Одной из важных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, являются охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие [1]. В Стандарте ДО подчеркивается, что для успешной реализации Программы в дошкольных организациях должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в том числе уважение взрослых к человеческому достоинству детей и защита детей от всех форм психического и физического насилия.
Как видно, изучение проблемы психологической безопасности детей в дошкольных организациях на практике является актуальным, требует научно-методологического, теоретического и методического обоснования.
Основываясь на результатах анкетирования педагогов ДОО, нами выявлены некоторые противоречия в дошкольном образовании:
– современное дошкольное образование развивается в новых социокультурных реалиях, где обеспечение личностной безопасности приобретает особую актуальность, но педагоги отчетливо не выделяют компетенции о защите сущностных основ личности и обеспечении эффективных условий духовной и психологической безопасности детей;
– в дошкольном образовании успешно функционирует программа Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [2], в которой актуализированы педагогические условия обеспечения безопасности детей в быту, природе, защиты от насилия людей, здоровья и эмоционального благополучия ребенка; соблюдения детьми правил пожарной, дорожной безопасности и экосообразного поведения в природе. Тем не менее педагогами недостаточно осознается, что, кроме внешнего характера угроз, ребенок повседневно сталкивается с проблемами психологического плана, которые заключаются в необоснованных запретах, авторитарном стиле отношений взрослых к ребенку, непринятии или отвержении сверстниками в детском социуме и др.
В результате у ребенка появляются чувства закомплексованности, неуверенности, страха, высокой тревожности, низкой самооценки, что в конечном результате приводит к эмоциональному срыву, психологическому упадку сил ребенка, неуверенности в собственной самодостаточности и значимости. Потому своевременное выявление причин и последствий психологических факторов риска и угроз, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка, оказание поддержки ребенку должны стать одной из важных задач деятельности педагогических коллективов ДОО.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время нет достаточно обоснованной классификации угроз психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Исходя из этого нами определена цель исследования – обосновать методологические предпосылки и методические основы формирования психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации.
При этом нами предполагалось, что педагогическое обеспечение психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации имеет свои специфические особенности и возможно при следующих условиях:
– научно-методологическом и методическом обосновании проблемы как базисной основы развития личности ребенка;
– создании педагогами благоприятного психологического климата и развивающей среды для безопасного взаимодействия детей в ДОО со сверстниками и взрослыми;
– разработке и проведении образовательной деятельности (ОД) по формированию ценностных представлений во взаимоотношениях с сверстниками, взрослыми и снижению тревожности, страха, закомплексованности у детей;
– организации содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей в условиях ДОО.
Научно-теоретическая новизна исследования:
– в рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения психологической безопасности детей как базовой основы развития личности;
– в дошкольном образовании обоснуются методологические предпосылки и педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования
Основные методы исследования обусловлены предметом, целью, содержанием исследования. Основополагающими из них являются: анализ фундаментальных научных трудов по проблеме исследования; применение комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; изучение психолого-педагогической документации, анкетирование, корреляция, наблюдение за детьми в разных видах деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования. К процессу эмпирических исследований были привлечены 140 человек: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.
Результаты исследования и их обсуждение
В проведенном нами исследовании особое внимание уделялось воспитанию культуры взаимоотношений между субъектами: «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», «родитель – ребенок». Общение между субъектами образовательной деятельности, которое построено на принципах толерантности, свободы выбора, собственной ответственности, принятии ребенка как данности «здесь и сейчас».
В констатирующем эксперименте посредством комплексного применения теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, проектной методики «Группировка и ранжирование детских страхов», разработанной Е.В. Устиновой на основе опросника частотных детских страхов А.И. Захарова, метода социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной [3, 4], анкетирования родителей и педагогов были выявлены имеющиеся изъяны во взаимоотношениях «ребенок – ребенок», «ребенок – педагог», «ребенок – родитель». К примеру, на вопросы: «Скучает ли ваш ребенок по детскому саду?» 60% родителей ответили утвердительно, а 40% – нет. А на вопрос «Скучает ли Ваш ребенок по воспитателям?» 40% ответили, что скучает, а 60% ответили отрицательно или «не знаю». На вопрос, испытывает ли ребенок трудности в общении со сверстниками, 70% родителей ответили «нет», а 30% – «да», а на вопрос «Легко ли ребенок выходит из конфликтных ситуаций?» 50% ответили «да», а 50% родителей затруднялись в ответе. Обследование детей на выявление уровней тревожности показало, что у 25% детей наблюдается высокий индекс тревожности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к жизненным ситуациям и в общениях «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить и об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье. Методика «Группировка и ранжирование детских страхов» позволила выявить нарушения в когнитивной сфере, мешающие детям быть более открытыми, и предполагает анализ ребенком своих страхов по степени интенсивности переживания. Метод социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной позволил выявить, что количество детей со средним социометрическим статусом составляет 73%, с низким – 15%. Анализ результатов обследования детей позволяет говорить о том, что характер мотивировок в группе исследования различен. Выборы дошкольников обосновывались в соответствии с теми или иными позитивными качествами сверстников, преимущественно внешнего плана. Наиболее частными при выборе предпочитаемых оказались мотивировки, которые связаны с дружескими отношениями, что говорит о необходимости работы с детьми по формированию ценностных представлений в общении с другими людьми.
Обнаруженные отклонения у детей на констатирующем этапе исследования свидетельствуют об имеющихся фактах психологической травматизации детей. По утверждению Е.Г. Дозорцевой, нарушения и отклонения в поведении ребенка являются следствием психических травм, пережитых стрессов. Психолог считает, что «последствия психологической травмы проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребенка, и непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха» [5, c. 10].
Анкетирование, беседы и проведенные со взрослыми аналитические интерпретации, наблюдения и анализ общения детей между собой и взрослыми свидетельствуют о существовании следующих форм психологической травматизации, которые являются внешними и внутренними источниками угроз психологической безопасности:
– игнорирование ребенка, его личностных заявлений, отсутствие эмоциональной стимуляции, эмоционального отклика на просьбы и др.;
– ограничения, запрещения и изоляция ребенка в игре, действиях, общении со сверстниками и с другими людьми;
– унижение достоинства ребенка, циничное отношение к высказываниям ребенка;
– высмеивание ребенка за альтруизм, открытость в проявлении чувств и эмоций;
– наказание, критика и угроза за проступки ребенка и в адрес любимых и близких людей ребенка;
– манипулирование ребенком;
– отсутствие заботы, любви, внимания, помощи, общения и поддержки ребенка и др.
Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что в современном обществе «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих» [6, с. 16].
Таким образом, психологическая безопасность — это результат непрерывной работы когнитивного, аффективного и оценочного процессов; действия мотивационно-потребностных механизмов и сложившихся у ребенка отношений.
В ФГОС ДО подчеркивается необходимость создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развития их коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [1].
Следует подчеркнуть, что по ФГОС ДО успешность реализации педагогического процесса обусловлена созданием содержательной предметно-развивающей среды. В первую очередь в условиях ДОО была создана безопасная развивающая среда с целью снятия факторов риска возникновения негативного влияния на ребенка окружающих людей. По утверждению J.S. Hong, M.K. Eamon, обеспечение безопасности среды – важнейшее условие психологического благополучия детей, поддержания их психического здоровья [7].
Содержательное пояснение психологической безопасности с позиции обеспечения благоприятной образовательной среды дает И.А. Баева. Психолог считает, что психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [8].
В проведенном нами исследовании особое внимание было уделено созданию благоприятных психолого-педагогических условий, таких как организация комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей в группе со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и с значимыми для ребенка взрослыми, по снижению тревожности, страха и развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей.
Для реализации поставленной цели нами разработаны и обоснованы:
– концептуальные основы и модель педагогического обеспечения психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях ДОО;
– психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей;
– программа и комплекс диагностических методик, предусматривающих развитие ценностного отношения детей друг к другу и ко взрослым с основой на этнокультурных ценностях родного народа.
В совместной образовательной деятельности с детьми нами разработаны и проведены циклы занятий, которые включают:
– философические беседы по сюжетам сказок;
– визуализацию и одухотворение ценностей сказок в рисунках;
– психологические тренинги, игры и упражнения;
– сказкотерапию;
– арт-терапию и др.
Реализация педагогических условий показала положительную динамику сформированности ценностных отношений детей между собой и взрослыми; поддержки и развития адекватных уровней тревожности, страха и самооценки. Проведенный контрольный эксперимент свидетельствует, что дети старшего дошкольного возраста в соответствии со своим возрастом могут самостоятельно контролировать моральные поступки; договариваться, могут регулировать конфликтные ситуации.
Организация диалогического общения по сюжетам сказок, визуализация и одухотворение ценностей сказок в рисунках, проведение психологических тренингов, игр и упражнений, арт-терапии, психодинамических и психостатических медитаций и иного способствовали созданию комфортной психоэмоциональной среды в общении детей между собой и со взрослыми, снижению тревожности, страха и достижению адекватных уровней самооценки.
Заключение
Методологическое рассмотрение проблемы психологической безопасности личности в дошкольном образовании и его научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложной и многоплановой, успешность формирования ее у детей требует обоснования научно-теоретических, методологических и методических основ с разных научных областей, в том числе культурологической, психологической, педагогической и т.д.
Обращение к научным трудам подтверждает, что фактически мало научных исследований, посвященных изучению психологической безопасности личности в дошкольном образовании. Предпринятое исследование призвано восполнить существующий пробел в дошкольном образовании.
Безусловно, дети в дошкольном возрасте осознанно не могут противостоять проявлениям угроз и бороться с ними, но ценность «взращения» сущностных основ личности, развитие ценностности в дошкольном периоде жизни детей являются непременными условиями успешной социализации и становления как личности. В этом отношении категория «обеспечение психологической безопасности детей» определяется нами как система межличностных взаимоотношений и мер по предотвращению угроз и укреплению сущностных основ развития личности.
В исследовании нами определены психологические факторы угроз, с которыми ребенок повседневно сталкивается в реальной жизни: враждебность окружающей ребенка среды, необоснованные запреты, преобладание авторитарного стиля воспитателей, родителей, в результате которых ребенок испытывает манипулирование собой, оскорбление, чрезмерный контроль, ограничение действий, моральное давление взрослых, отвержение сверстниками и др. В результате у дошкольников появляются чувства закомплексованности, страха, боязни, обиды, что вызывает эмоциональную неуверенность в собственной значимости, агрессию, тревожность.
Нами установлено, что психологическая безопасность детей в дошкольном возрасте более эффективно формируется в специально разработанной системе обучения и воспитания, которая предусматривает педагогические условия: создание комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и со значимыми взрослыми, по снижению тревожности, страха и развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей по проблеме.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исходных позиций, использованием методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам; проверкой и анализом полученных результатов; осуществлением количественного и качественного анализа; экспериментальной проверкой основных положений выдвинутой гипотезы, а также позитивной результативностью проведенной опытно-экспериментальной работы.