Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баишева М.И. 1 Леонтьева А.В. 1
1 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Cовременное дошкольное образование развивается в новых социокультурных реалиях, где обеспечение личностной безопасности приобретает особую актуальность. Цель статьи – обоснование методологических предпосылок и методических основ формирования психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации. Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения психологической безопасности детей; обоснуются методологические предпосылки и педагогические условия формирования психологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В материалах исследования определены основные методы, обусловленные предметом, целью, содержанием исследования: анализ фундаментальных научных трудов по проблеме исследования; применение комплекса теоретических и эмпирических методов, изучение психолого-педагогической документации, анкетирование, корреляция, наблюдение за детьми в разных видах деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования. В исследовании проанализированы результаты обследования детей и субъектов взаимодействия с ними; определены внешние и внутренние источники угроз психологической безопасности дошкольников, отражены содержание и методы практической работы с детьми. В заключение подчеркивается, что психологическая безопасность детей в дошкольном возрасте более эффективно осуществляется в специально разработанной системе обучения и воспитания, в которой предусматриваются следующие педагогические условия: создание комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей в группе; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и с значимыми для ребенка взрослыми, по снижению тревожности, страха и развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей в ДОО. Реализация разработанных педагогических условий показала положительную динамику сформированности ценностных отношений детей между собой и взрослыми, поддержки и развития адекватных уровней тревожности, страха и самооценки.
психологическая безопасность
дошкольники
развитие
личность
факторы угроз
педагогические условия
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. 2013. Федер. вып. №6241. 25.11.2013 г.
2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. 144 с.
3. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3 – 7 лет. Волгоград: Учитель, 2013. 202 с.
4. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей дет. cада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Просвещение: Владос, 1995. 288 с.
5. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2006. 126 с.
6. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПб.: СПбГУП, 2011. 36 с.
7. Hong J.S., Eamon M.K. Students’ Perceptions of Unsafe Schools: An Ecological Systems Analysis. Journal of Child Family Study. 2012. № 21. P. 428–438.
8. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды / Под ред. И.А. Баевой. М.: Экон–Информ, 2009. 247 с.

Одной из важных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Стандарт ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, являются охрана и укрепление психофизического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие [1]. В Стандарте ДО подчеркивается, что для успешной реализации Программы в дошкольных организациях должны быть обеспечены психолого-педагогические условия, в том числе уважение взрослых к человеческому достоинству детей и защита детей от всех форм психического и физического насилия.

Как видно, изучение проблемы психологической безопасности детей в дошкольных организациях на практике является актуальным, требует научно-методологического, теоретического и методического обоснования.

Основываясь на результатах анкетирования педагогов ДОО, нами выявлены некоторые противоречия в дошкольном образовании:

– современное дошкольное образование развивается в новых социокультурных реалиях, где обеспечение личностной безопасности приобретает особую актуальность, но педагоги отчетливо не выделяют компетенции о защите сущностных основ личности и обеспечении эффективных условий духовной и психологической безопасности детей;

– в дошкольном образовании успешно функционирует программа Н.Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой «Основы безопасности детей дошкольного возраста» [2], в которой актуализированы педагогические условия обеспечения безопасности детей в быту, природе, защиты от насилия людей, здоровья и эмоционального благополучия ребенка; соблюдения детьми правил пожарной, дорожной безопасности и экосообразного поведения в природе. Тем не менее педагогами недостаточно осознается, что, кроме внешнего характера угроз, ребенок повседневно сталкивается с проблемами психологического плана, которые заключаются в необоснованных запретах, авторитарном стиле отношений взрослых к ребенку, непринятии или отвержении сверстниками в детском социуме и др.

В результате у ребенка появляются чувства закомплексованности, неуверенности, страха, высокой тревожности, низкой самооценки, что в конечном результате приводит к эмоциональному срыву, психологическому упадку сил ребенка, неуверенности в собственной самодостаточности и значимости. Потому своевременное выявление причин и последствий психологических факторов риска и угроз, организация эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка, оказание поддержки ребенку должны стать одной из важных задач деятельности педагогических коллективов ДОО.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время нет достаточно обоснованной классификации угроз психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации. Исходя из этого нами определена цель исследования – обосновать методологические предпосылки и методические основы формирования психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации.

При этом нами предполагалось, что педагогическое обеспечение психологической безопасности детей в условиях дошкольной образовательной организации имеет свои специфические особенности и возможно при следующих условиях:

– научно-методологическом и методическом обосновании проблемы как базисной основы развития личности ребенка;

– создании педагогами благоприятного психологического климата и развивающей среды для безопасного взаимодействия детей в ДОО со сверстниками и взрослыми;

– разработке и проведении образовательной деятельности (ОД) по формированию ценностных представлений во взаимоотношениях с сверстниками, взрослыми и снижению тревожности, страха, закомплексованности у детей;

– организации содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей в условиях ДОО.

Научно-теоретическая новизна исследования:

– в рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения психологической безопасности детей как базовой основы развития личности;

в дошкольном образовании обоснуются методологические предпосылки и педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования

Основные методы исследования обусловлены предметом, целью, содержанием исследования. Основополагающими из них являются: анализ фундаментальных научных трудов по проблеме исследования; применение комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследования; изучение психолого-педагогической документации, анкетирование, корреляция, наблюдение за детьми в разных видах деятельности, общении со взрослыми и сверстниками; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов исследования. К процессу эмпирических исследований были привлечены 140 человек: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.

Результаты исследования и их обсуждение

В проведенном нами исследовании особое внимание уделялось воспитанию культуры взаимоотношений между субъектами: «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», «родитель – ребенок». Общение между субъектами образовательной деятельности, которое построено на принципах толерантности, свободы выбора, собственной ответственности, принятии ребенка как данности «здесь и сейчас».

В констатирующем эксперименте посредством комплексного применения теста тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена, проектной методики «Группировка и ранжирование детских страхов», разработанной Е.В. Устиновой на основе опросника частотных детских страхов А.И. Захарова, метода социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной [3, 4], анкетирования родителей и педагогов были выявлены имеющиеся изъяны во взаимоотношениях «ребенок – ребенок», «ребенок – педагог», «ребенок – родитель». К примеру, на вопросы: «Скучает ли ваш ребенок по детскому саду?» 60% родителей ответили утвердительно, а 40% – нет. А на вопрос «Скучает ли Ваш ребенок по воспитателям?» 40% ответили, что скучает, а 60% ответили отрицательно или «не знаю». На вопрос, испытывает ли ребенок трудности в общении со сверстниками, 70% родителей ответили «нет», а 30% – «да», а на вопрос «Легко ли ребенок выходит из конфликтных ситуаций?» 50% ответили «да», а 50% родителей затруднялись в ответе. Обследование детей на выявление уровней тревожности показало, что у 25% детей наблюдается высокий индекс тревожности, что свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к жизненным ситуациям и в общениях «ребенок – ребенок», «ребенок – взрослый». Тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в этой или аналогичной ситуации. Эмоционально негативный опыт косвенно позволяет судить и об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье. Методика «Группировка и ранжирование детских страхов» позволила выявить нарушения в когнитивной сфере, мешающие детям быть более открытыми, и предполагает анализ ребенком своих страхов по степени интенсивности переживания. Метод социометрии в виде игры «Секрет» Т.А. Репиной позволил выявить, что количество детей со средним социометрическим статусом составляет 73%, с низким – 15%. Анализ результатов обследования детей позволяет говорить о том, что характер мотивировок в группе исследования различен. Выборы дошкольников обосновывались в соответствии с теми или иными позитивными качествами сверстников, преимущественно внешнего плана. Наиболее частными при выборе предпочитаемых оказались мотивировки, которые связаны с дружескими отношениями, что говорит о необходимости работы с детьми по формированию ценностных представлений в общении с другими людьми.

Обнаруженные отклонения у детей на констатирующем этапе исследования свидетельствуют об имеющихся фактах психологической травматизации детей. По утверждению Е.Г. Дозорцевой, нарушения и отклонения в поведении ребенка являются следствием психических травм, пережитых стрессов. Психолог считает, что «последствия психологической травмы проявляются в различных сферах жизнедеятельности ребенка, и непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха» [5, c. 10].

Анкетирование, беседы и проведенные со взрослыми аналитические интерпретации, наблюдения и анализ общения детей между собой и взрослыми свидетельствуют о существовании следующих форм психологической травматизации, которые являются внешними и внутренними источниками угроз психологической безопасности:

– игнорирование ребенка, его личностных заявлений, отсутствие эмоциональной стимуляции, эмоционального отклика на просьбы и др.;

– ограничения, запрещения и изоляция ребенка в игре, действиях, общении со сверстниками и с другими людьми;

– унижение достоинства ребенка, циничное отношение к высказываниям ребенка;

– высмеивание ребенка за альтруизм, открытость в проявлении чувств и эмоций;

– наказание, критика и угроза за проступки ребенка и в адрес любимых и близких людей ребенка;

– манипулирование ребенком;

– отсутствие заботы, любви, внимания, помощи, общения и поддержки ребенка и др.

Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что в современном обществе «все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих» [6, с. 16].

Таким образом, психологическая безопасность — это результат непрерывной работы когнитивного, аффективного и оценочного процессов; действия мотивационно-потребностных механизмов и сложившихся у ребенка отношений.

В ФГОС ДО подчеркивается необходимость создания условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развития их коммуникативных способностей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками [1].

Следует подчеркнуть, что по ФГОС ДО успешность реализации педагогического процесса обусловлена созданием содержательной предметно-развивающей среды. В первую очередь в условиях ДОО была создана безопасная развивающая среда с целью снятия факторов риска возникновения негативного влияния на ребенка окружающих людей. По утверждению J.S. Hong, M.K. Eamon, обеспечение безопасности среды – важнейшее условие психологического благополучия детей, поддержания их психического здоровья [7].

Содержательное пояснение психологической безопасности с позиции обеспечения благоприятной образовательной среды дает И.А. Баева. Психолог считает, что психологическая безопасность есть состояние образовательной среды, свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [8].

В проведенном нами исследовании особое внимание было уделено созданию благоприятных психолого-педагогических условий, таких как организация комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей в группе со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и с значимыми для ребенка взрослыми, по снижению тревожности, страха и  развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей.

Для реализации поставленной цели нами разработаны и обоснованы:

– концептуальные основы и модель педагогического обеспечения психологической безопасности детей дошкольного возраста в условиях ДОО;

– психолого-педагогические условия обеспечения психологической безопасности детей;

– программа и комплекс диагностических методик, предусматривающих развитие ценностного отношения детей друг к другу и ко взрослым с основой на этнокультурных ценностях родного народа.

В совместной образовательной деятельности с детьми нами разработаны и проведены циклы занятий, которые включают:

– философические беседы по сюжетам сказок;

– визуализацию и одухотворение ценностей сказок в рисунках;

– психологические тренинги, игры и упражнения;

– сказкотерапию;

– арт-терапию и др. 

Реализация педагогических условий показала положительную динамику сформированности ценностных отношений детей между собой и взрослыми; поддержки и развития адекватных уровней тревожности, страха и самооценки. Проведенный контрольный эксперимент свидетельствует, что дети старшего дошкольного возраста в соответствии со своим возрастом могут самостоятельно контролировать моральные поступки; договариваться, могут регулировать конфликтные ситуации.

Организация диалогического общения по сюжетам сказок, визуализация и одухотворение ценностей сказок в рисунках, проведение психологических тренингов, игр и упражнений, арт-терапии, психодинамических и психостатических медитаций и иного способствовали созданию комфортной психоэмоциональной среды в общении детей между собой и со взрослыми, снижению тревожности, страха и достижению адекватных уровней самооценки.

Заключение

Методологическое рассмотрение проблемы психологической безопасности личности в дошкольном образовании и его научное обоснование предусматривают интегративный характер исследования. Это связано и с тем, что изучаемая проблема сама по себе является сложной и многоплановой, успешность формирования ее у детей требует обоснования научно-теоретических, методологических и методических основ с разных научных областей, в том числе культурологической, психологической, педагогической и т.д.

Обращение к научным трудам подтверждает, что фактически мало научных исследований, посвященных изучению психологической безопасности личности в дошкольном образовании. Предпринятое исследование призвано восполнить существующий пробел в дошкольном образовании.

Безусловно, дети в дошкольном возрасте осознанно не могут противостоять проявлениям угроз и бороться с ними, но ценность «взращения» сущностных основ личности, развитие ценностности в дошкольном периоде жизни детей являются непременными условиями успешной социализации и становления как личности. В этом отношении категория «обеспечение психологической безопасности детей» определяется нами как система межличностных взаимоотношений и мер по предотвращению угроз и укреплению сущностных основ развития личности.

В исследовании нами определены психологические факторы угроз, с которыми ребенок повседневно сталкивается в реальной жизни: враждебность окружающей ребенка среды, необоснованные запреты, преобладание авторитарного стиля воспитателей, родителей, в результате которых ребенок испытывает манипулирование собой, оскорбление, чрезмерный контроль, ограничение действий, моральное давление взрослых, отвержение сверстниками и др. В результате у дошкольников появляются чувства закомплексованности, страха, боязни, обиды, что вызывает эмоциональную неуверенность в собственной значимости, агрессию, тревожность.

Нами установлено, что психологическая безопасность детей в дошкольном возрасте более эффективно формируется в специально разработанной системе обучения и воспитания, которая предусматривает педагогические условия: создание комфортной психологической среды для безопасного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми; проведение профилактической и коррекционной работы по формированию позитивных взаимоотношений между детьми и со значимыми взрослыми, по снижению тревожности, страха и  развитию адекватной самооценки у детей; организация содержательного психолого-педагогического сопровождения педагогов и родителей по проблеме.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой исходных позиций, использованием методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам; проверкой и анализом полученных результатов; осуществлением количественного и качественного анализа; экспериментальной проверкой основных положений выдвинутой гипотезы, а также позитивной результативностью проведенной опытно-экспериментальной работы.


Библиографическая ссылка

Баишева М.И., Леонтьева А.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28359 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674