В условиях увеличивающегося потенциала интеллектуальных, физических, эмоциональных, творческих и регулятивных возможностей при реализации способностей и потребностей обучающихся, их активном участии в различных сферах обучения, самореализации и сотрудничества стремительно возрастает необходимость управления процессом уточнения и дополнения целей, выбора содержания и форм регламентированного, неформального и свободного общения между обучающимися.
Объективное и субъективное различие в восприятии, понимании и осмыслении жизненных ценностей и жизненных отношений, формирующихся в общении между участниками образовательного процесса, приводит к необходимости исследования условий осуществления смыслового преобразования ценностей учителя и ценностей ученика, определяемых задачами и формами коллективного и межличностного общения. Таким образом, в теории и практике психолого-педагогических исследований актуален вопрос об особенностях формирования потребностей обучающихся в устойчивом, соразмеренном, согласованном содержании образования в условиях возникновения новых смысловых, психологических, речевых структур, способствующих развитию личности в контексте возникающих перспектив.
Цель исследования – изучение процесса формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся, обеспечивающего целесообразность, содержательность, рациональность, действенность и перспективность участия в нем обучающихся с особыми образовательными потребностями, в условиях интегрированного образования.
Значительным потенциалом в исследовании этого вопроса обладает система интегрированного образования. Поэтому в качестве основных материалов исследования избраны результаты психолого-педагогических трудов, посвященных изучению опыта интеграционного взаимодействия обучающихся, педагогов и родителей в специальных образовательных и социально-культурных условиях. Среди предложений, способствующих решению этой задачи, в науке и практике представлены условия наращивания субъектности обучающихся в форме синхронизации их определенных индивидуальных возможностей, содержания образования и актуальных задач развития конкретного возрастного периода [1]. В качестве показателей сформированности психологических ресурсов устойчивости личности к новому содержанию общения рассматриваются показатели речевого общения: активность, инициативность, объемность, тактичность, понятность, действенность, эмпатия [2]. Среди факторов совместного развития речевого общения разными участниками системы интегрированного образования актуализированы возможности социально-психологических особенностей семьи, содержания социальной макро- и микросреды, согласование векторов развития обучающихся с традициями и перспективами развития внутрисемейных и профессиональных отношений [3, 4]. Особое внимание обращено на обсуждение вопросов научно-методического сопровождения процесса развития базовых, общепрофессиональных и специально-профессиональных компетенций педагогических работников в свете гуманитарной самоорганизации [5, 6]. При этом вопрос формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся средствами уточнения содержательной направленности и конструктивных приемов формирования навыков устной диалоговой речи исследован недостаточно. Исследование посвящено изучению сложной интегрированной системы, поэтому в качестве методов исследования использованы аналитический и логический метод, метод мысленного эксперимента с идеализированными ситуациями, метод эмпирического описания.
Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что приоритетными целями и задачами содержания интеграционного взаимодействия разных участников образования являются формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их социального и эмоционального благополучия; формирование мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе ценностями. Актуально дополнение содержательных и методологических ценностей системы образования достижениями межпрофильной интеграции разных наук и областей и последовательным переходом от модели формирования межсубъектных отношений по типу «информационной осведомленности» к «объективно приемлемым индивидуализированным формам взаимодействия». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования важно дополнить ценностями развития исследовательских умений и навыков, формирования критического и творческого мышления, развития культуры устной диалоговой речи обучающихся в условиях интегрированного образования.
В такой ситуации содержание интеграционного взаимодействия целесообразно рассматривать в соответствии с психологическими ресурсами устойчивости личности и типами направленности обучающихся: «на себя», «на задачу» или «на взаимодействие» [7]. В данном подходе направленность «на себя» предполагает, что источниками мотивации человека в успешной социализации являются следующие факторы: достижение собственного благополучия, личное первенство, престиж. Преобладание направленности «на задачу», «на дело» определяется успехами в практической деятельности, обусловлено увлеченностью процессом деятельности, стремлением к личностному, профессиональному развитию. Направленность «на других», «на взаимодействие» интерпретируется как «общественно-созидательная направленность». При ее преобладании человек выражает особую заинтересованность в совместной деятельности. Следовательно, содержание и формы устного диалогового общения важно планировать и осуществлять вариативно, в зависимости от особенностей сформированности мотивационно-значимой сферы обучающихся, их актуальных потребностей и возможностей осуществления диалогового общения.
Психологическими ресурсами устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования являются динамические, стабилизирующие и сохраняющие составляющие деятельностного процесса. Среди динамических составляющих деятельностного процесса, формирующих устойчивое развитие личности, следует использовать такие информационные формы, которые актуализируют образы «корней», истоков, текущего состояния, возвращение к которым выполняет функцию мотивации (уточнение, пояснение, конкретизация, субъективный контроль, положительное самоотношение) и развития способов конструирования общности, сплоченности; способствуют новому интерпретированию событий, явлений, процессов в условиях перестановки, повторения, добавления новых «фрагментов» (осмысленность, стремление к самоактуализации, позитивному развитию). К стабилизирующим составляющим устойчивого развития личности относятся такие деятельностные формы, которые объективируют примеры изменчивых состояний равновесия, приводящих к установившимся, прочным, стабильным связям (целеполагающее соответствие гуманистическим ценностям, целостность, индивидуальная ответственность, отсутствие внутренних противоречий, разумность). Поддерживающие (сохраняющие) составляющие устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования содержат такие активные формы мировосприятия, деятельности и преобразования, которые способствуют обновленному интерпретированию событий, авторскому пониманию смысла и значения изменчивых событий, явлений, образов с этической точки зрения как результата творческого переосмысления действительности, стремления к саморазвитию в условиях относительной независимости (переосмысление, интеграция, объективность, самоопределение). Представим педагогические ресурсы, обеспечивающие содержательную направленность процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования, по типам составляющих деятельностного процесса в таблице 1.
Таблица 1
Содержательная направленность знаний, формирующих навыки устного диалогового общения в условиях интегрированного образования
Психологические ресурсы устойчивости личности |
Педагогические ресурсы устойчивости личности |
||
Динамические составляющие |
Стабилизирующие составляющие |
Сохраняющие составляющие |
|
Виды нового интерпретирования смысла и значения изменчивых событий, явлений, образов (переосмысление) |
Виды реинтерпретирования смысла и значения событий, явлений, образов приводящие к стабильным связам (осознанная приемлемость) |
Виды обновленного интерпретирования качественного смысла и значения событий, явлений, образов как результат творческого переосмысления действительности |
|
Преобладание направленности «на себя» |
Выбор целей, содержания и языковых средств для диалога в отношении задач различных сфер жизни (здоровье, отношения, личностный, духовный рост, яркость переживаний, карьера, благополучие), выработка своей стратегии и тактики диалогового общения в условиях изучения нового знания |
Создание собственных высказываний разного типа (авторитетное, компетентное, основательное, аргументированное, содержательное, последовательное, объективное, непринужденное, спонтанное), включающих план, способы конструирования фрагментов и текста в целом |
Определение и анализ своего отношения к развертыванию диалогической речи в контексте ее значимости, длительности, продолжительности переживания и анализа с личностной, близкой, дружеской, родственной, общественной точки зрения |
Преобладание направленности «на задачу» |
Определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода, развернутое обсуждение элементов ситуации и ролей собеседников в зависимости от планируемых ожиданий в настоящем и будущем |
Преобразование языкового материала посредством замены различных языковых фактов, использование параллельных конструкций, распространение, сжатие и редактирование в условиях реплицирования, переосмысления, интерпретации, реинтерпретации ситуации общения |
Умение поддержать разговор, развить свою мысль или мысль собеседника в условиях предположений о необходимости согласования, уточнения, отдаления в ситуации общения |
Преобладание направленности «на других», «на взаимодействие» |
Планирование возможного поведения в зависимости от характера предполагаемого участия собеседников в перспективах общения в условиях разнообразия и широты, краткосрочного или долгосрочного, эпизодического либо систематического общения |
Анализ готового материала, включающий наблюдение за текстом с последующим выделением и разбором нужных элементов и их соотнесением с задачей, содержанием высказываний, уровнем внутреннего благополучия, независимости и самостоятельности суждений |
Подведение позитивных итогов и перспектив диалогового общения с позиций нравственной осознанности содержания, избранных способов диалогового общения и общих гуманистических ценностей |
Учитывая единство познавательной, коммуникативной и регулятивной деятельности как составляющих образовательного процесса, определим актуальные типы диалогового общения в зависимости от компонентов речевой культуры: диалог – приобщение к знанию, продолжение, сообщение информации; диалог – изучение, индивидуализация знания, получение, обсуждение информации; диалог – применение знаний, убеждение, аргументация, рассуждение; диалог – увеличение, уточнение знаний, внушение; диалог – дополнение знаний, побуждение к действию; диалог – контроль знаний, оценка, одобрение; диалог – контекстность и преобразование знания, протест, экспрессия; диалог – интерпретируемость и дифференцированность знания, непроизвольность, порывистость; диалог – риторичность и систематизация знания, приспособленчество; диалог – выбор актуального, достоверного, дополнительного, перспективного знания, выступление, представление, презентация; диалог – интеграция и целостное отношение к знанию, мировосприятие. Классификация типов диалогового общения позволяет уточнить актуальные умения, навыки устного диалогового общения в условиях системы интегрированного образования и определить возможные методические приемы формирования таких навыков, соответствующих определенному типу диалога. В таблице 2 представлено содержание процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования, обеспечивающего целесообразность, рациональность и перспективность участия в нем обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Таблица 2
Конструктивная направленность процесса формирования навыков устного диалогового общения в условиях интегрированного образования
Типы диалогового общения |
Актуальные умения, навыки устного диалогового общения |
Методические приемы формирования навыков устного диалогового общения |
Диалог – приобщение к знанию, продолжение, сообщение информации |
Владение умениями учебно-делового общения, в том числе информирования. Умение показать заинтересованность в общении, вести диалог в соответствии с его темой и целью, уметь выделять главное и второстепенное |
Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. Устные тексты описательного типа (в том числе диалог). Приемы мотивации к речи. Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения |
Диалог – изучение, индивидуализация знания, получение, обсуждение информации |
Умение слушать, извлекать информацию из прослушанного, ставить цель диалога, показать заинтересованность в общении, инициировать участников диалога в предоставлении информации; умение задавать вопросы |
Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов. Устные тексты описательного и аргументативного типа (в том числе диалог). Приемы решения проблемных вопросов. Этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Оценка причин неэффективного общения |
Диалог – применение знаний, убеждение, уговоры, аргументация, рассуждение |
Умение применять различные виды доказательств (факты, обращение к авторитетам, известным суждениям, апелляция к личному опыту, эмоциям, желаниям участников диалога), выявлять логические ошибки других участников диалога, умение конструктивно вести диалог в роли лидера или ведомого |
Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Устные тексты описательного и аргументативного типа (в том числе диалог). Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Приемы решения проблемной ситуации. Показ процессов, явлений в динамике. Освоение учащимися отдельных интеллектуальных операций, абстрактных схем, принципов и идей по решению проблемных задач. Использование различных способов аргументации, опровержения доводов оппонента (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации). Оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения |
Диалог – увеличение, уточнение знаний, внушение |
Умение доброжелательно, без категоричности выражать свое мнение и склонять участников диалога к принятию точки зрения ведущего диалог участника |
Устное высказывание разной коммуникативной направленности с учетом сферы и ситуации общения. Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного, использовать адекватные ситуации вербальные и невербальные средства общения. Оценка причин неэффективного общения |
Диалог – дополнение знаний, побуждение к действию |
Умение доброжелательно, без категоричности выражать свое мнение и склонять участников диалога к принятию точки зрения ведущего диалог участника. Владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию. Понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением |
Умение использовать различные способы аргументации и побуждения к действию. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие не допускать речевую агрессию и противостоять ей. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, просьба, сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Оценка причин неэффективного общения |
Диалог – контроль знаний, оценка, одобрение |
Умение искренне и неравнодушно похвалить собеседника, соблюдая меру, умение использовать традиционные формы похвалы. Понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением |
Обогащение словарного запаса обучающихся (лексика положительной оценки). Использование в речи слов положительной оценки. Правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения |
Диалог – выбор актуального, достоверного, дополнительного, перспективного знания, выступление, представление, презентация |
Владение умениями учебно-делового общения |
Снятие блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении). Этикетные формы обращения в официальной речевой ситуации. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как убеждение, самопрезентация, сохранение инициативы в диалоге и др. Различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое‚ интерактивное) |
Диалог – интеграция и целостное отношение к знанию, мировосприятие |
Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного и делать выводы |
Различные виды слушания (детальное, выборочное‚ ознакомительное, критическое‚ интерактивное) |
Диалог – контекстность и преобразование знания, протест, экспрессия |
Умение конкретно выразить свои эмоции, впечатления |
Прием адаптации к жизненным ситуациям. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Соблюдение норм русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения. Оценка причин неэффективного общения |
Диалог – интер-претируемость и дифференцированность знания, непроизвольность, порывистость |
Умение конкретно выразить свои эмоции, впечатления |
Прием адаптации к жизненным ситуациям. Этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии |
Диалог – риторичность и систематизация знания, приспособленчество |
Умение слушать и анализировать информацию, извлекать информацию из прослушанного и делать выводы |
Прием адаптации к жизненным ситуациям. Приемы решения проблемной ситуации. Уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения, таких как комплимент, похвала, принесение извинений, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога и др. |
Содержательная направленность знаний и методические приемы формирования навыков устного диалогового общения определяют специальные организационные аспекты осуществления этого процесса. Участников диалога различного типа при использовании определенного содержания и методических приемов важно обучить выбору темпа (скорости) самой речи, способам перехода от роли говорящего к роли слушающего, правильному выбору громкости голоса, уместному использованию жестикуляции, мимики. Кроме этого, важным является умение наблюдать и анализировать речевое поведение, соблюдать этику речевого общения. Значимым является умение учащихся использовать освоенные приемы в новых условиях, владеть вербальной и невербальной манерой общения. Ребята учатся понимать, что этические ошибки снижают эффективность диалога, поэтому в диалогической речи они не должны проявлять речевую агрессию в любой форме (отрицательная, некорректная оценка действий и высказываний других участников диалога, высокомерное, насмешливое отношение к личности, ее национальной принадлежности, религии, употребление жаргонной лексики, хвастовство, утверждение своего превосходства и др.).
Таким образом, значимыми результатами исследования процесса формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями являются выводы о том, что психологическими предпосылками устойчивого развития личности в условиях интегрированного образования служат динамические, стабилизирующие и сохраняющие составляющие речевого общения. Педагогическим условием осуществления динамичности процесса общения является необходимость переосмысления, нового интерпретирования смысла и значения изменчивого содержания устного диалогового общения. Педагогическим условием осуществления стабилизации общения является необходимость осознанной приемлемости, реинтерпретирования смысла и значения событий, явлений, образов, приводящая к стабильным перспективам общения. Педагогическим условием сохранения значимых результатов диалогового общения является возможность дальнейшего использования обновленного интерпретирования качественного смысла и значения речевого общения как результата творческого переосмысления диалога.
Организационно-методические условия формирования культуры устной диалоговой речи обучающихся с особыми образовательными потребностями уточнены посредством конкретизации актуальных типов диалогового общения в зависимости от компонентов речевой культуры и целевой направленности содержания общения на поддержку и формирование интеллектуальных, эмоциональных, творческих и регулятивных ресурсов личности, способствующих формированию потребностей и стремлений обучающихся с особыми образовательными возможностями к изучению индивидуальных приемов и средств осуществления диалогового общения и дальнейшему саморазвитию в контексте возникающих образовательных перспектив.
Библиографическая ссылка
Кийкова Н.Ю., Соловьева Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТНОЙ ДИАЛОГОВОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28438 (дата обращения: 28.05.2023).