Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABILITY TO SELF-GOVERNMENT AT STUDENTS WITH DIFFERENT SPECIALIZATIONS

Rogaleva L.N. 1 Malkin V.R. 1 Kondratovich S.V. 1 Ibragimova K.I. 1 Dmitrieva I.S. 1 Feday E.V. 1 Gumerova A.A. 2 Amangozhaeva E.B. 3
1 Ural Federal Universiti named after the first Russian President Boris Yeltsin
2 Kazakh National University named al-Farabi
3 TURAN University
The article analyzes the problem of development of students’ ability to self-government in the context of the new educational standards. It is theoretically proved that development of the ability to self-government at students is related to their attraction into different types of educational and professional activities at the process of studying at university. The purpose of the research is to study different types of self-government at students with different specializations in the Institute of Physical Culture. Our research revealed significant differences in the development of the types of self-government at students – sportsmen and students with specialization “Service”. Based on the results of the study, it is made a conclusion about the impact of sport, educational and creative activities on the development of ability to self-government at students of different specializations. Factors affecting the development of a level and types of the ability to self-government at students of different specializations are analyzed. It is proved that at the process of organization of sportsmen’s self-government the leading role is given to coach or teacher, whereas students with specialization “Service” are mostly oriented on self-organization of their time and activity. The obtained data can be used in the planning of psychological and pedagogical work with students.
education
students
ability to self-government

В условиях реализации новых стандартов ФГОС ВПО значительно возрастают требования к формированию личностно-профессиональных качеств студентов в процессе обучения в вузе [1].

В связи с этим одна из целей современного образования заключается в создании таких психолого-педагогических условий, которые могли бы обеспечивать развитие у студентов способности организовывать, управлять и регулировать свою деятельность, или, другими словами, способности к самоуправлению.

На основании литературы можно заключить, что под самоуправлением понимается осознанное, целенаправленное изменение человеком себя, способность человека ставить перед собой цель, управлять своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями [2; 3].

Особая роль в развитии самоуправления отводится студенческому возрасту [4; 5]. Это связано с тем, что именно эти годы становятся определяющими в развитии у человека ответственности за самоуправление своей деятельностью [6; 7].

Несмотря на активное изучение проблемы самоуправления в студенческом возрасте, можно сказать, что эмпирического материала по данной проблеме накоплено не достаточно. В ходе анализа литературы нами были выделены следующие противоречия:

– между совершенствованием диагностических методов по изучению самоуправления и отсутствием эмпирических данных об особенностях самоуправления у студентов разных специальностей;

– между повышением роли образования в формировании личностно-профессиональных качеств у студентов и недостаточной информацией о факторах, влияющих на развитие самоуправления студентов.

Наличие данных противоречий определило цель исследования: выявить способность к самоуправлению у студентов разных специализаций и проанализировать факторы, влияющие на развитие данной способности.

Гипотеза исследования заключалась в том, что в силу того, что развитие способности к самоуправлению тесно связано с учебно-профессиональной деятельностью студентов, то можно предположить, что данная способность и факторы, ее определяющие, будут значительно различаться у студентов разных специальностей.

Методы исследования. Экспериментальная база исследования ИФКСиМП УрФУ г. Екатеринбурга. В исследовании принимали участие 60 человек: 30 студентов специальности «Физическая культура», средний возраст 20 лет, и 30 студентов специальности «Сервис», средний возраст 20 лет. В качестве методов диагностического исследования был выбран «Опросник для определения уровня и типа самоуправления», разработанный В.И. Андреевым [8]. В данной методике выделено 9 уровней способностей к самоуправлению (от очень высокого до очень низкого) и 9 типов способностей к самоуправлению. Для изучения факторов, влияющих на развитие самоуправления, нами была разработана авторская анкета, которая, с одной стороны, была направлена на рефлексию студентами внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие самоуправления, а с другой - на выявление приемов и средств по самоуправлению, которые чаще всего они используют для организации своей жизнедеятельности. Организация исследования проходила в три этапа. На первом этапе изучался уровень и тип самоуправления студентов. После проведения психодиагностического исследования проводилась беседа со студентами, и затем предлагалось заполнить анкету по факторам, которые в большей степени способствуют развитию самоуправления с их точки зрения и личного опыта.

Результаты и обсуждение. В ходе диагностического исследования по опроснику
В.И. Андреева нами были выявлены определенные различия по уровням способности к самоуправлению у студентов разных специальностей (рис. 1).

Рис. 1. Результаты распределения уровней развития способности к самоуправлению
у студентов разных направлений

Для группы студентов специальности «Физическая культура» характерно два уровня способности к самоуправлению: «выше среднего» – 33,3% и «чуть выше среднего» – 33,3%.

Для студентов «Сервиса» более характерен «средний» уровень – 36,6% и уровень «чуть выше среднего» - 33,3%.

При этом в группе «ФК» есть студенты с «очень высоким» и «высоким» уровнем – 9,9%.

Применение t-критерия Стьюдента показало наличие достоверных различий по данной выборке р ≤ 0,01. Различия, на наш взгляд, вызваны спецификой спортивной деятельности, в ходе которой у студентов-спортсменов развиваются процессы самоконтроля и саморегуляции, при этом необходимо учитывать, что они, как правило, включены в разные виды деятельности (учеба и спорт), в силу этого у них есть потребность к рациональному планированию и управлению своей жизнедеятельностью. Нами отмечено, что высокий уровень выражен, прежде всего, у действующих спортсменов, которые успешно сочетают учебу и спорт. При этом невысокий уровень способности к самоуправлению у студентов-спортсменов, который наблюдается в 23.3% случаев, позволяет утверждать, что на развитие способности к самоуправлению влияет не только деятельность, но и ряд других факторов.

Следующие данные, которые были получены по опроснику В.И. Андреева, касались изучения выраженности типов способностей к самоуправлению в группах студентов разных специализаций (рис. 2).

Рис. 2. Результаты распределения типов способностей к самоуправлению
у студентов разных специализаций

Как видно по рис. 2, у студентов специальности «Физическая культура» (ФК) ярко выражен такой тип способности к самоуправлению, как «Самоорганизующийся» (9,22 балла) и «Самокритичный» (9,42 балла). Это означает, что студенты могут планировать свою жизнь, свои дела как на день, неделю, месяц, так и на более длительную перспективу. Могут быть способны рационально использовать свои силы и время. Организовать свою деятельность так, чтобы получать не только конкретные результаты, но и удовлетворение от самого процесса деятельности; уметь мобилизовать себя на достижение цели и, если это необходимо, снять напряжение, используя приемы релаксации. Также для них характерно умение адаптироваться к каждому новому виду деятельности.

В то же время у студентов специальности «Сервис» наиболее ярко выражены другие типы способности к самоуправлению – это «Самодеятельный» (9,47 балла), то есть они умеют проявить инициативу, самостоятельность, независимость, и «Самореализующийся» (9,3 балла), то есть они умеют проявить себя, опираясь прежде всего на свои творческие способности. Применение t-критерия Cтьюдента показало наличие достоверных различий по всем выделенным показателям с достоверностью р ≤ 0,01.

На наш взгляд, полученные данные свидетельствуют о том, что студенты-спортсмены в большей степени регламентированы в своей жизнедеятельности, поэтому самоорганизация обеспечивает адаптацию к жесткому режиму, а учитывая высокие нагрузки в спорте, даже студенческом спорте, которые сопровождаются не всегда успехом, как и учебная деятельность, то, скорее всего, именно «самокритичность» позволяет студентам справляться с неудачами и трудностями, возникающими как в спорте, так и учебе.

В свою очередь студенты специальности «Сервис» находятся в совершенно другой ситуации, а поэтому наличие свободного времени дает им возможность развить инициативу и способствует поиску видов деятельности, которые помогают им реализовать свои способности.

Полученные данные, на наш взгляд, подтверждают нашу гипотезу о том, что включение студентов в разные формы учебно-профессиональной деятельности влияет на тип и уровень самоуправления.

Результаты второго этапа выявили также существенные различия.

На вопрос: «Кто распределяет, контролирует Ваше время?» были получены следующие результаты (рис. 3).

Рис. 3. Ответы на вопрос: «Кто распределяет и контролирует Ваше время?»

Согласно полученным данным, роль внешних факторов (тренер, родители, окружение, педагоги) по значимости выше у студентов-спортсменов, чем у студентов специальности «Сервис». При этом 20% студентов специальности «Физическая культура» считают, что их время зависит от тех требований, которые исходят от тренера, так как он планирует тренировочный процесс и контролирует их деятельность, 16,6% студентов-спортсменов считают, что их временем управляют педагоги и ближайшее окружение, а 10% - отметили, что родители.

Студенты-спортсмены имеют больше обязанностей перед тренером, педагогами и мало свободного времени, поэтому распределение этого времени осуществляется под влиянием требований окружающих.

Совершенно иная картина у студентов группы «Сервис». У 93,3% студентов отмечено, что они распределяют свое время и планируют свои задачи сами, и лишь у 6,6% это зависит от окружающих. Для студентов «Сервиса» характерна меньшая зависимость от окружения и, естественно, опыт распределения и организации свои дел полностью зависит от них. В силу этого мы можем прогнозировать у студентов-спортсменов развитие исполнительности, а у студентов «Сервиса» инициативы и творчества.

Эти данные объясняют результаты нашего исследования, почему у студентов «Сервиса» преобладает большая инициатива.

На вопрос, связанный с влиянием самоуправления на спортивный результат, мы получили ответы, достаточно сходные у студентов разных специальностей (рис. 4).

Рис. 4. Ответы на вопрос: «Влияет ли самоуправление на результаты спортивной деятельности?»

Данный факт свидетельствует о том, что все студенты осознают, что для достижения целей необходимо планировать свою деятельность, искать пути, ведущие к успеху, работать с полной отдачей сил, что не всегда необходимо для достижения в других видах деятельности. Данные результаты очень важны, так как современные психологические исследования доказывают, что в спорте, где конкуренция достаточно высокая, человек должен быть более самоорганизован, чем в реальной жизни. Поэтому спорт можно рассматривать как фактор развития самоорганизации и самоуправления, но в то же время, как показывают наши исследования, обратной стороной этого является снижение инициативы и подчинение режиму и внешним требованиям.

Также интересные факты мы выявили о роли образования в развитии самоуправления студентов. Дело в том, что в новые стандарты образования в настоящее время включена дисциплина «Основы самоменеджмента», которая в какой-то степени направлена на вооружение студентами знаний о путях развития способности к самоуправлению, цель ее - дать недостающие знания, которые студенты смогут применить на практике.

На рис. 5 представлены результаты важности дисциплины «Самоменеджмент» для студентов с учетом двух групп: как для тех, у кого была данная дисциплина, так и для тех, у кого данной дисциплины не было.

В отличие от студентов-спортсменов студенты специальности «Сервис» несколько ниже оценивают значимость данной дисциплины для себя.

Рис. 5. Ответы на вопросы: 1. «Была ли у Вас дисциплина "Самоменеджмент"?».

2. «Если нет, хотели бы, чтобы она была?»

Полученные данные можно объяснить тем, что у студентов-спортсменов выше выражена потребность во внешнем руководстве, в то время как у студентов «Сервиса» выше потребность в самодеятельности. Данные относительно приемов, которые применяют студенты для самоорганизации своей жизни, отражены на рис. 6. Студенты специальности «Физическая культура» предпочитают записывать свои планы в дневник – 27%, большая часть студентов запоминают свой план на день, неделю, месяц, год – это 60%, и лишь 13,3% студентов пользуются своими гаджетами и ставят там напоминания или записки.

Рис. 6. Ответы на вопрос: «Какие приемы Вы используете для самоменеджмента?»

В группе «Сервис» студенты записывают в дневник свои планы – 23%, запоминают - 36,6%, и 40% - большинство - пользуются смартфонами для лучшей самоорганизации. Данные результаты позволяют предположить, что поскольку их жизнь сильно зависит от внешнего окружения, то студенты-спортсмены стараются не конкретизировать и не записывать свои действия. Как пример, приведем высказывание студентки А.В.: «Мне сложно расписывать даже свой план тренировок, так как я не знаю, когда будет сбор, многое определяет тренер или федерация, поэтому это сильно осложняет планирование своей жизни». В то же время поскольку студенты специальности «Сервис» управляют своей жизнью сами, то они используют активно дневники и напоминания в смартфоне.

Еще один вопрос нашей анкеты должен был дать ответ, относятся ли студенты обеих групп к людям «настроения» или к людям «рациональным». Для этого им был задан вопрос: «Какие факторы влияют на распределение вашего времени?» (рис. 7).

Рис. 7. Ответы на вопрос: «Какие факторы влияют на распределение вашего времени?»

Можно заключить, что на всех студентов обеих специализаций очень сильно влияет настроение - 33,3%. Данный факт можно объяснить возрастными особенностями студентов.

Но на втором месте студенты «Сервиса» назвали объем и срочность, в то время как студенты-спортсмены указали на погоду; возможно, это связано с организацией тренировочного процесса, который напрямую иногда зависит от погодных условий.

На третьем месте студенты-спортсмены поставили близких людей, в то время как «Сервис» указал, что нет таких факторов, т.е. что они достаточно свободны в своем выборе.

Выводы. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о различиях в способности к самоуправлению у студентов разных специальностей. Полученные данные могут быть использованы для более эффективного планирования психолого-педагогической работы со студентами разных специализаций по развитию у них способности к самоуправлению.