновленного интерпретирования качественного смысла и значения событий, явлений, образов как результат творческого переосмысления действительности

Преобладание направленности

«на себя»

Выбор целей, содержания и языковых средств для диалога в отношении задач различных сфер жизни (здоровье, отношения, личностный, духовный рост, яркость переживаний, карьера, благополучие), выработка своей стратегии и тактики диалогового общения в условиях изучения нового знания

Создание собственных высказываний разного типа (авторитетное, компетентное, основательное, аргументированное, содержательное, последовательное, объективное, непринужденное, спонтанное), включающих план, способы конструирования фрагментов и текста в целом

Определение и анализ своего отношения к развертыванию диалогической речи в контексте ее значимости, длительности, продолжительности переживания и анализа с личностной, близкой, дружеской, родственной, общественной точки зрения

Преобладание направленности

«на задачу»

Определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода, развернутое обсуждение элементов ситуации и ролей собеседников в зависимости от планируемых ожиданий в настоящем и будущем

Преобразование языкового материала посредством замены различных языковых фактов, использование параллельных конструкций,  распространение, сжатие и редактирование в условиях реплицирования, переосмысления, интерпретации, реинтерпретации ситуации общения

Умение поддержать разговор, развить свою мысль или мысль собеседника в условиях предположений о необходимости согласования, уточнения, отдаления в ситуации общения

Преобладание направленности

«на других», «на взаимодействие»

Планирование возможного поведения в зависимости от характера предполагаемого участия   собеседников

в перспективах общения в условиях разнообразия и широты, краткосрочного или долгосрочного, эпизодического либо систематического общения

Анализ готового материала, включающий наблюдение за текстом с последующим выделением и разбором нужных элементов и их соотнесением с задачей, содержанием высказываний, уровнем внутреннего благополучия,  независимости и самостоятельности суждений

Подведение позитивных итогов и перспектив диалогового общения с позиций нравственной осознанности содержания, избранных способов диалогового общения и общих гуманистических ценностей

 

Учитывая единство познавательной, коммуникативной и регулятивной деятельности как составляющих образовательного процесса, определим актуальные типы диалогового общения в зависимости от компонентов речевой культуры: диалог – приобщение к знанию, продолжение, сообщение информации; диалог – изучение, индивидуализация знания, получение, обсуждение информации; диалог – применение знаний, убеждение, аргументация, рассуждение; диалог – увеличение, уточнение знаний, внушение; диалог – дополнение знаний, побуждение к действию; диалог – контроль знаний, оценка, одобрение; диалог – контекстность и преобразование знания, протест, экспрессия; диалог – интерпретируемость и дифференцированность знания, непроизвольность, порывистость; диалог – риторичность и систематизация знания, приспособленчество; диалог – выбор актуального, достоверного, дополнительного, перспективного знания, выступление, представление, презентация; диалог – интеграция и целостное отношение к знанию, мировосприятие. Классификация типов диалогового общения позволяет уточнить актуальные умения, навыки устного диалогового общения в условиях системы интегрированного образования и определить возможные методические приемы формирования таких навыков, соответствующих определенному типу диалога. В таблице 2 представлено содержание процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования, обеспечивающего целесообразность, рациональность и перспективность участия в нем обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Таблица 2

Конструктивная направленность процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования

Типы диалогового общения

Актуальные умения, навыки устного диалогового общения

Методические приемы формирования навыков устного диалогового общения

Диалог – приобщение к знанию, продолжение, сообщение информации

Владение умениями учебно-делового общения, в том числе информирования. Умение показать заинтересованность в общении, вести диалог в соответствии с его темой и целью, уметь выделять главное и второстепенное

Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. Устные тексты описательного типа (в том числе диалог). Приемы мотивации к речи. Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения

Диалог – изучение, индивидуализация знания, получение, обсуждение информации

Умение слушать, извлекать информацию из прослушанного, ставить цель диалога, показать заинтересованность в общении, инициировать участников диалога в предоставлении информации; умение задавать вопросы

Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. Устные тексты описательного и аргументативного типа (в том числе диалог). Приемы решения проблемных вопросов. Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Оценка причин неэффективного общения

Диалог – применение знаний, убеждение, уговоры,   аргументация, рассуждение

Умение применять различные виды доказательств (факты, обращение к авторитетам, известным суждениям, апелляция к личному опыту, эмоциям, желаниям участников диалога), выявлять логические ошибки других участников диалога, умение конструктивно вести диалог в роли лидера или ведомого

Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Устные тексты описательного и аргументативного типа (в том числе диалог). Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Приемы решения проблемной ситуации. Показ процессов, явлений в динамике. Освоение учащимися отдельных интеллектуальных операций, абстрактных схем, принципов и идей по решению проблемных задач. Использование различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации). Оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении.   Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения

Диалог – увеличение, уточнение знаний, внушение

Умение доброжелательно, без категоричности выражать свое мнение и склонять участников диалога к принятию точки зрения ведущего диалог участника

Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного, использовать адекватные ситуации вербальные и невербальные средства общения. Оценка причин неэффективного общения

Диалог – дополнение знаний, побуждение к действию

Умение доброжелательно, без категоричности выражать свое мнение и склонять участников диалога к принятию точки зрения ведущего диалог участника.

Владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию.

Понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением

Умение использовать различные способы аргументации и побуждения к действию. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие не допускать речевую агрессию и противостоять ей. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как убеждение, комплимент, уговаривание, похвала,  просьба,  сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Оценка причин неэффективного общения

Диалог – контроль знаний, оценка, одобрение

Умение искренне и неравнодушно похвалить собеседника, соблюдая меру, умение использовать традиционные формы похвалы.

Понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением

Обогащение словарного запаса обучающихся (лексика положительной оценки). Использование в речи слов положительной оценки.

Правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения

Диалог – выбор актуального, достоверного, дополнительного, перспективного знания, выступление, представление, презентация

Владение умениями учебно-делового общения

Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении). Этикетные формы обращения в официальной речевой ситуации. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как убеждение, самопрезентация, сохранение инициативы в диалоге и др. Различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое‚ интерактивное)

Диалог – интеграция и целостное отношение к знанию, мировосприятие

Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного и делать выводы

Различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое‚ интерактивное)

Диалог – контекстность и преобразование знания, протест, экспрессия

Умение конкретно выразить свои эмоции, впечатления

Прием адаптации к жизненным ситуациям. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения. Оценка причин неэффективного общения

Диалог – интер-претируемость и дифференцированность знания, непроизвольность, порывистость

Умение конкретно выразить свои эмоции, впечатления

Прием адаптации к жизненным ситуациям. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии

Диалог – риторичность и систематизация знания, приспособленчество

Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного и делать выводы

Прием адаптации к жизненным ситуациям. Приемы решения проблемной ситуации. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как комплимент, похвала, принесение извинений, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога и др.

 

Содержательная направленность знаний и методические приемы формирования навыков устного диалогового общения определяют специальные организационные аспекты осуществления этого процесса. Участников диалога различного типа при использовании определенного содержания и методических приемов важно обучить выбору темпа (скорости) самой речи, способам перехода от роли говорящего к роли слушающего, правильному выбору громкости голоса, уместному использованию жестикуляции, мимики. Кроме этого, важным является умение наблюдать и анализировать речевое поведение, соблюдать этику речевого общения. Значимым является умение учащихся использовать освоенные приемы в новых условиях, владеть вербальной и невербальной манерой общения. Ребята учатся понимать, что этические ошибки снижают эффективность диалога, поэтому в диалогической речи они не должны проявлять речевую агрессию в любой форме (отрицательная, некорректная оценка действий и высказываний других участников диалога, высокомерное, насмешливое отношение к личности, ее национальной принадлежности, религии, употребление жаргонной лексики, хвастовство, утверждение своего превосходства и др.).

Таким образом, значимыми результатами исследования процесса формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями являются выводы о том, что психологическими предпосылками устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования служат динамические, стабилизирующие и сохраняющие составляющие речевого общения. Педагогическим условием осуществления динамичности процесса общения является необходимость переосмысления, нового интерпретирования смысла и значения изменчивого содержания устного диалогового общения. Педагогическим условием осуществления стабилизации общения является необходимость осознанной приемлемости, реинтерпретирования смысла и значения событий, явлений, образов, приводящая к стабильным перспективам общения. Педагогическим условием сохранения значимых результатов диалогового общения является возможность дальнейшего использования обновленного интерпретирования качественного смысла и значения речевого общения как результата творческого переосмысления диалога.

Организационно-методические условия формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями уточнены посредством конкретизации актуальных типов диалогового общения в зависимости от компонентов речевой культуры и целевой направленности содержания общения на поддержку и формирование интеллектуальных, эмоциональных, творческих и регулятивных ресурсов личности, способствующих формированию потребностей и стремлений обучающихся с особыми образовательными возможностями к изучению индивидуальных приемов и средств осуществления диалогового общения и дальнейшему саморазвитию в контексте возникающих образовательных перспектив.