Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PSYCHOLOGICAL SAFETY OF PRESCHOOL CHILDREN

Baisheva M.I. 1 Leonteva A.V. 1
1 North-Eastern Federal University of MK Ammosov
Modern pre-school education is developing in new socio-cultural realities, where the provision of personal security is of particular relevance. The purpose of the article is the substantiation of methodological prerequisites and methodical bases of formation of psychological safety of children in the conditions of preschool educational organization. The scientific novelty of the research is that in the framework of pre-school education the problem of psychological safety of children is set; methodological prerequisites and pedagogical conditions for the formation of psychological safety in children of preschool age in the conditions of pre-school educational organization are justified. The materials of the study identified the main methods due to the subject, purpose, content of the study: the analysis of fundamental scientific works on the problem of research; the use of a set of theoretical and empirical methods, the study of psychological and pedagogical documentation, questionnaires, correlation, monitoring of children in different activities, communication with adults and peers; the method of expert assessments; pedagogical experiment (ascertaining, forming, control), quantitative and qualitative analysis of the results of the study. The results of the study analyzed the results of the survey of children and subjects of interaction with them; identified external and internal sources of threats to the psychological safety of preschool children, reflects the content and methods of practical work with children. In conclusion, it is emphasized that the psychological safety of children in preschool age is more effectively implemented in a specially designed system of education and upbringing, which provides the following pedagogical conditions: creation of a comfortable psychological environment for safe interaction of children in the group; carrying out preventive and corrective work on the formation of positive relationships between children and significant adults for the child, reduce anxiety, fear and the development of adequate self-esteem in children; organization of meaningful psychological and pedagogical support of teachers and parents in the Doo. Implementation of the developed pedagogical conditions showed positive dynamics of formation of value relations between children and adults; support and development of adequate levels of anxiety, fear and self-esteem.
psychological safety
preschool children
development
personality
factors of threats
pedagogical conditions

Одной из важных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, являются охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие [1]. В Стандарте ДО подчеркивается, что для успешной реализации Программы в дошкольных организациях должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в том числе уважение взрослых к человеческому достоинству детей и защита детей от всех форм психического и физического насилия.

Как видно, изучение проблемы психологической безопасности детей в дошкольных организациях на практике является актуальным, требует научно-методологического, теоретического и методического обоснования.

Основываясь на результатах анкетирования педагогов ДОО, нами выявлены некоторые противоречия в дошкольном образовании:

– современное дошкольное образование развивается в новых социокультурных реалиях, где обеспечение личностной безопасности приобретает особую актуальность, но педагоги отчетливо не выделяют компетенции о защите сущностных основ личности и обеспечении эффективных условий духовной и психологической безопасности детей;

– в дошкольном образовании успешно функционирует программа Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [2], в которой актуализированы педагогические условия обеспечения безопасности детей в быту, природе, защиты от насилия людей, здоровья и эмоционального благополучия ребенка; соблюдения детьми правил пожарной, дорожной безопасности и экосообразного поведения в природе. Тем не менее педагогами недостаточно осознается, что, кроме внешнего характера угроз, ребенок повседневно сталкивается с проблемами психологического плана, которые заключаются в необоснованных запретах, авторитарном стиле отношений взрослых к ребенку, непринятии или отвержении сверстниками в детском социуме и др.

В результате у ребенка появляются чувства закомплексованности, неуверенности, страха, высокой тревожности, низкой самооценки, что в конечном результате приводит к эмоциональному срыву, психологическому упадку сил ребенка, неуверенности в собственной самодостаточности и значимости. Потому своевременное выявление причин и последствий психологических факторов риска и угроз, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка, оказание поддержки ребенку должны стать одной из важных задач деятельности педагогических коллективов ДОО.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время нет достаточно обоснованной классификации угроз психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Исходя из этого нами определена цель исследования – обосновать методологические предпосылки и методические основы формирования психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации.

При этом нами предполагалось, что педагогическое обеспечение психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации имеет свои специфические особенности и возможно при следующих условиях:

– научно-методологическом и методическом обосновании проблемы как базисной основы развития личности ребенка;

– создании педагогами благоприятного психологического климата и развивающей среды для безопасного взаимодействия детей в ДОО со сверстниками и взрослыми;

– разработке и проведении образовательной деятельности (ОД) по формированию ценностных представлений во взаимоотношениях с сверстниками, взрослыми и снижению тревожности, страха, закомплексованности у детей;

– организации содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей в условиях ДОО.

Научно-теоретическая новизна исследования:

– в рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения психологической безопасности детей как базовой основы развития личности;

в дошкольном образовании обоснуются методологические предпосылки и педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования

Основные методы исследования обусловлены предметом, целью, содержанием исследования. Основополагающими из них являются: анализ фундаментальных научных трудов по проблеме исследования; применение комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; изучение психолого-педагогической документации, анкетирование, корреляция, наблюдение за детьми в разных видах деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования. К процессу эмпирических исследований были привлечены 140 человек: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведенном нами исследовании особое внимание уделялось воспитанию культуры взаимоотношений между субъектами: «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», «родитель – ребенок». Общение между субъектами образовательной деятельности, которое построено на принципах толерантности, свободы выбора, собственной ответственности, принятии ребенка как данности «здесь и сейчас».

В констатирующем эксперименте посредством комплексного применения теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, проектной методики «Группировка и ранжирование детских страхов», разработанной Е.В. Устиновой на основе опросника частотных детских страхов А.И. Захарова, метода социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной [3, 4], анкетирования родителей и педагогов были выявлены имеющиеся изъяны во взаимоотношениях «ребенок – ребенок», «ребенок – педагог», «ребенок – родитель». К примеру, на вопросы: «Скучает ли ваш ребенок по детскому саду?» 60% родителей ответили утвердительно, а 40% – нет. А на вопрос «Скучает ли Ваш ребенок по воспитателям?» 40% ответили, что скучает, а 60% ответили отрицательно или «не знаю». На вопрос, испытывает ли ребенок трудности в общении со сверстниками, 70% родителей ответили «нет», а 30% – «да», а на вопрос «Легко ли ребенок выходит из конфликтных ситуаций?» 50% ответили «да», а 50% родителей затруднялись в ответе. Обследование детей на выявление уровней тревожности показало, что у 25% детей наблюдается высокий индекс тревожности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к жизненным ситуациям и в общениях «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить и об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье. Методика «Группировка и ранжирование детских страхов» позволила выявить нарушения в когнитивной сфере, мешающие детям быть более открытыми, и предполагает анализ ребенком своих страхов по степени интенсивности переживания. Метод социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной позволил выявить, что количество детей со средним социометрическим статусом составляет 73%, с низким – 15%. Анализ результатов обследования детей позволяет говорить о том, что характер мотивировок в группе исследования различен. Выборы дошкольников обосновывались в соответствии с теми или иными позитивными качествами сверстников, преимущественно внешнего плана. Наиболее частными при выборе предпочитаемых оказались мотивировки, которые связаны с дружескими отношениями, что говорит о необходимости работы с детьми по формированию ценностных представлений в общении с другими людьми.

Обнаруженные отклонения у детей на констатирующем этапе исследования свидетельствуют об имеющихся фактах психологической травматизации детей. По утверждению Е.Г. Дозорцевой, нарушения и отклонения в поведении ребенка являются следствием психических травм, пережитых стрессов. Психолог считает, что «последствия психологической травмы проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребенка, и непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха» [5, c. 10].

Анкетирование, беседы и проведенные со взрослыми аналитические интерпретации, наблюдения и анализ общения детей между собой и взрослыми свидетельствуют о существовании следующих форм психологической травматизации, которые являются внешними и внутренними источниками угроз психологической безопасности:

– игнорирование ребенка, его личностных заявлений, отсутствие эмоциональной стимуляции, эмоционального отклика на просьбы и др.;

– ограничения, запрещения и изоляция ребенка в игре, действиях, общении со сверстниками и с другими людьми;

– унижение достоинства ребенка, циничное отношение к высказываниям ребенка;

– высмеивание ребенка за альтруизм, открытость в проявлении чувств и эмоций;

– наказание, критика и угроза за проступки ребенка и в адрес любимых и близких людей ребенка;

– манипулирование ребенком;

– отсутствие заботы, любви, внимания, помощи, общения и поддержки ребенка и др.

Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что в современном обществе «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих» [6, с. 16].

Таким образом, психологическая безопасность — это результат непрерывной работы когнитивного, аффективного и оценочного процессов; действия мотивационно-потребностных механизмов и сложившихся у ребенка отношений.

В ФГОС ДО подчеркивается необходимость создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развития их коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [1].

Следует подчеркнуть, что по ФГОС ДО успешность реализации педагогического процесса обусловлена созданием содержательной предметно-развивающей среды. В первую очередь в условиях ДОО была создана безопасная развивающая среда с целью снятия факторов риска возникновения негативного влияния на ребенка окружающих людей. По утверждению J.S. Hong, M.K. Eamon, обеспечение безопасности среды – важнейшее условие психологического благополучия детей, поддержания их психического здоровья [7].

Содержательное пояснение психологической безопасности с позиции обеспечения благоприятной образовательной среды дает И.А. Баева. Психолог считает, что психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [8].

В проведенном нами исследовании особое внимание было уделено созданию благоприятных психолого-педагогических условий, таких как организация комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей в группе со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и с значимыми для ребенка взрослыми, по снижению тревожности, страха и  развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей.

Для реализации поставленной цели нами разработаны и обоснованы:

– концептуальные основы и модель педагогического обеспечения психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях ДОО;

– психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей;

– программа и комплекс диагностических методик, предусматривающих развитие ценностного отношения детей друг к другу и ко взрослым с основой на этнокультурных ценностях родного народа.

В совместной образовательной деятельности с детьми нами разработаны и проведены циклы занятий, которые включают:

– философические беседы по сюжетам сказок;

– визуализацию и одухотворение ценностей сказок в рисунках;

– психологические тренинги, игры и упражнения;

– сказкотерапию;

– арт-терапию и др. 

Реализация педагогических условий показала положительную динамику сформированности ценностных отношений детей между собой и взрослыми; поддержки и развития адекватных уровней тревожности, страха и самооценки. Проведенный контрольный эксперимент свидетельствует, что дети старшего дошкольного возраста в соответствии со своим возрастом могут самостоятельно контролировать моральные поступки; договариваться, могут регулировать конфликтные ситуации.

Организация диалогического общения по сюжетам сказок, визуализация и одухотворение ценностей сказок в рисунках, проведение психологических тренингов, игр и упражнений, арт-терапии, психодинамических и психостатических медитаций и иного способствовали созданию комфортной психоэмоциональной среды в общении детей между собой и со взрослыми, снижению тревожности, страха и достижению адекватных уровней самооценки.

Заключение

Методологическое рассмотрение проблемы психологической безопасности личности в дошкольном образовании и его научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложной и многоплановой, успешность формирования ее у детей требует обоснования научно-теоретических, методологических и методических основ с разных научных областей, в том числе культурологической, психологической, педагогической и т.д.

Обращение к научным трудам подтверждает, что фактически мало научных исследований, посвященных изучению психологической безопасности личности в дошкольном образовании. Предпринятое исследование призвано восполнить существующий пробел в дошкольном образовании.

Безусловно, дети в дошкольном возрасте осознанно не могут противостоять проявлениям угроз и бороться с ними, но ценность «взращения» сущностных основ личности, развитие ценностности в дошкольном периоде жизни детей являются непременными условиями успешной социализации и становления как личности. В этом отношении категория «обеспечение психологической безопасности детей» определяется нами как система межличностных взаимоотношений и мер по предотвращению угроз и укреплению сущностных основ развития личности.

В исследовании нами определены психологические факторы угроз, с которыми ребенок повседневно сталкивается в реальной жизни: враждебность окружающей ребенка среды, необоснованные запреты, преобладание авторитарного стиля воспитателей, родителей, в результате которых ребенок испытывает манипулирование собой, оскорбление, чрезмерный контроль, ограничение действий, моральное давление взрослых, отвержение сверстниками и др. В результате у дошкольников появляются чувства закомплексованности, страха, боязни, обиды, что вызывает эмоциональную неуверенность в собственной значимости, агрессию, тревожность.

Нами установлено, что психологическая безопасность детей в дошкольном возрасте более эффективно формируется в специально разработанной системе обучения и воспитания, которая предусматривает педагогические условия: создание комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и со значимыми взрослыми, по снижению тревожности, страха и  развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей по проблеме.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исходных позиций, использованием методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам; проверкой и анализом полученных результатов; осуществлением количественного и качественного анализа; экспериментальной проверкой основных положений выдвинутой гипотезы, а также позитивной результативностью проведенной опытно-экспериментальной работы.